Сочинение по картине меншиков в березове

Обновлено: 01.06.2024

Но нет на земле ничего постоянного — на трон взошёл несовершеннолетний Пётр II, влияние Меншикова на него оказалось непродолжительным, и бывший царский фаворит был отправлен со всем семейством в Западную Сибирь, на север, в город Берёзов. В дороге скончалась супруга Александра Даниловича. Он остался с тремя детьми.

Герои изображены в месте ссылки, в тёмной избе с маленьким оконцем. Их лица невеселы: слишком крута перемена судьбы, слишком жива память о недавнем прошлом, таком блестящем, обещавшем юным Меншиковым необыкновенное будущее.

Композиция картины треугольная. Меншиков, дочь Мария, сын Александр составляют один треугольник, младшая Александра, сидящая по другую сторону стола, — второй треугольник. Такая композиция придаёт статичность сюжету картины: все сидят недвижно, погружены в уныние. Только Александра не выглядит удручённой, она читает, старается себя занять.

Композиционный центр — вся семья, сидящая у грубо сколоченного стола. Они тепло одеты: в избе холод. Под ногами у них шкура белого медведя. В молчании семья коротает время.

На переднем плане старшая дочь Мария в чёрной шубе. Она сидит на низкой скамье, прижавшись к отцу. Мария бледна, в больших тёмных глазах безысходная печаль. Она бывшая невеста императора Петра Второго. Это было совсем недавно. За спиной её — сброшенные красивые туфли, напоминающие о прежнем блеске. Зачем они теперь ей?

Сам Меншиков сидит на деревянном стуле, закинув нога на ногу. На нём тулуп, на ногах торбоса. Профиль Александра Даниловича примечателен, резко очерчен, выдаёт сильную натуру. Губы горестно сжаты, брови насуплены, в тёмных глазах боль. Похоже, ему не даёт покоя вопрос: как же это могло произойти?

На втором плане сын и младшая дочь. Молодой человек страдает от случившихся с ним перемен, он готов расплакаться, машинально снимает воск с подсвечника. Только Александра не поддаётся унынию. У неё цветущий вид, розовые щёки. Вопреки обстоятельствам девушка надела красивое платье, а поверх него — только короткую душегрейку. Она занята чтением, тем и отвлекается от тяжких дум.

На заднем плане — унылый интерьер жилища. Маленькое заледеневшее окно освещает избу тусклым светом. Темна бревенчатая стена, пол старый, неприглядный. Некоторый уют вносит красный угол с образами и лампадой да столик под ним, крытый красивой скатертью. На нём свеча и библия.

В цветовой палитре картины доминируют тёмные краски, но с ними контрастируют яркие цвета: красный — в покрытии стола, в туфлях, в окладе образов, освещённых лампадой; голубой, золотистый, розовый — в одежде Александры. Яркие и светлые краски отличают предметы, привезённые из прошлой жизни семьи.

Тускло освещает избу окошко, от огонька лампады поблёскивают оклады, что вносит дополнительный свет. Очень тёмен угол справа. Для ссыльных не полагаются светлые хоромы.

Меншиков при Петре Великом благодаря способностям достиг высокого положения, стал личностью исторической, но политические игры чреваты горькими последствиями. Искушённый царедворец Александр Данилович сам стал жертвой политических интриг.

На картине мы видим комнату в деревянной избе, скорее напоминающую тюремную камеру, настолько мрачно и убого она смотрится. Сквозь маленькое окно едва проходит дневной солнечный свет, немного озаряя комнату. Мебели здесь минимально, лишь самая необходимая: стол, скамья, кровать. В углу Суриков нарисовал полочку с иконами. Именно они вселяли веру и надежду русскому человеку в самые сложные жизненные времена. Эти иконы освещает лишь маленький огарок свечи. Лица всех героев картины полны грусти, тоски.

Одежда и самого Меншикова, и его детей не производит впечатление бедной, ведь они в прошлом принадлежали к светскому обществу. На его руке мы видим перстень, который напоминает о счастливых временах. Суровый, властный взгляд главного героя, его гордая осанка говорят о том, что он по-прежнему сильный и мужественный. Пример Меншикова – не единственный в российской истории. Суриков показал лишь одну из многих сломленных судеб в истории нашего государства.

Сочинение по картине В. И. Сурикова Меншиков в Березове

Мы изучаем - Сочинение по картине В. И. Сурикова Меншиков в Березове. Подсказки школьнику

Работа В. И. Сурикова Меншиков в Березове в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты. Практически невозможно раскрыть истинный смысл картины, не зная некоторых фактов из истории нашего государства. Именно поэтому я подробнее прочитал о главном герое картины А. Меншикове, который известен как сподвижник Петра Великого.

Город Березов заинтересовал автора не случайно, ведь именно туда, в Сибирь, был сослан Меншиков с семьей после смерти царя.

На картине мы видим комнату в деревянной избе, скорее напоминающую тюремную камеру, настолько мрачно и убого она смотрится. Сквозь маленькое окно едва проходит дневной солнечный свет, немного озаряя комнату. Мебели здесь минимально, лишь самая необходимая: стол, скамья, кровать.

В углу Суриков нарисовал полочку с иконами. Именно они вселяли веру и надежду русскому человеку в самые сложные жизненные времена. Эти иконы освещает лишь маленький огарок свечи.

Лица всех героев картины полны грусти, тоски.

Всюду чувствуется теснота помещения. Она показана так точно, что давит на зрителя, создавая ощущение безысходности. Однако, несмотря на всю напряженность картины, художник показал на ней несколько книг. Я думаю, что большая раскрытая книга, лежащая на столе это Библия.

Одежда и самого Меншикова, и его детей не производит впечатление бедной, ведь они в прошлом принадлежали к светскому обществу. На его руке мы видим перстень, который напоминает о счастливых временах. Суровый, властный взгляд главного героя, его гордая осанка говорят о том, что он по-прежнему сильный и мужественный. Пример Меншикова не единственный в российской истории.

Суриков показал лишь одну из многих сломленных судеб в истории нашего государства.

Школьное сочинение-рассуждение по картине. От 1-го лица. Есть описание, анализ, мнение автора.

Суриков показал нам семью Александра Меншикова – известного государственного деятеля России времен Петра І. Этот человек был не только фаворитом и другом царя – в его руках сосредоточилась большая власть и очень большие деньги. После смерти Петра Меншиков продолжил оказывать на политику государства огромное влияние. Его планы были амбициозны, он даже задумал выдать свою старшую дочь за наследника престола. Но история распорядилась иначе. Меншиков впал в немилость. Его богатства были конфискованы, а сам он с семьей отправлен в ссылку. В дороге умирает жена Меншикова. Ссыльная жизнь разительно отличается от той, к которой привыкли Меншиковы в столице. У них даже нет слуг в доме, и всю работу дети недавнего фаворита выполняли сами. Суриков показал момент, когда Меншиковы собрались за столом в своем новом доме.

На лицах героев картины печаль и задумчивость. Сам Меншиков выглядит как тот, чей взгляд обращен в прошлое. Можно только гадать, о чем он думает. Ищет ли ошибки и просчеты в своих действиях, гадая, как нужно было поступить, чтобы не получить такой финал? Вспоминает ли и тоскует по временам утраченного могущества? Кажется маловероятным, чтобы он строил планы. Он выглядит смирившимся со своим уделом. Меншиков словно принял поражение и признал его.

Растерянными и печальными выглядят старшая дочь и сын Меншикова. Они скорбят по утерянной жизни. Они не выдающиеся деятели, как их отец. Они не готовы бросить вызов судьбе, бороться за свое будущее. Они словно тоже сдались.

Определенный оптимизм можно увидеть только в лице и фигуре младшей дочери. Судьбы сестер сложились печально – они умерли совсем молодыми. Но на картине Сурикова светловолосая девушка справа, кажется, полна надежды. Жизнь не остановилась для нее, как и для всей России. Сменилась эпоха, и пришли новые правители. Как прежде уже не будет, но будет иначе. И все вместе это сложится в единое полотно истории России.

Даже цвета на картине меняются, если смотреть слева направо. В левой части – самый темный, черный угол комнаты. На Меншикове и его старшей дочери темные одежды. А справа на младшей Меншиковой можно увидеть яркую юбку, светлый мех и отделку тулупа. И в самом правом углу – образа и зажженная свеча с ее теплым красноватым светом.

Читайте также: