Сочинение по картине борис годунов гравюра с галактионова

Обновлено: 03.07.2024

НЕ МНОГО ЛИЦ НАМ ПАМЯТЬ СОХРАНИЛА.

В середине XVIII столетия возрос интерес русско­го общества к национальной истории. Работавший в России мастер из немецкого города Аугсбург Иван Штенглин выполнил с 1742 по 1780 год серию гра­вированных портретов русских царей. Среди них -изображения Бориса Годунова и Василия Шуйского, образы которых впоследствии привлекли присталь­ное внимание Пушкина.

Штенглин работал в распространенной в те годы технике черной манеры, или меццо-тинто . Эта тех­ника основана на создании особой шероховатой доски, с которой шероховатости сглаживаются в тех местах, где на гравюре должны быть более или менее светлые детали. Это позволяет передавать светотень с чрезвычайным богатством переходов. В то же время число оттисков с доски при использо­вании черной манеры невелико, а сама работа кро­потлива и трудоемка.

Штенглин делал свои гравюры, видимо, с каких-то не дошедших до нашего времени портретов, вернее, парсун, сочетавших приемы иконописи и светской живописи. Сама черная манера очень удачно подо­шла для такого рода изображений, вызывая воспо­минания о потемневших от времени досках, о по­тускневших красках и позолоте. В облике Годунова и Шуйского еще много иконописного, идеального, но все же чувствуется попытка создания портрета в современном понимании слова.

Оба портрета одинаковы по композиции , украше ны пышными рамками в стиле барокко и сопровож­дены подробным перечислением царских титулов на русском и латинском языках. Все внимание гравер сосредоточил на лице. Оно как бы выхвачено лучом света из общего темного фона гравюры.

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха.

Япризнаюсьне смел поднять очей,

Не смел вздохнуть, не только шевельнуться.

Его собеседник отвечает-

А выручил князь Шуйский. Молодец!

На гравюре уже не князь, а полновластный царь. По-другому, чем Годунов, держит он скипетр: с ре­шительностью, свойственной его натуре, Шуйский крепко сжал его в кулаке.

Другая группа портретов связана с Дмитрием Самозванцем и его окружением.

Портрет Дмитрия Самозванца. Гравюра резцом Луки Килиана с оригинала неизвестного художника. 1606.

Хотя личность Самозванца загадочна, таинствен­на, окружена ореолом легенд и до сих пор вызывает споры историков, портреты его достоверны и реали­стично передают характерные черты внешности. Ес­ли гравюры с изображениями Годунова и Шуйского сделаны спустя 150 лет (хотя, видимо, с прижизнен­ных оригиналов), то портрет Дмитрия Самозванца награвирован при его жизни и приложен к поздрави­тельной брошюре, изданной в Кракове в 1605 году по случаю бракосочетания Марины Мнишек с Дмит­рием. Вернее, по обычаю того времени ее обвенчали сначала с доверенным лицом новоявленного цареви­ча послом Афанасием Безобразовым, а уже в Москве Самозванец встречал Марину, приветствуя ее как русскую царицу.

После смерти Самозванца были попытки исказить его реальный облик. Оттиски гравюр делали с тех же досок, но с подновлениями, то лицо начинало пест­реть бородавками, то курносый нос превращался в свисающий длинный клюв, из-под которого торчали клочья немыслимых усов. А ведь Дмитрий не носил ни бороды, ни усов. Такие фантастические портреты чрезвычайно редки и могут расцениваться как своеоб­разный исторический курьез.

Да, мраморная нимфа,

Глаза, уста без жизни, без улыбки.

Но в этом сдержанном, даже холодном лице чув ствуется одна страсть — честолюбие. Самозванец по­нимал, каких слов ждет от него гордая красавица.

. День целый ожидал

Я тайного свидания с Мариной.

Обдумывал все то, что ей скажу,

Как обольщу ее надменный ум,

Как назову московскою царицей.

Е. ЗИМЕНКО

А. С. ПУШКИН ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Добавить комментарий

Использование материалов сайта "Шедевры Омска", только при наличии активной ссылки на сайт.

© 2011/2022 - Шедевры Омска. Все права защищены.


Игра "лишнее слов в строке" 1 строка - гора вороны Григорий дог?

Игра "лишнее слов в строке" 1 строка - гора вороны Григорий дог.

2 строка - слов гора зачеркнуто, вороны Григорий дог.

3 строка вороны Григорий дог.

4 строка - вороны Григорий дог.


Кто такой Григорий в рассказе Борис Годунов?

Кто такой Григорий в рассказе Борис Годунов.


Что общего у бориса годунова и григория отрепьева?

Что общего у бориса годунова и григория отрепьева?


В каком селе родился григорий распутин?

В каком селе родился григорий распутин.


Кто написал картину бегство Григория Отрепьева?

Кто написал картину бегство Григория Отрепьева.


Сочинение на тему Трагедия Григория Мелехова?

Сочинение на тему Трагедия Григория Мелехова.


Доклад Макс Григорьев Легенда о данко?

Доклад Макс Григорьев Легенда о данко.


О чем мечтает Григорий?

О чем мечтает Григорий?

В чем завидует Григорий Пимену?

(Трагедия "Борис Годунов" А.


Рассказать о Григории из отрывка Борис годунов?

Рассказать о Григории из отрывка Борис годунов.


Характеристика григория из Бориса Годунова?

Характеристика григория из Бориса Годунова.

Вопрос Опишите Григория по гравюре Галактионова?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Литература и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Главная мысль в том, что надо быть смелым что бы ни было и добиваться своей цели Старик Лодыжкин и Серёжа бедные люди, но у них есть белый пудель. У них просят продать пуделя Арто, но они отказываются. Тогда плохие люди решаю вырастет Арто, но Серё..


Главная мысль рассказа "Белый Пудель" Александра Ивановича Куприна, я считаю, следующая : не все продается и не все покупается. А отвага и способность решать и действоватьне зависит от возраста. Старик Лодыжкин и Сережа, фактически нищие, отказалис..


Мораль такова : как ни продвигай по карьерной лестнице бездарного человека, общество его подвергнет критике и осмеянию. Не следует заниматься делом, к которому нет склонности, таланта, способностей.


6 июня 1799 года в Москве.


Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.


Сказка - загадка означает то что там из простой загадки делают какую - то более интересную и вымышленную.


Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым барином и покончившей с собой, — банальный сюжет, банальная развязка. Особенно н..


Это произведение лирическое учит быть умным, иметь свою голову и уметь за себя постоять.


Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана из произведения , , Недоросль".


Главные герои книги - семья Арсеньевых, "политических". Мама Марина - сильная, выносливая женщина, каких еще поискать надо. Ее твердый характер и мужество восхищают меня. Также нравилось наблюдать, как она воспитывает дочерей. Отца мы встречаем т..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Костя Кузьмин


Костя Кузьмин

Это иллюстрация Б. Зворыкина к отрывку из трагедии "Борис Годунов". На ней изображён Пимен пишущий у лампады летопись, и спящий Григорий. Эта иллюстрация привлекла моё внимание своей таинственностью и красочностью.
Строчки из трагедии: "Всё тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А всё перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей."

Вита Гривенникова

Это иллюстрация Б.Зворыкина к отрывку из трагедии "Борис Годунов".
На ней изображен Пимен, старательно пишущий летопись,и спящий Григорий.
Эта иллюстрация привлекла моё внимание своими наброски красками, в ней есть что-то замораживющие способное задуматься.
К ней подходят эти строчки:
"Все тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смысла очей."

Захар Хоманец

Это иллюстрация Б. Зворькина к отрывку из трагедии"Борис Годунов". На ней изображен Пимен, пишущий летопись. Также на картине изображен Григорий, который еще не проснулся. Эта иллюстрация привлекла меня своей таинственностью и загадочностью. К ней подходят эти строчки из трагедии:
"Все тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик силит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей".

Костя Татаринцев

Это иллюстрация Б. Зворыкина к отрывку из трагедии "Борис Годунов". На ней изображён Пимен, пишущий летопись, и ещё не проснувшийся Григорий. Эта иллюстрация привлекла моё внимание своей красочностью и загадочностью. К ней подходят эти строчки из трагедии:
"Всё тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А всё перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей."

Костя Татаринцев

Софья Гаврилова

Это иллюстрация Б. Зворыкина к отрывку из трагедии А. Пушкина "Борис Годунов". На первом плане этой изображён Пимен который молится, а на втором Григорий который ещё не проснулся. Эта иллюстрация привлекла моё внимание позой Пимена, а также красочностью.
К ней подходят строчки из трагедии :
"Всё тот же сон! возможно ль? в третий раз! Проклятый сон. А все перед лампадойСтарик сидит да пишет - и дремотойЗнать во всю ночь он не смыкал очей".

Вера Плеханова


Вера Плеханова

Это ксилография Владимира Фаворского к трагедии "Борис Годунов" А.С. Пушкина.
На этой иллюстрации изображён летописец Пимен, беседующий со своим сыном Григорием после его пробуждения.
К этой ксилографии подходят эти строчки:
Пимен
Младая кровь играет;
Показать полностью.
Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений лёгких будут
Исполнены. Доныне - если я,
Невольную дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи -
Мой старый сон не тих и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

Я выбрала эту иллюстрацию, потому что она очень красивая и запоминающиеся. Мне понравилась техника исполнения этой работы.

Ксюша Вершинина


Ксюша Вершинина

Это иллюстрация С. Галактионова к отрывку из трагедии " Борис Годунов". Она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи.Эта иллюстрация привлекла моё внимание своей яркой освещеностью на переднем плане , и мрачным видом на заднем плане. К ней подходят эти строчки из трагедии:
Проснулся, брат?
Благослови меня,
Честный отец.
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

Кристина Михалькова


Кристина Михалькова

Это иллюстрация Владимира Фаворского к отрывку из трагедии "Борис Годунов" А.С.Пушкина.
На этой иллюстрации изображён летописец Пимен, беседующий с Григорием после его пробуждения.
К ней подходят эти строки:
Младая кровь играет;
Смеряй себя молитвой и постом,
Показать полностью.
И сны твои видений лёгких будут
Исполнены. Доныне - если я,
Невольную дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи -
Мой старый сон не тих и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юнных лет!

Ваня Малышев

Это иллюстрация Б. Зворыкина к отрывку из трагедии А. Пушкина "Борис Годунов". Она передаёт величие духа летописца и значительность совершаемого под сводами кельи.На первом плане изображён Пимен, пишущий летопись. Также на картине изображён Григорий , который ещё не проснулся. Эта иллюстрация привлекла моё внимание своими набросками и красками, в ней есть некая загадочность. К ней подходят строки эти строчки из трагедии:
" Всё тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей."

Михаил Малышев

Это иллюстрация художника Бориса Васильевича Зворыкина(1872-1941).Она написана в 1925 году. На ней изображена келья отца Пимена в монастыре. Она освещена теплым светом свечи. Григорий спит,а отец Пимен думает об окончании летописи. "Ещё одно последнее сказанье- И летопись окончена моя.Исполнен долг, завещанный от Бога Мне грешному." Предназначен- ие своей жизни Пимен видел в том,чтобы поведать потомкам правду истории.

Святослав Кирьяков


Святослав Кирьяков

Это иллюстрация В. Фаворский к отрывку из трагедии А. Пушкина "Борис Годунов". Она передаёт величие духа летописца и значительность совершаемого под сводами кельи.На первом плане изображён Пимен, пишущий летопись. Также на картине изображён Григорий , который ещё не проснулся. Эта иллюстрация привлекла моё внимание своими набросками и красками, в ней есть некая загадочность. К ней подходят строки эти строчки из трагедии:
" Всё тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей."

Арина Максименко


Арина Максименко

Это иллюстрация Б.Зворыкина к отрывку из трагедии "Борис Годунов". На ней изображён Пимен, пишущий летопись, и ещё не проснувшийся Григорий. Эта иллюстрация заинтересовала моё внимание своей красочностью и таинственностью. К ней подходят эти строчки из трагедии:
"Всё тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А всё перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей."

Владимир Юркин


Владимир Юркин

Это иллюстрация В. Фаворский к отрывку из трагедии А. Пушкина "Борис Годунов". Она передаёт величие духа летописца и значительность совершаемого под сводами кельи.На первом плане изображён Пимен, пишущий летопись. Также на картине изображён Григорий , который ещё не проснулся. Эта иллюстрация привлекла моё внимание своими набросками и красками, в ней есть некая загадочность. К ней подходят строки эти строчки из трагедии:
" Всё тот же сон! Возможно ль? В третий раз!
Проклятый сон. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет - и дремотой
Знать во всю ночь он не смыкал очей."

Лиза Екимова


Лиза Екимова


Цели: - познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах; - развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.

Содержимое разработки

- познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах;

- развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.

I Оргмомент.

II Актуализация знаний.

III Историческая справка.

VI Рефлексия.

VII Домашнее задание.

Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

-Чтение с остановками. Чтение на с. 111.

-Итак, кто же такой Пимен? (Это монах, который попал в опалу, то есть в немилость и вынужден творить в монашеских кельях.)

-Какой завет Бога он выполняет? (Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил читать и писать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром добрых царей и молились о жестоких деяниях жестоких.)

- Чтение на с.112-113.

- Сравните:

Начальный вариант текста

Как я люблю его смиренный лик,

И тихий взор и важное смиренье

(И важный взор и тихое смиренье,

И ясный взор и хладное терпенье).

Окончательный вариант текста

Как я люблю его спокойный вид.

Когда, душой в минувшем погруженный.

Он летопись свою ведет.

(Смирение и спокойствие — разные состояния души. Пимен делает свое дело для людей, по отношению к ним он именно спокоен, смирение он испытывает только по отношению к Богу. Спокойствие ему необходимо для того, чтобы бесстрастно рассказывать о том, что он видел на своем веку. В конечной редакции автор хочет усилить свою оценку труда Пимена: равный среди равных Пимен правдиво расскажет обо всем.

- Какой сон видит Григорий? Не пророческий ли он? (Москва видится Григорию с высоты, а люди в нём как муравьи в большом муравейнике).

-Чтение на с.115-116.

- Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

-Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

- Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

-Что же послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Безусловно, в первую очередь, честолюбивые замыслы. А уже во вторую очередь, по словам Пимена, царь убиенный был тех же лет, что и Григорий.)

-Как Григорий оправдывает свои желания стать тем самым самозванцем?

- Какие черты мы замечаем в Григории? (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

-Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (А.С. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным. Его желания донести его потомкам историю государства своего. Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

-Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца. Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене "Келья в Чудовом монастыре"?

Художник С. Галактионов изобразил сцену в Чудовом монастыре.

Обратим внимание на композицию гравюры: на переднем плане фигура Григория, а на заднем - Пимена. Григорий станет участником дальнейших событий, но его фигура в тени: и мысли, и будущие дела его темны. А лицо монаха освещено лампадой, вокруг него разливается свет, икона и распятие рядом с ним, что говорит о благословлен и и его труда. Фигура монаха незначительная, лицо спокойное, мудрое лицо человека, осознавшего смысл жизни. Его позу можно назвать собранной, в отличие от мятежной позы Григория. Художник выражает свое отношение к событиям: он понимает значительность того, что происходит в келье, осознает величие того, что делает старец.

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.


Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.

Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.

Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.

Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.

Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.

Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.

Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.

Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.

Вариант 2

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.


Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)

Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.”
(Григорий о Пимене)

Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)

“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Спешу туда ж – а там уже весь город.

“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)

“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “

Критика об образе Пимена

“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.

“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.”
(Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Сочинение Образ монаха Пимена

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →

Царские палаты

Первый

Второй

В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.

Первый

Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?

Второй

Вот он идет. Угодно ли спросить?

Первый

Царь (входит)

Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.


Главные герои

Царь Борис Годунов

Григорий Отрепьев

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

Шуйский

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

Юродивый Николка Железный Колпак

Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Федор Годунов

Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Читайте также: