Музей анны ахматовой сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Поэзия Анны Ахматовой мне всегда была по душе - всё о любви в широком, а не ограниченном смысле этого слова. Во всех её стихах прослеживается нелёгкая судьба и несчастливая личная жизнь. Особый пессимизм и тихая грусть - всегда больше привлекала людей, чем позитивная, оптимистично - хвалебная поэзия. Особенно в определённые сложные периоды жизни.

Посетить музей-квартиру Анны Ахматовой я мечтала даже не из-за того, что в ней жила она на протяжении 30 лет.

Я, как человек, который никогда не проживал в коммунальных квартирах и даже не был там в гостях, долго носила в себе идею - фикс - заглянуть хоть глазком в такой особый мир коммунальных отношений. Тем более, что все эти квартиры были переделаны из особняков и дворцов царской России. Возможно, что это какая-то необъяснимая тоска генетической памяти о подобного рода жизни.

Такое явление, как коммунальная квартира, ещё до сих пор до конца не искоренили. Да и исчезнет ли до конца в ближайшее время - неизвестно. Не одна тысяча петербуржцев до сих пор живёт в коммунальных квартирах без какой-либо перспективы на расселение.

Квартира, в которой жила Анна Ахматова на протяжении 30 лет, имеет особое историческое значение. И даже вовсе не из-за неё, да простят меня её поклонники. В коммуналку в советское время был переделан флигель Шереметьевского дворца. И если до этого всё там было довольно функционально и шедеврально, то когда это стало коммуналкой. Короче говоря, сердце кровью обливается, когда смотришь на всё это безобразие.

К этим впечатлениям ещё добавляются факты из биографии Анны Ахматовой. И начинаешь понимать, почему за период жизни с Николаем Пуниным в этой квартире, она написала очень мало стихов.

Этот гражданский брак был достаточно несчастным, с моей личной точки зрения - постоянные преследования, аресты Николая и сына - Льва Гумилёва, проживание с бывшей семьёй мужа, изгнание её из всех поэтических сообществ, постоянное безденежье - вся эта картинка в целом вызывает очень грустные ассоциации.

"Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем,

И за тебя я пью, —"

Но несмотря на то, что прошлась по квартире я трижды, не удалось мне представить, как здесь жила и творила Анна Ахматова. А может именно потому, что почти и не творила. Ассоциации мои однозначны - квартира эта отдельно, а поэт отдельно.

Возможно, что меньше нужно было читать до этого её биографию и пытаться состыковать какие-либо события и даты.

Я абсолютно не очень уверена в том, что эти вещи и обстановка были именно теми, что связаны в Анной Ахматовой. Покинула она эту квартиру в начале 50-х годов. Музей же открыли только в 1989 году. Возможно, что кто-то как-то и хранил бережно эти вещи до подходящих времён. Моё мнение - это простая, типичная обстановка тогдашней ленинградской коммуналки. И так жили многие. Мне это всё, конечно, понравилось, вызвало различную гамму эмоций и чувств, но стихи Анны Ахматовой в голове не возникали, когда ходила по эти коридорам.

Её стихи - это что-то большее, нематериальное, которые не изветшает, не сломается и не канет в лету, в отличие от этих вещей и предметов незатейливого быта. А диванчик, радио, патефон, телефон или стол в гостиной - это всё тлен.

Возможно, что и не ТЕ вещи это вовсе, а кто-то у кого-то выменял на продукты во время блокады Ленинграда. Ну и что из того? Стихи то всё - равно её и только её и подмены быть не может.

Про обустройство музея - квартиры Анны Ахматовой можно говорить много и долго. Да и до меня это сделали уже и довольно подробно. Скажу лишь о том, что меня, действительно впечатлило в этом музее.

Первое - это экспозиция личных вещей Анны Ахматовой, выставленных за стеклом в конце коридора. Для более цивилизованного восприятия всего этого и чтобы можно было обойтись без экскурсовода, она оснащена интерактивными панелями.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Нужно приложить руку с стеклу и на экране появится информация об этих экспонатах. Помимо вещей поэтессы, там можно увидеть старые документы, письма, стихи на бумаге, написанные рукой самой Анны. Но если у вас хорошее зрение, лучше этой техникой не пользоваться. Тогда вы не растеряете тонкую связующую нить с тем временем, с атмосферой чего-то запретного, но полезного для души и ума. Цивилизация и современные технологии от вас уже никуда не денутся, а в нашей жизни осталось мало мест, где можно по-настоящему окунуться в прошлое.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Ещё одно место в квартире, которое произвело на меня впечатление - это небольшой закуток в коридоре. Это то место, где Лев Гумилёв, сын Анны Ахматовой, устроил себе уголок или "комнату". Тёмное, холодное помещение, куда практически не проникает свет и тепло. Там парень жил - спал на чемоданах, там же читал книги и литературу, чтобы закончить школу и поступить в институт.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Ну и третье, что меня поразило - это осознание того, как нас испортила современная жизнь. Я просто посмотрела, как жили эти люди и ужаснулась, до чего же требовательны к жизни мы стали. Молодёжи дороги нет, у пенсионеров маленькая пенсия, зарплаты мизерные - это так мы сейчас считаем.

В то время же никого не портил квартирный вопрос, никто не судился за жилплощадь, нынешняя жена не дралась с бывшей. А жили все вместе. Нет прописки - живи здесь 30 лет, работа есть только у бывшей жены - отлично, нынешняя приглядывает за ребёнком от бывшей жены, пока бывшая зарабатывает деньги. А вечером все собираются за столом в гостиной и ужинают, делятся впечатлениями о том, как прошёл день. А расстался ещё и со второй женой, никто никого не выгоняет, как сейчас "вали из моей квартиры", а живут все вместе, ещё и с новой женой. Никто никому в борщ не плюёт и имущество не делит. Вот поистине порядочные и интеллигентные люди, воспитанные пресловутой буржуазной властью. Стыдно становится за свои жалобы и стенания по поводу нынешней жизни.

Много разных противоречивых мыслей и чувств вынесла я из кваритры Анны Ахматовой и думаю, что придётся ещё не один день их "переваривать".

А теперь немного сухого отчёта о посещении этого музея.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Сам дворик - отдельная тема, которая требует более подробного внимания. Но отзыв не о нём. В этом дворике очень красиво, зелено и романтично в летнее - осеннее время. Можно погулять, посидеть на лавочках и почитать книги со стихами Анны Ахматовой, чтобы настроить себя на более чувствительное восприятие экскурсии. Я же была там зимой, более похожей на раннюю весну или позднюю осень - слякотно и мрачно. Чтобы дойти до касс, нужно пройти по заботливо уложенным дощечкам. Ну и на том спасибо, хорошо, что по лужам шлёпать не пришлось.

Кассы - отдельное помещение, довольно уютное. Цена за билет 120 рублей для взрослого, 60 рублей- для школьника. Очень скромно по нынешним музейным меркам.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Чтобы попасть на лестницу, ведущую в квартиру, нужно пройти гардероб и уборные.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Лестница красивая и светлая - остатки былой роскоши от флигеля Шереметьевского дворца, поднимаемся на 3 этаж.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Хочу сказать, что от экскурсовода я отказалась. Не люблю посещать интересные места с экскурсоводами. Наверное, за долгие годы туристических поездок они меня утомили. Почему - то после подобных экскурсий я мало, что помню от посещения интересных мест. Во время монотонных рассказов у меня почему-то начинают болеть ноги, я начинаю думать не о предмете экскурсии (например, что приготовить на ужин), да и очень сложно изображать интерес, когда экскурсовод на протяжении 10 минут усыпляющим голосом рассказывает о каком-нибудь самоваре и о его великом значении в истории России.

На входе в квартиру, правда, очень милая женщина - смотритель хотела меня по-быстрому ввести в курс дела, но мне удалось вырваться "на свободу". Даже от аудио гида отказалась. Для меня нет ничего приятней тишины в музее. А тем более, в таком маленьком музее - квартире. Мне несказанно повезло, что в это время в нем находилось всего 2-3 человека в поле зрения. На выходе, например, я столкнулась с двумя солидными группами туристов ( одна из них - детская) с экскурсоводами. Не представляю, какие бы впечатления остались у меня, если бы пересеклась с ними в музее.

Поэтому настоятельно рекомендую посещать музей в рабочий день, до обеда и не в туристический сезон. Может получится всё более печально.

Квартира начинается с прихожей. На вешалке весит плащ репрессированного Николая Пунина. Про него вам обязательно на выходе расскажет женщина-смотритель и эта история покажется вам печальной.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

"Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе. Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть."

Из прихожей два коридора. В первом - светлом кабинет Николая Пунина, гостиная, две комнаты Анны Ахматовой (в них она жила в разные периоды жизни проживания в этой коммуналке).

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Из окон опять же замечательный вид на дворик. И это для нас он сейчас замечательный, а тогда с этого дворика осуществлялось наблюдение за окнами "врагов народа" - Николаем Пуниным и его жены Анны Ахматовой.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Комнатки, нужно сказать очень маленькие, холодные и тёмные (в них нет окон). Повторюсь, что проектировщики 18 века и не представляли, что когда-нибудь это станет коммунальной квартирой (они и слов-то таких не знали).

В гостиной я обнаружила ёлку, которая явно не вписывалась в интерьер этой гостинной. Безусловно, Новый год Анна Ахматова с семьёй тоже отмечала, но не с такой же ёлкой - тогда и дров для обогрева не хватало, а про электрические гирлянды и речи не было.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

В другом коридоре, более мрачном - уголок фотостудии мужа Анны Ахматовой, кухня и тот пресловутый закуток её сына, о котором я уже писала.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Хочу добавить, что по ходу расположения всех комнат и прочих помещений этого музея, вы можете обнаружить небольшие постеры. В них вы сможете прочитать краткую информацию о самих комнатах, предметах мебели и прочих вещах. Очень удобно. Опять же отпадает нужда в присутствии экскурсовода.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Россия, Санкт-Петербург) фото

Ну вот наверное, и всё. На экскурсию по музею -квартире Анны Ахматовой я затратила совсем немного времени - примерно минут 50, не больше.

На обратном пути по двору обратила внимание на забор, исписанный различными стихами поэтов Серебряного века. Каждый сможет найти что-то о себе. Вот эти стихи обо мне и для меня.

Ну и пришло время подвести итоги. Сделать это сложно, потому что мысли и чувства очень противоречивы, как у истинного поэта, коим я не являюсь. Поэтому с чего вдруг такие ощущения - сказать сложно. Но попытаюсь.

+ удобное расположение музея-квартиры,

+ доступная цена за билет,

+ внимательный, заботливый персонал - истинные поклонники творчества Анны Ахматовой,

+ возможность легко обходится без экскурсовода,

+ сбылась моя мечта заглянуть в жизнь коммунальной квартиры.

Недостаток же только один:

- я не смогла связать образ и творчество Анны Ахматовой с этой квартирой. Но это, как вы понимаете, только мои проблемы. Возможно, что у других это получается и вас у возникнут нужные ассоциации.

И ещё просто один совет. Не ходите в этот музей только для галочки. Если вы не очень знакомы с творчеством и биографией поэтессы, хотя бы поверхностно изучите и познакомьтесь с ними. Это гораздо облегчит восприятие и впечатления будут ярче.

Конечно, я РЕКОМЕНДУЮ посетить музей-квартиру Анны Ахматовой. И ставлю этой экскурсии оценку "отлично". По крайней мере, мой день был прожит не зря.

Наверное, каждый прохожий, прогуливающийся по Литейному проспекту, замечал на его четной стороне необычную арку, ведущую во внутренний двор дома номер 53. Из глубины, с кирпичной стены здания, к нам обращен профиль поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

Сегодня в память об этом периоде жизни поэтессы в южном садовом флигеле открыт Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Как добраться на метро

Стоимость взрослого входного билета — 120 рублей (зима 2019 г.). Дополнительно можно арендовать аудиогид.

В среду, субботу и воскресенье в музее проводятся экскурсии, стоимость посещения — 270 рублей.

На кассе можно расплатиться банковской картой.

Анна Ахматова в фонтанном доме

Интересно, что в течение своей жизни поэтесса переезжала в Фонтанный дом дважды. Сама Анна Андреевна уже в старости писала, что прожила здесь 35 лет, хотя это не совсем так. Впервые Ахматова переехала в северный флигель Шереметевского дворца к своему второму мужу, Владимиру Шилейко, в 1918 году и прожила здесь всего два года.

Сложно представить, но к моменту переезда, в четырех комнатах Пуниных проживали сам Николай Николаевич, его мачеха Елизавета Антоновна, супруга Анна Аренс-Пунина, их дочь Ира и домработница Анна со своим сыном Женей. В 1929 году в Фонтанный дом переехал и сын Ахматовой, Лев Гумилев. Продлилось его проживание здесь совсем недолго.

В октябре 1935 года после анонимного доноса однокурсника Гумилева, он вместе с Пуниным был арестован. Тогда Ахматова написала письмо Сталину с просьбой освободить мужа с сыном. Уже 4 ноября следственное дело было прекращено. Этот эпизод — скорее, исключение из правил в истории поэтессы. Долгое время власти ее не жаловали, и о каких-то поблажках для Ахматовой не могло быть и речи. В последний раз Пунина забрали из Фонтанного дома в конце 1940-х. Ахматова же прожила здесь до 1952 года.

Сегодня же доступ в Фонтанный дом открыт для всех посетителей. А во внутренний двор и Шереметевский сад можно зайти, даже не покупая билета на экспозицию. Здесь, в саду, все говорит о значимости места в истории Анны Ахматовой: в юго-восточной части установлен памятник поэтессе, а стены зданий исписаны строчками из стихов. Кстати, не только ахматовских.

Музей, посвященный поэтессе, открыт здесь в 1989 году. Посетители экспозиции могут погрузиться в атмосферу середины XX века: зайти на коммунальную кухню, посетить комнаты, в которых проживала Ахматова. Несмотря на совсем небольшую площадь жилых помещений (юный Лев Гумилев вовсе спал на небольшом сундуке), в доме сохранялись старые петербургские традиции. Хозяева и гости дома нередко собирались в столовой, освещенной теплым и уютным светом абажура.

Анна Ахматова и Николай Пунин во дворе Фонтанного дома

Кстати, двор Фонтанного дома был Ахматовой знаком, ранее она жила в северном флигеле со вторым мужем В.К. Шилейко.

Итак, входная дверь в квартиру – окунаемся в обстановку 1920-40 гг.

Кухня с дореволюционной посудой, принадлежавшей семье Пуниных.

Кухня переходит в коридор, где нашел пристанище сын Ахматовой Лев Гумилёв, который приехал в Петербург в 1928 году.

Лев устроил себе комнатку около печки, он окончил школу, работал для поступления в университет, в 1934 году поступил на исторический факультет, а в 1935 арестован по доносу студента-одногруппника.

Из коридора проходим в жилую часть квартиры. Белый зал посвящен поэтическому творчеству Ахматовой, дореволюционному периоду и времени гражданской войны.

Столовая. Портрет А.С. Пушкина – гравюра с портрета Кипренского, который был написан художником именно в Фонтанном доме. В семье Пуниных было принято отмечать Рождество, Пасху, висели иконы. Как-то дочь Ирина под влиянием пропаганды хотела снять все иконы, за что отец назвал её «Партком завода "Красный гвоздильщик".

В сентябре 1941 года её эвакуировали. Уже тогда в городе начинался голод. Семья Пунина включая его новую жену Марту Андреевну Голубеву была эвакуирована только в феврале 1942 года

Семья Смирновых во время войны переехала, и их комната досталась Анне Ахматовой по ордеру от Союза писателей. Фонтанный дом был разорён войной, но деваться опять было некуда. Вскоре с фронта вернулся сын Лев.

В ноябре 1945 года в этой комнате с Ахматовой беседовал секретарь Британского посольства в Москве, философ-культуролог Исайя Берлин. Это встреча была поводом для очередной травли Ахматовой. В квартире были установлены прослушивающие устройства, и Ахматова приучилась ничего не говорить дома. Вокруг квартиры дежурили наблюдатели. В 1949 году опять арестовали Н.Пунина и Л.Гумилева. Чтобы спасти сына Ахматова в 1950 году написала стихи о Сталине. Сына не выпустили, но Ахматову вернули в Союз писателей.

В 1952 году квартиру в Фонтанном доме пришлось освободить - Институт Арктики и Антарктики занял весь дом.

Решение о создании музея Ахматовой было принято в 1988 году. Также во флигеле расположены другие экспозиции. На 2 этаже находится выставка, посвященная Великой Отечественной войне, а на 1 этаже – мемориальная квартира Бродского. Иосиф Бродский не жил и не бывал в Фонтанном доме, но Ахматова поддерживала молодого поэта. В 2003 году вдова поэта Мария Бродская передали Музею Анны Ахматовой в Фонтанном Доме вещи из его дома в Саут-Хедли в штате Массачусетс

В мемориальной квартире находятся подлинные вещи Бродского

в том числе его коллекция почтовых открыток

Во дворе Фонтанного дома находится памятник графине Прасковье Ивановне Шереметьевой (урожденной Ковалёвой-Жемчуговой).


Время: 10:30-18:30. Среда: 12:00-20:00. Выходной – пн.

Стоимость: взрослый – 120 руб.; школьный, пенсионный – 60 руб.; студенческий – бесплатно.

Фонтанный дом - Санкт-Петербург, Литейный пр., 53

Владимирская, Достоевская, Маяковская

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге на 30 лет стал приютом для Анны Ахматовой. Стены этого удивительного здания помнят и хорошие, и мрачные страницы биографии великой русской поэтессы. В 1989 г. в квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме был открыт музей. Цель экспозиции – показать, как творческая личность пытается сохранить свой маленький личный мир в условиях тоталитаризма, царящего в стране.

Фонтанный дом

Туристов заинтересуют экспозиции музея Ахматовой, а также история и архитектурные особенности Фонтанного дома, ставшего культурным символом Северной столицы.

Фонтанный дом

В основной части особняка располагалось восемь больших комнат, все окна которых выходили в сад (это обстоятельство Анна Ахматова неоднократно отмечала в своих дневниках). К северной оконечности здания был пристроен флигель, в котором находился Танцевальный зал. Южный флигель был отдан под домовую церковь.

Чевакинский украсил фасад здания лепниной, барельефами военной тематики, ложными колоннами, статуями и цветочными вазонами. Особняк пережил не одну реконструкцию и переделку, но его фасад остался в неизменном виде.

Фонтанный дом

Культовый статус Фонтанного дома начал формироваться еще во времена Шереметевых. Граф был большим любителем театра, им была сформирована труппа из крепостных, звездой которой стала актриса П. Ковалева-Жемчугова. Шереметев влюбился в приму своего театра и, вопреки всему, женился на ней.

В Фонтанном доме бывали А. Пушкин, О. Кипренский, Ф. Лист, М. Глинка, П. Виардо и другие.

Фонтанный дом

Последним частным владельцем особняка стал граф С. Шереметев – один из основоположников русской исторической науки. В 1917 г. нарком просвещения РСФСР А. Луначарский издал распоряжение, в соответствии с которым Фонтанный дом переходил государству.

В разное время здесь располагались различные казенные учреждения, в том числе, Арктический институт. Большинство интерьеров особняка были уничтожены, в Танцевальном зале сотрудники Арктического института залили бассейн для испытания макетов первых советских ледоколов.

Подлинную славу Фонтанному дому принесла Анна Ахматова, сделавшая его частью своей литературной вселенной.

Фонтанный дом

Квартира №44, в которой жила Ахматова, принадлежала ее третьему мужу, искусствоведу и сотруднику Русского музея Николаю Пунину. Поэтесса переступила порог Фонтанного дома в 1924 г., чтобы, с небольшими перерывами, прожить здесь вплоть до 1954 г.

В гости к Пунину и Ахматовой приходили многие знаменитости – К. Малевич, В. Маяковский, Е. Замятин, О. Мандельштам, Б. Пильняк.

Однако, жизнь Анны Андреевны в Фонтанном доме нельзя назвать счастливой. У нее даже не было собственной комнаты – поэтесса спала на диванчике в кабинете своего мужа. В квартире проживала первая супруга Пунина А. Аренс, регулярно здесь останавливались его многочисленные родственники.

Фонтанный дом

Отдушиной были встречи в столовой, где Анна Андреевна читала стихи, общалась с гостями, слушала музыку.

В 1938 г. супружеская пара распалась, и Анне Андреевне была выделена комната, ранее исполнявшая функции детской: квартира №44 стала коммунальной.

Помещения Музея Анны Ахматовой

Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Сквозь окна лестницы виден сад Фонтанного дома, фасад особняка с мальтийскими крестами, флигель, Литейный театр.

Фонтанный дом

Лестница как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки 30-50 гг.

Квартира поэтессы находится на третьем этаже, в нее ведет высокая двойная дверь из дерева. На двери – старинная ручка и почтовый ящик.

Прихожая

Прихожая

Стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Здесь посетители увидят покрытую кафелем печь, вешалку, большой дорожный сундук, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон, небольшую пейзажную картину на стене.

В уголке между кухней и прихожей Н. Н. Пунин устроил импровизированную лабораторию для проявки фотографий. Чтобы никто не помешал этому процессу, лампочки выкручивали по всей квартире.

Кухня

Кухня

Из прихожей посетители сразу попадают в кухню. С 20-х годов обстановка здесь не изменилась. У стены – каменная плита, работающая на дровах, обеденный стол, деревянные табуреты. На столе стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.

В углу висит небольшая икона Св. Анны Кашинской, на боковой стене - часы-ходики.

Кухня

Кухня находилась в полном распоряжении домработницы Пунина А. Смирновой. Впоследствии Смирнова и ее трое детей получили право на постоянное проживание в квартире, им была выделена комната.

В конце 30-х годов жизнь в квартире №44 стала совсем невеселой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре стало так холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.

Кабинет Н. Н. Пунина

Кабинет Н. Н. Пунина

Супруг Ахматовой был всесторонне образованным человеком, он увлекался японской графикой, русской, французской, немецкой живописью. Пунин был одним из первых, кто отметил талант будущей звезды мирового авангарда К. Малевича.

Кабинет Н. Н. Пунина

Работая в Русском музее, Пунин имел определенные льготы, мог приглашать к себе гостей. Одним из таких гостей октябрьским днем 1922 г. и стала Анна Ахматова. В дневнике поэтесса восторженно отозвалась об этой встрече.

У Анны Андреевны не было прописки, что было неприемлемо. После 2 лет знакомства с Пуниным она согласилась стать его гражданской супругой и переехать в Фонтанный дом.

Кабинет Н. Н. Пунина

В 1935 г. за Пуниным пришли представители НКВД. Ахматова с первой женой Пунина А. Аренс также ждали ареста, сжигая в печи свои письма и дневники.

Пунина освободили, но в 1949 г. произошел новый арест, после которого в кабинете Николая Николаевича стал жить сотрудник НКВД.

В 1929 г. в квартиру №44 перебрался и сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший в Бежецке у бабушки. В доме не было отдельной комнаты для 17-летнего юноши, ему смогли выделить небольшой уголок в коридоре, где он спал на сундуке. Гости музея увидят этот сундук, а также – кафельную печку, окно, освещавшее место обитания будущего историка.

В 1935 г. Гумилева вместе с Пуниным арестовали и после короткого заключения он решил не возвращаться в квартиру, снимая жилье в других районах города.

Столовая

Столовая

Несмотря на бытовые неудобства, у жителей квартиры №44 в Фонтанном доме были и небольшие радости. Большинство из них связаны со столовой. Именно в этой комнате принимали гостей. Посетители увидят большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диванчик, кафельная печь, буфет.

Удивительно, как Ахматовой и Пунину в условиях жестокого дефицита удавалось сохранять достойный быт, принимать гостей, беседовать о литературе и музыке.

Столовая

В столовой отмечали Рождество и Пасху, ставили праздничную елку, праздновали именины детей и взрослых.

В углу висит икона Казанской Богоматери. С ней связана весьма показательная история. Однажды Ирина, дочка Н. Пунина, заявила отцу, что образок нужно убрать. Так на девочку повлияла революционная пропаганда в школе. Пунин с иронией посоветовал школьнице не быть парткомом.

Комната Анны Ахматовой

Комната Анны Ахматовой

Центральной частью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме является комната, в которую поэтесса переехала после тяжелого разрыва с мужем. После этого события Анна Андреевна перестала принимать участие в семейных обедах и ужинах.

В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка.

Комната Анны Ахматовой

У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Этот предмет интерьера Ахматовой подарила ее близкая подруга, танцовщица и актриса О. Судейкина. В сундуке поэтесса держала все свои бумаги – рукописи, дневники, письма и т.д.

Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать.

На стуле у стены сидит необычная кукла в венецианском одеянии. Эту вещицу, ставшую любимой игрушкой Ахматовой, выполнила О. Судейкина, отличающаяся великолепным художественным чутьем.

Комната Анны Ахматовой

В стоящем неподалеку от печки красном буфете – фарфоровая статуэтка работы Н. и Е. Данько. Художники изобразили Анну Ахматову с шалью на плечах, со знаменитым полуоборотом головы. Статуэтку Данько подарили поэтессе в 1924 г.

Ахматовой комната не нравилась, она говорила, что самое красивой в ее новом жилище – растущее за окном дерево. Возможно, такие впечатления связаны с тем, что в этой комнате Ахматова пережила самые тяжелые моменты своей жизни – два ареста Гумилева, арест бывшего мужа, постоянное ожидание собственного ареста.

Белый зал Музея Анны Ахматовой – помещение, которое в 18 в. называли Танцевальным залом. Здесь размещена интерактивная экспозиция, позволяющая гостям стать частью литературной вселенной великой поэтессы.

В зале размещено семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. Кроме того, здесь находятся ее рукописи, личные вещи, рисунки, фотоснимки и документы.

На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который посетитель музея указывает рукой.

Как добраться:

[yandexMap name="Фонтанный дом, музей А. Ахматовой" description="Санкт-Петербург, Литейный пр., 53"]Санкт-Петербург, Литейный пр., 53[/yandexMap]

Читайте также: