Сочинение по картине 7 класс разумовская

Обновлено: 05.07.2024

Главный герой изображен в левой части картины. Это мальчик. Он школьник, который, собственно говоря, и получил опять ту самую двойку из названия произведения искусства. Его взгляд растерян, печален, расстроен. Ребенок смотрит больше в пол, чем на остальных людей в комнате. Вероятно, он обдумывает, как могло такое произойти вновь. Он держит портфель, пальто расстегнуто. На его грудь оперлась передними лапами домашняя лающая собака.

Комната, в которой происходит действие, небольшая, старая, типичная доя советского времени. На стене висят часы с маятником, календарь, на тумбе в углу стоит граммофон. В открытой двери наблюдатель может увидеть, что находится в другой комнате: цветок на подоконнике, батареи и какую-то карту, висящую на стене.

Преобладают цвета средней теплоты: коричневый, грязно-зеленый, синий, темно-красный. Лица героев освещены желтым цветом. Настроение такое: легкое сочувствие и в то же самое время осуждение к мальчику, получившему двойку.

Общее впечатление от картины хорошее, потому что художник смог передать все необходимые эмоции с помощью кисти и красок.

2 вариант

Фёдор Павлович написал данную картину через несколько лет после окончания военных действий. Страна восстанавливалась, дети получали образование. Чтобы поднять страну, требовалось как можно больше специалистов из разных сфер. Но, судя по картине, от этого мальца многого ожидать не приходится.

Взору зрителя предстаёт типичная картина. Ученик возвращается домой. Глядя на комнату, зритель моментально погружается в атмосферу шестидесятых годов. Автор замечательно выдержал стиль. Голубые стены, белая дверь, красный ковёр. Всё очень простое. В то время не было красивых видов и вещей, но атмосфера любви, понимания и уюта пропитывает всё.

Мальчуган стоит с очень грустным выражением лица, он прекрасно понимает, что разочаровал всех в очередной раз. Скорее всего, парень чувствует себя полным неудачником. Такое положение дел уже никого не удивляет. Он стоит и ждёт реакции матери. Сейчас у него только одно желание, чтобы всё это побыстрее кончилось. В такие юные годы парень имеет только одно желание: гулять и веселиться с друзьями. Учёба его не интересует.

В портфеле мальчика можно увидеть коньки. На дворе зима. Парня давно уже ждут на улице. Скорее всего, планируется хоккейный турнир. Мальчик ожидает нравоучений, но их не будет.

Мать смотрит на сына с грустью и состраданием. Она уже не знает, что делать. Время идёт, а ничего не меняется. Мать волнует такое положение вещей. Она не хочет, чтобы сын вырос лодырем и неучем.

Маленький брат смотрит на старшего с улыбкой. Он ещё мал, чтобы понимать, что здесь происходит. Малыш рад видеть брата и ждёт, чтобы тот поиграл с ним.

На заднем плане можно увидеть недовольную сестру. По ней заметно, что она отличница и прилежная школьница. Она искренне не понимает брата. Так как всё своё время уделяет учёбе. Для неё это всё. Это будущее, успех и признание. Даже в этот момент она держит в руках учебники. Скорее всего, она уже закончила уроки, и приводит тетради и учебники в порядок. А тут появляется нерадивый брат, который вызывает у неё негодование.

Собака с радостью встречает друга. Она рада его возвращению и совсем не понимает, что происходит вокруг. Собака игриво поставила лапы и ждёт, чтобы с ней пообщались. Она любит независимо от ситуации. У неё всегда всё хорошо.

В семье царит атмосфера единства. Членам семьи не безразлично положение дел ученика. Все искренне хотят ему помочь, но не знают каким образом это сделать.

Сочинение 3

Самый главный герой, мальчик, который стоит в центре просторной комнаты. На вид ему не больше десяти лет. Блондин, невысокого роста. Одежда состоит из школьной формы и теплого пальто сверху. По внешнему виду мальчика, видно, что он расстроенный. Лицо огорчённое, плечи опущены. В его руках портфель, с которого видны коньки. Снег на ботинках, школьных брюках. Пальто мальчишки потрёпанное от активной игры. Это, как доказательство того, что он весело провёл время, не думая о своих отметках.

Возле главного героя вертится собака. Радуется, предвкушая, что скоро будут совместные игры. На стуле сидит мать. Расстроенная, из-за учёбы сына. Возможно это уже не первая их борьба с плохими оценками. Позади матери, возле стола, старшая сестра готовится к урокам. Я думаю, это главная помощница по предметам школы. Она глядит на брата - сорванца осуждающе. Видно, что учится сестра хорошо.

В семье есть ещё и самый младшенький. На тот момент один весёлый ребенок в этом доме. Пока у него беззаботная, полная игр, жизнь. Для него не важно, отличник брат или двоечник. Но мне кажется, что по-своему малыш принимает участие в семейном совете. Если заглянуть в душу их мамы, то можно понять, что она хочет вырастить образованных детей. Дать образование, всех накормить. Мама живёт жизнью каждого своего ребенка. Возможно, отца нет в их семье, но первое, что бросается в глаза, это их сплочённость. Все держатся вместе. Каждый член семьи в курсе семейных событий и по-своему приносит свою посильную помощь тому, кто нуждается.

Душевное равновесие мальчика тоже понятно. Семья и её ценности ему также важны. Просто ещё мальчишка. Детство присутствует в жизни героя, несмотря на все трудности и быт своей семьи. Да, возможно и были обещания. Заигрался, накатался. Позабыл о трудностях школы, о переживаниях матери, о напутствии старшей сестры. В уличной жизни нет проблем, нет забот. А дома вернулся в реальность. Ему стыдно, что опять расстроил свою семью. Самое главное, ему стыдно перед своей матерью. Возможно, нарушил обещания.

Описание картины Опять двойка

Описание картины Опять двойка

Популярные сочинения

На картине все очень красиво… Главное – такие приятные цвета: светло-зеленый, желтоватый… Всё кажется просто прозрачным, особенно воздух. Чувствуется прохлада весеннего дня и тепло солнечных лучей. Красота!

Настала долгожданная пора, пора, когда день короткий, а ночь длинная, пора чудес и волшебства. Зима - одна из самых обворожительных времен года. Это время надежды, время

Сочинение по картине прочно вошло в методику преподавания русского языка как способ развития навыков составления текстов типа речи описание. Урок интересен своей подготовительной частью, в которой рассказываются некоторые факты биографии художника Решетникова, автора картины "Опять двойка".

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(развитие речи, 7 класс, программа М. М. Разумовской)

2. Научиться самостоятельно составлять тексты с элементами описания состояния человека.

3. Научиться элементарному анализу произведения изобразительного искусства.

4. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству Ф. П. Решетникова.

Оборудование: 1.Лекционный материал по жизни и творчеству Ф. П. Решетникова.

3. Учебник М. М. Разумовской для 7 класса.

1. Организационный момент.

Приветствие, оформление записей в тетради.

2. Подготовка к теме урока через повторение и определение цели урока.

– В течение двух предыдущих уроков мы знакомились с новой для вас разновидностью типа речи описание – с описанием состояния человека. Ответьте, с помощью чего в тексте создается описание состояния человек? ( с помощью особого построения предложений: предложения со словами категории состояния, с безличными глаголами ).

– В текстах каких стилей мы чаще можем встретить подобные описания? ( в художественном стиле и в разговорном ).

– Верно, подобные тексты мы чаще всего встречаем в художественной речи, в разговоре или, например, при ведении личного дневника. А что может предшествовать описанию состояния человека? (повествование, описание состояния природы и среды, рассуждение).

– Иными словами, предшествовать описанию состояния человека может текст любого типа речи. Теперь мы на практике определим, что может стать причиной того или иного состояния человека. Сейчас вы под диктовку запишите фрагмент текста, самостоятельно определите стиль и тип речи и продолжите его одним-двумя предложениями, в которых будет показано состояние человека ( задача: показать связь описания состояния человека с другими типами речи, научиться составлять тексты этого типа речи ).

Кто не езжал по нашим степям, тот не может составить себе никакого понятия о степной метели. Сперва валит снег, и ветер порывисто сыплет им во все стороны, не зная отпора и преграды. Земля, как скованное море, покрытое беспредельною хрупкою скатертью, резко отделяется от черного неба, нависшего над ней другой сплошною, черною степью. Все безлюдно, мертво, дико и полно суровой таинственности. Начинается что-то непонятное, чудное, невыразимое. (Страшно оказаться во время такой метели в степи! Ты чувствуешь, насколько слаб, беспомощен и беззащитен человек перед силами стихии).

– Стиль речи этого текста? (художественный ).

– Тип речи? ( описание состояния природы с элементами описания слстояния человека ).

– Какой виды пунктограмм, изученных ранее, встречаются в этом тексте? ( обособления причастного оборота, стоящего после определяемого слова; ряды однородных членов, обособления деепричастного оборота ).

– Какие орфограммы встретились Вам в тексте? ( правописание корневых безударных гласных; правописание приставок; правописание НЕ с разными частями речи, правописание наречий ). Выделите их и объясните графически.

– Для начала поговорим об ее авторе — художнике Федоре Павловиче Решетникове.

Родился Федор Павлович Решетников в 1906 году в украинском селе Сурско-Литовском. Когда мальчику исполнилось 3 года, умерли его родители. Федя стал жить со старшим братом, который был художником, он ходил по деревням и расписывал церкви.

Федя помогал брату растирать краски, мыл кисти, тайком от всех пробовал рисовать сам.

Время было тяжелое, голодное — шла Гражданская война. И Федя решил уйти из дома, чтобы не быть в тягость семье брата.

Всюду, где только мог, он искал работу. Был и плотником, и маляром, и шахтером. И как бы трудно ему ни приходилось, каждую свободную минуту он рисовал. Особенно ему нравилось делать веселые рисунки — карикатуры.

Кончилась Гражданская война. Прошли годы. Решетников получил возможность учиться. Он поехал в Москву и вскоре стал студентом художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.

В детстве Ф.П.Решетников, как и все мальчишки, очень увлекался рассказами о дальних странствиях, об опасных приключениях и мечтал о путешествиях в неведомые края.

И вот в студенческие годы его желание самым неожиданным образом осуществилось.

Шмидту понравился молодой жизнерадостный художник. Он подумал, что в суровом арктическом походе его присутствие на корабле будет полезно людям, и зачислил Решетникова в команду.

В Чукотском море случилась беда: могучие льды стали сжимать корабль, стальная обшивка не выдержала и лопнула, в трюмы хлынула вода.

Вся страна с волнением следила за челюскинцами, за их мужественной жизнью на льдине. Когда отважные летчики спасли всех, народ восхищался летчиками. Они стали первыми Героями Советского Союза. Много лет спустя Федор Решетников написал их групповой портрет.

Решетников задумал написать картину о школе. Вот перед нами первый рисунок. На нем изображен класс, ребята за партами, учитель и мальчик, не выучивший урок, т. е. все в точности так, как Вы и предполагали. Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.

Но Решетникову что-то не понравилось в этом наброске. Ему показалось, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка — очень неприятная для всей семьи отметка, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!

Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.

Сначала на рисунках были только мальчик и мать. Для героя своей картины Решетников подбирал натурщиков – людей, похожих на тех, каких он хотел изобразить. Однажды во дворе он увидел лопоухого вихрастого мальчишку – вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Очень может быть, что вратарь тогда не согласился бы позировать.

Потом художник решил ввести еще один важный персонаж. Ну и намучился с ним Федор Павлович, пока рисовал! Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, встав на задние лапы, с охотой к ней тянулся. А Решетников в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.

В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Наконец долгая подготовительная работа была закончена. На подрамник натянут холст, и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.

На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный Дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь, и окно. Вот и вся комната.

4. Беседа по картине.

– Итак, что изобразил художник на своей картине? Каков ее сюжет? ( мальчика-двоечника, его семью и собаку; сцена из жизни школьника ).

– Какие эмоции передает картина? ( вроде бы и забавная ситуация, но мальчика жалко; видны разочарование и огорчение мамы; радость собаки ).

– Кто изображен на первом плане? Почему? ( мальчик и собака; мальчик – главный персонаж картины, а собака – единственный персонаж, который радостно встречает главного героя ).

– Опишите мальчика ( раскрасневшийся, взъерошенный, в потертом пальто, с потрепанным, перевязанным веревкой портфелем, из которого торчат коньки, смущенный, с потупленным взглядом, смотрит в пол ).

– А теперь опишите персонажа, который больше всех остальных расстроен происходящим? ( это мама героя; уставшая, в фартуке и косынке, руки опустила на колени, разочарованная; она потеряла надежду заставить сына добросовестно относиться к учебе ). Что вам помогло понять, что она действительно устала бороться с нерадивостью сына? ( об этом говорит ее положение: опустилась на стул, сложила руки на коленях, у нее усталый взгляд, взгляд отчаявшегося человека ).

– А какой мы видим сестру героя? ( аккуратная в одежде, с пионерским галстуком на шее, прилежная ученица, у которой все книги и тетради на столе лежат в образцовом порядке; смотрит на брата с укоризной, сердито, раздраженно; не понимает, как можно быть таким безалаберным разгильдяем; ей обидно за маму, которая постоянно огорчается из-за брата-двоечника ).

– Что мы можем сказать про младшего брата? ( беззаботный малыш, приехал в комнату на велосипеде; улыбается; не совсем понятно, почему он улыбается: то ли просто не знает, почему так опечалены все члены семьи, то ли не без ехидства потешается над братом, которого опять накажут ).

– Какой персонаж своим настроением и поведением немного выбивается из картины происходящего? ( собака; она искренне рада хозяину; мальчик для нее – друг, поэтому она и пытается его развеселить ).

5. Словарная работа

– Попробуем теперь подобрать ключевые слова и ряды синонимов, чтобы избежать повторов при написании сочинения.

Мальчуган, мальчишка, он, ученик, двоечник, прогульщик, проказник. Лукавый и виноватый вид. Глаза опущены, брови приподняты, губы надуты. Хохолок на макушке. Раскаивается, что прогонял на коньках. Видавший виды портфель перевязан веревочкой, замок сломан. Может, он катался не только на коньках, но и на портфеле?

Расстроена, огорчена, смотрит с укоризной, в отчаянии опустилась на стул, руки уронила на колени.

Опрятный вид, аккуратна, книги и тетради лежат ровной стопкой. Смотрит осуждающе, сердито.

Катается на велосипеде. Смотрит и ехидно посмеивается.

Радуется, ластится, преданно смотрит в глаза, зовет гулять, уперлась лапами в грудь.

6. Работа над композицией сочинения

– анализируя ваши предыдущие работы, я пришла к выводу, что вы не всегда можете правильно структурировать материал сочинения. Поэтому обратимся к слайду, на котором дан условный план сочинения. Это тот основной макет, по которому должны строиться ваши работы. Следование этому плану поможет избежать логических и смысловых ошибок.

  1. Вступление (сведения о картине и художнике, дата написания картины).
  2. Основная часть (анализ картины: ее сюжет и персонажи; что предшествовало ситуации, которая изображена на картине).
  3. Заключение (эмоциональный фон, который создает картина; личное впечатление от картины).

– Запишите план в тетради. Теперь откройте дневники и запишите д/з: Упр. №323 (закончить работу над сочинением). Пока не прозвенел звонок, можете приступить к работе над черновиком сочинения.

– Спасибо за урок, до свидания.

Письменное домашнее задание проверялось также в ходе выполнения практического упражнения, которое было аналогичным домашнему (с той лишь разницей, что текст в домашнем упражнении был повествованием в элементами описания состояния человека).

При выполнении упражнения необходимо было сопоставить тексты разных типов речи и сделать вывод о том, какие же типы речи могут предшествовать описанию состояния человека.

Так как перед нами стояла задача подготовить учеников к написанию сочинения по картине, то приоритетное значение имела актуализация теоретических знаний обо всех типах речи, которые были изучены и могут быть использованы в работе. Кроме того, необходимо было сделать акцент на том, при помощи каких речевых средств создается описание состояния человека, а именно на употребление определенных синтаксических конструкций (односоставные безличные предложения, односоставные предложения с главным членом категорией состояния).

В ходе урока постепенно повышалась степень самостоятельности учащихся в работе. Первое задание они выполняли самостоятельно, но проверка была совместной. Далее следовало совместное обсуждение репродукции, которое дало возможность ученикам, не владеющим навыками описания картины, послушать выступления других и по образцу создать свой текст. Урок заканчивается творческим заданием, которое предлагается выполнить дома. Однако начать работу над черновиками лучше в классе, чтобы сохранить эмоциональный фон и свежесть впечатления от картины.

На уроке соотносились, дополняя друг друга, различные виды деятельности: обучающий диктант с самопроверкой, фронтальный опрос, лекция, беседа, составление опорных материалов для сочинения (ключевые слова), анализ композиции сочинения. Это дало возможность, во-первых, провести орфографическую подготовку к сочинению, во-вторых, повторить и обобщить пройденный материал, в-третьих, обратиться к личному опыту детей и их эмоциям, что необходимо для плодотворной творческой работы. Учащиеся активно работали на уроке, подбирая синонимы и словесно описывая картину, это способствовало тому, что в своих сочинениях они использовали гораздо больше лексических единиц, чем они делают это обыкновенно. Активная самостоятельная речевая деятельность на уроке дала неплохой результат. Как показал последующий анализ сочинений, в работах было допущено значительно меньше таких речевых ошибок, как повтор или неуместное употребление слова из-за отсутствия его значения.

Задания на уроке нельзя назвать однообразными. Об этом говорит и высокая активность учеников на уроке. Кроме того, почти половину урока занимала самостоятельная деятельность.

В целом, урок был очень удачным. Очень порадовали результаты сочинений. Их анализ дал понять, что ни один компонент урока не пропал зря. Во-первых, в сочинениях активно использовались безличные конструкции и слова категории состояния, что отразило глубину осмысления ребятами пройденной темы. Во-вторых, использованные в сочинениях причастные и деепричастные обороты в большинстве случаев были правильно обособленны. В-третьих, не остались без внимания и требования к композиции сочинения. Каждый ученик творчески подошел к написанию вступительной и заключительной частей. Очень помог ребятам лекционный материал об авторе и о создании картины.

Мнения детей и та форма, в которой они высказаны, были неповторимы. При проверке создалось впечатление, что действительно читаешь работы тридцати абсолютно разных по характеру и авторскому стилю людей, а не тридцать вариаций с одним и тем же набором слов и фраз на одну тему. Именно поэтому, я считаю, что урок был успешным и действительно научил детей работать с картиной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи в 7 классе

- научить писать сочинение – описание с элементами внутреннего состояния героев по картине;

- способствовать выработке навыка использования изученных грамматических конструкций( причастных оборотов, наречий, предлогов) в речи и правильного их написания;

- активизировать искусствоведческую и культуроведческую лексику, помогающую понять картину;

- формировать внимательное отношение к выбору слов для описания картины;

- способствовать формированию внимательного отношения к чувствам окружающих людей.

1. Организационный момент. Слайд 1

- Определите тему сегодняшнего урока. Сочинение по картине. Слайд 2.

Чтение записи из письма Ф. Решетникова детям. Слайд 3

Вообще обсуждение художественных произведений принесёт вам большую пользу для развития вашего кругозора. Вы будете в дальнейшем лучше и свободней разбираться в искусстве. Да и нам, художникам, интереснее создавать произведения для тех, кто в них заинтересован, кто правильно понимает. Ф. Решетников.

2. Объяснительный диктант. Слайд 4.

- найти что-то вечное,

-какие-то непреходящие истины,

- мать, измотана жизнью, сочувствует,

- школьник стоит, опустив плечи,

- искренняя горечь в глазах,

- огорченные лица героев картины,

- навалившиеся неприятности и проблемы,

- хоть какое-то утешение,

- грусть и недоумение,

- портфель собран небрежно,

-мальчик о чем-то задумался,

- взаимосвязь действующих лиц.

3. Вступительная беседа. Рассказ о художнике. Слайд 5

Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.

Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.

4. Беседа по картине. Собирание рабочих материалов. Слайд 8 картина

- Всмотритесь в картину внимательно. Какое настроение она у вас вызывает? Грустное, печальное.

- когда автор создает картину, он всегда старается передать своим зрителям чувства и мысли. Как вы думаете, о чем думал автор, когда создавал эту картину? Вспоминал свое детство, случаи из школьной жизни друзей.

- Что в картине помогло вам почувствовать настроение автора? Настроение создается с помощью красок, которые использует художник.

- Какие краски он использовал? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.

- Какова основная мысль картины? Невесело приносить домой двойки.

- Какими художественными средствами автор её выразил? Средствами живописи. Композицией картины. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.

- Как вы определили, что главный герой картины - ученик? Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика, собаки) устремлены на него.

- Давайте рассмотрим главного героя картины. Слайд 9. Что бросается в глаза при первом взгляде на ребенка? Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? Сразу обращаешь внимание на одежду и позу ученика. Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных. Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка. В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.

- Обратите внимание на выражение лиц героев. Художник умеет точно передать мысли и чувства, переживания и настроение героев. Описание героев картины.

Слайд 9. Лицо: грустное, глаза опущены вниз, волосы светлые, уши оттопыренные, курносый нос, губы сомкнуты. Отвернулся от матери и сестры – стыдно.

Слайд 10. Сестра: собралась делать уроки, опрятная и аккуратная, бережно относится к школьным вещам. Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика .

Слайд 11. Мама: присела на стул, с укором смотрит на сына, лицо расстроенное. Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро.

Слайд 11. Младший брат: сидит на велосипеде, смотрит радостно – не его ругают.

Слайд 12. Четвероногий друг: Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.

5. Работа с текстом – образцами детских сочинений. Редактирование и доработка в группах. Слайд 13.

Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.

Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.

Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Вариант 2. Перед нами картина Решетникова "Опять двойка". На ней изображено отношение к двоечнику в семье.

На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик - двоечник одет в пальто, брюки, чёрные ботинки. В правой руке он держит перевязанный рюкзак, в котором лежат коньки. У мальчика грустное лицо с оттопыренными ушами, светлые волосы. У него грустное настроение. Рядом с мальчиком прыгает его собака. Она будто просит: "Поиграй со мной". В стороне сидит мама. Поза мамы расстроенная, растерянная. У неё опустились руки от горя. Рядом с мамой младший брат на велосипеде. Он ждёт, когда можно будет поиграть со старшим братом. За кухонным столом сидит и учит уроки сестра. Её отношение к брату-двоечнику строгое. Ей больше жаль маму, чем брата.

Моё отношение к главному герою легкомысленное, но строгое. Отношение к картине безразличное. Всё как обычно.

Мне понравилась картина. На нее приятно глядеть, когда получил хорошую оценку, понимая, что ты имеешь явное превосходство над ним. И эта картина еще показывает: вы будете такие же, если получите двойку, прогуляв урок. Художник очень четко показывает нам отношение (взаимосвязь) между собой действующих лиц позами, мимикой и жестами. Такая картина должна висеть у каждого школьника!

8. Написание сочинения. Слайд 15.

Произведение художника произвело на меня огромное впечатление, именно своей реалистичностью и точностью передачи эмоций персонажей способом рисования.

Ф. П. Решетников - известный русский художник, а также человек, который защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Героями его картин очень часто были дети и, по моему, одна из лучших его картин это написанная в 1952 году картина "Опять двойка".

На картине изображено четыре человека и собака. Главный герой картины - мальчик, одетый в пальто, ботинки, чёрные брюки. В правой руке у него портфель, из которого выглядывают коньки. Мальчик расстроен, блондинистая голова наклонена и не смотрит в сторону других людей. Он знает, что виноват, ведь снова получил в школе двойку. А после, как можно судить по красным ушам и коньками - веселится с друзьями. Мальчик знает, что не прав и спокойно ждёт, что же скажет мать.

Мать мальчика - молодая женщина, сидит на стуле, сложив ослабшие от горя руки, и смотрит на сына. С тоской, с горечью, но без зла. Она любит сына и никакая двойка не сможет этого изменить, но конечно же, ей обидно что её сын не ответственный и непослушный. Рядом с матерью сидит на велосипеде маленький мальчик - брат двоечника. Он с улыбкой смотрит на брата, так как ещё мал и хочет только играться.

Возле стола в дальнем конце комнаты стоит девочка в школьной форме - сестра двоечника, она учит уроки за столом и с укоризной смотрит на брата. Скорей всего девочка учится очень даже не плохо, о чём свидетельствует строгое лицо и желание учиться. Девочке не жалко брата он заслужил свою оценку сам, а вот мать страдает по его вине. Однако я уверен, что сестра также любит своего брата, просто не показывает этого.

Последний персонаж на картине - это собака. Весёлый друг человека, она с радостью прибежала к мальчику, как бы утешая его.

Из всего, что мы видим можно сделать вывод: отношения в семье не простые, но любящие. Также стоит внимания то, как Ф. П. Решетников изобразил одежду персонажей и быт: одежда объёмная и правда "сидит" на персонажах, быт - обычная квартира прошлого века, словно переносит нас в прошлое.

После просмотра у меня остались самые добрые чувства ко всем персонажам: непослушному двоечнику, и к сестре отличнице, и к доброй, но строгой матери, и, конечно, к жизнерадостным брату и собаке. "Опять двойка" - очень душевная картина, заставляющая задуматься о многом, пересмотреть своё отношение к близким. Это надежда на то, что все мы исправимся и будем радовать своих родителей.

Читайте также: