Сочинение на тему краски и звуки в пейзажной лирике тютчева и фета 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Технологическая карта урока урока литературы в 6 классе.

ВложениеРазмер
Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета 55.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

урока литературы в 6 классе

Разработала: Олейник Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока.

Учитель: Олейник Людмила Владимировна.

Тип уроков: интегрированный (литература, изо).

  • повторить понятие лирика ;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
  • знание основных сведений о жизни и творчестве Фета;
  • умение выразительно читать текст;
  • владение элементами анализа текста.
  • коммуникативные: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий, формировать навыки работы в группе, умение высказывать и обосновывать свое мнение, сотрудничать в коллективе;
  • регулятивные: уметь находить нужную информацию;
  • познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста.
  • предметные: научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать, видеть ИВС;
  • метапредметные: формировать у учащихся деятельные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания;
  • личностные: формирование познавательного интереса.

Основные понятия: лирика, изобразительно – выразительные средства, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение, аллитерация, звукопись.

Межпредметные связи: уроки изо, русский язык.

Ресурсы: книги; раздаточный материал, выставка книг, рисунков, электронная презентация.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. А сейчас посмотрите, пожалуйста друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Сегодня наш урок я бы хотела начать с небольшой притчи.

«Для меня 7 чудес света, это:

- Почему девочка выбрала именно эти понятия и посчитала их чудесами?

- Без способности видеть, мы будем в темноте, не увидим природу, близких и т.д.

Если мы оглохнем, мы не услышим звуков, без чувств - превратимся в роботов, а без движений – умрем, язык – помогает нам выразить мысли и чувства, смех помогает радоваться всему, что нас окружает. А без любви мы станем одиноки. Любовь мы испытываем с самого раннего детства.

- Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этого разговора?

(Без этих чудес не появились бы величайшие произведения искусства.

- Что мы отнесём к произведениям искусства? (поэзия, музыка, живопись)

- С какими поэтами мы с вами недавно познакомились?

Предлагаю немного о них вспомнить.

- Поставьте, отметки в маршрутные листы.

3. Выявление места и причины затруднений.

- Ребята, а когда мы говорим о природе, какие образы возникают в вашем воображении?

- Назовите тот образ, который возникает в первую очередь в вашем представлении.

(Это цветы, и солнце, и радуга, и деревья, и птицы…)

- О чем же пойдёт речь на нашем уроке? Ответить на этот вопрос вам поможет высказывание поэта Алексея Константиновича Толстого. (Читает ученик)

- Итак, какова же сегодня тема нашего урока, кто может сформулировать?

(Ученики говорят, что на уроке они будут говорить о том, как изображена природа в стихотворениях А.А.Фета.)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

- Сегодня мы попытаемся увидеть картины и услышать звуки в стихотворных произведениях этого замечательного поэта.

- А какие знания и умения нам для этого нужны?

(Знания о художественных средствах выразительности, умение находить эти средства в текстах стихотворений, размышлять, анализировать)

5. Реализация построенного проекта

- Прежде чем перейти к чтению и анализу стихотворений, я предлагаю немного вспомнить, что такое художественные средства выразительности. Поработаем с кластером, который вы найдёте на листах оранжевого цвета. Напротив видов художественных средств поставьте:

+ - если вы знаете, что это такое;

- - если вам знакомо это, но вы забыли;

? – если это понятие для вас новое.

- Какие понятия вы забыли? Что оказалось для вас новым?

- Для того чтобы узнать, что это, мы отправимся на экскурсию в мир природы стихов Фета. . Но наша экскурсия будет необычной. Мы постараемся увидеть и услышать природу в разные времена года. Как вы думаете, а какое время года было любимым у Фета?

- Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! Фет всегда с нетерпением ждёт прихода весны, выражает охвативший его восторг от красоты, которую она нам дарит. Об этом написаны многие стихотворения поэта, с одним из которых мы сейчас познакомимся.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с таблицей.

- Какова тема этого стихотворения?

- Что хотел Фет выразить этим стихотворением?

- Получилось у него передать нам свои чувства?

- С помощью чего? Предлагаю ответить на этот вопрос, заполнив таблички (розовые листочки), примерами из стихотворения. При выполнении этого задания вы можете пользоваться литературоведческим словарём, который вы найдёте у себя на парте.

На выполнение задания – 7 минут.

- А теперь проверьте по эталону и поставьте себе оценки в лист достижений.

- Что же такое анафора?

- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?

- Какое средство выразительности больше всего здесь звучит? Зачитайте примеры.

- Почему поэт так часто использует олицетворение? (Чтобы показать, как просыпается и оживает природа)

- Молодцы. А мы продолжаем нашу экскурсию по природному миру стихотворений Фета. Скажите, а какое любимое время года у вас? ( Лето) Почему?

- Встаньте, пожалуйста из-за парт и представьте, что мы идём по летнему лугу, наполненному ароматами клубники и нежных полевых цветов. Мы делаем глубокий вдох и выдох, наслаждаясь этими прекрасными запахами. Ой, а вот и клубничка! Мы наклоняемся и начинаем её собирать: ягодку за ягодкой, ягодку за ягодкой. Но вот мы устали, разогнулись, потянулись….и увидели на небе надвигающуюся тёмную тучку, из которой посыпались тяжёлые капли летнего грибного дождя. Мы быстро побежали домой, чтобы переждать дождик.

(Делятся на группы)

(Выполняют задание) На выполнение задания у вас 5 минут.

- Давайте проверим, что у вас получилось. Какой вывод можно сделать в результате ваших исследований? ( Природа у Фета наполнена разнообразием красок и звуков)

Молодцы. А теперь оцените себя, поставив отметки в листы достижений.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- Какие приемы использует поэт, чтобы передать нам эти чувства?

- Какими звуками оно наполнено?

- Посмотрите в окно. Какую картину вы видите?

- А ещё совсем недавно была осень, и разноцветные листья украшали деревья. Листья не улетели навсегда, они вернутся весной. У вас на партах тоже лежат листочки: оранжевый и желтый. Эти листочки содержат разные задания. Оранжевый листочек содержит задание стоимостью 5 баллов, а жёлтый – стоимостью в 4 балла. Выберите себе листочек с задание.

- Кто выбрал зелёный листок? Почитайте задание.

- Кто выбрал оранжевый листок? Прочитайте задание.

- Это будет вашим домашним заданием. Запишите.

1-й уровень. Задание стоимостью 4 балла.

Подберите к изображённым зимним пейзажам наиболее подходящие строчки из изученных стихотворений А.А. Фета.

2-й уровень. Задание стоимостью 5 баллов.

Посмотрите в окно. Опишите зимний пейзаж, используя стихи А.А. Фета.

8. Включение в систему знаний повторение.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вернуться к высказыванию А.К. Толстого. (чтение) Согласны ли вы с его высказыванием? Докажите свою точку зрения. Какая природа в пейзажной лирике Фета? (Она всегда живая, наполненная яркими красками и разнообразными звуками. Весной она грохочет, журчит, переливается, летом – дышит, плескается, щебечет, осенью – шумит, воет, зимой – дремлет, злится, терпит и т.д.

- Да, ребята, вместе с Афанасием Фетом, чутким художником, мы сегодня вошли в необыкновенный мир природы. Картины, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами радуги, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера.. Стихи А.А. Фета настолько музыкальны и красивы, что многие композиторы, положив на них музыку, создали романсы и песни. Одну из таких песен я предлагаю вам сейчас послушать в исполнении композитора и певца Станислава Коренблита.

- Не правда ли, прекрасные стихи и необыкновенные картины природы?

- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Дома вы читали и иллюстрировали стихи А.А. Фета. Все рисунки, которые заслуживают хороших отметок я поместила на эту выставку. Поэтому те, чьи рисунки здесь находятся, поставьте по пятёрке в свои листы достижений..

Фет и Тютчев были хорошими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе. Они сходятся во мнении о матери природе и чувственно ощущают ее.
Картины с описанием природы и образом человеческой души, были важны для русской литературы. Такое описание в своем творчестве использовали многие поэты 19 века. Такие великие литераторы как Лермонтов, Тютчев, Пушкин, и Фет.

К примеру, Тютчев глубоко чувствовал происходящие изменения в природе. Творчество Ф.И.Тютчева неоднократно пересекается с творчеством Пушкина. А Фет наоборот старается писать в определенно скрытой форме, он в своем творчестве опирается на ассоциативные связи, а не на открытое сравнение природы и человеческой души.

Стоит отметить, что Фета и Тютчева связывают обоюдные пристрастия к огням ночного неба и синему бездонному морю. В своем творчестве они четко и чувственно описывают загадочную и могущественную силу природы. Для них природа является носительницей прекрасного образа. Они считали, что когда человеку становится очень трудно и одиноко, то он сможет найти поддержку и вдохновение именно в природе.

Тютчев в своем творчестве стремится понять природу, становясь частичкой природы. Стремление поэта разгадать все секреты таинственной природы, доводят великого литератора до гибели. На пике своей карьеры известного русского литератора. Он начинает видеть природу в образе всепоглощающей бездны. От видения, которой ему становится жутко и появляется ненависть к природе. Вот так вот меняется мнение одного из великих литераторов 19 века. Но так Тютчев начал понимать про подлинную любовь Фета к матери природе. Так как никогда не стремился быть одним целым с природой, он чувствовал себя всего лишь на всего органической частичкой природы. Его стихотворения наполнены эмоциональным восприятием мира. Он представляет себя первооткрывателем природы. Образ природы в лирике Фета – это храм где царит чувство вдохновения, так же она является место, где хочется забыть обо всем и наслаждаться красотой ее. Он был чудесным пейзажистом, который мог передать даже мельчайшие изменения в природе даже на протяжении дня. Изображение природы у Фета как будто растворяется в лирике. Что отличает его от Тютчева.

Тютчев был натуральным философом. У Тютчева образ природы, является не столько пейзажем, сколько космосом, так как он пишет про звезды, море и воды.

Подводя итоги, можно выделить, то, что однозначно каждый выдающийся поэт любил и чувствовал все красоты великой и могущественной природы по-своему. И поэтому пытался донести до читателя все свои чувства в своих произведениях

2 вариант

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев жили и творили в одну и ту же эпоху, были из одного социального строя, родились в Орловской губернии в один и тот же день с разницей в 17 лет, общались часть жизни и поэтому принято их сравнивать. Их произведения имеют много общего, но и также множество различий.

Оба писателя были философами, но смотрели на жизнь по-разному. Тютчев воспринимает жизнь, как бытие, основой которого является постоянный хаос. Фет, наоборот, восторгается жизнью, но воспринимает ее очень контрастной. Для него характерно воспевание грез, фантазий и снов.

Однако, несмотря на различия в мировоззрении, отношение к природе у них было весьма схожим. Тема природы представлена в творчестве обоих авторов и занимает огромное место. Оба писателя одушевляют природу, оба показывают ее — как обладательницу огромной неведомой силы, перед которой человек должен преклоняться. Мудрость природы настолько велика и всеобъемлюща, что человек не в силах постичь ее секреты, но все время пытается через природу понять тайны бытия.

При этом у Фета в стихотворениях больше описательных моментов природы, восторженность ее красотой, любование ее пейзажами. Поэт умел поймать мгновение и вдохновенно его описать, при этом образы природы не детализированы, а обобщены.

Лирика Тютчева носит более философский характер. Он отождествляет человека с природой, берущих начало в одной точке вселенной, считает его неотделимой частью природы, а человеческую душу соотносит с ночными природными явлениями. Настаивает на их равноправии, несмотря на природную величественность. Но, и описательный характер природы, в творчестве поэта тоже присутствует при чем с точной прорисовкой всех деталей.

Оба писателя склоняются к мысли о невозможности выразить словами то, что можно понять только через чувство. И именно природа воспринимается ими как нечто невообразимое. Множество произведений как Тютчева, так и Фета, говорят о безоговорочном боготворении природы и мощи всех природных явлений.

19 век преподнес человечеству огромный подарок в лице Тютчева и Фета. Оба писателя создали ряд шедевров пейзажной лирики. Их произведения будут радовать читателей еще многих поколений.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в творчестве Фета и Тютчева

Популярные сегодня темы

Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.

Полутыкин - один из героев данного произведения. Мелкий помещик, который проживал в Калужской губернии. Тургенев относился к своему герою очень хорошо и писал о нем теплыми словами

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

Произведение является одним из самых лучших драматически творений писателя, обозначившим насущные и острые проблемы общества того времени.

Поэзия А. А. Фета необыкновенно музыкальна. Стихами г. Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующее сердце, как изящная музыкальная симфония. Высчитывать стихотворения такого рода было бы слишком долго, ибо нет стихотворений г. Фета, составленных немузыкально. Стихотворения "Растут, растут причудливые тени", "Люди спят, пойдем в тенистый сад", "Серенада" (Тихо вечер догорает) , "Спи, еще с зарею" и "На заре ты ее не буди", положенны на музыку, которая, при всех своих достоинствах, едва ли стоит музыки слов, написанной самим поэтом.
Ты спишь один, забыт на месте диком,

Твой свод упал; кругом летают с криком Сова и нетопырь.

И стекол нет, и свищет вихорь ночи

Во впадину окна,

Да плющ растет, да устремляет очи

И кто-то там мелькает в свете лунном,

Блестит его убор -

И слышатся на помосте чугунном Шаги и звуки шпор.

И грустную симфонию печали

Звучит во тьме орган. .

То тихо все, как будто вечно спали

И стены и орган.

Это совершеннейший музыкальный ноктюрн, не только рисующее перед нашей фантазией величавую картину развалин, озаренных луною, но еще сверх того уносящее нашу душу в отдаленнейшие области, о которых трудно говорить сухою прозою.
И как не вспомнить в связи с этим знаменитые тютчевские образы о грозе, "разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул" - о красках и звуках вечереющего дня.
Звуковая сторона стихотворения никогда не представлялась Тютчеву самоцелью, но язык звуков был ему близок и понятен.

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийсий шорох

Струится в зыбких камышах.

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул.

Вкруг меня, как кимвалы, звучали скалы.

Окликались ветры и пели валы…

Читатель слышит в стихах Тютчева грохот летних бурь, еле внятные звуки наплывающих сумерек, шорох зыбких камышей… Эта звукопись помогает поэту запечатлеть не только внешние стороны явлений природы, но своё ощущение, своё чувство природы. Этой же цели служат и смелые красочные сочетания в стихах Тютчева ("мглисто-линейно", "лучезарно и сизо-тёмно"). Кроме того. Тютчев обладает даром воспроизводить краски и звучания в нераздельности производимого им впечатления. Так возникают в его поэзии и "чуткие звёзды", и солнечный луч, врывающийся в окно "румяным громким восклицанием", сообщая динамику и экспрессию поэтической фантазии Тютчева, помогая преобразить поэтические этюды с натуры в такие "пейзажи в стихах", где зрительно-конкретные образы проникнуты мыслью, чувством, настроением, раздумьем.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Другие сочинения: ← Есенин мой любимый поэт Серебряного века↑ ДругиеРаскольников и Свидригайлов →

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

Полезный материал по теме:

Тема природы в лирике Ф. Тютчева, А. Фета и Н. Некрасова.

Природа у Фета:

Красота и гармония для Фета – это высшая реальность. Ф – великолепный пейзажист. Его пейзажи отлич-ся конкретностью, умением передать тончайшие изменения в природе в течение дня. Ему неинтересна статика, есть еле уловимая динамика. Это касается стих-й, посвящённых временами года. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. В отличие от Тютчева, герой Ф воспринимает отн-е к природе гармонически. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.

Влага смешивается с землей и воздухом, образуя грязь, слякоть, изморось, туман, — излюбленные элементы некрасовского пейзажа. Раскисшие дороги покрыты лепешками мокрого снега. Сырость проникает повсюду, словно природа непрерывно плачет, сморкается, задыхается от простуды.

Природа у Тютчева:

Читайте также: