Что такое нравственный подвиг сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Весь рассказ пронизан верой писателя в стойкость русского человека. Это подтверждают многие яркие эпизоды. Главный герой Андрей Соколов ушел на фронт. И вначале ему везло, но однажды он попадает в плен к немцам.

Первое нравственное испытание, которое герой там переживает, связано с другими пленными. Он случайно слышит разговор, из которого ясно, что один из пленных хочет донести на сослуживца. Андрей не может допустить, чтобы пострадал невинный человек, и поэтому учиняет самосуд над предателем.

Второе испытание связано с доносом на него самого. Немцы не щадили военнопленных и заставляли трудиться в каменном карьере, требуя очень большое количество выработки за день. Соколов как-то обронил неосторожную фразу о несправедливости такого отношения. На следующий день его вызвали к коменданту лагеря. Все понимали, что это равнозначно расстрелу. Но случилось невероятное – герой выжил и даже вышел из ситуации победителем.

Как же так произошло, и что сделал Соколов? Комендант любил издеваться над пленными, показывать свою власть. Поэтому когда Андрей зашел в комнату, то увидел стол со всякой едой. Это было пыткой для изголодавшегося человека. Но Андрей не кинулся к столу, не стал умолять о куске хлеба, как того ожидали враги, а нашел в себе силы отвернуться от стола. Герой вел себя достойно, не струсил и не стал отказываться от своих слов, чтобы избежать расстрела. Тогда лагерфюрер, так называли коменданта, предложил Соколову выпить за победу их оружия. Когда герой отказался это сделать, ему предложили выпить за свою несчастную участь. Андрей выпивает три раза, отказавшись закусить. При этом он твердо держался на ногах, хотя для истощенного организма это было почти невозможным. Комендант был поражен стойкостью русского солдата и принял неожиданное решение – помиловать его и дать немного еды.

Писатель показывает, что герой победил благодаря тому, что оказался нравственно стойким человеком, не опустился до уровня голодного зверя.

Андрей Соколов показан во многих эпизодах как нравственно высокий человек. Но самым главным его подвигом стало решение усыновить Ванюшу. Когда герой остался совсем один без семьи, он случайно встречает такого же одинокого человека, маленького мальчика. У Ванечки никого не осталось в его то малые годы, ему не было даже где приклонить головы. Андрей решает, что не даст Ванечке пропасть и берет себе за сына. Герой спасает ребенка и тем самым спасает и себя. Ведь мальчик становится его новым смыслом в жизни.

Сколько их, таких известных и не слишком известных памятни­ков на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму является не только железо, мрамор, гранит, но и книги о войне.

Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдат­ский

Много книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова, Б. Васильева, В. Кожевникова, Г. Бак­ланова, В. Быкова, В. Распутина и многих других. Мы видим вой­ну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего поле­та, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы переку­рить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов – всех тех, кто в поту и крови, стиснув зубы, шел долгие версты и дни через войну к Великой Победе.

И мы должны любить и беречь мир ради того, чтобы

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз по­казала всю свою жестокость, бесчеловечность.

Русская литература не могла оставаться в стороне от событий, в которых решалась су­дьба страны. Русские писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на земле.

Хотелось бы обратиться к произведениям Бориса Васильева, ко­торый очень близок и дорог мне.

Прошла война, прошла страда. Но боль взывает к Людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.

Он относится к тем писателям, кто сам прошел трудными доро­гами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Са­мые, на мой взгляд, талантливые его произведения военной тема­тики – “В списках не значился” и “А зори здесь тихие…”.

Тема человечности, человеколюбия, подвига в произведениях Б. Васильева занимает центральное место. В повести “А зори здесь тихие…” рассказывается о старшине Васкове и подчиненных ему девушках-зенитчицах. Пятерым из них во главе со старшиной по­ручили задержать вражеских диверсантов. В бою девушки погиба­ют.

Ненависть к врагам помогает Васкову и героиням повести со­вершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство чело­вечности, которое заставляет сражаться со злом. Ведь фашисты пе­реступили законы человеческие и тем самым оказались сами вне всяких законов. Тяжело переживает старшина гибель девушек.

Вся его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: “Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?” И не находит ответа. Болит у Васкова сердце загто, что положил он всех пятерых девчат.

И в скорби этого необразован­ного солдата – самый высший человеческий подвиг. И читатель чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало кто писал, – за прерванные ниточки человеческих родов.

По моему мнению, каждое мгновение на войне – это уже по­двиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.

Я бы хотела обратиться и к другому произведению Б. Василье­ва – “В списках не значился*. Это произведение о том, какой путь зрелости преходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Писатель по­казывает героизм и внутреннюю красоту советских воинов.

После первых трех дней яростных боев “дни и ночи обороны крепости слились в одну-единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и корот­ких, похожих на обмороки, минут забытья и постоянного, изнуря­ющего, не проходящего даже во сне желания пить”.

Когда немцам удалось ворваться в крепость и “разорвать ее обо­рону на отдельные, изолированные очаги сопротивления”, они ста­ли превращать крепость в развалины. Но ночью развалины ожива­ли вновь. “Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оста­ться на ночь. И немцы боялись ночей”.

Подвиг – это не только величие и дух героизма, но и величие нравственности. Безнравственный человек способен на поступок, быть может, равный по силе своего воздействия на окружающих подвигу. Но этот “подвиг” оказывается либо преступлением, либо предательством, либо еще чем-то худшим.

В романе “В списках не значился” Николай Плужников дока­зал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. Он остается человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщи­ной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению

К своему врагу. А остаться человеком в условиях войны – это и есть настоящий героизм.

Боль и гордость – эти чувства охватывают читателя, когда он углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, пред­ставляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Василь­ева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, кото­рые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу, из высоких нравственных начал. Спасибо писателю.

Что такое подвиг ? Примеры сочинений рассуждений

Подвиг – это героический поступок, совершая который человек проявляет свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию. Каждый ли человек способен на подвиг? Я думаю, что нет. Подвиг способен совершить только человек с достаточно зрелой личностью и с высоким уровнем нравственности. Только такая духовно сильная личность может проявить свои лучшие качества в экстремальной ситуации.

К примеру, бывает такое, что кто-то тонет или гибнет на пожаре. Один человек при этом может в растерянности стоять рядом, а другой бросается в огонь или в воду, спасая гибнущего человека, даже если ему будет стоить это жизни.

Бывают подвиги спонтанные, это когда человек, случайно попадая в критическую ситуацию, проявляет мужество и самоотверженность. В такие моменты человек почти не думает о себе, для него главное – спасти чью-то жизнь. Бывает и такое, что вся жизнь человека становится одним большим подвигом. Например, я знаю историю одной женщины, её звали Екатерина Михайловна Бакунина. Она сестра милосердия, героиня двух войн – Крымской войны 1855 года, где она была наглядным примером терпения и мужества при героической обороне Севастополя, и русско-турецкой войны 1877 года, где она руководила всей работой сестёр милосердия на Кавказе. В мирное время она развивала земские больницы, что также можно отнести к героическому поступку. Ведь тогда были бесконечные эпидемии, уносящие жизни огромного количества людей. А сколько учёных сделали свои открытия, порой жертвуя своим здоровьем и даже жизнью!

В жизни всегда есть место подвигу. А совершать подвиг или нет – это уже дело каждого, ведь на подвиг способны не все. Одно я могу сказать с уверенностью – если перестанут совершаться подвиги, то жизнь станет невыносимой!


Пример сочинения 2

Под подвигом обычно понимаются всевозможные героические поступки, когда, например, солдат на войне жертвует своей жизнью ради победы или спасения своих однополчан. Это, безусловно, подвиг, но в самой высшей степени его проявления. Само же понятие подвига гораздо шире, и в первую очередь основывается на способности человека к жертве, тот, кто умеет жертвовать, тот способен на подвиг, а жертва есть проявление любви. То есть человек, способный на искреннюю настоящую любовь, способен и на подвиг, не обязательно большой.

Подвиги бывают разные, в первую очередь это подвиги, которые совершаются при особых обстоятельствах, например, во время войны, военных конфликтов, каких-либо катастроф. Это героические подвиги, в этом случае, людьми, совершающими их, движет чувство любви к Родине, к своему народу, своей семье и просто к ближним и окружающим людям. Примерами героических подвигов служат истории об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны, или любой другой войны. Например, люди пережившие Блокаду Ленинграда, и те, кто защищали город, все совершили подвиг.

Помимо героического подвига существует и другой его вид, а именно подвиг повседневный, он не так заметен окружающим, и скорее всего, человека совершающего его ни кто не будет за него хвалить, это подвиг часто не имеющий награды и славы. Совершая ежедневные маленькие подвиги, человеку не нужно жертвовать своей жизнью, но место жертве здесь тоже есть. Человек для их совершения может отдавать свое время, средства, здоровье, идти наперекор своим желаниям. К примерам ежедневного подвига можно отнести жизнь мамы, которая не взирая на то, хочет она того или нет, есть ли у нее силы и здоровье заботится о своей семье и своих детях беспрерывно. Она вынуждена работать, убирать дом, готовить и делать множество другой рутинной работы, она не говорит о том, что она устала, она знает, что она должна делать это. Мама может бросить все, сказать, что она устала, что она хочет отдохнуть, но она пересиливает свои желания и не делает этого, поэтому, безусловно, каждая мама ежедневно совершает маленькие подвиги.

Помимо этого, можно выделить еще один вид подвига – это подвиг духовный. Люди, причисленные Церковью к лику святых или мучеников, были теми, кто совершал этот вид подвига за веру и любовь к Богу. Мучениками называют тех, кто принял смерть за имя Христа в периоды гонений на Христианство и Церковь, они отказывались от предательства, зная, что будут убиты, тем самым совершая духовный подвиг. Не все святые люди были убиты за веру, но их ежедневный молитвенный труд и помощь людям, также являются подвигами. Примером может послужить история святого Пантелеимона Целителя. Над которым по приказу царя-язычника издевались в темнице, его били, пытались утопить и сжечь на костре, но он все равно не отказался от веры. А продолжал проповедовать.

Подвиг – это очень широкое понятие, место которому есть и в повседневной жизни, для его совершения не обязательно быть большим и сильным, ты можешь быть ребенком, больным или слабым человеком, но при этом иметь большую душу и любовь, и в нужный момент ты будешь способен на подвиг.

Пример сочинения 3

Тогда биографии героев войны и труда интенсивно изучали в школе. Особенно, пионеров-героев: Лени Голикова, Вали Котика, Володи Дубинина и еще многих. Эти дети отличились во время войны, и многие из них погибли.

Сейчас – другое время и другие герои. И многое из того, что делали бабушки и дедушки, сделать нынешним детям практически невозможно. Да и взрослым тоже. Но ведь и не надо идти по гудку в шесть утра на завод, не надо ехать строить магистраль по зову комсомола, а многие вообще работают дома на компьютере. А как же подвиги? А они есть и в наше время. Дети и взрослые спасают других детей и животных, да и война идет иногда слишком близко. И героев тоже очень много - ведь это все показывают по телевизору. И то, что надо делать каждый день, для некоторых становится подвигом: встать вовремя и не опоздать в школу, устроиться на хорошую работу и выплатить ипотеку. Да, и конечно же, похудеть, бросить курить и начать с понедельника новую жизнь. Эти подвиги, пусть небольшие, совершает каждый из нас почти каждый день. Потому что, как говорилось раньше и как говорится теперь, в жизни всегда есть место подвигу.

Пример сочинения 4

Жизнь каждого человека состоит из череды радостных моментов или разочарований. Но иногда среди них происходят такие события, которые мы можем смело расценивать как подвиги. Они, как правило, могут иметь как драматическое содержание, так и счастливый конец.

Понятие "подвиг" можно отнести к разряду поступков, в которых нет места ни лицемерию, ни бесхарактерности людей. В тех случаях, когда человек совершает подобные действия, речь идет о присутствии в характере силы воли, храбрости, смелости в принятии решений, неподдельная доброжелательность. Без искренних, добрых чувств в душе не может человек пойти на серьезный шаг - спасти жизнь другого человека. Именно поэтому все подвиги, о которых известно человечеству - это проявление мужественного начала, искреннего желания не оставаться в стороне от чужой беды, не быть равнодушным к несчастью окружающих людей.

В литературе разных стран описано огромное количество героических поступков, которые стали известны всему миру, а также в нашей жизни есть примеры и таких, о которых известно только нескольким людям в кругу близких и знакомых.

Произведение Самуила Яковлевича Маршака "Рассказ о неизвестном герое", посвященное человеку, чье имя осталось неизвестным, демонстрируется настоящий подвиг главного героя. Не думая о собственной безопасности, он жертвовал своей жизнью ради спасения другого человека. Так, он выполнил и свой долг как пожарного, и как настоящего храброго мужчины, способного на сострадание, милосердие.

Кроме того, люди независимо от возраста, занимаемой должности также ежедневно проявляют отвагу, выполняя решительные действия, которые имеют важное значение и называются подвигом.

Таким образом, человек, который в сложных условиях совершает спасительные действия, по первому зову сердца, безбоязненно двигается вперед, не думая о вознаграждении, достоин уважения. Он совершает самоотверженный поступок, который приравнивается к подвигу.

Интересным фактом, достойным уважения, является то, что не только взрослое поколение остается привязанным к подобным поступкам, но и дети, а также животные. Стремление двигаться к цели ради того, чтобы уберечь другого человека от беды, высоко поднимает авторитет спасителя, превращая его действия в настоящие подвиги.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Василь Быков — автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях. Повесть “Обелиск” — одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Этот сельский учитель мог приютить у себя мальчика, отец которого жестоко с ним обращался, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, дабы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. “А Мороз не ворошил толстовские заблуждения — он просто читал ученикам и сам вбирал в себя все дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж. Был молод, да еще начальник”, — рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. Этот человек только спустя многие годы осознал, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими станут его ученики. Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Но Мороз сам прямо и откровенно говорил Ткачуку: “Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется”. Эти слова Алеся Ивановича оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, — ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех — и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую “закваску” своим ученикам, и Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: “Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать”. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? В повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. В. Быков создал множество произведений на тему войны, тем самым возводя свои собственные литературные обелиски героям Отечества: “Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще-серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику”.

Читайте также: