Сочинение по картине милосердный самарянин 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Притча о добром самаритянине

История начинается с того, что один человек по дороге из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников. Избитый до полусмерти и ограбленный, он был брошен умирать на обочине. Мимо него прошли несколько людей, но они не оказали ему помощь. Первым был священник, который заметил несчастного, но прошел мимо. Вторым оказался левит (представитель особого еврейского сословия священнослужителей из колена Левия), который также прошел мимо. Следующим был самаритянин, представитель этнической группы, которую евреи не признавали единоверцами и с которыми их разделяла многовековая вражда. Казалось бы, этот человек имел все основания пройти мимо. Однако именно он перевязал раны несчастного, отвел его в гостиницу и оплатил расходы на содержание, пока тот не поправится.

Исследователи предполагали, что священник и левит не помогли нуждающемуся не от душевной черствости, а, возможно, были слишком заняты мыслями о духовном, вот и не заметили его. Иначе говоря, их внимание в тот момент было сфокусировано на другом. Дарли и Батсон решили поставить эксперимент, чтобы выяснить это.






Кто такие самаряне?

В Х веке до рождества Христова на восточном побережье Средиземного моря, которое омывает юго-западную часть Азии, находилось царство Израильское. В те времена страною правили царь Давид и после – его сын Соломон. В период их царствования страна процветала.

Взошедший на престол сын Соломона Ровоам, отличался редкой жестокостью и тиранством. Не выдержав его издевательств, десять колен Израильских (всего их 12) не признали его власть и под предводительством Иеровоама, соратника царя Соломона, образовали новое государство Израильское со столицей Самария. По названию столицы жители стали называться самарянами.

Два колена, Вениаминово и Иудино, остались верны Ровоаму. Их государство стало называться Иудеей. Столицей царства стал город Иерусалим. Как мы видим, иудеи и самаряне – это одна нация. Говорят они на одном языке – иврите.

Это один народ, разделённый на две части и исповедавший одну религию, правда, с некоторыми различиями. Длительная вражда сделала их непримиримыми врагами. Иисус не зря включает в притчу милосердного самарянина. Смысл этого в том, что все народы должны жить в мире, и особенно родственные.

милосердный самарянин из нового завета смысл притчи

Об авторах эксперимента

Дэниел Батсон — американский социальный психолог, доктор психологии и социологии Принстонского университета и ассистент Джона Дарли в его экспериментах с 1980 года. Основными направлениями его научных изысканий были исследования психологии альтруизма, сопереживания (эмпатии) и психологии религии.

Батсон стал известен своей гипотезой альтруизма: он заявлял, что люди помогают нуждающимся из чувства сострадания к ним, не рассчитывая на какую-либо материальную или психологическую компенсацию. Батсон утверждал, что чистый альтруизм существует, а гипотеза об изначальном человеческом эгоизме является ложной, за что неоднократно подвергался критике.






Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)

Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи – милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны. Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют.

Гипотезы

Джон Дарли и Дэниел Батсон выдвинули следующие гипотезы, которые необходимо было проверить:

  1. Люди, размышлявшие на религиозные и этические темы в то время, когда потребовалась их помощь, будут не более предрасположены к оказанию помощи, чем люди, думавшие о чем-либо другом.
  2. Если люди спешат, когда они столкнулись с ситуацией, в которой требуется их помощь, то они будут менее склонны предложить помощь, чем люди, которые никуда не спешат.
  3. Люди с религиозностью такого же типа, как религиозность самарянина (религиозные нормы являются самоценными, выполнение религиозных норм происходит как реакция на повседневную жизнь, духовный поиск), будут помогать чаще, чем люди с религиозностью такого типа, как у священника и левита (религиозные нормы выполняются ради вознаграждения).

Дарли и Батсон рассуждали таким образом: можно предположить, что священник и левит, будучи глубоко религиозными по своим убеждениям и участниками богослужений по роду своей деятельности, по дороге думали на религиозные темы и, возможно, торопились на службу и другие важные встречи, связанные с их общественной деятельностью.

Условия эксперимента

Для эксперимента было отобрано 67 студентов. Им не была раскрыта истинная цель эксперимента, вместо этого участникам было объявлено, что они участвуют в исследовании профессиональной карьеры студентов семинарии. Перед началом эксперимента студенты заполнили опросники на выявление их типа религиозности. Перед ними была поставлена задача: пройти несколько экспериментальных процедур в разных помещениях, находившихся в разных зданиях, путь между которыми занимал несколько минут пешком. У дороги из одного здания в другое экспериментаторы поместили актера, который изображал пострадавшего.

Зависимой переменной в данном эксперименте являлось то, окажут ли студенты помощь пострадавшему, и какую. Независимыми переменными были временные рамки — до какой степени студент спешил в другое здание, а также тема речи, которую он должен был там произнести. Одним студентам дали достаточно времени на дорогу, другие же были ограничены во времени. Темы также различались: одни должны были рассказать о своих представлениях, на какой должности они будут работать эффективнее всего, другие — рассказать притчу о добром самаритянине.

В результате эксперимента было отобрано 47 студентов: 7 из них оказались в дальнейшем недоступными для связи по телефону, а 4 догадались о цели эксперимента.

Исследование проводилось в течение трех дней, с 14 по 16 декабря 1970 года, с 10 до 16 часов. Такие узкие временные рамки были созданы для того, чтобы исключить разницу в погодных условиях и освещении, что могло бы повлиять на ход эксперимента. Испытуемые были разделены по экспериментальным группам случайным образом.

Процедура эксперимента

Всем испытуемым, явившимся для участия в эксперименте, ассистент давал прочесть объяснение необходимости исследования, а затем выдавал задание: записать на магнитофон 3-5-минутную речь, которую нужно произнести, основываясь на предложенном тексте. Первый текст касался будущей карьеры, а второй представлял собой притчу о добром самаритянине. Испытуемый должен был сказать то, что он сам думает по поводу предложенного текста, но не пользоваться записью.

Ассистент на несколько минут оставлял студента наедине с текстом, а затем возвращался и пояснял, что, поскольку в этом здании мало места, для записи нужно будет пройти в другой корпус, и показывал дорогу. Затем вводилась переменная 2: спешка. Ассистент, взглянув на часы, говорил испытуемому, что ему лучше поторопиться, так как его уже ждут и он опаздывает.

1 — испытуемый заметил пострадавшего и понял, что помощь нужна, но не предложил ее;

2 — заметил, но не остановился и помог косвенным способом (например, рассказал экспериментаторам о нуждающемся в помощи);

3 — остановился и спросил, нужна ли помощь;

4 — остановился и помог зайти в дом.

5 — отказался оставить жертву (через 3-5 минут) и настоял на том, чтобы отвести ее куда-либо в другое место, например, выпить кофе или в больницу.

Богословское толкование[ | ]

Масло, упоминаемое в Лк. 10:34, в греческом оригинале передано словом elaion

Результаты эксперимента

Выяснилось, что те испытуемые, которые торопились, оказали в большинстве случаев меньшую помощь, чем те, что не спешили. Тема речи, которую должен был произнести испытуемый, не оказала значимого влияния на оказание помощи.

Количественные данные выглядят следующим образом:

  • Из 40 испытуемых 16 (40%) предложили жертве какую-либо прямую или косвенную помощь, 24 (60%) не предложили.
  • При низком уровне спешки помощь предложили 63%; при среднем уровне спешки — 45%; при высоком уровне спешки — 10%.
  • Из испытуемых, которые должны были произнести речь, касавшуюся оказания помощи, помощь предложили 53%; из испытуемых, которые должны были произнести речь, касавшуюся формальной темы эксперимента, — 29%.

Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза: спешащий человек менее склонен оказывать помощь. Религиозные мысли не оказали значимого влияния на поведение. Те студенты, которые собирались рассуждать о притче про доброго самаритянина, не намного больше были склонны к оказанию помощи, чем те, что собирались говорить о профессии.

Третья гипотеза, основанная на типах религиозности, также не получила подтверждения: корреляции между оценками религиозности и зависимыми переменными исследования не были статистически значимыми.

Что показал эксперимент?

Из эксперимента следует совершенно однозначный вывод: занятые и не занятые религиозными мыслями люди одинаково склонны оказывать помощь попавшим в беду. А вот спешка довольно существенно влияет на стремление оказывать помощь пострадавшим.

Значимость норм оказания помощи, подкрепленная притчей о добром самаритянине, казалось бы, должна была сильнее повлиять на поведение испытуемых. Но статистически значимого влияния не было, к удивлению самих экспериментаторов. Значит ли это, что постоянная спешка, привычная для современного общества, привела к снижению этических норм? И люди, зная, что кому-то нужна помощь, сознательно игнорируют его?

Другие же испытуемые успели это осознать и оказались перед сложным выбором: помочь внезапно встреченному человеку или выполнить свой долг перед экспериментатором, который уже ждал в другом здании. Это сложный внутренний конфликт, который, однако, нельзя назвать черствостью. Экспериментаторы отмечали, что некоторые испытуемые были взволнованы из-за того, что им пришлось принять такое решение.

Культурное восприятие

Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:

  • Рембрандт;
  • Винсент Ван Гог;
  • Эме Морот;
  • Доменико Фетти;
  • Иоганн Карл Лот;
  • Джордж Фредерик Уоттс;
  • Джакомо Конти;
  • Ян Вейнантс.

Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:

Ван Гог - Добрый самаритянин, картина

Склонность оказывать помощь не связана с религиозностью

Ученые выяснили, что склонность оказывать помощь нуждающимся в ней никак не связана с религиозностью человека. А вот с занятостью и нехваткой времени — да. Так что в определенной ситуации и религиозный, и неверующий человек могут не заметить, что кто-то попал в беду, спеша по своим делам. Спешили ли на самом деле герои притчи о добром самаритянине? Этого мы никогда не узнаем точно, как и то, были ли черствыми священник и левит, испытали ли они внутренний конфликт.

Таким образом, при оценке поведения людей лучше избегать стереотипов, особенно при недостатке данных о ситуации. Опираясь только на факты и не поддаваясь эмоциям, можно легко избежать манипуляций сознанием с помощью специально созданных для этого историй. Когда-то это были притчи, а сейчас это может быть любой громкий случай, попавший в средства массовой информации. Также не стоит забывать о том, что вне наших этических и религиозных убеждений мы прежде всего биологические существа со своими физическими ограничениями.

Притча как источник мудрости

Более двух тысяч лет люди читают Евангелие и находят в нём светлый источник духовного развития. Мудрость Господа постигается постепенно. Перечитывая его в десятый раз, будете как и в первый открывать для себя новый смысл, удивляясь и восхищаясь провидением непостижимой силы святого Духа, заложенной в простых словах.

Лучше всего абстрактная мысль усваивается тогда, когда она сопровождается наглядным образом. Картинкой. Чем-то начертательным. А уж нравственные-то уроки тем более требуют пояснений на примерах. И потому Иисус Христос, неся людям своё учение, так часто прибегал к одному и тому же приёму. Он рассказывал какую-то историю из жизни и предлагал обсудить её. Такие истории называются притчами. Об одной из них рассказывает в своём Евангелии Лука (Лк, 10, 25-37).

Некий книжник спросил Иисуса, как достигнуть жизни вечной. А как написано в Законе, спросил его Иисус. Ответ прост: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, душой, крепостью и разумением своими Это во-первых. А во-вторых, возлюби ближнего своего как самого себя. Так и написано в Законе, так и поступай. Но что значит ближний?

Человек существо многогранное (или многовекторное, как сказал бы Лукашенко). По какому признаку определять ближнего? По этнической общности или кровному родству? По подданству и гражданству? По гендерному единству? По имущественному уровню? Ведь если всех-всех любить, "как самого себя", то как раз на самого-то себя ничего и не останется.

Вот в ответ на этот вопрос и рассказал Иисус историю, как некий человек подвергся нападению разбойников, которые ограбили его и бросили израненного в пустыне. И проходил мимо священник. Посмотрел . И прошёл. А потом так же левит(это из весьма уважаемого рода потомков Левия, тоже, как правило, пребывающих в храмовой службе). Посмотрел и прошёл. И проезжал мимо на ослике самарянин. К жителям Самарии в тогдашней Иудее относились примерно так же, как относятся сейчас к русским в Прибалтике. Но он остановился. Промыл раны пострадавшему елеем (ручьёв в пустыне нет, а масло он, видимо, вёз на продажу или для жертвоприношения в храме. Промыв раны перевязал их и взгромоздив больного на своего ослика отвёз его к людям.

И мне кажется, что величие этой христианской заповеди в том, что она постоянно напоминает, что вокруг тебя есть ближние, то есть люди, нуждающиеся в твоей помощи, в твоей поддержке, в твоём милосердии.

P. S. Любопытно, но в русской поэзии к образу доброго самарянина чаще обращались женщины. Например, Каролина Павлова:

Когда один, среди степи Сирийской, Пал пилигрим на тягостном пути,- Есть, может, там приют оазы близкой, Но до нее ему уж не дойти. Есть, может, там в спасенье пилигрима Прохлада пальм и ток струи живой; Но на песке лежит он недвижимо. Он долго шел дорогой роковой! Он бодро шел и, в бедственной пустыне Не раз упав, не раз вставал опять С молитвою, с надеждою; но ныне Пора пришла,- ему нет силы встать. Вокруг него блестит песок безбрежный, В его мехах иссяк воды запас; В немую даль пустыни, с небом смежной, Он, гибнувший, глядит в последний раз. И солнца луч, пылающий с заката, Жжет желтый прах; и степь молчит; но вот - Там что-то есть, там тень ложится чья-то И близится,- и человек идет - И к падшему подходит с грустным взглядом - Свело их двух страдания родство,- Как с другом друг садится с ним он рядом И в кубок свой льет воду для него; И подает; но может лишь немного Напитка он спасительного дать: Он путник сам: длинна его дорога, А дома ждет сестра его и мать. Он встал; и тот, его схвативши руку, В предсмертный час прохожему тогда Всю тяжкую высказывает муку, Все горести бесплодного труда: Всё, что постиг и вынес он душою, Что гордо он скрывал в своей груди, Всё, что в пути оставил за собою, Всё, что он ждал, безумец, впереди. И как всегда он верил в час спасенья, Средь лютых бед, в безжалостном краю, И все свои напрасные боренья, И всю любовь напрасную свою. Жму руку так тебе я в час прощальный, Так говорю сегодня я с тобой. Нашел меня в пустыне ты печальной Сраженную последнею борьбой. И подошел, с заботливостью брата, Ты к страждущей и дал ей всё, что мог; В чужой глуши мы породнились свято,- Разлуки нам теперь приходит срок. Вставай же, друг, и в путь пускайся снова; К тебе дойдет, в безмолвьи пустоты, Быть может, звук слабеющего зова; Но ты иди, и не смущайся ты. Тебе есть труд, тебе есть дела много; Не каждому возможно помогать; Иди вперед; длинна твоя дорога, И дома ждет сестра тебя и мать. Будь тверд твой дух, честна твоя работа, Свершай свой долг, и - бог тебя крепи! И не тревожь тебя та мысль, что кто-то Остался там покинутый в степи.
4 апреля 1854

Мне кажется, что жертвенное великодушие Каролины Карловны чуть-чуть подпорчено явно сквозящей обидой. Женатые люди знают такие интонации.

Или Юлия Жадовская:

А это очень женские стихи, хотя и написаны вроде бы от имени мужчины. Но так же, как у Павловой - это монолог жертвы.

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Технология: РКМ

Планируемые результаты

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

Метапредметные:

регулятивные: понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные: формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные: осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

ВложениеРазмер
urok.docx 220.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 11 Класс 4 Д Дата: 26.09.18

Предмет: литературное чтение

Тип урока: формирование первоначального представления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Предметные: умение прогнозировать содержание урока, воспринимать на слух художественное произведение, высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме,

регулятивные : понимание учебной задачи урока стремиться к ее выполнению; осуществление самопроверки; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

познавательные: формирование умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; поиск необходимой информации в тексте. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; умение находить необходимые слова в тексте;

коммуникативные : формирование умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные : осмысление понятия милосердие, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, сосредоточьтесь и приступим к работе.

II. Речевая разминка

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая!

Какое сердце не дрожит

Тебя благословляя? В. Жуковский

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

— А сейчас прочитаем все вместе плавно, певуче.

— Прочитаем с ускорением: начнем медленно, затем с каждой строчкой будем читать все быстрее.

III. Работа по теме урока

1. Постановка учебной задачи

— Прочитайте стихотворение еще раз. Как вы поняли его содержание?

— Ребята, чему учили вас ваши родители? Какими они хотят вас видеть?

На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей..

1 октября - День пожилых людей..

3 декабря - Международный День инвалидов.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.

Выразите одним существительным то, с чем ассоциируются эти дни.

Почему именно эти слова возникли?

А что значит для вас милосердие? Напишите небольшое эссе.

-Зачитайте, что у вас получилось.

Благодарю, это ваше мнение.

- Кого мы называем милосердным человеком? Милосердным называется человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

— Какие дела свершает милосердный человек?

Помощь, за которую мы не требуем награды, т. е. без выгоды (корысти), называется бескорыстной.

— Определите задачи урока. (Сегодня на уроке мы попытаемся узнать истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.)

Все ли слова понятны? Напомните, что такое притча?

  • Короткий рассказ.
  • Имеет скрытый поучительный смысл, научит также находить решение проблем.

Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и иногда посмеяться над своими же ошибками.

2. Решение учебной задачи

(Знакомство с новым произведением. Чтение учителем АУДИОЗАПИСЬ Словарная работа.)

Предположите, о ком пойдёт речь?

Кого называют самарянином?

Перед прочтением притчи обратимся к словам для справок.(на слайде)

Священник и левит — служители Иерусалимского храма

Законник - это книжник, знаток законов.

Гостиница – постоялый двор

Иерусалим – столица Израиля

Иерихон – древний город в Палестине

— Ваши впечатления от услышанного?

V. Продолжение работы по теме урока

(Повторное чтение текста хорошо читающими детьми.)

— Какой вопрос был задан Христу?

— Как ответил Христос?

— Кто шел по той же дороге?

— Что сделал каждый из них?

— Чему учит нас притча о милосердном самарянине?

— Можете ли вы привести случаи из своей жизни, которые напомнила вам притча?

— Что означает выражение помощь ближнему?

Прочитайте притчу и подумайте, что вас потрясло? Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно, даже шокировало вас?

К вашим эмоциям, взглядам, суждениям мы сегодня будем возвращаться не раз.

Каждая группа анализирует содержание в зависимости от цвета шляпы.

Если в процессе работы возникнет затруднение, я всегда рядом, всегда приду на помощь.

Презентация каждой из групп

(Каждая из групп выбирает представителя, который представляет результат работы)

Милосердный самарянин — добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь попавшему в беду — выражение из Библии (Новый Завет, Евангелие от Луки, глава 10), где описывается история, рассказанная Иисусом своим ученикам. В этой притче на помощь пришел тот, от кого человек меньше всего ожидал помощи. Самаряне — немногочисленный народ, проживавший на территории Израиля. Особый смысл этому выражению придает еще и то, что евреи были в состоянии войны с самарянами. Таким образом, самарянин в то время воспринимался как представитель стана врага, но именно этот человек пришел на помощь.

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились?

— Кто его главные герои?

- Ребята, сегодня это не просто урок литературы в 4 классе. На мой взгляд это урок жизни, урок самопознания. Может случиться в жизни и так, что на пути кого-то из нас окажется человек, нуждающийся в нашей помощи. Это может быть человек другой национальности, других убеждений, других обычаев. Для милосердия, жалости и сострадания нет никаких различий между людьми. Вы оказали милосердие одному человеку, а добро может вернуться к вам из других рук, но вернётся непременно. Через милосердие мы и находим себе ближних.

- Перед каждым из вас лежит бумажное сердечко, напишите по одному слову , которое для вас наиболее значимо, когда речь заходит о милосердии. Подарите гостям.

Имя события проблемы: BlueScreen

Версия ОС: 6.0.6002.2.2.0.768.3

Дополнительные сведения об этой проблеме:

OS Version: 6_0_6002

Service Pack: 2_0

Файлы, содержащие сведения об этой проблеме:

Прочтите заявление о конфиденциальности:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного.


Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к.


Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор.

Милосердный самарянин

Притча повествует о том, что доброта и бескорыстная помощь попавшему в беду человеку — имеет абсолютную ценность для Бога, независимо от образа веры оказавшего помощь. Ведь самарянин для иудея — еретик, с которым правоверному запрещено общаться. Но как раз правоверные священник и левит прошли мимо пострадавшего и таким образом, может быть, осудили его на смерть. Правоверие — не в правильности исполнения обрядов, а в активном проявлении добра.

Центральное место картины занимают три персонажа. Несчастный человек, самарянин и чернокожий раб. Голая, выжженная палящим солнцем пустыня позади них ничем не привлекает внимания. Бело-оранжевое небо предвещает ещё больший зной. К горизонту небо темнеет, приобретает тёмно-серый и синеватый оттенок, но это не предвестие долгожданного дождя, это мираж, дрожащий вдалеке.

Самарянин одет в белые одежды, на голове его белая с красным орнаментом куфия (мужской головной платок, популярный в арабских странах). Ему не жаль своих белых одеяний, он терпеливо держит на руках окровавленного, страдающего человека. Измученный, с непокрытой головой, страдалец держится из последних сил. На его теле видны раны, голова страдальчески склонена на бок. Самарянин держит руку под бутылью, которую наклонил чернокожий раб, ожидая, когда масло польётся на ладонь. Он омывает раны несчастному. На заднем плане картины стоит навьюченный осёл, который покорно ожидает хозяев.

История создания.

Отношение автора к вере.

Биография.

Василий Иванович Суриков родился 24 января (12 января, ст. ст.) 1848 года в Красноярске, в семье канцелярского служащего. Семья Суриковых принадлежала к казачьему роду. Предки художника по отцовской линии, вероятно, пришли в эти края с Дона, во времена Ермака. Происхождение было для Сурикова предметом гордости. Василий Иванович часто называл себя русским казаком. О ранних годах художника мало что известно. В 1859 году умирает его отец, семья оказывается в тяжёлом материальном положении, и мать его, Прасковья Фёдоровна, вынуждена была сдавать жильцам этаж своего дома. Суриков заканчивает Красноярское училище в 1861 году и поступает на службу в губернское управление. В это время он уже точно знал, что станет художником.

Большой удачей для Сурикова явилось знакомство с Н. Гребнёвым, ставшим первым его учителем. Гребнёву удалось распознать в Сурикове большой талант. В жизни талантливого художника принял участие и губернатор Красноярска П. Замятин, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию художеств и рекомендовал золотопромышленнику Петру Кузнецову оплатить его обучение. Зачислили Сурикова не сразу, какое-то время ему пришлось заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств, чтобы набить руку. Но в августе 1870 года он стал воспитанником Академии. Программу трёхлетнего обучения он прошёл самостоятельно. Его учителем стал профессор живописи Павел Чистяков. По окончании обучения ему не удалось получить золотую медаль, которая даёт право на заграничную стажировку. Позже такая поездка была ему предложена, но Суриков, взявшись писать фрески в Храме Христа Спасителя, вынужден был от неё отказаться.

Читайте также: