Сочинение по картине куликова в крестьянской избе 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

  1. Весенний разлив.
  2. Крестьянские избы на склоне холма.
  3. Берёзовая роща.
  4. Маленькая лодка на берегу.
  5. Колорит картины (краски).
  6. Моё отношение к картине.

Материал к сочинению.

Ден ь : в е се нн ий, я сн ый

Неб о : голубое, белые, лё г кие о бл а ка

В о да: тёмн о- г о лубая, кр и стал ь н о -чистая, студ ён ая, уд и вит е л ь н о - пр о зра чн ая, как зерк а ло, тихая, сп о койная.

Рощ а : тонкие, бе зз ащитные д е р ев ца, стройные б е рё з ки, старая о сина, к о рявые суч ь я, з е лёная с о сна.

Тени: л и ловые, р о з о ватые.

Ло д ка (ч е лнок): мал е н ь кая, лё г кая, н е про чн а

Кр е ст ь янские избы : на х о лме, вдали.

1. Приближение весны.

2. Описание снега, неба,

3. Моё восприятие картины. воздуха, солнца.

2. Изменения в природе.

3. Деревья тянутся к свету.

4. Лошадь радуется весне.

5. Настроение, которое вызывает картина.

Март называют праздником света. Солнечные лучи отражаются на ослепительной скатерти снегов. Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев. Высоко в небе застыли весенние облака. (По И. Соколову – Микитову).

Материал к сочинению

Ден ь : тёплый, солн ечн ый, рад о стный, яркий, в е се нн ий.

Неб о : светлое, ясное, пр и ветливое, луч е зарное.

Лес: тёмн о- з е лёный, мра чн ый.

Д е рев ь я: тоненькие рыжие осинки, нежные

Капел ь : звонкая, в е сёлая, задорная, в е се нняя .

Лоша дь : о д и нокая, рыжая, дремл ю щ а я.

Сне г : г о луб о ватый, н о з д реватый, рыхлый,

Рыхлеет снег, ноздрится и сереет.

Надеждою весенней ветер веет,

Блестящие сосульки бойко тают

Лишается привычной белизны.

Явившись с первым месяцем весны…

Стучит задорно звонкая капель. (В. Волобуев).

  1. Художник Левитан и его картина.
  2. Осенний день на картине
  3. Чудесный наряд деревьев
  4. Речка в лесу
  5. Моё отношение к картине

Материал к сочинению.

Река : неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением, извилистая.

Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, белоствольные, нарядные, пёстрые, багряные.

Трава: сухая, жёлтая, бурая

Поле : широкое, раздольное, зелёное, свежее,как бархатный мягкий ковёр.

Деревушка: маленькая, дальняя.

Долгие годы Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович охраняли рубежи Руси от нашествий кочевников (кочевник - человек, который ведёт кочевой образ жизни – переходит или переезжает с одного места на другое).

1. Что изображено на картине.

2. Природа на картине.

3. Богатырь Илья Муромец.

4. Нарядный Добрыня Никитич.

5. Находчивый Алёша Попович.

6. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Материал к сочинению.

Илья Муромец, один из главных героев-богатырей русских былин, крестьянский сын - спокойный уверенный в себе. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. С образом И. М. связано народное представление об идеальном герое-воине, защитнике. Богатырская фигура, полон спокойной мощи, старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, великодушен и добр.

вороной конь, сильный и спокойный, под стать богатырю

палица тяжёлая, щит, громадное копьё

железная кольчуга, шлем

Неспешно осматривает просторы. Зорко всматривается, нет ли где врагов-кочевников.Поднёс руку ко лбу. С лёгкостью держит палицу тяжёлую.

белоснежный конь,нарядная сбруя

щит горит и переливается драгоценными камнями

блестит серебром кольчуга

Готов к бою, вынимает меч из ножен.

Алёша Попович (сын священника) русский богатырь. Не силой богатырской сражается он с врагами, а находчивостью и смекалкой. Младший богатырь, хитрый, жизнерадостный.

лук и стрелы, в правой руке гусельки яровчатые

Вложил стрелу в лук. Смотрит лукаво (лукавый - коварный, хитрый),

Природа : среди бескрайних просторов, в степи, чистое поле, холмы, дремучий лес, грозовое низкое небо.

Русь: Русь великая, Русская земля, просторы родной земли, образ могучей родины, богатырская застава, граница родной земли, великий народ.

2. Описание берёзы на переднем плане.

3. Описание берёзовой рощи на заднем плане.

4. Цветовое решение картины.

5. Настроение, которое вызывает картина.

Материалы к сочинению.

Небо : син е -лазорев о е, г о луб о ват о е, чист о е; на г о ризонт е ни обл ачк а.

День : я сн ый, луч е зарный, солн ечн ый, яркий, ч у де сн ый.

Роща: залита со л нцем, о зар е на солн ечн ым светом; к о сые лучи зимн его со л нца о св е щ а ют рощ у .

Берёзы : в е лич е ств енн ы, устр е мл е ны вв ыс ь ; ств о лы св е ркают; к о ра лло вые ветки; с е р е бристый ин е йств о лы с ж ё лтыми, красн о ватыми, о ранж ево -к о ри чне выми отт енками; искр и вл ённ ая, о громная, м о гуч а я, гордая б е рёза.

Б е рёза, на сн е гу, м о розный, к а ртина, дер е во, снег, ч у де сн ые, ств о лы, ж е мч у жные, стуж а , в е рхушка.

Материал к сочинению по картине А. А. Пластова

Снег: белый, пушистый, падает мохнатыми хлопьями, надел меховые шапки на крыши домов, укутал всю землю белоснежным ковром, медленно кружится в воздухе.

Девочка : в бело-розовом платьице; тапочки, отороченные тёмным мехом; без пальто выбежала на крыльцо; с удивлением наблюдает; восхищённо смотрит.

Мальчик: в пальто с меховым воротником; на голове — шапка-ушанка; мечтает покататься на санках.

Берёза: старая; могучая; с белым стволом; ветки у берёзы гибкие, длинные, раскидистые.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

Материал к сочинению

Образы картины : Елена Прекрасная, царевна, суженая, невеста; Иван-царевич, юноша, спаситель, защитник, спутник; Серый волк; лес, чащоба, чаща.

Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невесёлая, опечаленная, молодая, прекрасная.

Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.

Скачка: быстрая, стремительная.

Лес : дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, чёрная тина болота.

Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; .

Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения.


материал к сочинению по картине Васнецова "Богатыри"

презентация для сочинения по картине Васнецова "Богатыри".

Дидактический материал к сочинению по репродукции картины З.Е.Серебряковой "За обедом".

УМК "Шола России" 2 класс, русский язык. Дидактический, раздаточный материал к сочинению по репродукции картины З.Е.Серебряковой "За обедом".

Дидактический материал к сочинению по репродукции картины З.Е.Серебряковой "За обедом".

УМК Школа России" - 2 класс, русский язык.Дидактический материал к сочинению по репродукции картины З.Е.Серебряковой "За обедом".

Благодаря творчеству русских художников ХIХ века, неравнодушных к культуре простого русского народа, мы сегодня имеем удивительную галерею портретов старообрядцев, лицезреем архетипы старозаветного великорусского народа. Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают Михаила Нестерова. Однако, кроме него, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах лики Старой Веры. Одним из таких был муромский художник Иван Куликов.

Одной из главных тем в творчестве художника стала русская историческая деревня — портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Детство будущего живописца

Во второй половине XIX века в городе Муроме поселилась семья крестьянина Семена Логиновича и Александры Семеновны Куликовых. Они были выходцами из деревни Афанасово Муромского уезда Ковардицкой волости. Семен Логинович Куликов был специалистом кровельного и малярного дела, а Александра Семеновна — домохозяйкой. В семье Куликовых было три дочери, а 13 апреля 1875 года родился сын, которого нарекли Иваном.

Еще до поступления в начальную школу Иван освоил ремесло маляра и кровельщика, научился разрисовывать под мрамор и ловко разделывать под дуб или ясень двери и полы. Затем мальчик поступил в уездное училище. Учеба была весьма успешна, кроме того, он увлекался рисованием, делал копии с иллюстраций в журналах, посещал иконописные мастерские, пытался рисовать с натуры. На увлечения ученика обратил внимание преподаватель рисования и черчения уездного училища, сын муромского диакона H. А. Товцев. В 1889 году Иван Куликов окончил училище и стал членом артели, при этом помогал своему отцу в кровельном деле, составлении счетов, смет. Он прекрасно расписывал потолки и стены орнаментами, рисовал с натуры. Но увы, сохранились лишь некоторые его первые наброски и рисунки.

Знакомства с известными живописцами. Академия художеств

Летом 1893 г. по рекомендации Н.А. Товцева Иван Куликов знакомится с известным художником, академиком живописи Александром Ивановичем Морозовым.

В ноябре этого же года он уезжает в Петербург, где становится помощником в мастерской художника А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Ивана Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н.И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Иван Куликов становится вольнослушателем Академии художеств, при мастерской художника В. Е. Маковского. Известно, что менее чем через месяц он перешел к И. Е. Репину.

Илья Ефимович Репин. Портрет В.В. Стасова (1883 г.)
В.Е. Маковский. Автопортрет

Автопортрет, 1896 г.

Академик живописи

Староверы на полотнах Куликова

Главной темой в творчестве художника постепенно становится русская деревня: портреты простых людей, составлявших архетип великорусского народа, крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции старообрядцев.

Предельная точность в изображении жизни и быта, яркость красок, сочная стилистика, умение владеть цветом, колористическая свежесть, психологическая глубина портретов, точное изображение старообрядческой культуры — вот основные достоинства произведений Куликова.

Каких-либо принадлежащих художнику высказываний относительно старообрядчества не замечено, однако его душевное стремление к миру Старой Веры получило свое отражение во многих его полотнах.

После 1917 года Куликов продолжает отображать жизнь русского народа. Иван Семенович всегда избегал каких-либо трагических, грустных сюжетов. И сам был человеком веселым, доброжелательным, открытым, любил жизнь.

Жизнь и творчество в Муроме

Около 1919 года Иван Семенович вернулся в родной Муром. Он работал в Муромском музее; долгое время руководил художественным отделом.

Иван Куликов с воодушевлением собирал из заброшенных, обреченных на гибель дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные документы, книги и другие свидетельства богатого прошлого. Именно живописцу Ивану Куликову наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в селе Карачарово (Муромский край).

Усадьба графов Уваровых находится в селе Карачарово, в настоящее время вошедшего в состав городского округа Мурома

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: летчика В. П. Чкалова (1940 год), писателя Максима Горького (1939 год), артиста А. Л. Дурова (1911 год), археолога А. С. Уварова.

В последние свои годы Иван Семенович работал на своей малой родине: с 1930 года преподавал в художественной студии Мурома, там же и в селе Павлове способствовал основанию краеведческих музеев.

Память

Умер Иван Семенович Куликов 15 декабря 1941 года в Муроме. В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Бывший Дом-музей И. С. Куликова

Галерея картин И. С. Куликова:

Русская вера

представляет

Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера

представляет

Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Цель: познакомить воспитанников с культурой русского чаепития.

2. Развивать умение находить сходство и отличие в картинах.

3. Познакомить воспитанников с историей русского чаепития в разных сословиях.

4. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные, сложные слова.

5. Продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря воспитанников.

6. Познакомить воспитанников с этикетом русского чаепития.

7. Развивать интерес к народным играм.

8. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, традиции.

Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.

Материал и оборудование:

- атрибуты русского народного костюма (по количеству детей);

- самовар и чайная посуда;

- веточки зверобоя, душицы, малины;

Формы организации совместной деятельности

Проведение образовательной деятельности

- Ребята, а вы заметили, в какой красивый сарафан я сегодня оделась? Так одевались на Руси красавицы. Сейчас я вас приглашаю в картинную галерею.

-Давайте их рассмотрим. Что делают люди на этих картинах?

- Да, действительно, на этих картинах люди пьют чай.

- Ребята, как вы думаете, на Руси чай пили всегда?

- История чая в России началась более 300 лет назад, но в каждую русскую семью, в каждый дом чай пришёл только 100 лет назад.

- В русских зажиточных домах сложилась традиция чаевничать четыре раза в день. А как вы думаете, когда?

- Да, действительно, пили чай утром, в полдень, в четыре часа дня и обязательно вечером.

А в крестьянских семьях так часто пить чай возможности не было.

Как вы думаете почему?

- Крестьяне с раннего утра и до позднего вечера были заняты работой. Да и сам чай для них был дорогим удовольствием. Крестьяне пили чай из трав, плодов, цветов: душица, мята, мелиса, зверобой, шиповник, ромашка.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с традициями русского чаепития и приглашаю вас к столу.

- Ребята, а какой предмет во время чаепития самый главный?

- Да, чаепитие и самовар неразделимы в русской истории - это бережно хранимая традиция, символ радушия.

За одним столом собирались все члены семьи. Как вы думаете, какие предметы находились на столе? Правильно, обязательными на столе были: самовар, заварочный чайник, молочник, сахарница, ваза для выпечки и сладостей.

- Мы постелили скатерть, она белая, как снег, значит она какая?

Самовар сделан из железа. Какой он?

Как называется одним словом посуда для чая?

Чашки из фарфора. Какие они?

Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хоровод.

Давайте наденем элементы русского костюма. Девочки, наденьте кокошники, а мальчики, картузы.

Снова присядьте к столу.

Дети, а сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, что подавали к чаю на Руси.

- Смесь из листьев и цветов

Заварил, и он готов! (Чай)

- Правильно! Это чай, потому что мы его завариваем и он быстро готов

Мы в пакете сто нулей

С маком замечаем.

Бабушка чаек налей

Их сгрызем за чаем (Баранки, сушки)

- Да, потому что сушки и баранки похожи на нули и их посыпают маком, чтобы было вкуснее.

Бел, как снег, в чести у всех

В рот попал - там и пропал (Сахар)

- Сахар белый, как снег, он тает во рту.

Сладкие и мятные.

Сверху мы в глазурном глянце,

Словно в радостном румянце (Пряники)

- Да, пряники очень ароматные. Они покрыты глазурью. Часто в них добавляют мяту

Воскресенье я люблю,

Жду его я с нетерпеньем,

Запах пирожков ловлю

С клубничным маминым… (Вареньем)

- Правильно! Это варенье, мы его очень любим, потому что оно очень ароматное и вкусное.

На стол выставляются угощения. Педагог разливает чай по чашкам.

- Ребята, посмотрите на картину, как пили чай раньше? Из чашки горячий чай переливали в блюдце, чтобы он быстрее остыл. Блюдце держали на ладони. Когда гость больше не хотел пить чай, он переворачивал чашку на блюдце вверх дном. Вот так. Но сейчас эта традиция устарела. Сейчас эта традиция в наших семьях устарела

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, заварочный чайник стоит на конфорке самовара, вода находится в тулове. Я открываю краник и наливаю кипяток.

- Дети, вы все попробовали чай. Что можно о нем сказать? Какой он?

Хочу наше чаепитие закончить замечательными русскими пословицами.

Чай пить - долго жить.

Выпьешь чайку - забудешь тоску.

Коль чаем угощают, значит, уважают.

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня особенно запомнилось и понравилось? Кто запомнил, как называются эти картины? Понравилось ли вам чаевничать в нашей большой дружной компании?

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах

2. Напоминание о поведении за столом.

Взаимодействие с родителями

2. Включить родителей в совместную с детьми и педагогом деятельность по приготовлению угощений к чаепитию.

1. Армер А. Н. Что такое этикет?. – Т. : Анфас, 1998.- 208 с. : ил.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 336с.

Посиделки возле самовара.

Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.

Когда Илье Репину заказали гигантскую картину "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" (81 персонаж, 4 метра в высоту и почти 9 - в длину), он сразу поставил условие: писать будет с помощниками. И взял в помощник двух лучших своих учеников. Одним был Борис Кустодиев, а вторым - наш герой, Иван Куликов . Кустодиев и Куликов дружили.

Илья Репин при участии Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения

Илья Репин при участии Бориса Кустодиева и Ивана Куликова. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения

Иван Куликов (1875 - 1941) родом из деревни Афанасово Муромского уезда.

Сын строителя (отец Куликова был хорошим кровельщиком и маляром) добрался до Петербурга, учился у знаменитых художников-передвижников - Владимира Маковского и Ильи Репина. Но местом силы для него была родина.

Свои самые лучшие картины Куликов напишет в Муроме и окрестностях. И в 1915-м получит звание академика живописи за цикл муромских картин.

Во время Первой мировой Куликов вернётся на родину навсегда - будет даже в Муромском историко-художественном музее работать. Собирать предметы старины и произведения искусства из разграбляемых усадеб. И, конечно, писать местные типы.

Конечно, портреты, по желанию заказчиков, Куликов писал и с современной одеждой, современными причёсками. Но всё же больше его интересовал костюм народный - в таком он изобразил свою жену.

В качестве темы Куликов интересовала старина. Но что касается техники - художник интересовался новыми веяниями. Его картины (даже костюмированные сцены из прошлого) выполнены в импрессионисткой манере: он использует энергичный крупный мазок, а не фотореалистическую гладкопись.

И здесь мы подбираемся к важному вопросу.

Очевидно, что Куликов - очень хороший художник. Почему же его имя мало кому известно?

Куликов берёт мастерством. И сюжетами своих полотен - на его работы приятно посмотреть, они радуют глаз, поднимают настроение. Но в работах Куликова совсем нет оригинальности - а это крайне важно для того, чтобы вписать имя в историю. Его картины похожи по стилю на картины сразу нескольких более известных современников.

Во-первых, шведский импрессионист Андерс Цорн . Рассказывают, во время визита в Россию Цорн видел одну из студенческих работ Куликова и положительно о ней отозвался. Картины Куликова вы уже видели. Посмотрите еще на работы Цорна - и вы сразу всё поймёте.

Подражание шведу Цорну - ещё полбеды. Беда в том, что вместе с Куликовым, ему подражали многие другие российские художники. Их даже прозвали цорнистами. Среди этих цорнистов - куда более известные, чем Куликов, Абрам Архипов, Константин Коровин и даже Валентин Серо в: они скрестили с широким, стремительным цорновским мазком собственное видение мира - и выдали оригинальные, запоминающиеся работы, обеспечившие им известность.

Вот для примера несколько работ Абрама Архипова: мало того, что стиль похож, так ещё и тема та же - народные типы, народные костюмы, посиделки.

С кем ещё можно спутать Куликова?

С Михаилом Нестеровым .

Слева - картина Михаила Нестерова "На горах" (1896) Справа - "Мечтательница" Ивана Куликова.(1900-е).

Слева - картина Михаила Нестерова "На горах" (1896) Справа - "Мечтательница" Ивана Куликова.(1900-е).

С Константином Маковским , который любил писать современниц (часто - городских и состоятельных) в народных костюмах.

Словом, вы уже поняли: если вы не можете узнать картины Куликова, отделить их работ других художников - расслабьтесь и просто получайте удовольствие.

Читайте также: