Сочинение по картине пальма сарьян

Обновлено: 30.06.2024

Добавить в избранное

Содержание статьи

© Государственная Третьяковская галерея

Посмотрите на картину и представьте…

Феллахи — деревенские жители в Египте и других странах Северной Африки.

© Государственная Третьяковская галерея

…Жаркий день. Воздух дрожит от зноя. Песок обжигает, стены домов раскалены. Солнце — ослепительный белый шар. Для европейца такая жара невыносима, но феллахи привыкли к зною. Даже в самые жаркие дни жизнь в поселении не останавливается, а лишь затихает. Двое сидят в тени под пальмой, мимо них кто-то проезжает на ослике. Ещё один человек устроился на крыше дома.

© Государственная Третьяковская галерея

Именно пальма с её плодами-солнцами отсылает к древнему культу солнца. Египет — страна пирамид, фараонов, сфинксов, которой покровительствует могучий бог Амон-Ра:

Край Озириса, Гора и Изиды.

Папирус. Лотос. Пальма. Тамариск.

Храм духа, светят алым пирамиды.

Могучий Ра высоко поднял диск.

И как копьё оконченной обиды,

Как пламень камня всходит обелиск.

Древние египтяне изображали бога Ра человеком с головой сокола, увенчанной солнечным диском, и считали, что его щедрость и доброта дают жизнь всему сущему. Во славу Ра устанавливали обелиски — четырёхгранные сужающиеся кверху столбы. Навершие обелиска покрывали сплавом из золота и серебра — электрумом, ярко блестящим на солнце. На боковых гранях обелиска высекали тексты гимнов, прославляющих Ра. В картине Сарьяна ствол пальмы напоминает об этих древних символах божества.

© Государственная Третьяковская галерея

А теперь обратите внимание на того, кто, возможно, знает о многих тайнах этой удивительной страны. Догадались, о ком идёт речь? Неторопливо и гордо в пространство картины входит верблюд… С каким достоинством он держится, сколь мудрым кажется. Не правда ли, он чем-то неуловимо напоминает сфинкса?

Секреты мастерства

© Государственная Третьяковская галерея

Почему листья написаны длинными синими мазками, а небо — жёлтыми? Возможно, потому, что так листья становятся похожи на перья сказочной синей птицы, а небо кажется сотканным из солнечных лучей. Продуманная неточность в передаче форм превращает плоды граната в птиц, а птиц — в цветы. На переднем плане изображены герои этой известной одному только художнику сказки — мечтательный юноша-поэт и прекрасная газель, быть может, это заколдованная принцесса или даже волшебница, умеющая менять облик. Мотив таинственных превращений становится главным в картине.

Преднамеренная неточность в изображении предметов, обобщение и упрощение их форм, свободное обращение с цветом помогают художнику погружать зрителя в мир фантазий и тайных смыслов. Все эти приёмы позволили Сарьяну в автопортрете выразить сокровенную мечту о возвращении на родину предков, в Армению.

© Государственная Третьяковская галерея

Окончательно стиль Сарьяна сформировался во время путешествия по Турции и Египту. Там он открыл в себе способность не только спокойно переносить палящее солнце, но и наполняться его энергией. Вот слова художника:

Больше всего на свете я люблю солнце. Любить солнце — значит любить мир, любить землю и всё то, что есть на ней. Мы связаны с солнцем, оно веками увлекает нас за собой. Куда? Неизвестно. Приходят новые поколения, а солнце всегда остаётся в человеке, в каждом из нас.

Сарьян увидел, что лучи полуденного солнца преображают формы и цвета предметов. Когда свет слепит глаза, мы не видим мелких деталей, подробностей, полутонов, только самое основное.

© Государственная Третьяковская галерея

Задания

1. Как вы думаете, где на картине жарче всего, а где холоднее? Какие цвета передают эти ощущения?

2. Найдите самое светлое и самое тёмное место на картине. С помощью каких цветов художник передал ощущение света и темноты?

3. Найдите контрастные пары цветов среди ниточек клубка на рисунке. Не забывайте, что контраст может быть разным: это и контраст холодных и тёплых оттенков, и светлых и тёмных, и насыщенных и более нежных.

4. Финиковые пальмы могут достигать 40 метров в высоту. Как вы думаете, какой высоты пальма на картине Сарьяна? Чтобы произвести расчёт, сравните высоту пальмы с ростом сидящих в её тени людей. Исходите из того, что высота сидящего человека порядка 80–90 сантиметров.

Рекомендации

Что почитать?

С какими сверхъестественными явлениями довелось столкнуться Али-Бабе и Аладдину? Какая из этих сказок волшебная, а какая поучительная?

Что послушать?

По словам М. Волошина, Сарьян благодаря своему таланту и учителям имел уникальную возможность быть европейцем в Азии и азиатом в Европе. Сцена около пальмы в Египте увидена глазами импрессиониста и одновременно мастера, постигшего пластическую и колористическую формулу Востока.


Финиковая пальма. Египет. 1911. Картон, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Сапунов Николай Николаевич (1880–1912) Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты

Сапунов Николай Николаевич (1880–1912) Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты Живописные искания Сапунова близки французским импрессионистам. Он влюблен в музыку цвета и линии. Вместо плотного, определенного мазка и четкого цветового пятна – слегка размытые очертания

Куприн Александр Васильевич (1880–1960) Натюрморт с тыквой

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939)

1972 В начале года Грант отправил своих подопечных в очередное турне — на этот раз на австралийский континент. Питер это мероприятие задумал еще осенью 1971-го и отправил Ричарда Коула в служебную командировку на Зеленый континент с целью проверить состояние тамошних сцен и

I - Египет

I - Египет Древнеегипетский папирусный свиток с карикатурами. Британский музейЕсли не считать упомянутых выше "охотничьих картин" каменного века, начертанных на стенах пещер Везерской долины во Франции и Альтамиры близ Сантандера (Испания), - картин, в которых пейзажный

Пальма

Пальма От лат. palma — ладонь (из-за формы листьев) — главный символ победы и триумфа. В Древнем Риме победившие атлеты, солдаты и гладиаторы награждались пальмовыми ветвями. Пальмовую ветвь, посвященную Юпитеру, как символ победы несли во время триумфальных процессий.

Карл Карлович Гампельн 1794–1880

Карл Карлович Гампельн 1794–1880 Гампельн родился в Москве, учился в Вене в институте для глухонемых. В 1815 году он преподнес императрице Елизавете Алексеевне гравюру своей работы и с тех пор находился под ее покровительством. Гампельн жил в доме президента Академии

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)

Аркадий Александрович Пластов (1893–1972)

Аркадий Александрович Пластов (1893–1972) Вернувшись в родное село после трех лет обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Пластов трудился наравне со своими земляками, помогая им во всем. На живопись оставалось совсем немного времени, но крестьяне,

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мартирос Сарьян. Цветовой катарсис

Сегодня в галерее на Крымской набережной мое внимание привлекла одна картина. Издали я подумал, что на ней изображен узбекский кишлак, но, подойдя поближе, с удивлением прочитал название: "Старый Ереван".

Photobucket

Присмотревшись, я заметил и армянскую церковь на заднем плане, и снежную вершину Арарата. Так я познакомился с творчеством Мартироса Сарьяна.

На выставке было еще несколько его работ - все необыкновенно яркие, сочные. И географичные: горы Армении, улочки Константинополя, оазисы Египта.

Вернувшись домой, я обратился к гуглу, и очнулся лишь через пару часов, перечитав все, что нашел о художнике, и пересмотрев все доступные картины. Признаюсь, я настолько впечатлился его работами, что не мог ни выложить подборку. Сюда вошло далеко не всё - я отобрал лишь произведения страноведческого характера ;)

В нынешней бесцветной Москве эти краски смотрятся особенно волнительно.

Photobucket

Мартирос Сарьян родился в Новой Нахичевани в 1880 г.. Это армянское поселение на Юге России – ныне район города Ростов-на-Дону. Армян там уже не так много, но слава армянского квартала осталось (мы исследовали этот район в ходе летней практики в 2008 г. )

Выучившись на художника в Москве, Мартирос едет на историческую Родину и возвращается с вечной любовью к этой земле и первыми работами

Photobucket

Несмотря на то, что он потом не раз будет возвращаться в Нахичевань, донские степи он не напишет ни разу. А горы Армении станут основной темой его творчества.
Иногда историческая Родина оказывается сильнее Родины малой.

Photobucket

В отличие от большинства отечественных художников, которые искали вдохновения на Западе: среди гор и озер Италии и Швейцарии (это, кстати, здорово видно по экспозиции выставки – до 30х годов пейзажи сплошь итальянские), Сарьян смотрит исключительно на Восток. В 1910-13 гг. он совершает путешествия в Турцию, Египет и Персию. Гор там нет – основная тема его картин: города и оазисы.

Из пустынь Востока в его творчество проникают яркие краски, чтобы уже никогда не исчезнуть.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

название этой картины узнать не удалось. Но похоже, что это из персидских впечатлений.

Photobucket

После революции художник концентрируется на пейзажах Армении

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

не нашел названия

Photobucket

Photobucket

(легко понять, какое время лучшее для поездки в Армению ;))

Попутно он разрабатывает эскиз для герба Армянской Советской Республики

Photobucket

Гора Арарат, разумеется, стала центральной основным элементом его картин

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Много внимания (особенно после войны) Сарьян уделял промышленному развитию республики. На его глазах Старый Ереван превращался в Новый, росли города и поселки. И в этой новой жизни художник также находил свои цвета.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Но все же не трубы, а травы были его страстью.

Photobucket

Особенно много Мартирос писал букеты.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Портретов в его портфолио также немало, но, напомню, у нас строго географический подход )

Хотя парочку показать необходимо…

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Сарьян умер в Ереване в мае 1972 г., в тот месяц, когда природа окончательно расцветает яркими красками, которые он так любил.

В армянской столице ему поставлен памятник

Photobucket

А его картина красуется на купюре в 5000 драм

Photobucket

Мартирос Сарьян заслуженно считается самым известным армянским художником. Благодаря его работам мы восторгаемся красотой армянских гор. И корректируем свои планы на будущее. По крайней мере я – точно скорректировал ;)

САРЬЯН

И Арарат
как будто нимб
над гривой
Мартироса.


БИОГРАФИЯ


ВОЛШЕБНЫЙ СВЕТ МАСТЕРА


К 40-летию Дома-музея Мартироса Сарьяна (2007 год)


Дом-Музей Мартироса Сарьяна. Ереван

Полный каталог работ

Р. Сарьян

ТВОРЧЕСТВО САРЬЯНА



У гранатового дерева





НАГРАДЫ И ПРЕМИИ


В Ереване М. С. Сарьяну сооружён памятник.

РАБОТЫ


Герб Армянской ССР, основанный на эскизе Сарьяна



СОЧИНЕНИЯ

Сарьян, М. С. Из моей жизни [Текст] / М. С. Сарьян; 2-е изд., М., 1971.

БИБЛИОГРАФИЯ

Михайлов А. И. Мартирос Сергеевич Сарьян [Текст] — М.: 1958.

В КИНО

Цвет армянской земли (1969 ) — запрещённая дебютная лента режиссёра Михаила Вартанова

ВАРПЕТ
Мартиросу Сарьяну

За окном злится зимняя вьюга,
А живу я под солнцем юга.
Оно светит мне в счастье, в несчастье –
Согревая в любое ненастье.

За окном – время первых проталин,
Еще голы и холодны дали…
Что же в них мне – ведь щедрая осень
В дар плоды золотые приносит.

Я живу средь бескрайних просторов,
Но вокруг – словно милые горы
Дарят людям волшебные краски,
Будто вынесенные из сказки.

Не страшат меня мрак и туманы
Я в волшебной Стране Сарьяна,
Что любовью его согрета…
И спасибо, Варпет, Вам за это.

Х. Наирьян ( Х. О. Кристостурян)
Перевод К. Бобошко.

ИСТОЧНИКИ:

Читайте также: