Сочинение по истории огэ

Обновлено: 05.07.2024

Учитель 85 стобалльников объясняет, как писать сочинение нового формата ЕГЭ по истории. Если раньше можно было в мае выучить 15 сочинений и они бы с вероятность в 90% попались на экзамене, то теперь это не сработает.

В 2021 году:

  • нет примерных тем исторического сочинения
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как писать историческое сочинение нового формата?

К сочинению всегда есть 2 подхода:

Эксперты к этому относятся по-разному. Кому-то лучше увидеть сухое сочинение, быстро его проверить и уйти домой. А кому-то нужны глубокие знания.

Как писать историческое сочинение? Хорошая новость: в задании уже многое отражено. Прочитайте внимательно и пойдем разбираться подробно.

Что общего в этих сочинениях? Нужно указать:

  1. 2 значимых события
  2. Роль 2-х личностей
  3. 2 причинно-следственных связи

Как это сделать? Давайте разберем структуру сочинение.

Структура сочинения, которую утвердили эксперты ЕГЭ по истории, с которыми я сотрудничаю:

Почему 3 комбинации событие+роль+причина? Это перестраховка, если вам что-то не засчитают.

  • Одна роль/причина может показаться эксперту слабой, и он её не засчитает – это потеря 1 балла
  • Если вы напишете 2 роли/2 причины и в одной из них ошибетесь, то потеряете сразу 2 балла по 2-м критериям
  • А если напишете 3 комбинации, то при ошибке в роли/причине потеряете только 1 балл
  • Если 1 роль/причину просто не засчитают, то ничего не потеряете!

Стратегия подготовки к сочинению:

  1. Понять, как писать сочинение (над этим вы работаете прямо сейчас!)
  2. Учить историю и постепенно разбираться с сочинением на практике

План подготовки и самые важные даты оставлю для вас в конце статьи :)

3. Проработать несколько веков, которые скорее всего будут на экзамене (19 и 20 века будут с вероятность 99%)

Главное, чему стоит научиться – четко видеть критерии в своим сочинении!

К1 – указать несколько событий/процессов периода

Самый простой критерий, по нему всегда можно заработать балл, просто перечислив события/процессы, раскрывать их не нужно

К2 – роли личностей

Самый сложный критерий! На нем большинство ребят теряют баллы. Не все репетиторы, а школьные учителя тем более, понимают, как правильно их писать. Роли должны быть конкретными, значимыми и волевыми. Жил, участвовал, являлся, руководил – забудьте про эти слова!

Иван Грозный ввел опричнину – это ни о чем.

Иван Грозный уехал в Александровкую слободу, отправил письмо в Москву, что он отрекается от престола, тем самым ввел ввёл опричнину, которая. – так можно!

Идеальный вид – глагол + глагол + значимость

Ещё пример: Меншиков собрал войска, отдал приказ о преследовании шведов и лично преследовал и проводил их вплоть до места их окружения и принял капитуляцию, что позволило разгромить шведскую армию.

К3 – причины

Укажите и причины, и следствия (хоть они не прописаны в критериях, для многих экспертов это принципиально важно). Как говорится, есть критерии, а есть реальность :)

Напишите четко – "причиной послужило", "следствием является". Упростите эксперту проверку.

Идеальный формат – причинами было *это* и *это*, следствиями было *это* и *это*, то есть указать 2 элемента

Важный момент – нельзя писать роль и причину в одном предложении. "Причиной Северной войны было то, что Петр 1 нашел союзников" – это не засчитывается.

К4 – влияние на дальнейшую историю

С этим критерием тоже часто возникают проблемы у ребят.

Нужно указать конкретное влияние конкретных событий на конкретные события.

Пример: за счет того, что Россия получила выход к Балтийскому морю, Россия стала претендовать на Финляндию и вводить её в свою сферу влияния, за счет чего в начале 19 века была присоединена Финляндия.

И таких связок должно быть несколько!

Важный момент – влияние выходит за рамки жизни личности или за рамки процесса, о котором вы пишете. Например, в сочинении по личностям вам не дадут Горбачева, потому что он до сих пор жив :)

К5 – термины

В сочинении должны быть правильно использованы исторические понятия. Земщина, опричнина, русско-турецкая война, отмена крепостного права, названия договоров и др. – это всё считается как термин. Объяснять термины не нужно!

Следующие критерии не начисляются, если по К1-К4 набрано меньше 6 баллов. Если вы указали 2 причины, 2 события, но не указали роли – то по следующим критериям баллов не будет.

К6 – ошибки

Никаких спорных моментов в сочинении быть не должно. Даты и инициалы писать не обязательно в большинстве случаев, но есть исключения.

К7 – формат сочинения

Никаких нумерованных списков, формат сочинения должен быть четкий и ясный.

А теперь пример исторического сочинения!

Проследите в нем всё то, о чем мы говорили.

Получить второй пример сочинения по истории нового формата и полный конспект с занятия можно по ссылке (нажмите, чтобы перейти) .

Ещё раз напоминаю, что в 2021 году:

  • нет примерных тем
  • нет примерных периодов
  • нет единства в теме сочинения

Как быть? Тренироваться и понимать программу.

В этом году только тот человек, который знает программу ЕГЭ по истории сможет написать сочинение на высокий балл. Это справедливо.

Мои ученики за год своими руками отпишут все возможные сочинения и получат не только сочинения в идеальном виде, но и умение их писать и получать максимам баллов при проверке экспертом. Чтобы получать бесплатные уроки по истории и авторские материалы для подготовки от Али Виноградовой, подпишитесь на еженедельную историческую рассылку .

Готовьтесь к ЕГЭ, пока все отдыхают.

Пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно- следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно- следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Последовательность действий

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

Изменение формата исторического эссе стало неожиданностью для выпускников 2020-2021 года. Написать сочинение по истории ЕГЭ 2021 стало сложнее: количество тем не ограничено и выучить несколько, которые точно попадутся на экзамене, больше не выйдет.

Сочинение по истории: требования ЕГЭ в 2021

Какие изменения в 2021 году

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 существенно отличается от аналогичного задания в предыдущие годы. В 2020 выпускникам было предложено написать эссе по одному из временных периодов трех эпох: время правления Рюриковичей и Смута, время правления Романовых, ХХ век. Он мог включать в себя глобальный процесс или время правления определенного человека.

В 2021 году в качестве тем, на которые нужно будет написать сочинение по истории ЕГЭ 2021, будут даны не даты, а личности или явления — по одному из каждой указанной выше эпохи. В одно время может происходить огромное количество процессов с участием важных для них людей. Именно поэтому заучивать готовые работы не получится: нельзя предугадать, что попадется на экзамене.

Это хорошая новость для выпускников, которые учатся, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021. Впоследствии это задание отсеет их конкурентов, которые раньше могли схитрить.

Как писать новое сочинение по истории 2021

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются.

Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:

  1. Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
  2. Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
  3. Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
  5. Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.

Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:

  1. Два события в рамках этого явления.
  2. Два человека, участвующие в описываемых событиях.
  3. Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
  5. Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.

Критерии оценки сочинения по истории

Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.

К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.

К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий. Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса.

К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.

К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.

К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.

Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:

К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.

К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.

Сочинение по истории: как сдать ЕГЭ 2021

План сочинения по истории ЕГЭ

Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:

  1. Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
  2. Основная часть:
    1. Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
    2. Второй процесс — причина + роль второго человека + следствие.
    3. Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.

    На что делать упор при подготовке

    Сочинение по истории ЕГЭ 2021 проверяет всестороннее знание исторического контекста, поэтому при подготовке к нему нужно делать упор на взаимосвязи явлений каждого периода, а также на роли важных героев (не всегда правителей) в них. Также с построением единой картины поможет хронологическая последовательность.

    Типичные ошибки

    Однако знать, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, недостаточно, чтобы получить высший балл. На пути к 100 баллам могут встать также типичные ошибки:

    1. Фактические ошибки — чаще всего, они связаны с банальными описками (метрополия вместо митрополия или же излишние обобщения), но иногда они возникают из-за употребления терминологии в контексте несвойственного для нее времени.
    2. Смешение роли личности и причинно-следственной связи — выпускники часто не замечают, как превращают действия выбранных людей в следствия событий, из-за чего они лишаются баллов либо за К2, либо за К3.
    3. Оценка влияния на дальнейшую историю — выпускники не называют конкретной связи с событиями будущего, к которым привели явления разбираемого периода.

    Несмотря на изменение формата, сочинение по истории ЕГЭ 2021 сохраняет структуру прошлых лет. Знания и регулярная практика помогут выполнить работу на высокие баллы. Чтобы накопить базу и уметь писать эссе по любой теме, необходимо начать подготовку уже сейчас!

    Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.

    Для меня эта фраза является ключом к пониманию.

    Выбор данной темы продиктован следую щими соображениями.

    Поразительный простор для мысли от крывает это короткое высказывание.

    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что.

    Я согласен с данным мнением…

    Я не разделяю подобную точку зрения…

    Нельзя не согласиться с мнением …

    Поражает глубина мысли великого…

    Удивляет нестандартный подход к проблеме…

    Эта фраза заставляет задуматься над…

    Для меня эта фраза является ключом к пониманию.

    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями.

    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание.

    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что.

    Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

    Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

    Я не могу присоединиться к этому утверждению…

    Существует несколько подходов к данной проблеме…

    С незапамятных времен бытовало мнение…

    Посмотрим на проблему с другой стороны…

    Во-первых, . во-вторых, . в-третьих,…

    Рассмотрим несколько подходов.

    Проиллюстрируем это положение следующим примером .

    Для полемического эссе:

    С одной стороны, .

    С другой стороны,…

    Исходя из вышесказанного…

    Подводя итог размышлениям…

    Подведем общий итог рассуждению.

    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания.

    Вот почему я согласен с мнением…

    Резюмируя сказанное, следует отметить…

    Требования, предъявляемые к эссе

    1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

    2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

    3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

    4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

    Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

    6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

    Алгоритм написания эссе:

    Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

    Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

    а) интересна вам;

    б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

    в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

    Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

    Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

    Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).

    Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

    Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

    Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

    Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

    Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

    На что стоит обратить внимание при написании эссе.

    2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

    3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

    4.способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

    5.способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

    6.умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

    7.умение понимать аналитические подходы и модели;

    8. готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

    4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

    С точки зрения содержания эссе бывают:

    • философскими,
    • литературно-критическими,
    • историческими,
    • художественными,
    • художественно-публицистическими,
    • духовно-религиозными и др.

    По литературной форме эссе предстают в виде:

    • рецензии,
    • лирической миниатюры,
    • заметки,
    • странички из дневника,
    • письма и др.

    Различают также эссе:

    • описательные,
    • повествовательные,
    • рефлексивные,
    • критические,
    • аналитические и др.

    Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

    1. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.
    2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка. Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.
    3. Свободная композиция - важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".
    4. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
    5. Склонность к парадоксам. Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.
    6. Внутреннее смысловое единство. Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
    7. Ориентация на разговорную речь. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

    Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

    Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

    Ошибки при написании эссе

    В отличие от тестов, эссе не предполагают формата multiple-choice (когда вам на выбор предлагается несколько вариантов ответа). Написание эссе не ограничено по времени, вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше эссе. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок.

    1. Плохая проверка. Не думайте, что можно ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитайте свои эссе и убедитесь в том, что там нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов и т. д. Примеры, которые не стоит "брать на заметку": "Я горжусь тем, что смог противостоять употреблению наркотиков, алкоголя, табака". "Работать в вашей фирме (организации), расположенной в чудесном месте, где много архитектуры в готическом стиле, будет для меня захватывающей проблемой".
    2. Утомительные предисловия. Недостаточное количество деталей. Слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами. Для эссе характерны обычные клише: важность усердной работы и упорства, учеба на ошибках и т. д.
    3. Многословие. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то идей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя (слушателя) и затмевают основную тему эссе.
    4. Длинные фразы. Чем длиннее предложение, тем лучше - так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

    Когда вы закончите писать эссе, сделайте такое упражнение. Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long). S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов. Правильное эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S. Неправильное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

    1. Не перегружайте эссе. При написании эссе отбросьте слова из энциклопедий. Неправильное употребление таких слов отвлекает внимание читателя, приуменьшает значение эссе.

    Избежав подобных распространенных ошибок, вы сможете заинтересовать экспертную комиссию (работодателя) своим опытом.

    Чего следует избегать при написании эссе:

    1. Непонимания сути заявленной темы.

    2. Отсутствия структурированности в изложении.

    3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

    4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

    5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

    6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

    7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

    Здесь вы встретите не только сами примеры сочинений, но и подробный комментарии от экспертов, а также выводы, которым будут сопровождаться все наши сочинения. Все комментарии от экспертов собраны в файле, который расположен в самом низу.

    СОЧИНЕНИЕ 1

    Тема сочинения март 1801 - май 1812

    Период с марта 1801 – май 1812 гг. является первый периодом правления Александра I. Он характеризуется проведением либеральных реформ во всех сферах жизни общества, реформами в сфере образования и системе государственного управления, а также активной внешней политикой. К важным событиям данного периода можно отнести: создание министерств в 1802 г. и создание Царскосельского лицея 1810 г, а также другие реформы в сфере образования.

    Александр I с самого начала своего правления понимал, что созданные, ещё во времена Павла I, коллегии, больше не могли решать важные проблемы общества, т.к. они не были до конца разработаны и не имели чёткой организованности. Государству нужен был высший орган, который лично был бы ответственным за принятие решений. Для этого в 1802 г. Александр I проводит Министерскую реформу, суть которой заключалась в том, что все министерства будут подчиняться одному человеку-министру. Особую роль в указанном событии сыграл Н.Н.Новосильцев, т.к. именно его проект лёг в основу реформы. Следствием данной реформы стало создание 8 министерств, которые смогли более чётко организовать систему государственного аппарата.

    Немалое внимание Александр I уделял образованию в стране, т.к. сам был высокообразованным человеком, воспитанным в век Просвещения. В 1810 г. Александр издаёт указ об открытии Царскосельского лицея, также инициатором данного указа был М.М.Сперанский. По программе Сперанского Царскосельский лицей был направлен в первую очередь на подготовку государственных служащих. Помимо создания лицея Александр проводит и другие реформы в области образования. В 1802 году Александром был издан указ, по которому провозглашались новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Следствием данных реформ, был выросший уровень образования в стране, а также формирование высококвалифицированных специалистов.

    В целом период правления Александра I с марта 1801- май 1812 год во многом повлиял на дальнейшее развитие нашей страны. В стране повышается уровень образования, проводятся реформы государственного аппарата. Внешняя политика данного периода во многом стала причинами столкновения Российской Империи с Францией(например, нарушение континентальной блокады Англии, стало одной из причин Отечественной войны 1812г.) Несмотря на все реформы, они носили не законченный характер. Всё более остро в стране становился вопрос о решение крестьянского вопроса.

    Комментарий эксперта:

    К2 снижен так как в сочинении упомянуты исторические личности но об их роли в событиях указано недостаточно, засчитано только про Александра 1.

    К3 снижен так как недостаточно прослежены ПСС открытия Лицея. Исключительно желание Александра 1 и его воспитание не могут быть единственными причинами, было бы выгоднее расширить это, например- стране требовалось все больше образованных людей, можно было бы подчеркнуть преемственность в вопросах организации системы образования, инча получается что все зависело только от Александра.
    К6 снижен из за наличиня фактических ошибок

    К7 снижен из-за недостаточно связного изложения материала, сочинение в ряде случаев представляет собой набор рассуждений общего характера.

    Рекомендации: Было бы выгоднее упоминать 1 событие из внешней политики 1 из внутренней. Более точно следует проследитьва ПСС, не бросать их на половине пути, формулировать до конца. К4 моджет быть в данной работе снижен до 0 баллов, так как ни одно из описанных событий и ПСС не указано достаточно полно, до конца, который позволил бы оценить уровень знания автором истории. Автору при описании событий было бы полезно руководствоваться четким планом написания, и уделять внимание проверке работы на предмет фактических ошибок.

    ИТОГО 6 баллов

    СОЧИНЕНИЕ 2

    Март 1801- май 1812

    Данный исторический период связан с началом правления императора Александра I. Александр проявлял себя как гибкий и осторожный политик.

    Следующий этап реформ был связан с именем М.М. Сперанского, который, по поручению императора, готовил проект реформирования государства. Конечной целью реформ должно было стать ограничение самодержавия и ликвидация крепостного права. Реорганизацию системы государственного управления предлагалось начать в 1810 г., был создан Государственный совет, произошли частичные реформирования министерств. Однако создание ключевого звена реформ - Государственной думы – не обсуждалось. Большинство предложений Сперанского так и не были реализованы. Причиной этому было недовольство дворянства. Под влиянием консерваторов Александр отправил Михаила Михайловича в отставку.

    Во внешней политики все внимание России было приковано к Европе, в которой расширял свои завоевания император Франции Наполеон Бонапарт. В 1805 г. антифранцузская коалиция вступила в войну с Францией. Наполеон все еще желал видеть Россию в роли своего союзника, однако Александр был категорически против. В 1807 г. у страны не оставалось выбора – мир был необходим. В том же году в Тильзите был заключен мирный договор. Россия признавала все завоевания Франции и была обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии. Данные условия не отвечали интересам страны. Вследствие нарастающего противостояния между империями, война России и Франции была неизбежна.

    Период 1801-1812 гг. сильно повлиял на дальнейшее будущее страны. В основном историки оценивают его положительно. При Александре начали более бурно обсуждаться вопросы об ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Россия успешно противостояла столкновению с Францией. Но нарушение условий Тильзитского мирного договора все же приведут империю в войну 1812 г.

    Комментарий эксперта:

    К2 снижен из за того что роль личности недостаточно указан. Засчитана роль Александра 1. (изложена просто образцово!). Но в остальных случаях указаны не роль а функция. (Роль= влияние, функция=действие)

    К3 в реальном экзамене может быть снижен ( и скорее всего будет снижен) из за недостаточно четкого прослеивания ПСС в 1 событии.

    Рекомендации:более точно разделять роль и функции, более полно проследивать ПСС, не увлекаться общими фразами, добаить конкретных итогов. В целом работа хорошего уровня, если будут учтены отдельные замечания, возможно выставление выских баллов

    ИТОГО: 10 баллов

    СОЧИНЕНИЕ 3

    Март 1801- май 1812

    Период 1801-1812 годов характеризуется либеральным периодом правлением императора Александра 1.

    Первым преобразованием императора стало создание министерств в 1802 году, которые заменили существовавшие коллегии. Затем в 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, ставший первым шагом на пути к отмене крепостного права в России. В 1808 году М.М. Сперанскому было поручено создание общего проекта государственных преобразований. Однако из большого количества выдвинутых им идей воплощено было всего несколько из них, в том числе Государственный совет, созданный в 1810 году. Все эти события характеризуют внутреннюю политику Александра.

    Внешняя политика императора была неоднозначной. В 1804 году Россия вступает в Антифранцузскую коалицию, но в 1805 году терпит вместе с союзниками сокрушительное поражение в битве под Аустерлицом, и коалиция распадается. В 1807 году император заключает Тильзитский мир с Францией на невыгодных условиях. Заключение договора вынудило Александра вступить в континентальную блокаду Англии, которая была союзницей России по коалиции. Император понимал, что этот мир является лишь небольшой передышкой перед грядущей войной, которая была лишь делом времени. В 1809 году по Фридрихсгамскому миру, закончившему Русско-Шведскую войну благодаря содействию французской армии, к России была присоединена Финляндия. Однако расширение территории было встречено недовольством населения империи. Антифранцузская политика резко меняется на профранцузскую, что вызвало еще больше возмущений.
    Первый период правления Александра 1 полон противоречивых действий, большинство из которых было встречено недопониманием. И все же либеральные реформы играли важное значение. Император выполнял обещание, данное им при восхождении на престол.

    Комментарий эксперта:

    К2- роль личностей не раскрыта. Личности указаны но какова их роль в данном событии неясно.

    К3 снси жен из-за не совсем корректной формулировки событий внешней политики. В реальном экзамене может быть снижен еще из-за недостаточно четкого проследивания ПСС и во внутренней политике.

    К4- историческая оценка событий не засчитана так как предствалена в виде рассуждений общего характера
    К6,К7 ставится 0, так как К1-4 менее 4 баллов.

    Рекомендации: более точно пролеживать ПСс, уделить внимание отработке именно данного аспекта сочинения. Не увлекаться рассуждениями общего характера, делать упор на конкретные оценки событий, особенно в выводе.

    ИТОГО: 4 балла

    СОЧИНЕНИЕ 4

    Март 1801 – май 1812

    Период с марта 1801 года по май 1812 года относится к первой половине царствования Александра 1 и характеризуется, по мнению историков, либеральной политикой.

    Одним из событий данного периода является усовершенствование государственного аппарата. Причинами являлись - кризис коллегиальной системы управления, также коллективный принцип решения скрывал безответственность и замедлял ход дел. В 1802 были введены министерства. Значимую роль в вышеуказанном процессе играл М.М. Сперанский: им был разработан план преобразований государственной системы, основанный на разделение властей и введение принципа выборности, однако целиком программа не была реализована из-за дворянской оппозиции. Итогами этого события стали - централизация управления, повышение ответственности чиновников, появление законосовещательного органа при императоре.

    Другим важным событием первого периода правления Александра 1 является заключение Тильзитского мира. Причинами являлись - поражение 4 антифранцузской коалиции, победа Наполеона в сражениях под Фридландом. Значимую роль в указанном событии играл сам Александр 1: участвовал в переговорах с Наполеоном в г. Тильзите без посредников, благодаря дипломатическому таланту смог спасти Пруссию от полного уничтожения, но не смог противостоять созданию герцогства Варшавского. Итогами данного события является то, что Россия признавала все завоевания Наполеона, также Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии.

    Данный период оценивается историками неоднозначно. Но в целом, можно сказать, что он был положительным. Были упразднены жестокие реформы Павла, восстановлены статьи Жалованных грамот дворянству и города, что способствовало либерализации общественной жизни. Система государственного управления, сложившаяся при Александре, просуществовала до 1917 года. Создание новых университетов, развитие народного образования и преобразование цензуры способствовало формированию широкого слоя интеллигенции во второй четверти 19 века.

    Комментарий эксперта

    К2 не засчитан так как роль исторических личностей не раскрыта. Участие личностей в конкретных событиях не является ролью. Под ролью подразумеваетс то влияние, которое историческая личность оказала на то или иное событие, процесс, явление.
    К3 в реальном экзамене может быть снижен так как в 1 событии причины указаны недостаточно, во 2 событии итоги не являются очевидными и в приницпе могут быть расценены ошибочными.

    Рекомендации: Требуется более глубокая проработка ПСС, работа над формулировками. Именно из-за формулировок автор может потерять баллы, так как количество баллов в К1-4 в адннйо работе критическое. Видно что автор разбирается в контексте исторических событий, но формулирование представляет для него сложность, что может повлечь снижение общего количества баллов.
    Сформулированный вывод в реальном экзамене за вычетом ошибочных суждений может быть оценен как рассуждения общего характера, так как реальной оценки периода фактически не содержит.

    ИТОГО: 8 баллов

    СОЧИНЕНИЕ 5

    Тема сочинения март 1801- май 1812

    Период 1801-1812 охватывает первую половину правления императора Александра 1. В это время проводятся реформы, способствующие либерализации всех сфер жизни общества.

    Данный период является значимым для истории нашей страны. Было положено начало отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах дал толчок к последующим изменениям в крестьянском вопросе и помог смягчить последствия отмены крепостного права в 1861 году. Реформа образования помогла повысить грамотность населения за счёт введения бессословности учебных заведений и бесплатного обучения на низших ступенях. Очень значимым оказался проект реформы управления Сперанского. В будущем государство будет стремиться именно к конституционной форме правления в основе которой будут законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. Это закрепит лишь м=созданная в 1993 году Конституция РФ, но предпосылки к этим изменениям созданы ещё во время правления Александра 1 (Государственный совет, министерства, автономия Финляндии).

    Комментарий эксперта:

    К2- см примечания в файле

    К6 в реальном экзамене может быть снижен- см примечания в файле

    Рекомендации: Автор очень хорошо формулирует те мысли, в которых уверен, но если у автора начинаются сомнения, формулировки начинают страдать, что может повлечь снижение общей оценки сочинения. Выгодным было бы указать также осбытие и из внешней политики, хотя при данном уровне сочинения это сокрее рекомендация. Следует более четко разграничивать роль и функции исторических личностей (см примечния), не бросать на половине ПСС. В целом работа оставляет благоприятное впчатление и в реальном экзамене может быть очень выского оценена.

    Читайте также: