Сочинение по картине динамическое описание 6 класс

Обновлено: 08.07.2024

Чтобы со знанием дела написать сочинение-описание картины, нужно провести подготовительную работу. Советуем вам воспользоваться справочными интернет-ресурсами, например, заглянуть в список художников, внимательно почитать их биографии и рассмотреть картины живописцев. Так вы получите более полное представление о творчестве того или иного мастера, будете различать техники, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Надеемся, вы разбираетесь в жанрах живописи, знаете, в чем характерные особенности (и какие бывают разновидности) портрета, пейзажа, натюрморта.

Постарайтесь определить основные микротемы картины. Оцените роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.

Воспринимать произведение живописи нужно не только рационально, но и эмоционально. Посмотрите на картину и прислушайтесь к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А теперь попробуйте передать свои впечатления в сочинении.

Не забудьте, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы сообщаете краткие сведения о художнике и картине; в основной части даете анализ изображенного на картине и в заключении высказываете свое отношение к картине, говорите о своих впечатлениях, а не просто пишете понравилась она вам или нет.

Примерная схема сочинения по картине

1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).

3. Описание картины:

а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);

4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).

5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.

6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

Синонимические ряды для сочинения-описания картины:

художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);

создает, пишет, изображает, воспроизводит;

картина, полотно, репродукция, холст…

Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.

Для поиска синонимов воспользуйтесь сервисами нашего портала.

«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка

Тема урока: Р/р Сочинениек-описаниек картины

Цели урока: Развитие умения создавать текст-описание.

Регулятивные: постановка учебной задачи

Личностные: самоопределение

Познавательные: формулирование проблемы и выбор способов ее решения

Коммуникативные: монологическая речь, письменная речь

Тип урока: развитие речи

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев? (Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение? (Восторг).

-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картины к которым мы сегодня обратимся будут связаны непосредственно с этим временем года.

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас.

Работа над сочинением

1. Повторение о тексте-описании.

- Но прежде чем перейти к Тексту-описанию, мне бы хотелось поговорить о этом типе речи, ка таковом.

- Что такое текст-описание?

- Из каких частей он может состоять?

Вводная часть (узнаем оком пойдет речь)

Основная часть (описание внешнего вида)

Заключительная часть (вывод о внешнем виде)

- Как вы считаете, а что характерно для сочинения-описания, а что нет?

Описывать можно всё, что угодно. Давайте поговорим с вами о море. Ведь лето – это море…

Каким может быть море? А оно может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.

hello_html_mcad282.jpg

hello_html_m63c9671.jpg

hello_html_b9fd45a.jpg

- Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите.

М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.

Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.

Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений .

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей .

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

hello_html_m59ff8f62.jpg

hello_html_m613cfa67.jpg

Как прекрасно море на закате! __ волны ___ берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было ___. А к вечеру вода стала ___. Солнце садилось, оставляя на воде _____ дорожку.

hello_html_58306fd2.jpg

- Ну а сейчас, я хотела бы, чтоб вы обратились к учебнику, к упражнению 286, стр. 147

- Давайте просмотрим текст и выполним задания к нему.

- Кого мы видим на картине? (великолепный портрет русской девочки, как бы предлагающей попробовать Вам, только что собранные ягоды.)

- Портрет русской девочки.

А что главное в портрете? ( лицо и одежда )

- Давайте, найдём прилагательные и опишем лицо девочки. (Наивное, простое, бесхитростное, доброе лицо девочки, дарящее ласку и тепло. Теперь редко встретишь такого лица. С простым, открытым и добрым взглядом. Широко открытые глаза открывают душу и невозможно остаться равнодушным.)

- Обратите внимание на руки девочки. Опишите их. (бережно держит деревянную расписную чашку с ягодами, ей совсем не хочется уронить ее и тем самым погубить свой труд)

- Что хотел показать нам автор? (Своей картиной художник показал чистоту, открытость русской души. В образе девочки все гармонично и одежда, и взгляд, и жесты.)

3. Словарная работа .

Продолжите ряд определений.

Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое.

Выражение лица : заинтересованное, загадочное, лука- вое, простодушное.

Глаза : светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые.

Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой.

Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый. Губы : алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие.

Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные.

Одежда: платок

4. Составление плана.

5. Заключение.
1) Настроение, переданное художником.


III. Работа над сочинением. ( Работа в черновиках. Корректировка работ при необходимости)

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера) – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Пейзаж (от франц. pays страна, местность) – изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.

Сюжет в произведении изобразительного искусства ‒ предмет изображения. Сюжет основа формы произведения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Светский – свойственный, принадлежащий высшему обществу.

Фрагмент – часть произведения существующего или сохранившийся остаток погибшего.

Фельетон газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения.

Щёголь любящий наряжаться, нарядно одетый человек.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 123; 191 с.

Дополнительная литература

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Л. А. Тростенцова, Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

3. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.

Откуда художник берёт сюжеты для своих работ? Всё очень просто и сложно одновременно. Сюжетом в живописи может быть любой объект окружающего нас мира, в том числе и единичный предмет.

Если художник рисует человека – это портрет, природу – пейзаж, предметы – натюрморт. Есть ещё и бытовой жанр – изображение повседневной жизни. Конечно, деление на жанры условно. В одном произведении, например, могут присутствовать признаки нескольких жанров. Портрет часто выполняется на фоне пейзажа или интерьера, натюрморт тоже можно вписать в интерьер. Художник выбирает тот жанр, который нужен ему для воплощения своего замысла.

Художник создаёт сюжет в воображении, определяет, в каком жанре его воплотит, и переносит на холст с помощью красок.

Нам предстоит описать картину, но только использовать для этого не краски, а слова.

Описывая интерьер, нужно передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.


Какие предметы быта окружают главного героя картины? Каков интерьер комнаты, в которой живёт молодой человек? Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа картины.

Мы видим на столе открытый кошелек, он пуст. Видимо, хозяин кошелька пытался найти в нём деньги.

Мусорная корзина стоит под столом, рядом с ней разбросана колода карт. На потёртом персидском ковре стоит большое зелёное кресло, на котором сидел молодой человек за завтраком. Как интерьер характеризует героя картины? На полотне запечатлён момент, когда к молодому человеку во время завтрака неожиданно приходит гость и застаёт его врасплох. Художник передал чувства растерянности, страха разоблачения, которые появилась на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой.


Художник изобразил малыша, с интересом разглядывающего то, что происходит на улице. Наверное, мальчик не выходит на улицу, потому что там холодно, идёт снег.

Центральная часть картины отведена большому окну. Стоя на стуле, опершись на подоконник, мальчик наблюдает за работой дворничихи, метущей заснеженный двор, за светящимися окнами соседнего дома.

Широкий подоконник служит малышу столом, на котором можно играть с игрушками и рисовать у большого светлого окна. На подоконнике справа лежат законченные рисунки и две ручки, стоит позабытый игрушечный подъёмный кран. И всё внимание мальчика сосредоточено на том, что делается на улице.

Слева виден светло-коричневый горшок с комнатным цветком. Листьев на цветке немного, ему мало света зимой.

Эта картина очень домашняя, тёплая.

Что хотел передать художник? Наверное, то, что малышу одиноко дома, надоело даже рисовать и играть. По-видимому, он любит фантазировать, мечтать.

Самое главное для автора в этой картине – образ самого мальчика, его интерес и любопытство к тому, что происходит за окном. Мальчик и окно привлекают к себе больше всего внимания. Интерьер же художник использует для того, чтоб подчеркнуть силу любопытства главного героя – игрушка и рисунки не занимают его так сильно, как происходящее на улице – и контраст между холодной улицей и теплым домом.

Примерный план анализа произведения искусства

1. Опишите картину. Что или кто изображён на ней? Что на ней происходит?

2. Какое впечатление производит картина, какие эмоции она вызывает?

3. Как называется картина?

4. Как связаны название картины, её содержание и те эмоции, которые автор пытается вызвать?

5. Какую мысль или идею пытается передать автор своим произведением?

6. Какие приемы и элементы использует автор для того, чтобы выразить свою идею? Что для него здесь самое главное, а что существует для того, чтобы подчеркнуть значимость основного элемента и глубже его раскрыть?

Теоретический материал для углубленного изучения

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Детализация – тщательная проработка деталей изображения, то есть элементов, подробностей.

Ракурс – точка зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии), а также самим положением в пространстве.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Определите вид описания.

В комнату дохнул ночной ветер. Белая занавеска трепетала на тёмной трости, что стояла у стены рядом со всякой всячиной, копившейся долгие годы. Порыв ветра качнул трость, и она с негромким стуком упала прямо в пятно лунного света на полу. Сверкнул золотой набалдашник. Это была парадная трость её покойного мужа.

А) это описание предмета;

Б) это описание интерьера;

В) это описание пейзажа.

Разбор задания: это описание предмета. Автор описывает трость, находящуюся среди других вещей.

Правильный ответ: А

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа

Прочитайте фрагмент предложения.

На другой день, ровно в двенадцать, Дуглас шёл из школы домой обедать. Не успел он войти, как мать отправила его в соседний флигель, к деду с бабушкой. Дед поджидал в библиотеке, устроившись в любимом кресле под ярким светом любимой лампы, а…

Дополните предложение. Выберите нужный вариант:

А) мы уселись на диван.

Разбор задания:

над формированием навыков построения текста-описания с элементами рассуждения, расширить активный словарь обучающихся за счет введения в него слов, обозначающих оттенки цветов, связанных с темой, а также закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет и выражающих оценку.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 93 КБ
prezentatsiya_uroka.ppt 1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи : Сочинение-описание с элементами рассуждения по картинам русских художников (русский язык,6 кл.).

Цели урока :1). Продолжить работу над формированием навыков построения текста-описания с элементами рассуждения; расширить активный словарь обучающихся за счет введения в него слов, обозначающих оттенки цветов, связанных с темой; закрепить навыки правописания имен прилагательных, обозначающих цвет и выражающих оценку.

2). Развивать умения отбирать материал, сравнивать, делать выводы, составлять план сочинения, излагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме.

3).Способствовать формированию умения чувствовать красоту живописного полотна и внимательному отношению к выбору слов.

Структура урока : 1.Организационно - мотивационный этап;

2.Этап актуализации знаний;

4.Этап построения проекта- сочинения;

6. Организация домашней работы;

1 . Организационно - мотивационный этап .

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить задачи урока.

Взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку; проверка внешнего состояния классного помещения; психологическая организация внимания.

Любая работа (урок - это труд) может быть праздником, если ты приступаешь к ней с радостью, с увлечением. Тогда хорошим бывает и результат работы. Работать мы будем в группах, но каждый в ходе урока будет заполнять свой ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.

Работа в группе

+ - все понял, правильно сделал - 2б

0 - недостаточно хорошо работал - 1б

--- ничего не понял, надо еще поработать - 0б

2. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, почему они оказались рядом?

- А что является одной из главных примет зимы?

Мы живем с вами в Западной Сибири. И самое длительное время года здесь - зима, главной приметой которой является снег. Скоро снег растает. Останутся о нем лишь воспоминания. Добрые, яркие, незабываемые… Снегу мы и посвятим сегодняшний необычный урок. - Снег… Какой он?

- А какого он цвета?

- Как вы думаете, на какую тему вам предстоит написать сочинение?

- А что для этого мы должны будем сделать на уроке?

3. Этап целеполагания.

Подготовить к обдумыванию будущих учебных действий.

4. Этап построения проекта-сочинения.

Обеспечение восприятия картины, осознание содержания будущего речевого произведения в соответствии с темой (предметом изображения) и замыслом художника.

Осмысление и закрепление способов действий.

Словарная работа с помощью интерактивной доски (организуется так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину).

Замысел - заложенный в картине смысл.

Оттенок - разновидность одного и того же цвета.

Теплые оттенки - цветовые оттенки, которые приближаются к красным и желтым и напоминают тепло, огонь.

Холодный оттенок - цветовой оттенок, тяготеющий к зеленым, синим, фиолетовым и связан с ощущением холода.

Гармоничные краски - согласованное сочетание красок.

- Что на ней изображено? ( Мы видим часть дома. На крыльцо выбежала девочка и ее маленький братишка. Они смотрят, как идет первый снег.)

- Что происходит на картине в тот момент, который изобразил художник? ( Дети замерли и любуются падающим снегом .)

-Как на неподвижном холсте удалось показать движение снежинок? ( Ветки берез художник нарисовал так, что они наклонены в сторону, словно от ветра. Их наклон показывает нам направление ветра и направление полета снежинок. Кроме того, художник изобразил девочку так, что мы видим прикосновение падающих снежинок ее лица.)

- Какого цвета снег на этой картине? ( Белый, чистый, свежий.)

- Какие тона выбрал для своей картины художник: яркие или неяркие ?(Для своей картины Пластов выбрал неяркие, мягкие тона)

- Присмотритесь к картине, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег ?(Художник использует голубоватые, серые, зеленоватые краски, которые создают впечатление белого цвета)

- Как подчеркивает художник белизну снега? ( Яркая белизна первого снега достигается тем, что на картине художник оставил темные пятна земли, не покрытые снегом. Темные участки земли, темная ворона на снегу делают снег еще белей.)

- С помощью какого прилагательного можно охарактеризовать тона, когда имеются темный и светлый тона на картине, белый снег и черная ворона на нем? (Контрастные тона.)

- Как удалось художнику убедить нас в том, что на его картине именно первый снег? ( Поверхность снега ровная, Снег нетронутый, чистый, так как по нему никто не ходил, нет ничьих следов)

- Каков замысел художника? Какой вывод можно сделать по этой картине?

ВЫВОД: Рассмотрев, какого цвета снег на картине А. Пластова, мы выяснили, почему художник изобразил его именно таким. Автору важно было, чтобы зрители картины пережили радость при виде первого снега вместе с героями его полотна, почувствовали его свежесть и увидели белизну, особенно ярко бросающуюся в глаза после надоевшей осенней слякоти и грязи. Наблюдая снег на картине, мы убедились, что белый с голубоватыми оттенками снег кажется еще белей благодаря тому, что художник использовал контрастные краски, нарисовав темные пятна земли и ворону на снегу.

Групповая работа по картинам:

- Что мы видим на картине?

- Какого он цвета?

- Почему он приобрел такой цвет?

- По крыше дома и сарая точно никто не ходит, однако снег и там не имеет белого цвета. Какого же цвета снег, лежащий на крышах, на заборе, на поленнице дров?

- Почему цвет снега именно такой?

- Как вы думаете, почему снег приобрел слегка розовый оттенок?

- Как вы думаете, нет ли здесь противоречия: снег холодный, а показан с помощью теплых тонов?

- Есть ли на картине люди?

- А чувствуется ли их присутствие?

- С помощью каких прилагательных вы охарактеризовали бы дворик, в котором чувствуется жизнь людей?

- А какое настроение постарался передать художник?

- Краски на картине Пластова мы охарактеризовали, как контрастные, противоположные. Можно ли сказать то же самое о красках, использованных в этой картине?

- Что хотел донести до нас художник, изображая маленький дворик?

- Какой вывод можно сделать по этой картине?

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА: Мы увидели на этой картине снег удивительно теплый: розоватый, кремовый, желтоватый, местами даже коричневый. Выяснили, что снег потемнел, потому что он слежался и потерял первоначальную белизну. К тому же снег отражает коричневый цвет построек дворика и деревьев. Кроме того, автору дорог этот маленький дворик, засыпанный снегом, ему хотелось и до зрителей картины донести тепло, уют, покой и гармонию, которые он сам ощущал в этом месте.

- Что бросается в глаза на этой картине?

- Название подтверждает, что главное в картине - это снег уходящей зимы. А построение картины нам помогает это понять?

- Какого цвета снег на этой картине? Можно ли ответить на этот вопрос одним словом?

- Каким вы видите снег на переднем плане картины?

- Чем отличается цвет снега на заднем плане?

- Какова поверхность снега на картине?

- Как вы думаете, какой день изобразил на картине автор?

- Солнца на картине нет, нет и неба. Как же дал нам художник почувствовать, что день действительно солнечный?

- А почему автор картины изобразил голубые прожилки на мартовском снегу?

- Какими словами можно охарактеризовать тени на снегу?

- Каков был замысел этого художника?

- Какой вывод можно сделать по этой картине?

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА: И на картине Грабаря снег тоже особенный, сверкающий, переливающийся. На переднем плане снег розовато-золотистый, голубой в тени деревьев. На дальнем плане - более светлый, однотонный, поверхность неровная, бугристая, изрытая. Таким снег художник показал нам не случайно. Сверкающие краски этой картины создают радостное весеннее настроение. Снег еще лежит повсюду, но это последний снег, буквально пропитанный солнцем. Скоро зима закончится, и наступит весна.

5 . Контроль усвоения - заполнение концептуальной таблицы словами для выбора .

Установить уровень усвоения, осознания учебной деятельности

Выполнение компетентностно-ориентированного задания для проверки глубины понимания учебного материала

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение
  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

Читайте также: