Сочинение по картине боровиковского портрет лопухиной

Обновлено: 02.07.2024

Borovikovskij-Vladimir-portret-lopuhinoj

В.Л. Боровиковский был трудолюбив до невероятности, писал очень много портретов, и ему было поручено написать портреты всех членов императорской фамилии. Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования. В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского. Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета. Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, — все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.

Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л Боровиковский написал ее портрет, она умерла. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что по первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать.

В период расцвета творчества В.Л. Боровиковского был написан портрет Марии Ивановны Лопухиной. Этот период славится правлением Екатерины II и Павла I. Именно в этот период особой ценности достигли праздничные портреты, отличающиеся торжеством.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

История создания портрета Марии Лопухиной

Портрет М.И. Лопухиной был написан по заказу супруга женщины С.А. Лопухина – камергера при дворе и егермейстера. Картина была признана шедевром В. Боровиковского, поскольку она представляет собой кардинальное воплощение эстетических параметров сентиментализма.

  1. Полотно было создано в 1797 году.
  2. Картина выполнена в портретном жанре.
  3. Портрет Лопухиной написан на холсте масляными красками.
  4. Размер картины достигает 72х53.5 см.
  5. Сегодня полотно располагается в Третьяковской галерее в Москве.

Краткие сведения об авторе

Художник Владимир Боровиковский

Владимир Боровиковский обрел свою популярностью благодаря уникальным работам, выполненным в портретном жанре. Мастер сумел объединить устои классицизма и сентиментализма. В самых значимых для него портретах модели были изображены не в парадных костюмах, а в домашних нарядах. На заднем фоне виднеются не парадные дворцовые стены, а природный пейзаж.

Художник старался передавать гармоничное сочетание человека и природы. В. Боровиковский старался показать зрителю внутренний мир своих персонажей. Тем не менее, на многих портретах мастер отображает сходство между всеми натурами, придавая им женственность и фамильное родство.

Среди самых интересных библиографических фактов В. Боровиковского следует отметить:

  • В 1819 году мастер стал участником общины Е. Татариновой, где регулярно проводились религиозные собрания, читались стихи на религиозные темы, произносились импровизированные молитвы и предсказания.
  • Многие работы В. Боровиковского до сих пор считаются эталонами и образцами для многих портретистов.
  • Художник стал учителем известного мастера Алексея Венецианова.
  • Именно Боровиковский на протяжении длительного периода воспринимался царями в качестве художника.

Характеристики полотна

На полотне Лопухина располагается на фоне природы, которая размыта, словно она находится в дыму. Через пелену все же проявляются березки, цветы и облака. Лопухина изображена В. Боровиковским в белом платье. Талию же подчеркивает голубой поясок.

Столь милое и в тоже время обаятельное лицо Лопухиной отличается молодостью, свежестью и нежностью. Лопухина все еще имеет мечтательный взор, который направлен в сторону зрителя и легкой таинственной улыбкой. Согласно замыслу Боровиковского, полотно должно передавать зрителю гармонию и уединение человека с природой.

Боровиковский сумел передать не только внешние черты девушки, но и отобразил ее душевный мир, проявив его особой задумчивостью и скорбью. Тем не менее, картина не перестает передавать простоту женской красоты, ее роскошь и постепенное увядание, которые так присущи искусству той эпохи – сентиментализму.

Непринужденно, но гармонично красота Лопухиной сочетается с невероятно притягательным видом заднего фона. Такая гармония выражается Боровиковским склоненной березой и флексурой талии героини, цветовое сочетание васильков и пояса девушки, а также колосьев золотого окраса и браслета, расположенного на руке девушки.

За основу Боровиковским были взяты отдаленные тона серебристого, бледно-голубого и нежно-зеленого оттенков. Художник придает Лопухиной особой лиричности. Согласно мнению современников, портрет Лопухиной позволяет понять идеал русской женщины, характерный эпохе сентиментализма. Художник сумел передать нежную чувствительность Лопухиной.

Характеристика образа

Образ Лопухиной опленен нежностью, небывалым смягчением черт, душевным умиротворением и спокойствием, ощущаемое в портрете героини: в ее позе, в легком повороте головы, в выражении лица.

Также стоит отметить гармоничность и мелодичность всех линий и деталей Лопухиной. Без внимания не стоит оставлять цветы, которые были сорваны задолго до написания портрета и уже успели поникнуть. Неужели это зарисовка Боровиковского? А может это смысл бытия? Ранее цветы символизировали красоту, которая в скором времени начинает блекнуть. Именно такой, по мнению В. Боровиковского, была красота женщин.

Тем не менее, Боровиковский уделяет внимание тонкостям Лопухиной, ее уходящей красоте, душевной скорби, которая едва заметна и добавляет тонкую колористику портрета.

Согласно мнению многих искусствоведов, портрет Марии Ивановны Лопухиной представляет собой настоящий шедевр, который символизирует начало нового периода в портретном направлении, период, когда мастер может не подчеркивать статус своей модели, а уделяет внимание ее значимости, личным показателям: настроению, переживаниям, мыслям. Чтобы не выражать душевные переживания своих моделей он передает их с помощью интерьера и декоративных компонентов.

Выводы

Именно портрет Марии Ивановны Лопухиной позволил сохранить невероятную красоту женщины, несмотря на столь суровую судьбу, ведь она умерла в 23 года. Интересен факт, что после смерти девушки, по городу стали ходить слухи, словно именно этот портрет и погубил девушку. Однако современники эти слухи связывают с отцом девушки, который состоял в масонской ложе и воздействовал на ум окружающих.

Некоторые же обвиняли и самого Боровиковского, размышляя о том, что сила его мастерства настолько велика, что способна воздействовать на человека. И только спустя 100 лет подобные слухи перестали распространятся и перестали будоражить человечество. После, картина Боровиковского была приобретена П.М. Третьяковым, который и разместил портрет Лопухиной в своей галерее.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


Одним из лучших портретистов 18 века был В.Л.Боровиковский (1757-1825).Он родился и вырос в Миргороде на Украине.Боровиковский не был профессиональным художником,но его картины понравились империатрице Екатерине Второй во время её путешествия в Крым в 1787 году.Его пригласили в Петербург и он вскоре стал придворным портретистом.

В портретах Боровиковского видны нежность кисти,тонкий,деликатный рисунок,правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом лице.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтичным и женственным из всех,созданных художником.

Образ женщины пленяет зрителя нежной меланхоличностью,необыкновенной мягкостью чёрт лица и внутренней гармонией.Эта гармония передана и поворотом головы,и выражением лица.Она подчёркивается и отдельными поэтическими деталями,вроде сорванных и поникших на стебле роз.

Её лицо наполнено такого несказанного очарования,такой душевной прелести,что рядом с ним другие красавицы покажутся холодными и неживыми.Пленительный образ нежной,мечтательной и меланхоличной женщины передан с большой душевностью и любовью.Задумчивый,томный ,грустно- мечтательный взгляд,нежная улыбка,свободная непринуждённость чуть усталой позы,мягкие округлые формы,белое платье,сиреневый шарф,голубой пояс,пепельный цвет волос,зелёный фон листвы и,наконец,мягкая воздушная дымка-всё это и есть живописное выражение образа.

Лопухина стоит в саду,облокотившись на каменную консоль.Она окружена воздушной дымкой пейзажа.Колосья ржи,нежная зелень,васильки-всё это призвано подчеркнуть не только простоту образа,но ещё выразить мечтательное настроение.

В утренней свежести кожи,в томности взгляда,в мечтательной улыбке есть подлинная красота,красота душевная,лирическая,присущая русским женщинам.

Кто же она,Мария Лопухина?Мария выросла в многодетной семье отставного генерала И.А. Толстого.Её выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина-камергера двора.Это он заказал художнику портрет своей жены.Говорят,что брак был бездетным и несчастливым.Через несколько лет после написания портрета,Мария умерла от чахотки,ей было всего 24 года.Поэт Полонский посвятил ей эти строки:

Портрет М.И. Лопухиной. Описание картины Боровиковского

Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
Это картина Боровиковского портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен работой Боровиквского . Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом Боровиковскому удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь — это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу — символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью. И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.
Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.
Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.

Читайте также: