Сочинение по картине мать партизана

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ картина герасимова.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбранный для просмотра документ урок 9 класс.docx

1) развитие связной речи учащихся;

2) выработка навыков логического мышления и рассуждения; познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа на основе увиденного (изображенного на картине); повторить и обобщить сведения о средствах выражения замысла художника; активизировать лексику на тему войны.

3)научить составлять план сочинения;

4) воспитание чувства любви к матери

Повторение сведений: что такое рассказ, какова композиция рассказа? Какой тип речи будем использовать при составлении рассказа по картине?

Беспримерный героизм советских людей, проявляемый на каждом шагу – на поле боя, в тылу врага, в партизанских отрядах, становится одной из ведущих тем в советской живописи этих лет.

Герасимов трудился над этим шедевром на протяжении долгих 7 лет. Начал он картину в переломном 1943-м. В это время фашистов уже остановили. Партизаны были мстителями из народа, которые как раз и объединяли фронт и тыл. Этим патриотам не были страшны пытки и угрозы.

"Мать партизана" – эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия. В 1958 году картина экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе и была награждена золотой медалью.

Знакомство с репродукцией картины

Беседа, направленная на осознание цели предстоящей работы. В сочинении должно быть обязательно описание психологического портрета матери – человека сильного, несгибаемого характера.

- Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина? (Художник показал в этом сильном эпизоде столкновения русской женщины и немца мужество русских людей и максимальную стойкость в действительно великой борьбе. Люди верят, что разум обязательно победит, иначе просто не может быть.)

- Какие чувства хотел выразить художник в этой картине? У меня картина вызвала чувство гордости за наш народ, за его мужество и бесстрашие.

- Что вы видите на этой картине?

- Что вас заинтересовало?

- Какие краски являются главными на этом полотне?

( В картине нет светлых, радостных красок На фоне черного дыма и красных языков пламени - гитлеровец в темно-зеленом мундире Картина вызывает ненависть к фашистам Мать партизана и крестьяне изображены т теплых цветах, а белая кофта матери подчеркивает ее душевную чистоту.)

Центральная фигура картины Герасимова "Мать партизана"– советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.

Великую силу народного гнева испытали на себе фашистские громилы. Жалким кажется немецкий офицер по сравнению с простой русской женщиной-крестьянкой, изображенной на фоне дымного пожарища. Ее лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого и сильного человека.

По контрасту с ярким, по-своему символическим образом матери образ гитлеровца лишен выраженной индивидуальной характеристики. Его крупная фигура покачивается на кривых ногах, а повелевающий жест точно повисает в воздухе. Художник подчеркнул низкий лоб и тяжелую челюсть фашиста, отчего еще ярче выступает что-то животное, звериное в его облике. Крупным планом Герасимов дает фигуры матери и фашиста, и лишь в самых общих чертах намечает остальных персонажей.

В центре своего полотна Герасимов изображает простую русскую женщину. Фашистам не могут ее запугать. Прямо за ней родная земля, которую враги опалили и осквернили. Она вся залита кровью родных людей и близких друзей. Эта земля стала патриотов священной. И это не просто громкие слова.

Фашисты смогли почувствовать, как мощен гнев народа. Офицер выглядит действительно жалким, по сравнению с настоящей русской женщиной. Художник нарочито сосредоточил всю полноту красок и блеск солнца именно на фигуре матери. Мы видим ее силу и величие, а сзади нее полыхает пожарище. На лице можно прочесть страдание. Но мы видим непоколебимого человека, который ничего не боится.

Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное.

Герасимов сознательно затушевал все то, что сопутствует главным персонажам. Перед нами только мать и фашист. Их фигуры прорисованы в мельчайших подробностях. Другие персонажи только намечены.

В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием.

Герасимов воплотил в этой картине яркий и глубокий оптимизм. Перед нами творение, удивляющее монументальностью.

мать партизана и фашист на картине Герасимова

Об авторе: Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964)- советский художник. После окончания Строгановского художественного училища он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его преподавателей был знаменитый К.А.Коровин. В творческой деятельности Сергей Васильевич создавал в основном портреты и сюжетные композиции. В 1958 году ему было присвоено звание народного художника СССР. На его картине Мать партизана запечатлена сцена времён Великой Отечественной войны. Герасимов начал ее писать в 1943 году, а закончил только в 1950 году. Сейчас полотно находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сочинение по картине Мать партизана Герасимова: описание и анализ художественного полотна

На картине Мать партизана Сергей Васильевич Герасимов изобразил сцену из реальной жизни во время войны. Когда фашисты захватили нашу землю, то большинство мужчин ушли воевать на фронт. А те из них, кто не попал на фронт, становились партизанами. В деревнях и селах оставались женщины, старики да дети. Партизаны, скрывающиеся в лесах, периодически нападали на немцев. И если фашистам удавалось их схватить, то они убивали не только их, но и родственников. Дома их, как правило, сжигали.

На переднем плане картины изображены немецкий офицер и жительница деревни, мать партизана. Они стоят напротив друг друга и о чем-то разговаривают. Скорее всего, немец пытается узнать у нее какую-то информацию. У него очень грозный вид. Видимо, партизаны нанесли им какой-то ущерб. Может быть уничтожили кого-то. Поэтому фашист в ярости. У него звериное выражение лица. Женщина смотрит прямо ему в лицо. По ее твердому взгляду становится ясно, что она никого не выдаст. Она уверенно стоит на ногах, осознавая, что она находится на своей родной земле. И ее сын, как и многие другие, пытались эту землю освободить от врагов. Крестьянка понимает, что сейчас убьют и ее, и ее сына. Но она ничего не боится и с презрением смотрит на немца.

Позади видно, как фрицы заломили руки ее сыну, совсем еще молодому пареньку. Они согнали сюда и жителей деревни, выясняя, кто из них помогал партизанам. Справа на полотне можно увидеть, что кого-то успели расстрелять. А на заднем плане уже полыхают чьи-то дома.

Картина написана настолько реалистично, что поднимает волну негодования. На ней всё возмущает своей несправедливостью. Ведь это фашисты вторглись на нашу землю и убивают людей. А эта сильная женщина готова защитить своего сына и своих односельчан. Она воплощает в себе образ Родины-матери. Стойкость и мужество помогли всему советскому народу выжить и отвоевать свою родную землю. И это благодаря таким вот людям, как эта женщина, ее сын и миллионам их соотечественников.

Картина написана в промежутке семи лет. Начало работы положено в 1943 году, в переломный момент великой отечественной войны, когда советские войска дали отпор противнику, и немцы начали отступать. Эта картина ярко показывает дух советских людей, во многом благодаря которому был определён итог войны.

На холсте изображена драматическая сцена: фашистами захвачена русская деревня – дома порушены, на земле тела погибших людей, защищающих родную землю. Немецкий офицер отдаёт команду пожилой русской женщине, стоящей босиком посреди развалин.

Из этой деревни в тыл врага ушло много партизан, и эта женщина – мать одного из них. Её, как и остальных жителей деревни, ждёт страшная участь. Однако перед лицом смерти она не испытывает страха. Женщина гордо противится офицеру. Её дух не сломить. Эта женщина – мать, и она так же преисполнена героизма, как её сын и все солдаты ушедшие на фронт.

Она олицетворяет всех матерей, которые отправили своих детей на войну, она готова с достоинством принять боль и страдания во имя своей отчизны. Родина – мать, как мать партизана – бесстрашная и могучая, до последнего стоит за своих детей.

Её героизм ярко контрастирует с образом фашистского захватчика. Крепкий и физически сильный офицер кажется жалким, его жест будто бы застыл в воздухе от недоумения. Его лицо повернуто в таком ракурсе, что тяжелый лоб и массивная челюсть кажутся чем-то звериным. Он словно бульдог, огрызнувшийся на своего хозяина.

Картина построена так, что хорошо различимы только главные персонажи, люди и элементы на фоне – размыты. Это подчеркивает драматичность произведения. Противостояние центральных героев так напряжено, что всё вокруг не имеет значения. Каким бы ни был итог этой борьбы – русский дух матери намного крепче мнимой силы противника.

Эта картина считается одной из самых ярких работ, затрагивающих тему великой отечественной войны. Она была удостоена золотой медали советского союза и в 1958 году экспонировалась в Брюссельской галерее искусства.

Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного обучения, медиасредства.

Виды деятельности: работа над созданием текста, написание текста по алгоритму, выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Технологии: дифференцированного обучения, здоровьесбережения.

Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Межпредметные связи: литература, история, мировая художественная культура, культура речи, музыка

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, жизненного опыта обучающихся (эстетическое восприятие художественных произведений, чувство прекрасного, чувство любви к Родине, к матери); формирование интереса к учению.

Регулятивные: написание самого сочинения, самоконтроль, самокоррекция.

Коммуникативные: формирование умений строить текст, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Предметные: формирование умений отбирать и систематизировать материал для написания сочинения, создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы при письме.

Урок рассчитан на два академических часа

Этап урока/ Цель

I. Организация начала урока.

Стимулировать деятельность учащихся

II. Мотивация (самоопределение)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

III. Локализация индивидуальных затруднений

Формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

I V. Построение проекта выхода из затруднения. Организация подготовки восприятия картины

Построение проекта выхода из создавшейся ситуации

V. Реализация построенного проекта

Систематизация знаний (15 минут)

VI . Динамическая пауза

Смена вида деятельности

VII . Дифференцированная самостоятельная работа учащихся

Создание осмысленного связного письменного высказывания

Соотнести запланированные и достигнутые результаты.

IX . Дифференцированное задание на дом

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Добрый день, ребята. Займите, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

Настраивает учеников на успешную работу.

Настраивает учеников на успешную работу. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Как значимы эти слова для любого поколения людей! Родина! Мама

-А что эти слова значат для каждого из вас?

Художники, участники героических событий великой эпопеи, стремились раскрыть в своих полотнах стойкость и мужество народа, его страдания и муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом. Картины о Великой Отечественной войне отражают героические битвы на фронтах нашей Родины.

Демонстрация картин известных художников, посвященных Великой Отечественной войне . (Слайд 4-13)

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Вы получаете "маршрутный лист", на котором будете делать свои записи. (приложение 1) ( Слайд 19)

(Слайд 20) Самостоятельная работа. Перечислите, что изображено на картине (имена существительные)? А теперь подберите соответствующие эпитеты? Например: (Мать (стойкая, мужественная.) Враг (жестокий, коварный.) Люди (беспомощные, жалкие) и т.д.

Организует работу в парах

Организует групповую творческую работу учащихся

-Опишите, какой вы видите мать?

Карточка 1. Светлая и сильная, стоит она на фоне дымного пожарища. Незабываема мать, которая смотрит на палача–ефрейтора: в её взгляде столько ненависти и презрения к нему! Всю силу красок и блеск солнца художник остановил на образе матери. Её лицо хранит суровую печать великого страдания, но это страдание гордого, сильного человека.

- Какими мы видим другие персонажи? Остальные персонажи, согласно, задумке автора, вторичны и прорисованы лишь в общих чертах

Карточка 2. Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины. Ярко выраженная характеристика отсутствует. Если фигура достаточно хрупкая, то ноги при этом кривые. Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. Живописцем найден идеальный поворот головы немца для того, чтобы акцентировать внимание на тяжести челюсти и угрюмости лба. В нем от этого проступает нечто звериное. Этот гитлеровский зверь самодоволен, изобретателен в истязаниях и глух к страданиям других. Сколько он отнял жизней! Сколько людей сделал несчастными!

Карточка 3. Поодаль от матери стоит её связанный сын, которого она горячо любит, за которого готова по капле отдать всю свою кровь… Она его растила, лелеяла, просиживала ночи, когда он болел, и радовалась его радостям. А теперь ценою жизни сына фашист хочет вырвать у неё тайну… Сделать её предательницей!

На фоне зарева пылающих колхозных изб стоит напуганная группа людей.

В эпизоде драматического столкновения женщины-патриотки и захватчика художник показал присущие советским людям мужество, стойкость в борьбе, рожденные твердой верой в неизбежность победы света и разума над варварством, тьмой и мракобесием. "Мать партизана" - эпическое монументальное произведение, исполненное большой силы художественного воздействия.

-Я хочу вам прочитать стихотворение, которое посвящено матери партизана

Под вечер в гестапо ее привели,

Прикладами били сначала.

Стояла она чернее земли,

И как каменная молчала.

Когда ей руки стали ломать

На исходе бессонной ночи,

Плюнула, партизанская мать

Немцу в бесстыжие очи.

Сказала: были остры как нож

Глухие ее слова,

Сила твоя меня убьет,

Россия будет жива.

Россия тысячу лет жила

Множила племя свое

Сила твоя, бесконечно мала,

-Видите, как мужественно держались матери Великой Отечественной войны, чтобы отстоять своих детей и свою великую Родину!

Организует динамическую паузу

Формирует успешную ситуацию

- Оцените, насколько вы готовы к самостоятельной работе над сочинением.

Кто не испытывает никаких затруднений, тот может приступать к работе. Не забывайте пользоваться с "маршрутным листом"

Если вы несколько не уверены в своих силах, то вам помогут речевые клише для написания сочинения по картине (приложение 3) Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

- Какая была тема урока?

- Какая цель урока?

- Получил необходимые знания?

- Как вы это определили?

- Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Объяснение домашнего задания. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: обязательное – дописать сочинение, если не успели на уроке, дополнительное – подобрать стихотворные строчки к картине; написать заметку в газету о сегодняшнем уроке.

Читайте также: