Сочинение по картине буран

Обновлено: 02.07.2024

Буран (метель) в романе "Капитанская дочка" Пушкина являются одним из ярких эпизодов. Этот эпизод представлен во II-ой главе романа.

Во время бурана (метели) кибитка главного героя, Петра Гринева, застревает в поле. Внезапно на заснеженной дороге Петр встречает загадочного бородатого мужика. Незнакомец помогает Гриневу добраться до постоялого двора. Впоследствии Петр Гринев узнает, что загадочный незнакомец это бунтарь Емельян Пугачев.

Ниже представлен текст эпизода с описанием бурана (метели) в романе "Капитанская дочка" Пушкина.


Смотрите: Все материалы по роману "Капитанская дочка"

Буран (метель) в романе "Капитанская дочка" Пушкина: текст эпизода

– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

– А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

– Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

– А вон – вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

– Дорога‑то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку?

– Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

– Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю [2] с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием.

– Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.

– На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.

Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее."

Зима - чудесное время года, особенно располагающее к творчеству. Ее ледяная красота очаровывает и вызывает восхищение. Многие творческие люди обращались к изображению зимы в своих произведениях. Поэты и писатели описывали ее в стихах и рассказах. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные композиции. Так, например, Георгий Свиридов чувствовал метель: (музыка).

- Итак, тема нашего урока: "Красота зимнего пейзажа в рассказе С.Т.Аксакова "Буран". Сегодня мы выясним, как С.Т. Аксаков изображает зиму в своих произведениях.

-Знакомы ли вы с творчеством С.Т.Аксакова? (Знакомились на уроке литературы)

-А что вы знаете о жизни писателя? (Рассказ ученика)

- Очерк "Буран" был опубликован впервые в журнале "Денница" в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.

С.Т. Аксаков писал: "Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал "Буран".

- Ребята, а в чем же особенность природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика)

Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова "Буран".

Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно.

Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах. Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь. Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет. и вот причина гибели многих несчастных жертв.

Анализ текста.

- О чем идет речь в тексте (тема)?

- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).

- Определите стиль текста. (Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).

- Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?

Описание окружающей среды.

  • Буран -
  • Убор-
  • Обелиски-
  • Прах-
  • Приволье -
  • Пучина -

- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.

Сначала определим это понятие.

  • Облако поднималось и росло
  • Лучи скрылись
  • Туча обтянула и посыпала
  • Ветер разыгрался, взрыл, вскинул
  • Мрак одел

Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.

- Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления - снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится "снежный прах", который не просто играет, как ветер, а "слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит".

- Найти в тексте сравнения.

  • Туча, как небо;
  • Снеговые степи, как пух лебяжий;
  • Белый мрак, как мрак осенней ночи;
  • Снежный прах, как змей.

Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.

- Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).

- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.

Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.

  • Бриллиантовой корою
  • Изуродованная роща
  • Ледяной убор
  • Чудные обелиски
  • Алмазный блеск

Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.

  • Закатившегося солнца
  • Кипящего праха

- Что такое причастие?

- Как отличать причастие от прилагательного?

  • Росло
  • Зари
  • Поднималось
  • Погорелой

Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.

Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)

- А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).

- Ребята, в гениальном произведении, а мы видим, что текст Аксакова именно такой, любая деталь раскрывает идею или индивидуальный стиль автора. Обратите внимание на звучание слов:

Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).

- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием?

Звукопись - прием, помогающий автору создать образ путем повторения звуков.

Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк "Буран" был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в "Капитанской дочке" и Л.Н.Толстым в "Метели".

Нашего Сашу тоже вдохновило это произведение, и он нарисовал "Буран". Посмотрите.

Денисов Динар увидел похожее описания бурана в стихотворении "Бесы" Пушкина. Слушаем.

А как бы вы изобразили зимнюю природу?

Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Зимняя природа".


Окт 13, 2018 | 0 комментариев

Аксаков Буран: краткое содержание

Сергей Тимофеевич Аксаков чаще всего писал стихи, однако имеются у него и произведения в прозе. Среди них, изучаемый нами рассказ Буран, краткое содержание которого пригодится для нашего читательского дневника. Давайте попробуем описать нагрянувший буран, сохранив детали, которые использует писатель в своей работе.

Буран: краткий пересказ

С первых строк рассказа Буран С.Т. Аксаков переносит читателя в зимнюю стужу. Стоял мороз, было очень снежно, но такая погода не помеха для русского мужика, поэтому небольшой обоз находится в дороге. Лошади тянут возы, мужики идут следом, веселятся и подшучивают. Вот они зашли в березовую рощу и обомлели от увиденного, весь березняк был исковеркан а деревья повалены и изломаны. Один из стариков приказал всем садится на возы и гнать к ночлегу, а все потому, что опытный старик учуял надвигающую непогоду.

Далее, в кратком пересказе Аксакова, мы видим все еще ясное небо, однако опытный взгляд замечает приметы, которые говорят об одном, буря не за горами. Так, птицы вылетали, чтобы искать убежище, лошади стали беспокойные, облака на небе начали собираться, а снег побежал струйками по земле, шипя, подобно змее. Те, кто бывал в пути с обозами знают, что в такую погоду лучше не высовываться и поскорее найти убежище. Наши путники направлялись в Оренбург, чтобы продать хлеб и купить соли, которую планировали затем перепродать. Дорога была длинной, вот и застало в пути их ненастье. Облака стали расти быстрее, солнце скрылось, тучи заволокли все небо. Ветер стал реветь, и порой казалось, что где-то плачет ребенок или завывает волк.

Описание бурана

Буран всей своей мощью обрушился на землю. Тут же наступила темнота, поднимая снежные хлопья разыгрался ветер, создавая белоснежный сумрак, который слепил и ухудшал видимость. Все слилось воедино, небо, земля и воздух. Стало тяжело дышать, а буран не собирался стихать. Наоборот, он стонал, свистел, рвал, из стороны в сторону бросал предметы, обвивая своей мощью подобно змею, который решил задушить любого, кто попал в его объятия. В такие моменты человек, попавший в буран, теряет память, сила духа падает и кровь стынет в жилах не от холода, а от страха. Люди попросту сходят с ума, что и становится частой причиной их смерти.

Описание бурана

Идти дальше было очень сложно и опасно, поэтому опытный старик предлагает остановиться и создать некое укрытие. Может кому-то посчастливится уцелеть и не замерзнуть… Несмотря на то, что совет старика показался многим странным, люди с опытом понимали, что это единственный путь к спасению. Однако молодое поколение было с этим не согласно. Кто-то стал говорить, что если старик уже повидал жизнь, то они пока не готовы умирать. Несмотря на буран, они отправятся до умета, а как буря стихнет, вернутся и откопают стариков. Молодежь не желала слушать умных советов и шестеро из них продолжили свой путь. Буран свирепствовал, и не собирался затихать. Он бушевал всю ночь. Не прекратился буран и на следующий день, все заметая и создавая огромные бугры из снега. Только к следующему вечеру непогода стала стихать, хотя снег продолжал идти всю ночь.

Когда ветер утих, перед взором читателя простиралось снежное море с оледеневшими волнами из снега. Как раз по дороге, где укрылись от бурана наши герои, возвращался уже пустой обоз. Они и увидели пробивающийся из-под снега пар. Поняв в чем дело, людей стали откапывать и нашли стариков. Они были без памяти. Пострадавших отвезли в умет, отогрели, дали проспаться, а когда старики проснулись, то были рады, что им удалось выжить в эту ужасную непогоду.

Молодые же путники, которые отбились от стариков, так и не дошли до пристанища. Скорее всего они заблудились, разбрелись по сторонам, да и замерзли. Их тела нашли уже весной. Тело одного из них находилось рядом с уметом, у забора. Он так и погиб, даже не поняв, что спасение было совсем рядом.

Главные герои

Познакомившись с кратким пересказом рассказа Буран, мы можем выделить главных героев. Это путники, которые направляются в Оренбург. Среди них можно выделить образ старика, который много уже повидал в жизни, был мудрым и хорошо понимал приметы природы. Он и дал советы, которые помогли спастись тем, кто его послушал. В том числе и Петровичу, герою, которому автор дает собственное имя. Другие персонажи рассказа остались безымянными. Может оттого, что Аксаков хотел показать общий образ русского мужика, которому всегда приходилось нелегко.

В качестве героев рассказа Аксакова Буран, следует выделить и молодое поколение. Не имея опыта и понадеявшись на свои силы, они не выжили в борьбе со стихией.

Отдельно хочется остановиться и на стихии, описанной в рассказе. Это буран, который также можно назвать героем произведения. Он, подобно живому существу, уничтожал все вокруг, никого не щадя.

Зима — чудесное время года, особенно располагающее к творчеству. Ее ледяная красота очаровывает и вызывает восхищение. Многие творческие люди обращались к изображению зимы в своих произведениях. Поэты и писатели описывали ее в стихах и рассказах. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные композиции. Так, например, Георгий Свиридов чувствовал метель: (музыка).

  • Ребята, а в чем же особенность природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика)

Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно…

Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца — уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах… Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.

Анализ текста.

  • О чем идет речь в тексте (тема)?
  • Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).

(Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).

  • Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?

Описание окружающей среды.

  • Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
  • Буран —
  • Убор-
  • Обелиски-
  • Прах-
  • Приволье —
  • Пучина —
  • Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.

Сначала определим это понятие.

Олицетворение

  • Облако поднималось и росло
  • Лучи скрылись
  • Туча обтянула и посыпала
  • Ветер разыгрался, взрыл, вскинул
  • Мрак одел

Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.

Сравнение

  • Туча, как небо;
  • Снеговые степи, как пух лебяжий;
  • Белый мрак, как мрак осенней ночи;
  • Снежный прах, как змей.

Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.

— Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).

Роль природы и пейзажа в рассказе Муму Тургенева

  • Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.

Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.

Эпитет — художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.

  • Бриллиантовой корою
  • Изуродованная роща
  • Ледяной убор
  • Чудные обелиски
  • Алмазный блеск

Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.

  • Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки.
  • Закатившегося солнца
  • Кипящего праха
  • Что такое причастие?
  • Как отличать причастие от прилагательного?

Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне?

Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.

Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)

    А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).

Обратите внимание на звучание слов:

Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).

  • Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием?

Звукопись

А как бы вы изобразили зимнюю природу?

Домашнее задание.

Примеры похожих учебных работ

Творчество С.Т. Аксакова

. писателя нашел отражение в работах его современников и потомков, в воспоминаниях самого Аксакова. Сам Аксаков писал: « Сведения и разыскания о писателях любопытны, полезны и даже необходимы, .

Аксаков Сергей Тимофеевич

. влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году жизни, и новый . сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности Аксакова, которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить .

Доклад : Русская природа в изображении поэтов XIX века

Морозные узоры – явление природы

. на утро можно увидеть на окне, то от чего появляются морозные узоры, как мы уже говорили – дендритная кристаллизация льда. (No Ratings Yet) Loading… Морозные узоры – сочинение-описание явления природы Другие сочинения по теме: .

Читайте также: