Сочинение на тему человеческий капитал

Обновлено: 02.07.2024

Обучение – самая важная часть в становлении человека из поколения в поколение. Оно позволяет сформировать личность, проявить свои таланты, добиться определенного статуса и финансового положения. В современном мире появились новые приоритеты. Большая часть работы преподавателя, будь то ведение документации, заполнение дневников, журналов либо организация и проведение тестирования, переведена в особый, новый формат – электронный.

ВложениеРазмер
sochinenie-rassuzhdenie.docx 23.95 КБ

Предварительный просмотр:

В современном XXI веке экономическая эффективность достигается в первую очередь высококвалифицированными кадрами, новыми знаниями, новыми технологиями и новыми методами управления. На переднем плане – способ производства и передачи знаний, а значит, и сам человек, его интеллектуальный потенциал.

Всегда считалось, что качество образования зависит от квалификации преподавателей, их научного пути (степени, звания), опыта. Ведь именно они делятся знаниями и навыками с будущим поколением, занимаются его профессиональной подготовкой.

Обучение – самая важная часть в становлении человека из поколения в поколение. Оно позволяет сформировать личность, проявить свои таланты, добиться определенного статуса и финансового положения. В современном мире появились новые приоритеты. Большая часть работы преподавателя, будь то ведение документации, заполнение дневников, журналов либо организация и проведение тестирования, переведена в особый, новый формат – электронный.

Развитие в последнее время глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые возможности для улучшения системы образования. В современном мире многие регионы активно применяют в образовательном процессе интернет – технологии: разрабатываются телекоммуникационные проекты, вместе со школьниками учителя создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты, организуются теле-, видеоконференции и семинары. С помощью электронных учебных программ происходит регулярное обновление информационного материала. Сегодня все больше применяются информационно – коммуникационные технологии. Здесь отдельно хочется остановиться на библиотеках. В современном мире они получили название виртуальных, или электронных. В таких библиотеках можно работать с каталогами, имеется доступ к материалам в электронном виде (оцифрованным книгам, журналам, иллюстрациям и т.п.), картинам, аудио, видеофайлам.

Одним словом, развитие информационных технологий дает огромные возможности для создания новых методов в образовательной деятельности и тем самым улучшает его качество. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека – это так называемый человеческий капитал. Под этим понятием мы понимаем запас способностей, знаний, навыков. Обладают человеческим капиталом прежде всего интеллектуально богатые личности, способные ориентироваться в нестандартной ситуации, грамотно принимать решения.

То есть, человеческий капитал способен приносить материальный доход конкретной личности. И при этом эффективно содействовать развитию целого государства. Основывается человеческий капитал прежде всего на знаниях и практических навыках, полученных в процессе обучения, образования, практической деятельности человека. Образование – специальная сфера жизни, уникальная система, выполняющая многоплановую роль в жизни любого человека. Уровень образования является одним из самых важных показателей благосостояния народа страны, а труд в сфере образования сегодня относится к одному из самых массовых видов человеческой деятельности.

Пробелы и недостатки в работе системы образования проявляются в виде подростковой преступности, наркомании, протестных молодежных групп и т.п. Следовательно, образовательная подготовка является решающим фактором качества труда. От нее зависит, что и насколько эффективно способен выполнять человек. Образование превращает человека в главную производительную силу, способствует накоплению основного экономического ресурса современности – знания. Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения, в итоге приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и влияет на качество жизни в целом. Новые технологии в образовании – главный путь совершенствования человеческого капитала России, именно то направление, которое обеспечит социально – экономическое развитие общества.

Изначально считалось, что престиж и качество образования всегда зависело от преподавателей, их квалификации, научного пути (степени, звания и пр.), опыта. Именно они делятся собственными знаниями и навыками с будущим поколением, занимаются их профессиональной подготовкой . Но сейчас время расставило новые приоритеты: в век информационных технологий студенты и преподаватели должны пользоваться соответствующими благами.

Согласно новым требованиям, каждый преподаватель должен владеть на уровне опытного пользователя современными информационными коммуникациями, компьютерами и гаджетами. Большая часть работы переведена в электронный формат: ведение документации, заполнение различных дневников, организация и проведение тестирований (том числе в форматах онлайн и оффлайн).

Обратите внимание, что сейчас возможно дистанционное обучение . В частности, именно этот новый формат и современные средства коммуникации позволили не прерывать образовательный процесс из-за коронавируса! Сейчас необходимо довести использование технологий и иных благ до высшего уровня, при котором бы качество образования не страдало .

Последнее время интерес педагогов вызывает научно-исследовательская деятельность. Интернет дает для этого огромные возможности. Обычно, данные о наиболее значительных научных конференциях распространяются посредством объявлений на сайтах или электронной почты. Иногда конференции проводятся и в обычном реальном, и в электронном режиме. Сетевые конференции также стали частым явлением. Сегодня все больше применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Среди них не последнее место занимают библиотеки. Они получили название виртуальные, или электронные библиотеки. В таких библиотеках определенная часть информационного фонда после цифровой обработки становится доступными посредством сети или дисков. Для работы с читателями существует специально подготовленный персонал, который применяет в своей работе современные информационные технологии. В таких виртуальных библиотеках можно работать с каталогами, имеется доступ к материалам в электронном виде (оцифрованным книгам, журналам, иллюстрациям и т. д.), картинам, анимациям, аудио и видеофайлам и прочее. При этом в основном каталоги и электронные материалы предлагаются безвозмездно.

Интернет является огромной информационной базой. Интернет может быть использован в качестве эффективного инструмента для получения знаний. Студенты могут использовать Интернет, чтобы получить все дополнительные сведения, которые необходимы для расширения их базы знаний.

Сегодня, компьютерное образование является составной частью учебных планов школы и колледжа. Учитывая широкий спектр применения компьютерных технологий, это необходимо каждому из нас подружиться с компьютерами. Учитывая преимущества Интернет-технологий, важно для каждого из нас, чтобы получить базовые знания Интернет и связь. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Все мы в душе еще дети. Студентов легко заинтересовать даже сложной и непонятной дисциплиной, темой, если пригласить в небольшую игру. Притом все занятия можно построить по данному принципу: квест, игра, соревнование, викторина, онлайн-консилиум и пр. Все зависит от подхода педагога, его подкованности и фантазии, профессионализма и современности (владения актуальными техническими и коммуникационными средствами).

Таким образом, мы видим, что доминирующая часть тенденций в системе образования-2020 основывается на современных средствах коммуникаций: внедрение и повсеместное использование компьютеров, гаджетов, планшетов, Интернет-связи. При этом никто не намерен изменять учебные планы: занятия остаются по расписанию, письменные работы и проверки уровня знаний не отменяют, сессии и защиты дипломных проектов продолжаются.

Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, как утверждают ученые, является ее человеческим капиталом. Под человеческим капиталом понимаем запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Важнейшими видами человеческих инвестиций являются образование, подготовка на производстве, миграция, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

Человеческим капиталом обладают в первую очередь интеллектуально богатые личности, способные ориентироваться в нестандартной ситуации, грамотно принимать решения

Итак, человеческий капитал – капитал, который индивидууму потенциально способен не только приносить материальный доход, но и эффективно содействовать социальному и духовному развитию государства, основывается на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаниях и практических навыках, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека, и является наибольшей ценностью. Образование – специальная сфера социальной жизни, уникальная система, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков, интеллектуальному развитию человека. Многоплановая роль образования объясняется несколькими факторами:

1) образование удовлетворяет спрос населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;

2) уровень образования является одним из показателей благосостояния народа страны;

3) эта отрасль готовит для себя профессиональных работников – преподавательские кадры;

4) труд в сфере образования сегодня относится к одному из самых массовых видов человеческой деятельности.

Недостатки в работе системы образования и воспитания и проявляются в виде подростковой преступности, наркомании, девиантного поведения и конфликтов детей с родителями, протестных молодежных организаций и групп и др. Следовательно, образовательная подготовка является решающим фактором качества труда. От нее зависит то, какие виды работ способен выполнять человек, и то, насколько удачно она будет это делать.

В общем виде внешняя эффективность образования определяется двумя обстоятельствами:

1) образование превращает человека в главную производительную силу, способствует накоплению основного экономического ресурса современности - знание;

2) труд человека с высоким уровнем образовательного потенциала дает дополнительный продукт.

Человеческий капитал, приобретенный в ходе обучения в высшем учебном заведении, приносит его владельцу не только экономическую выгоду, но и влияет на качество жизни.

Выделяя в структуре человеческого капитала три основные составляющие - капитал образования, здоровья, духовности и культуры, современная наука как решающий фактор развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование. образовательный процесс предполагает необходимость овладения системой знаний, которая постоянно обновляется, это позволит осуществить воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня. Таким образом, человеческий капитал имеет потенциальную способность не только приносить материальный доход, но и эффективно содействовать социальному и духовному развитию государства, основывается на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаниях и практических навыках, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности, является наибольшей ценностью. Инвестиции в образование – главный путь совершенствования человеческого капитала России, и является тем магистральным направлением, которое обеспечит социально-экономическое развитие общества.

мой человеческий капитал

мой человеческий капитал

Данная статья, это скорее мои мысли вслух, нежели какое-то серьезное исследование. Хотел поделиться моими мыслями, по поводу, что такое мой человеческий капитал, и как он влияет на нашу жизнь.

Вообще, термин человеческий капитал был впервые использован в своей работе двумя американскими учеными по экономике, лауреатами Нобелевской премии, Теодором Шульцем и Гэри Беккером, еще в далеком 1979 году.

Примерная формулировка на русском языке звучит так: «человеческий капитал, это потенциальная способность индивидуума приносить доход. Сюда входят врожденные качества человека, заложенные его генотипом, например его ум, физическая сила, выносливость, стрессоустойчивость и так далее. А также качества, которые получают в процессе обучения, т.е. знания, навыки, опыт, и так далее.

Мой человеческий капитал. Что мне нужно знать об этом.

Ну, хорошо. Узнал я про такой термин. Мне что с этого? Как я могу это использовать? Именно такие вопросы я стараюсь задавать себе, когда узнаю, что-то новое.

Изучая этот вопрос, я сначала больше склонялся к тому, что данная информация нужна скорее руководителям, так как они рассматривают своих работников как человеческий капитал, которых потенциально может принести фирме доход, тем самым окупив инвестиции в него. Т.е. при приеме на работу, меня будут оценивать не только по критерию опыта в данной сфере, но и по гибкости ума, творческому подходу, возможности быстро принимать решения, энергичности, знаниям, а также таким неочевидным качествам, как преданность, надежность, командный дух и так далее. Т.е. не по одному или двум критериям, а по общей совокупности мой человеческого капитала.

Вот с этой точки зрения и интересно посмотреть на эту тему. Как меня оценивают мои работодатели, и как я могу повлиять на мой человеческий капитал, показав его с лучшей стороны.

Да, я сейчас прикладываю много сил и времени, чтобы создать свой инвестиционный портфель с источниками пассивного дохода. Но, до тех пор, пока его доход не будет превышать мои ежемесячные расходы, я не могу бросить активную работу и вынужден жить по навязанному мне графику и ритму.

Еще немного теории. Человеческий капитал можно разделить на два вида:

ищу работу ищу зарплату

  • Общий человеческий капитал – т.е. навыки и знания, которые можно использовать и на других рабочих местах и вакансиях. Например, нам не нужны специальные знания, для того чтобы работать ночным охранником, дворником, вахтером, сидя дома кликать на рекламных объявлениях, проходить платные опросы, или комментировать на форумах за деньги. Ну и так далее. Это работа, неважно в какой форме, не требующая узкоспециализированных знаний, и которую может выполнять любой человек, окончивший школу. Само собой, такая работа оплачивается не очень большими деньгами.
  • Специфический человеческий капитал – т.е. знания, навыки и умения которые востребованы в определенном сегменте рынка труда. Например, врачи, бухгалтера, инженеры, юристы, экономисты и так далее. Т.е. профессии, которые не могут заместить люди из других профилей из-за узкой специфичности и знаний, полученных по данному профилю. Такая работа, как правило, и оплачивается значительно выше, по сравнению с общими, не специализированными профессиями.

Что я об этом думаю.

Зачем нам знать это? Да все просто. Как не банально это звучит, но нужно повышать свой человеческий капитал, т.е. повышать свою ценность в глазах работодателя.

ценность работника

Да, мы не может влиять на некоторые его аспекты. Например, наш ум и выносливость. Также не можем влиять на наш возраст. Т.е. мой человеческий капитал значительно выше пока я молодой. Когда тебе под 60 лет, наша ценность в глазах работодателя сильно падает. Вижу это часто среди своих знакомых – после 55 лет найти работу очень сложно, и неважно, какой у тебя опыт и квалификация.

Однако есть некоторые аспекты, которые мы можем изменить. В первую очередь наши знания. Инвестируйте в себя. Старайтесь всегда развивать свои навыки и получать опыт, берясь за трудные задания. Также мы можем повлиять на такой врожденный капитал, как физическая сила. Ее мы можем натренировать в зале или дома. Благо в интернете сейчас множество курсов для самостоятельной работы. Конечно, если Вы сидите в офисе, эта рекомендация может показаться тупой шуткой. Но, если капнуть глубже: из-за малоподвижного образа жизни у офисных работников очень много проблем со здоровьем, а значит, снижается и человеческий капитал, и ценность в фирме. Будете ждать, когда Вас уволят из-за болезни?


Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.

Развитие человеческого капитала

История развития вопроса

В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.

На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.

Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.

Современная теория человеческого капитала

На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:

  • в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
  • рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
  • с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
  • отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
  • мотивация и стимулирование - это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.

Виды человеческого капитала

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Виды человеческого капитала

Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:

  • Общий - все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
  • Специфический - специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
  • Положительный - накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
  • Отрицательный (или пассивный) - человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.

Формирование человеческого капитала

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:

Человеческий капитал — это система материализованных в человеке навыков, знаний, умений, которые он может применить в ходе трудовой деятельности.

На сегодня это ключевой элемент производительных сил современного общества. В этой статье мы кратко разберем это понятие с точки зрения современных общественных наук. Как всегда примеры и конкретика, а также интересные мысли, в наличии.

Человеческий капитал: понятие, примеры

В отличие от остальных форм капитала сути человеческий капитал — не материален: нельзя же взять и потрогать ваши знания, умения или навыки. Но человек является материальным носителем этих нематериальных моментов.

Раньше считалось, в традиционном обществе, что главное — это земля. Однако даже средневековые дворяне понимали, что без крестьян, которые ее возделывают, земля ничего не значит. Поэтому ценились только те земли, где они — эти крестьяне — жили.

Далее, в эпоху промышленного переворота, индустриализации подход стал меняться. Главными видами капитала стала опять же земля, но стало цениться предпринимательство, труд и средства производства.

Государства всю свою историю боролись именно за земли, в которых есть природные ресурсы. И наша страна — наверное лидер среди таких государств: взяло и заняло 1/6 часть суши. А тут тебе вся таблица Менделеева, а также много неосвоенной земли, леса, моря, неисчерпаемые водные ресурсы. И наше государство всем этим всю свою жизнь торговало.

Так, при царе Алексее Михайловиче вывозили зерно, даже в ущерб себе, отчего были хлебные бунты. Вывозили также лес. Но зерно вывозили вплоть до Сталина, при котором был голодомор. То есть наше государство не щадило своих граждан никогда. Надо построить ракету — вот тюрьма — придумывай!

Потом стали вывозить нефть и газ.

Между тем, в современном мире, постиндустриальном обществе, в связи с некоторым исчерпанием природных ресурсов, пришло осознание, что главное — это не земли, не ресурсы. Главное — это люди. Именно они могут производить информацию, без которой немыслимо никакое производство.

Причем не просто люди. Если тебе 17 лет, ты не имеешь опыта работы, не владеешь профессиональными навыками, то твой удел — жить за счет родителей! Нужны люди с образованием, с конкретными навыками.

А откуда эти навыки берутся? Понятно откуда — из качества образования. Именно оно позволяет получить необходимые навыки. И образовательные учреждения (от школ до университетов), которые реально выпускают качественно подготовленных специалистов, ценятся выше всего!

По своим характеристикам человеческий капитал делится на два вида:

Соответственно, выделяют следующие категории рабочей силы на рынке труда, которые зарабатывают пропорционально тому, каким преимущественно капиталом владеют.

  • Младший управленческий состав — это по сути персонал, который обслуживает средних и высших управленцев: секретари, помощники директоров. Они как правило управляют специалистами и рабочими, раздают им задания, доводят информацию от руководства компании.
  • Средний управленческий состав — это люди, которые задействованы в принятии решений по управлению компанией.
  • Высший управленческий состав — это владельцы капитала, директора, которые принимают стратегические для компании решения.

По сути управленцы относятся к самой высшей социальной страте. Выше только господь бог! 🙂 Именно их конингент пополняют остальные сотрудники в ходе социальной мобильности.

Важно понимать, что в любой компании корпоративная культура и корпоративное обучение — важнейший момент для формирования и развития человеческого капитала. Вместе с этим тут есть и риски: обучишь специалиста, а он уйдет. Также возникает масса важнейших юридических вопросов: продуты, произведенные в компании — это интеллектуальная собственность кого: сотрудника или корпорации?

Читайте также: