Сочинение по картине девушки за фортепьяно

Обновлено: 05.07.2024

Картину “Портрет Надежды Жданович за фортепиано” написал русский художник Павел Федотов в 1849 году.

Вечно молодая пианистка

Автор появился на свет в очень бедной семье и в раннем детстве был отправлен на учебу в кадетский корпус в Москве. Там он начинает рисовать, а после, в 1844 году, сознательно оставляет службу в полку ради творчества.

Федотов внес большой вклад в развитие российского искусства, в частности, способствовал развитию жанра “домашней живописи”. Его картины, посвященные бытовым темам российского общества, полны иронической точности и драматизма.

“Портрет Надежды Жданович за фортепиано” написан в поздний период творчества художника, уже в зените его славы. На картине изображена младшая сестра лучшего друга и сослуживца Федотова. В простом на первый взгляд изображении девушки художник соединяет портретную и жанровую задачу. Это не простая передача схожести черт модели, здесь есть сюжет, мысль и действие.

Девушка в скромном платье гимназистки с белым передником изображена во время игры на музыкальном инструменте, но взгляд ее направлен на зрителя, словно тот позвал ее. Через тщательную прорисовку особых деталей Федотов знакомит наблюдателя с героиней полотна, дает представление о ее характере: чуть приподнятые брови, внимательный взгляд и легкий намек на детскую улыбку.

Во взгляде героини – недоверчивость, но и желание знакомства, неуверенность и стремление поскорее “улететь” во взрослый мир. Перед зрителем – юная девушка в самом начале своего жизненного пути. Такой юной и живой она будет всегда, благодаря мастерству исполнения художника.

Фон полотна – светлый, фигура композиционно находится в центре, но по мягкости линий немного сливается с окружением. Но удивительно детально прописана голова и прическа модели; открытый взгляд и спокойные черты лица. Пастельная палитра с преобладанием белого, голубого и коричневого цветов дарит картине теплоту и домашний уют.

“Портрет Надежды Жданович” сейчас можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.



Существуют по крайней мере три другие картины Ренуара с похожей композицией — две в частных коллекциях[2] и одна в нью-йоркском Метрополитен-музее (холст, масло, 111,8 × 86,4 см)[4][5]. Кроме этого, есть масляный эскиз в парижском Музее Оранжери[6] и рисунок пастелью в частной коллекции[2]. Ещё один набросок находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — он поступил туда из бывшего собрания Отто Кребса в Хольцдорфе[7].

Эскиз маслом в Музее ОранжериЭскиз маслом в ЭрмитажеКартина из музея Метрополитен

Девушки за фортепиано

Пьер Огюст Ренуар — Девушки за фортепьяно (фр. Jeunes filles au piano).

Год создания: 1892

Оригинальный размер: 116 × 90 см

Музей Орсе, Париж

На картине изображены две молодые девушки: одна сидит у фортепьяно, а другая стоит рядом с ней. Обе девушки внимательно и увлечённо смотрят на ноты, по-видимому, подбирая какую-то мелодию. Такая спокойная, идиллическая картина была символом французской буржуазной культуры того времени.

Картина была выставлена на выставке Ренуара 1892 года, и в том же году была куплена Музеем в Люксембургском саду. Это была первая картина художника (которому к тому времени исполнилось уже 50 лет), закупленная для государственного собрания. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, а с 1947 года — в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.

Существуют по крайней мере три другие картины Ренуара с похожей композицией — две в частных коллекциях и одна в нью-йоркском Метрополитен-музее. Кроме этого, есть масляный эскиз в парижском Музее Оранжери и рисунок пастелью в частной коллекции. Ещё один набросок находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — он поступил туда из бывшего собрания Отто Кребса в Хольцдорфе.

Пьер Огюст Ренуар (фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841 — 2 декабря 1919) — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму.

Художник Сезанн Поль: биография, работы и автопортрет

Чем отличается просто талантливый художник от гениального? Бывает так, что человек с детства поражает всех своими художественными способностями, и окружающие пророчат ему блистательное будущее, но, вырастая, он становится лишь одним из многих.

А бывает и наоборот: никто не видит в ребенке или молодом человеке ничего примечательного, но по прошествии какого-то времени все вдруг начинают замечать то, что он делает великолепно и гениально. Сезанн Поль относится именно к таким художникам.

Детство художника

Биография Поля Сезанна интересна и необычна. Впрочем, разве может быть обычной жизнь гениального художника? А началось все в конце 1839 года.

Именно тогда, 19 декабря, во французском городке Экс-ан-Прованс появился на свет младенец, которому дали имя Поль. Отец будущего художника – Луи Огюст – был богатым человеком.

Сначала он торговал фетровыми шляпами, а затем стал потихоньку давать деньги в рост и, быстро поняв преимущества такого бизнеса, открыл в городе собственное банковское дело.

Матерью Поля Сезанна была продавщица из шляпного магазина. Это была скромная и малообразованная женщина, но она любила сына до безумия и как могла оберегала от сурового нрава отца. Сохранилось единственное ее изображение на картине “Девушка за пианино”, на которой мать Поля сидит на заднем плане с рукоделием в руках.

Характер у Сезанна-старшего был и вправду “не сахар”. В городе его не любили, так как он прослыл жестоким и очень скупым человеком. Сезанн Поль тоже не любил своего отца и боялся его.

Долгие годы он сильно страдал от своего зависимого положения в родительском доме.

Но нужно признать, что, несмотря на строгость и суровый нрав, отец хорошо позаботился об образовании мальчика и отдал сына учиться в самую престижную школу города – колледж Бурбон.

Годы учебы в школе и формирование характера

Поль Сезанн был способным и прилежным учеником. Он прекрасно справлялся с математикой и очень любил писать сочинения. Особой страстью будущего художника была поэзия. Сезанн Поль выучил наизусть почти всего Вергилия и Гомера. У него была превосходная память, и даже спустя многие годы он мог свободно цитировать этих поэтов наизусть.

Удивителен тот факт, что школьные уроки рисования мальчик не то чтобы не любил, а боялся их, хотя и чувствовал в себе сильную тягу к искусству.

В ту пору никто, включая самого Поля, даже и подумать не мог, что из него когда-нибудь выйдет настоящий художник. В школе его успехи в учебе неоднократно отмечали похвальными грамотами.

Отец надеялся, что сын пойдет по его стопам и станет продолжателем семейного дела. Он заставил Поля после окончания школы поступить на юридический факультет в местном университете.

Непростые отношения в семье и внутренние противоречия оказывали не лучшее влияние на формирование характера юного Сезанна. Он рос замкнутым и нелюдимым, таким он и остался на всю жизнь. Люди всегда раздражали художника, он всю свою жизнь избегал света и суеты и находил отраду и утешение только в живописи.

Дружба с Эмилем Золя

Единственным другом Поля Сезанна на протяжении многих лет был Эмиль Золя. Они познакомились еще в младших классах школы, так как учились вместе. Детей сблизил один неприятный инцидент: маленького Золя постоянно дразнили в школе за то, что он сильно шепелявил, однажды одноклассники побили его, а Поль заступился за однокашника. Это положило начало их 40-летней дружбе.

Сезанн Поль очень ценил эти отношения, так как трудно сходился с людьми и, кроме Золя, друзей у него не было. Удивительно то, что Эмиль Золя очень любил в школе рисование и так преуспевал в этой дисциплине, что ему предрекали карьеру художника. А вот Сезанну, напротив, больше всего удавалось литературное творчество, и окружающие думали, что он будет писателем. Но все получилось наоборот.

После окончания школы Эмиль едет в Париж и настойчиво зовет Поля с собой. Но юноша не осмеливается ослушаться деспотичного отца и остается в своем родном городе. Но дружба продолжалась еще долго, до тех пор, пока Эмиль Золя не написал произведение под названием “Творчество”, в главном герое которого – неудачнике и самоубийце – Сезанн узнал себя.

Обучение живописи

Вот и закончились школьные годы! Юный Сезанн по настоянию отца учится в университете, но вместе с тем он начинает посещать уроки живописи в местной школе-студии и даже оборудует собственную художественную мастерскую в поместье отца. Искусство все больше и больше увлекает его. Он всеми силами стремится в Париж, и наконец отец, поддавшись на настойчивые просьбы и уговоры, отпускает его в столицу.

Теперь Сезанн получает возможность обучаться искусству рисования и живописи в знаменитой академии Сюисса. Поль часто посещает Лувр, где усердно копирует картины великих художников: Рубенса, Делакруа, Тициана.

Первые самостоятельные работы Поля Сезанна мрачные и романтичные, пронизаны влиянием творчества этих живописцев.

С другой стороны, в ранних картинах Сезанна отобразились его сильные душевные переживания того периода.

Первые шаги в искусстве

Молодому художнику приходится тяжело в столице, общество не принимает его, считая этого провинциала слишком мрачным и неотесанным. Он уезжает обратно к отцу, пытается работать в его конторе, но затем вновь возвращается в Париж, потому что чувствует, что не может уже жить без живописи. Этот период метаний продолжался целых десять лет и сопровождался тяжелой депрессией.

Первые картины, которые художник выставлял в Парижских салонах, не принесли ему никакого успеха. Публика и критика не принимали его “странного”, необычного взгляда на этот мир. В это время единственным человеком, который его поддерживал, был Эмиль Золя. Сезанн чудовищно много работал, пытаясь постичь секреты ремесла, но успех был еще впереди.

Знакомство с Камилем Писсарро

Шли годы, Поль Сезанн – художник и мужчина – минует первую бурю страстей, становится спокойнее и уравновешеннее.

В его жизни происходит знаковое событие – знакомство с известным импрессионистом Камилем Писсарро. Этот художник дает Сезанну совет сделать свою палитру более светлой, учит его технике раздельного мазка.

Этот период творчества Сезанна – с 1872 по 1879 гг. – можно назвать импрессионистическим.

Основным жанром этого времени был пейзаж. Сезанн Поль и Писсарро часто работают вместе над одними и теми же мотивами, правда, средства при этом они используют разные. Несмотря на сильное влияние импрессионизма и Писсарро на его творчество, Сезанн так и не стал полным приверженцем этого направления в живописи.

Ему были чужды стремления импрессионистов показать сиюминутное состояние окружающего мира, его изменчивость и зыбкость. Он скорее воспринимал окружающую среду, как нечто незыблемое, подчиненное строгой гармонии. Геометрия пространства никогда не перестанет играть для него важную роль.

Личная жизнь художника

Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом, избегал людей, новых знакомств и женщин. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Ее звали Мария-Гортензия Фике, она подрабатывала натурщицей и была на 11 лет младше художника.

Сезанн женился на девушке и впоследствии она послужила ему моделью для более чем сорока картин. В 1872 году Гортензия родила Полю сына. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.

Картины Сезанна

Поль Сезанн, творчество которого оставило глубокий след в сердцах современников, был настоящим отшельником и трудоголиком. Он оставил после себя более 800 картин, написанных маслом. И это не считая множества рисунков и работ, выполненных в технике акварели, которой особенно увлекался в последний творческий период Поль Сезанн.

Вот названия некоторых самых известных его картин: “Мост в лесу” (1880 г.), “Дома в Провансе близ Эстака” (1882 г.), “Море в Эстаке” (1885 г.), “Портрет мадам Сезанн” (1887 г.), “Вид Гарданны” (1886 г.), “Гора св. Виктории” (1890 г.). Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн.

Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: “Яблоками я покорю Париж”. Это восклицание ребенка стало пророческим.

Через много лет его многочисленные великолепные натюрморты с яблоками действительно покорили столицу Франции.

Маэстро работал в разных жанрах. Наряду с пейзажами и натюрмортами, у него есть множество автопортретов, портретов и жанровых картин, в основном написанных маслом.

Последние годы жизни

В последние годы жизни художник был болен сахарным диабетом, но по-прежнему много и плодотворно работал. Только в конце творческого и жизненного пути к Сезанну пришел успех, которого он, правда, не искал. Живописец был настоящим затворником, презрительно относился к мирской суете и жил, боготворя лишь святое искусство.

Многие искусствоведы считают, что творчество этого мастера живописи, его художественные находки и сама личность были столь грандиозны и масштабны, что все это вкупе оказало огромное влияние на многие последующие поколения живописцев.

Поль Сезанн, краткая биография которого изложена в этой статье, скончался в возрасте 67 лет, в октябре 1906 года. Сейчас его картины стоят миллионы долларов, и их стоимость с каждым годом стремительно возрастает.

В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.

Существуют по крайней мере три другие картины Ренуара с похожей композицией — две в частных коллекциях[2] и одна в нью-йоркском Метрополитен-музее (холст, масло, 111,8 × 86,4 см)[4][5]. Кроме этого, есть масляный эскиз в парижском Музее Оранжери[6] и рисунок пастелью в частной коллекции[2]. Ещё один набросок находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — он поступил туда из бывшего собрания Отто Кребса в Хольцдорфе[7].

Эскиз маслом в Музее ОранжериЭскиз маслом в ЭрмитажеКартина из музея Метрополитен

Отрывок, характеризующий Девушки за фортепьяно (картина Ренуара)

Русский император между тем более месяца уже жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания. Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне. После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена. В тот самый день, в который Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу, Александр проводил вечер на даче Бенигсена – на бале, даваемом генерал адъютантами. Был веселый, блестящий праздник; знатоки дела говорили, что редко собиралось в одном месте столько красавиц. Графиня Безухова в числе других русских дам, приехавших за государем из Петербурга в Вильну, была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам. Она была замечена, и государь удостоил ее танца. Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников. В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить. При начале мазурки Борис видел, что генерал адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно, поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая то, очевидно, важная, новость не через него передана государю.)

Творчество Поля Сезанна. Ранний период. 1861-1870 :: фотообзор :: Поль Сезанн (Paul Cezanne)

Поль Сезанн был не только великим мастером композиции, но и великим колористом, сравнимым с Тицианом, Рубенсом и Делакруа. В его зрелом творчестве романтическая напряженность чувств соединяется с классической ясностью и строгостью.

Взяв за основу традиции классицизма и романтизма, Сезанн привел их к окончательному единству и тем самым завершил целую эпоху. Но вместе с тем открыл новую: его зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование художественного видения в современной живописи.

Последующие поколения безоговорочно признали, что Сезанн, подобно ветхозаветному Моисею, открыл дорогу в мир нового искусства.

“Дядя Доминик в облачении монаха” 1865-1867 Холст, масло. 64,8 x 54 см Собрание Аненберг, Нью-Йорк

“Портрет старика” 1865-1868 Холст, масло. 51 х 48 см Музей Орсэ, Париж

“Портрет мужчины” 1866 Холст, масло. 81,5 х 66 см Коллекция Оскара Рейнхарта, Винтертур

200 х 120 см Национальная галерея искусства, собрание Эндрю Меллона, Вашингтон В портрете Луи-Огюста Сезанна, сосредоточенного и полного достоинства старого человека, художник ничем не выдал своих взаимоотношений с отцом и той унизительной зависимости от нег, в которой художник находился вплоть до самой смерти отца. На стене позади кресла виден один из самых ранних натюрмортов Сезанна.

“Весна” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 97 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Первыми, предположительно, возникли серии картин Лето и Зима, в которых еще ощущается беспомощность в обращении с новой техникой, затем изображения на боковых стенах – Весна и Осень, где мотивы прописаны лучше.

“Лето” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 109 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале

“Зима” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 104 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Все картины были подписаны “Энгр”, изображение зимы сохранило датировку 1811 года, и тем самым Сезанн обыгрывает имя не любимого им Энгра и название его шедевра Юпитер и Фетида, который относился к самым прославленным картинам музея в Эксе.

“Осень” 1860-1862 Холст, масло. 314 х 104 см Париж. Музей города Парижа, Пти Пале Осень изображена в виде идиллической крестьянки, несущей на голове корзину плодов урожая.

“Поль Алексис и Эмиль Золя” 1869-1870 Холст, масло. 52 х 56 см Частное собрание Эта картина, построенная на эффектном сочетании красного с зеленым и контрасте светотени, изображает друга юности Сезанна Эмиля Золя, автора цикла романов “Ругон-Маккары”, со своим секретарем Полем Алексисом, журналистом, писателем и другом Сезанна по годам в Эксе.

“Черные часы” 1869-1871 Холст, масло. 54 х 73 см Частное собрание Каждый предмет этой строгой, основанной на ритме горизонталей и вертикалей композиции является составной частью структуры картины, однако существует сам по себе. Резким контрастом предстают органическая форма раковины с ее зияющим отверстием и холодный мрамор часов.

“Дорога с горой Сент-Виктуар” 1867-1870 Холст, масло. 80 х 129 см Новая Пинакотека, Мюнхен В светлой импрессионистической манере, но не размывая формы в воздушной среде, изображает Сезанн повседневный пейзаж в окрестностях Экса.

В этой картине впервые появляется прославленная горная гряда, гора святой Виктории (Сент-Виктуар).

Этот простой строгий мотив с более светлыми красками говорит о воздействии красочной гаммы импрессионистов, но полностью отличается от них и манерой живописи и способом видения: решительными, широкими мазками, большими красочными пятнами Сезанн сообщает пейзажу суровость и торжественную строгость.

Предметы сохраняют свою материальность; песок, земля и скалы не растворяются в воздушной среде, но предстают перед глазами зрителя во всей своей будничной и неприкрашенной реальности. Почти параллельное расположение планов в картине направляет взгляд к ее середине, где зияет дорожная выемка.

“Скалы в лесу Фонтенбло” 1865-1868 Холст, масло. 41 х 33 см Частное собрание

“Оргия или Банкет” 1867 Картон, цветной мел, карандаш, акварель и гуашь. 32,4 х 23,1 см Частное собрание, Штутгарт Сезанн часто обращается к темам обольщения и взаимоотношения полов. Картина исполнена в пестрой красочной гамме, напоминающей живопись венецианцев.

“Хлеб и яйца” 1865 Холст, масло. 59 x 76 см Художественный музей города Цинциннати

“Сахарница, груши и синяя чашка” 1865-1866 Холст, масло. 30 x 41 см Музей Орсэ, Париж

“Адвокат” 1866 Холст, масло. 62 x 52 см Музей Орсэ, Париж

“Мужчина в хлопоковой шапке (дядя Доминик)” 1866 Холст, масло. 79.7 x 64.1 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

“Череп и подсвечник” 1866 Холст, масло. 47.5 x 62.5 см Частное собрание, Швейцария

“Похищение” 1867 Холст, масло. 90.5 x 117 см Музей Фицуильяма, Кембридж

“Темнокожий” 1867 Холст, масло. 107 x 83 см Музей искусств Сан-Пауло

“Юноша облокотился на руку” 1867-1868 Холст, масло. 58 x 50 см Частное собрание, Швейцария

“Купальщик и скала” 1867-1869 Холст, масло. 167.5 x 113 см Chrysler Art Museum, Норфолк, штат Вирджиния, США

“Натюрморт с зеленым горшком и оловянным кувшином” 1867-1869 Холст, масло. 63 x 80 см Музей Орсэ, Париж

“Портрет Энтони Валабрека” 1869-1870 Холст, масло. 60 x 50.2 см Музей Джона Пола Гетти, Малибу, Калифорния

“Пастораль (Идиллия)” 1870 Холст, масло. 65 x 80 см Музей Орсэ, Париж

“Оргия” 1864-1868 Холст, масло. 130 х 81 см Частное собрание

“Пейзаж с колодцем” 1865-1867 Холст, масло. 55 х 38 см Частное собрание, Париж

“Скалистый пейзаж” Холст, масло. 53,8 х 64,9 см Городская галерея Штеделевского института искусств, Франкфурт-на-Майне Здесь иначе, чем в картине Тающий снег в Эстаке, Сезанн выбирает мотив.

Это лишенный внешних эффектов уголок природы – лесная дорога у поросшего соснами обрыва скалы.

Контрастное сопоставление красок, усиленное игрой света и тени, придает этому простому виду особую выразительную силу – эффект, достигнутый пристальным наблюдением природы, а не внешней инсценировкой.

“Тающий снег в Эстаке” 1870 Холст, масло. 73 х 92 см Частное собрание Своим экспрессивным драматизмом этот пейзаж еще во многом напоминает повышенно-эмоциональные композиции раннего Сезанна.

Картина полна драматического напряжения, в ней царят темные краски и резкие контрасты, но сама тема уже не плод фантазии художника, а результат реального наблюдения.

Реальна и резкая, крутая диагональ снега, сползающего по склону холма, и крыши домов, и кроны пиний, подхваченные порывами мистраля, и грозовое небо. Драматическое состояние природы передает также и душевное состояние художника.

“Пейзаж в Иль-де-Франс” 1865 Холст, масло. 33 х 41 см Частное собрание

“Подготовка к похоронам (Вскрытие трупа)” 1869 Холст, масло. 49 х 80 см Частное собрание

“Мадам Сезанн в платье” 1865-1870 Холст, масло.

“Суждение о Париже” 1862-1864 Холст, масло. 15 х 21 см Частное собрание

“Купальщицы” 1870 Холст, масло. 33 х 40 см Частное собрание

“Искушение святого Антония” 1867-1869 Холст, масло. 52 х 73 см Фонд Э. Бюрле, Цюрих

“Убийца” 1867-1870 Холст, масло. 65 х 80 см Картинная галерея Уокера, Ливерпуль Мужчина и его спутница склоняются под нависшим небом над телом своей жертвы. Краски Сезанна выражают такой эмоциональный порыв, что, по словам одного из приятелей его детства: “Он, казалось, мстил самому себе за какие-то тайные обиды”.

“Девушка за пианино” 1868 Холст, масло. Эрмитаж, Санкт-Петербург Картина изображает мирную бытовую сцену в гостиной дома Сезаннов.

Спокойные фигуры, старательно расположенные на фоне обоев со сложным рисунком, полосатого ковра и цветастой обивки, указывают на растущий интерес художника к композиционной продуманности и равновесию.

На картине изображены, по-видимому, мать Сезанна и его сестра Мари, поддерживавшие его намерение стать художником, но почти никогда не позировавшие ему.

Pierre-Auguste Renoir 158.jpg



На картине изображены две молодые девушки: одна сидит у фортепьяно, а другая стоит рядом с ней. Обе девушки внимательно и увлечённо смотрят на ноты, по-видимому, подбирая какую-то мелодию. Такая спокойная, идиллическая картина была символом французской буржуазной культуры того времени [3] .

Картина была выставлена на выставке Ренуара 1892 года, и в том же году была куплена Музеем в Люксембургском саду. Это была первая картина художника (которому к тому времени исполнилось уже 50 лет), закупленная для государственного собрания. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, а с 1947 года — в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume ). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор [1] .

Существуют по крайней мере три другие картины Ренуара с похожей композицией — две в частных коллекциях [2] и одна в нью-йоркском Метрополитен-музее [4] [5] . Кроме этого, есть масляный эскиз в парижском Музее Оранжери [6] и рисунок пастелью в частной коллекции [2] . Ещё один набросок находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — он поступил туда из бывшего собрания Отто Кребса в Хольцдорфе [7] .

Примечания

Ссылки

Лягушатник (1869) · Натюрморт с букетом и веером (1871) · Ложа (1874) · Качели (1876) · Бал в Мулен де ла Галетт (1876) · Обнажённая в солнечном свете (1876) · Портрет актрисы Жанны Самари (1877) · Завтрак гребцов (1880—1881) · Две сестры (На террасе) (1881) · Танец в деревне (1883) · Танец в Буживале (1883) · Танец в городе (1883) · Зонтики (1881—1886) · Большие купальщицы (1884—1887) · Девушки за фортепьяно (1892)

Ренуар Пьер

Пьер Огюст РенуарМасло, 1874 год, 80 * 63,5 см

Это, очевидно, самая знаменитая из работ, представленных Ренуаром на первой выставке импрессионистов в 1874 году. Картина представляет собой блестящий образец великолепной техники художника, характерной для того периода его творчества.

Бледная кожа женщины создаёт незабываемый контраст с интенсивными чёрными полосами на её костюме. Женской моделью была профессиональная натурщица по имени Нини (у неё ещё малоприятное прозвище Гель-де-Ре или Рыбное лицо). Моделью для мужской фигуры был брат Ренуара Эдмон.

Несмотря на то, что эта картина получила на выставке неплохие отзывы, она не сразу нашла покупателя, и Ренуар продал её торговцу только в 1875 году за 475 франков — скромная сумма, на то время и она была жизненно необходима художнику, чтобы расплатится с долгами.

Ренуар Пьер

Жемчуг на шее женщины изображен с помощью мелких выпуклых точек белой краски, сверкающих на фоне кремовых тонов, которыми написана кожа модели.

Ренуар Пьер

Лицо мужчины затенено и написано менее отчётливо, чем лицо женщины, а его левая щека почти сливается с фоном картины.

Ренуар Пьер

Ренуар Пьер

Тонкими мазками краски переданы и розовые цветы, которыми украшено платье женщины.

Ренуар Пьер
Ренуар Пьер

Ренуар Пьер

Местом написания картины стал ресторан Фурнеза, расположенный на островке, в Шату, на Сене. Группа друзей наслаждается завтраком на залитой солнечным светом террасе открытого кафе на берегу реки в нескольких километрах от Парижа.

Очень современная по содержанию, эта картина вместе с тем явно перекликается с полотнами старых мастеров, изображавших застолья.

Здесь передана свободная, живая атмосфера, возникающая в компании парижан, выехавших отдохнуть на свежем воздухе.

Ренуар Пьер

Над этой картиной Ренуар работал на протяжении ряда лет, как раз в то время, когда произошли кардинальные перемены в его манере письма.

Он начал эту картину незадолго до отъезда в Италию, где находился в 1881-1882 годах, но работа оставалась незавершенной ещё как минимум пять лет.

Ренуар Пьер

Буйство красок и свобода живописного стиля помогают Ренуару передать всю безмятежность открывающейся перед нами сцены.

Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) — художник импрессионист

25 февраля 1841 года в городе Лимож, Франция, родился один из основных представителей импрессионизма, живописец, график и скульптор — Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir). Ренуар первым из художников импрессионистов получил широкую популярность у богатых парижан, и прославился прежде всего как портретист, не лишенный сентиментальности.

в 1862 году Пьер Огюст Ренуар поступил в Школу изящных искусств при Академии художеств и записывается в мастерскую Глейра, где и знакомится с будущим костяком группы импрессионистов: Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем, Клодом Моне и становится другом Сезанна и Писсарро.

Ренуар Пьер

Возвращение гребцов, 1862

Ренуар Пьер

Поляна в лесу, 1865

Ренуар Пьер

Мост Искусств, 1867-68

Ренуар Пьер

Тропинка в высокой траве, 1876-77

Ренуар Пьер

Портрет мадам Шарпантье с детьми, 1878

Вскоре Ренуар перестает участвовать в коллективных выставках импрессионистов, и сосредотачивается на продвижении своих работ в Салонах.

Ренуар Пьер

Портрет актрисы Жанны Самари, 1879

Последующий период в творчестве художника принято искусствоведами называть Энгровский период (источником вдохновения для Ренуара в это время с 1883 1890 гг был Энгр).

Это более близкое знакомство серьезно повлияло на художественный вкус художника.

Ренуар Пьер

Прогулка, 1875-76

Ренуар Пьер

Зонтики, 1881-1886

Вскоре искусство Ренуара произошли новые перемены. Ренуар побывал в Испании, ге познакомился с картинами Диего Веласкеса и Гойи. В том числе и после этого знакомства в живописной манере художника стала появляться переливчатость цвета,.

В это время он совершил путешествие в Нидерланды, где осматривал полотна Вермеера и Рембрандта.

Первый выезд, 1876

После приступа паралича, произошедшего в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. В последние годы жизни Ренуар заслужил всеобщее признание и славу.

Эта работа Ренуара выставлялась также в Париже, в Лувре. Чтобы ее увидеть, в августе 1919 года, Ренуар в последний раз отправился в Париж.

2 декабря 1919 г. на 79 году жизни от воспаления легких художник скончался в Кань-сюр-Мере. Пьер Огюст Ренуар был похоронен в Эссуа.

Две сестры (На террасе), 1881

Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)
картины художника по годам:

Сислея с женой, 1868
Портрет мадам Ренуар (Бланк), 1870
Женщина с попугаем, 1871
Новый мост, 1872
Жнецы, 1873
Читающий Клод Моне, 1972
Прогулка в Булонском лесу, 1873
Танцовщица, 1874
Большие бульвары, 1875
Завтрак в ресторане Фурнез, 1875
Площадь Троицы, 1875
Портрет Виктора Шоке, 1875
Качели, 1876
Девушка, расчесывающая волосы, 1876
В саду (Под деревьями в Мулен де ла Галетт), 1876
Выход из консерватории, 1877
Разговор, 1878
Букет роз, 1879
Сборщики мидий в Берневале, 1879
Пшеничное поле, 1879
Цветы в вазе, 1880
Театральная ложа (На концерте), 1880
Спящая девушка с кошкой, 1880
Площадь Клиши, 1880
В лесу, 1880
Розовое и голубое (Алиса и Элизабет Каэн д’Анвер), 1881
Девушка с веером, 1881
Дворец Дожей в Венеции, 1881
Хризантемы, 1882
Pierre-Auguste Renoir /Автопортрет (1876)

Пьер Огюст Ренуар. "Ложа"

«Импрессионисты, в том числе, естественно, и Ренуар, открывали новые сюжеты или знакомым сюжетам давали неповторимые решения. Например, театр и цирк. Здесь Ренуар показал себя замечательным исполнителем, совершенно необычно создавая свой живописный театр.

Портреты людей, которых он писал в театре и в цирке, выглядели необычайно эффектно и составили Ренуару славу.

Рядом сидит мужчина в черном фраке и белой рубашке, а за их спинами сверкает золото отделки и тканей, драпирующих края и стены театральной ложи. Две фигуры занимают все пространство портретной композиции. Хотя сидят они тесно соприкасаясь друг с другом, их внимание сосредоточено в разных направлениях.

Мужчина, небрежно и вольно расположившись за спиной женщины, разглядывает в бинокль происходящее на сцене. В такой позе Ренуар изобразил своего родного брата журналиста Эдмона Ренуара.

Основное пространство портрета занимает фигура женщины.

Она расположена прямо перед зрителями, и это даст возможность видеть во всех подробностях ее платье, сшитое из ткани в широкую вертикальную полоску, что так любил изображать Ренуар, нитки жемчуга, обвивающие несколькими рядами белоснежную шею, открытую грудь с глубоким декольте и искусственными цветами в углу выреза белой кофты. Так она выглядит не только перед нами, но и перед теми, кто заполнил зал театра и кого мы, естественно, не видим, а только представляем. Но без этой воображаемой публики трудно представить и всю композицию.

Выражение лица женщины на портрете, в отличие от блеска ее наряда, довольно сдержанное, даже строгое и, может быть, чуть грустное.

Рот с плотно сжатыми ярко накрашенными губами, мягкий овал щек, изящная, рассыпавшаяся по чистому лбу челка вьющихся каштановых волос — это натурщица Нини, одна из знакомых Эдмона, который, будучи менее застенчивым и скромным, чем его брат, приводил к Ренуару натурщиц для работы над его холстами. Нини позировала и для других работ Ренуара.

Разнообразие стиля

Ренуар Пьер

Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir)

Ренуар Пьер

Пьер Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) – всемирно известный французский живописец, яркий представитель импрессионизма.

Ренуар родился 25 февраля 1841 года в семье небогатого портного. В юные годы трудился художником по фарфору, развивал свой дар в Школе изящных искусств и мастерской Шарля Глейра, где познакомился с Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем и Клодом Моне.

Его ранние работы отличаются подчеркнутым использованием светотени, что придает изображению подобие скульптурной формы и сближает с полотнами художников-реалистов того времени.

Предугадывая основание нового течения, Ренуар и Базиль мечтали создать свою группу художников. Будущие импрессионисты приобщались к культу природы, охотно жертвуя посещением музеев, чтобы наслаждаться естественными красками.

Радость творчества наполняла художника, и это отражается в атмосфере и палитре его картин. Ренуар не любил патетические и трагические сюжеты, он тяготел к изображению простых и светлых радостей обычной жизни. Ему нравилось писать веселых людей, которые пьют или танцуют, цветы, красивые пейзажи, детей, и, конечно, он любил изображать молодых, полных жизни, красивых женщин.

Вначале 1900-х Ренуар заболевает артритом, и прогрессирующая болезнь заковывает художника параличом. Превозмогая боль, он продолжает заниматься любимым делом, привязывая кисть к руке.

Исследователи жизни и творчества приводят такую историю из биографии художника.

Читайте также: