Сочинение по картине колядки в малороссии

Обновлено: 02.07.2024

Но самое интересное с точки зрения этнографии - это особенности отдыха малороссов, их праздники и связанные с ними обряды. Именно этот аспект жизни малороссов и создал своеобразную романтическую ауру вокруг Малороссии и ее обитателей, что способствовало чрезвычайной популярности малороссийской темы в иллюстрированных журналах и прочих изданиях второй половины XIX века. Несомненно, "приложил руку" к такой популярности и Н.В.Гоголь со своими "Вечерами на хуторе" и "Миргородом".

К примеру, в иллюстрированном альбоме "Народы России" (1877) рисуется вот такая привлекательная картина:

Малороссы вообще любят повеселиться, в особенности, конечно, молодежь; но веселье их чуждо буйного или задорного характера.

От Рождества и до Крещения – Святки, время гуляний и гаданий.
"Всемирная иллюстрация", №1, 1894.


"Всемирная иллюстрация", №1, 1896.


Святочное гадание в Малороссии. "Иллюстрированная Россия", №2, 1890.


В ожидании крестного хода на Богоявление. "Всемирная иллюстрация", №1, 1898.

Зима в Малороссии мягкая, не столь длинная и утомительная, как у великоросов. И на ее окончание как раз приходится масленичная неделя.


Масленица в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №9, 1870.


Страстная неделя. Крестный ход с Плащаницей. "Всемирная иллюстрация", №13, 1895.


Пасха в Малороссии. С освященными пасхами домой по разливу. "Всемирная иллюстрация", №13, 1896.


Пасхальная заутреня в Малороссии. "Живописное обозрение", №16, 1891.


Пасхальное утро в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №14, 1895.


Игра в яйца в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №17, 1888.

Украшение жилищ ветками деревьев и травами на Троицу – дело, конечно, хорошее и правильное. Но в то же самое время, в канун Духова и следующего, Троицына, дня творились дела куда более серьезные. Преимущественно – в водоёмах, в особенности возле мельниц.


В ночь под Троицын день. "Всемирная иллюстрация", №20, 1896.

К этому рисунку в журнале опубликован такой комментарий:

А знаете ли вы в чем отличие между русалками русскими и малороссийскими? Автор книги "Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян" Николай Маркевич рассказывает о специфических особенностях тех и других и, кроме того, дает рекомендации, как себя надо вести при встрече с малороссийскими русалками:

С последним утверждением уважаемого Николая Маркевича можно было бы согласиться, если бы не его декларация о намерениях утопления "с восторгом". В главном он, конечно, прав, но всё ж надо как-то. без фанатизма, что ли.

Но молодежь во все века и во всех странах отличалась бесстрашием, авантюристичностью и некоторой безбашенностью. Несмотря на явную и серьезную опасность, дивчин и парубков так и тянуло в троицкую ночь к водоёму. Правда, не поодиночке, а большой компанией. И повод для того был серьёзный, особенно у девушек: именно в ночь под Духов и Троицын день принято было гадать: бросать веночек в воду, и, в зависимости от того, в какую сторону он поплывёт, и поплывёт ли вообще, делался вывод, возьмут ли девушку замуж, а если возьмут, то в какую местность.

Гадание девушек в Троицын день. "Русский художественный листок", 1860.


Ночь на Духов день. Художник К.Трутовский.

Судя по следующей картинке, веночки пускали в воду и в другую примечательную летнюю ночь, или вечер - накануне Ивана Купала.

В Иванов день в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №26, 1896.


Празднование Купалы. "Живописная Россия", т.5, 1897.


Пение купальских песен. "Всемирная иллюстрация", №39, 1879.


В праздник. Малороссиянка на траве. Художник Кузнецов, 1880.

В полночь с 23 на 24 июня, расцветает красноогненный цветок папоротника; его должно найти, сорвать, сберечь и владелец его становится знахарем; никакой клад не утаится от него. Клады бывают двух сортов: заклятые и незаклятые. Последним может воспользоваться каждый, кто его найдет; но заклятым овладеть не так легко. Место, где он находится, известно, потому что над ним по ночам свечка горит; но кто зарывал его, тот его заклял; он может достаться вам при исполнении определенных условий. Эти условия бывают иногда очень тягостны. Иногда заклинают на мать, на отца: добывший клад должен непременно лишиться отца или матери. Иногда условия очень удобоисполнимы, но так просты, что никому в голову не придут; а между тем стоит их исполнит, и клад дастся. Зато случалось добывать клад очень легко: во время заклинания подслушать заклятие, и клад дастся без исполнения условий. Но не зная заклятия, начнете рыть то место, где свечка горит, где зарыт клад, и чем глубже будете вы рыть, тем глубже будет клад входить в землю.

Я встречал многих серьезных отцов семейства, которые рассказывали мне, что в молодости не раз приходилось им носить ведьм на плечах. Конечно, это действие воображения, воспламененного лишнею чаркою водки. Подгулявший парубок возвращается ночью в том состоянии, когда глаза принимают один предмет за другой; воображение, настроенное суеверными рассказами, работает — парню чудится, что клубок катается под его ногами, он приходит в испуг; какая-нибудь невинная свинья попадется на дороге, он бежать, и ему уже чудится, что у него на спине ведьма. Существованиe же доительниц чужих коров не подлежит никакому сомнению. Это женщины убогие, не имеющие коров, а любящие полакомиться на чужой счет, которые, распустив волосы, в одной рубашке, отправляются подоить чужую корову, что весьма легко исполнить при деревенском образе жизни, где все нараспашку. Нет сомнения, что подобные случаи довольно редки, однако же попадаются по временам.

Когда гром гремит, это Илья по небесному мосту в колеснице ездит. Когда гром зажжет избу, ее должно тушить не водою, а молоком или сывороткою.

Что касается до Вырая, это дивная, теплая сторона, далеко где-то у моря, одним птицам и змеям. Первая улетает туда и последняя прилетает оттуда – кукушка, т.е. зозуля. На это есть причина очень важная: у кукушки сохраняются ключи тамошние, она ключница Вырая.

К примеру, в иллюстрированном альбоме . Змеи в Вырай лезут по деревьям, а потому на Воздвиженье не должно не только детей пускать, но и взрослым ходить в лес. В этот день весьма легко быть укушенным змеёю.

Вот и закончился малороссийский год, и надо опять готовиться к Рождеству и Святкам, колядкам и гаданиям. Но не только в праздничные дни отдыхали малороссияне, особенно молодежь. Весенние, летние, да и раннеосенние вечера – прекрасное время для прогулок, развлечений, да и для флирта – куда ж без этого!


Летняя идиллия в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №34, 1883.


Танцы девушек под скрипку и бубен. "Всемирная иллюстрация", №34, 1883.


Через бревнышко. Художник К.Трутовский, 1877.

Тема "хлопець дивиться на сплячу дівчину" была очень популярна у художника Трутовского в его малороссийских пасторальных сюжетах.
Неожиданная находка. "Всемирная иллюстрация", №30, 1875.


Украинская Гретхен. "Всемирная иллюстрация", №42, 1876.


Малороссиянка. "Всемирная иллюстрация", №44, 1881.


Досвитки-вечорницы. "Живописная Россия", т.5, ч.1, 1897.

И вот чем иногда эти "вечорницы" с "досвитками" заканчивались.
На сеновале. Художник К.Трутовский, 1880-е.

Естественным продолжением "любощи кохання" и разных проявлений флирта были, конечно же, свадьбы.

Малороссийский девичник. "Живописное обозрение", №38, 1884.


Малороссийская невеста. "Одежда Российского государства", 1869.

Выезд на свадьбу сопровождается рядом языческих обрядов, как-то: осыпаньем молодых зерном и хмелем, целованием на пороге дружек, несущих свечи, символическим крестом нагайкой, который делает в дверях дружко, несением впереди свадебного поезда меча и свечи и т.д. Во время венчания над женихом держит венец старший боярин, над невестой — старшая дружка. Затем приезд молодого за женой сопровождается обычными выкупами входа к ней и места возле нее у ее брата. Въезд новобрачных в дом жениха сопровождается рядом обрядов, очищающих от сглаза, как-то: обрызгиваньем водой, проездом через костер и т.п. Весьма строго соблюдается также обычай публично удостоверять невинность молодой, причем чествуют ее родителей, а на доме выставляют красный флаг; в неблагоприятном же случае родители невесты подвергаются жестоким насмешкам: им надевают на голову хомут, заставляют вкатывать на крышу колесо или сани, кормят из битой посуды и т.д, В понедельник поют так называемые „перезвявски писни", довольно нескромного содержания. Свадебные пиршества заканчиваются обедами у близких родственников, которые непременно дарят молодой скот, или какие-либо другие хозяйственные предметы.
Россия. Полное географическое описание.

Свадебный выкуп. Художник К.Трутовский, 1881.


Свадьба в Малороссии. Давайте выкупа! "Иллюстрированная Россия", 1887.


Свадьба в Малороссии. Художник М.Бондаревский, 1881.


Свадьба в Малороссии. "Живописное обозрение", №35, 1898.

Есть серьезные основания полагать, что на двух последних картинках изображена одна и та же свадьба.

Свадьба в Киевской губернии. "Всемирная иллюстрация", №21, 1891.


Малороссийская свадьба. "Живописная Россия", т.5, ч.1, 1897.


Со свадьбы. "Всемирная иллюстрация", №28, 1898.

Такова уж жизнь, что обряды бывают не только весёлыми и праздничными, но и, увы, печальными.

Крестьянские похороны в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №11, 1891.

Художник представил на своем рисунке картину крестьянских похорон в Малороссии.
Мы видим, что эти похороны до известной степени отличны от наших: даже форма гроба не та, что в средней и северной России, тут гроб имеет форму обыкновенного ящика. Когда покойника выносят в Малороссии из дома на кладбище, печальное шecтвиe местами останавливается, на гроб расстилается салфетка, на которую кладется каравай хлеба, и священик читает евангелие над головами склонившихся родственников покойника; затем носилки с гробом опять поднимаются, и шecтвиe двигается дальше, до следующей остановки.
"Всемирная иллюстрация",№11, 1891.

Поминание на Фоминой неделе. "Всемирная иллюстрация", №15, 1877.

Завершать обзор в таких минорных тонах было бы, конечно, неправильно. Посему, в заключение, еще немного о народных обрядах и традициях, из книги В.Бабенко "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края". Автор рассказывает про детские игры в "дрыбушечки" и "квача":

В „дрыбушечки" играют попарно, ноги вместе, туловища врозь, держась руками, кружатся. В, „квача" плюют через сложенные кольцом пальцы и, кто оплевывает пальцы, делается „квачом", остальные, бегая вокруг него, дразнят: „квачу, квачу, исты хочу!" Кого поймает „квач", тот в свою очередь делается „квачом". У „довгой лозы" — становятся один впереди, другой в ряд, задний начинает перепрыгивать через него, затем следуюший и т. д.

И пара фотографий из той же книги:

И вот на такой жизнеутверждающей ноте и завершим обзор, посвященный Малороссии и ее обитателям.

Осмотрите репродукцию картины К.А. Трутовского Колядки в Малороссии (цветная вклейка). Какие приметы народного быта воссозданы живописцем? Как передана атмосфера праздничка?

  • Максим Жежерун
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-10-28 17:31:38
  • 3
  • 2

Картина quot;Колядкиquot; Трутовского, живо передают ритуалы и традиции, сохранившиеся с старых времен. В старину цикл народных праздников всегда начинался с колядок. После Рождества и до Крещения молодежь прогуливалась по избам и распевала радостные поздравительные песни. Хозяева награждали певцов яствами. Со временем ритуал колядок превратился в развеселую потеху. В картине Колядки в Малороссии художник с великий теплотой изобразил народный праздничек.

изображены колядки, когда люди прогуливаются по домам с песнями, действие происходит ночью и зимой, герои повести прогуливаются по селу и колядуют, несколько раз упоминается о кутье торжественном кушанье, в конце творенья описывается церковная заутреня. Одним из действующих лиц повести становится месяц. Он является эмблемой новой нарождающейся жизни, эмблемой обновления, надежд, которые обычно связываются с удивительным праздничком Рождества. Не изумительно, что он становится действующим личиком повести и его стараются украсть черные силы, но, к счастью, это им не удается, и месяц горделиво и отрадно освещает заснеженную Диканьку. Весело колядует молодежь.
В старину колядовали по всей Руси. В этом ряду картины Трутовского, живо передающие ритуалы и традиции, сохранившиеся с старых времен, выглядели главной сочиняющей образцового мира. В старину цикл народных праздников всегда начинался с колядок. После Рождества и до Крещения молодежь прогуливалась по избам и распевала радостные поздравительные песни. Хозяева награждали певцов яствами. Со временем ритуал колядок перевоплотился в развеселую потеху. В картине Колядки в Малороссии живописец с великой теплотой изобразил народный праздничек.

Прежде чем очередная картина художника объявлялась законченной, она испытывала на себе огромное количество зарисовок карандашом, акварелью и прорисовкой всех деталей. Видна эта плодовитость и в данной картине. Несмотря на то, что мастер особенно любил изображать различные бытовые сцены украинских жителей, но также любил изобразить в той или иной мере различных помещиков, а именно их нравы и некоторые сценки с ними.

Во-первых, видно, что художник все-таки имеет недостаточно высокий уровень художественной подготовки.

Во-вторых, стоит добавить, что видна его поспешность работ, и видны поспешные мазки, которые к сожалению, иногда не в состоянии достоверно и максимально точно передать задумку, которая была искусно задумана, но не настолько хорошо выполнена.

Несмотря на все эти отрицательные стороны, данная картина выполнена на достаточно достойном уровне, некоторые образы выполнены настолько естественно, что не позволяет сказать о каких-то ошибках или нюансах допущенных при работе. Само построение сюжета тоже достаточно интересное и красочное. Особенно живо смотрится снег и блики.

Сочинения по картинам 5-9 класс

Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью.

Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них.

Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее.

Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь (505)

И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на.

Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга” (567)

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают.

Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых (769)

Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает.

Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет" (501)

Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность.

Коляда-маледа! Пошто пришла накануне Рождества? Закономерный вопрос. Но у Коляды на все есть ответ. Коляда — персонаж серьезный. Скорее женского рода, а вида не вполне человеческого.

Коледа краселка,
Коледа красная девка,
Коледа не летай далеко.
Коледа, не садись близко…

Колядки — интернациональное явление, по крайней мере, для европейской культуры. Христианские традиции, безусловно, восходят к древнейшим языческим временам. Некоторые исследователи выводят праздник еще к шумерской цивилизации. Верховное божество по имени Мардук убил чудище-богиню по имени Тиамат (которое символизирует Хаос) и стал творить мир. Он его сотворил.

Но мир нуждался в постоянном обновлении, иначе Хаос мог отомстить за смерть своей богини. Для этого обновления мира существовал свой праздник — Загмук. И этот праздник приходился на день зимнего солнцестояния, которое было началом нового года. Поскольку Мардук бился с Тиамат 12 дней, то и праздник тоже продолжался 12 дней. В древнем Вавилоне праздник разыгрывался при дворе царя, последний и изображал Мардука. Естественно, были разнообразные обряды (некоторые вполне жутковатые), шуточные битвы, процессии, магические пожелания процветания в следующем году.

У древних кельтских и германских племен были свои боги и свои празднования нового года. Но многое было общим: защита от сил зла, благодарность за прошедший год и пожелания для наступившего.

Дальше все более-менее известно — наступила христианская цивилизация. Появились новые праздники, среди которых один из важнейших — Рождество. Появилась и своя рождественская музыка. Так же, как сами праздники имели много общего с более древними, праздничная музыка изначально восходила к музыке древних цивилизаций. Известно, что первые рождественские гимны пелись на мелодии древнееврейских гимнов и псалмов. Прибавлялась и мелодическая составляющая от песнопений античной цивилизации. Таким образом, архаика переплеталась с новыми зарождающимися традициями.

Об истории рождественских колядок известно довольно много. После запрещения церкви они жили в народе, подпитываясь народным фольклором и мелодиями. С XIX века — новый расцвет рождественских песен в Европе.

В Западной Европе рождественские песни называются carols. В каждой стране — свои песни. Навскидку дам несколько названий.

Ходя Илья на Василья
Куды не махнеть — там жито расте

Это уже наше. На территории Российской империи существовали свои многочисленные рождественские традиции: например, Коротун, Щедрый вечер — украинская традиция, или Цари Коляды — белорусская. Обряды могли немного отличаться, как и мелодические попевки, но в целом культурное пространство было общим.

Если уж совсем честно: там как раз многие традиции сохранились — в отличие от Центральной России. Да и в самой России были свои локальные отличия. Но можно попробовать как-то что-то реконструировать.

Русские колядки также изначально были языческими. В празднованиях тоже был задействован круг идей: смерть (хаос) — возрождение. Все длительные праздники разделялись на 2 части: Святые вечера и Страшные вечера. Существовали свои обряды, связанные с дохристианскими временами.

Так, например, считалось, что в это время дома могут посещать души умерших предков, поэтому готовилась кутья (поминальная пища). С этим поверьем были связаны и очистительные ритуалы. Кстати, колядовать до снега было нельзя (снег — тоже как одна из ипостасей душ умерших).

Но главный обряд — колядование. Ходили от дома к дому, желали блага, пели. Часто ходили раздельно: взрослые мужчины (матерые), замужние женщины, девушки, дети.

Детские колядки были вполне детскими по сути:

Христослав, христослав,
Меня батька послав,
Матка не пускала.
Дайтя кусок сала!

Под самый Новый год щедровали обычно женщины:

Молодой Иванушка, коня седыла я, щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье.

Таусень! Баусень! Благослови-ка Бог, завтри новый год. Таусин!

Как летел соколок через божий домок. Таусень, маусень!

Здесь уже большое значение имеют местные отличия.

Читайте также: