Сочинение сравнение гроза и бесприданница

Обновлено: 05.07.2024

2. Сходства и различия.

2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.

Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодо-го человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.

2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.

Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото.

Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей — ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).

Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные ус-тоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и пере-стала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

2. Сходства и различия.

2.3… Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. 2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной герои-ни почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Кате-рины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи. 2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставле-ние Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией. Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”). Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом). Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление че-го-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото. Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий — “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий го-ловой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.

есть живущий го-ловой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным. Ну и наконец, Харита — мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юно-сти и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер — одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).

3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные ус-тоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравле-на блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем. Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и пере-стала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных цен-ностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “го-ворящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.


Важно отметить, что сюжеты обоих произведений происходят на берегу реки Волги. Возможно, тем самым, автор стремится показать, что даже за два десятка лет, не произошло особых изменений, и старые взгляды продолжают царить в обществе. Именно река Волга является символом свободы, к которой стремились героини. Красота, что существует рядом с прогнившим городом, вызывает у героинь желание действовать.

Катерина и Лариса: сравнение обоих героинь

Рассматривая Катерину, то можно заметить, что она слишком высоко стоит над скукой быта, а также над Калиновым, своим спутником. Он слишком грубый и безнравственный для девушки. Катерина вынуждена признать горькую правду: она живет с нелюбимым мужем, злой свекровью, приходится привыкать к злым речам и упрекам, которые длятся изо дня в день.

Однако, проходя через все эти ужасы, молодая женщина сохраняет стремление к светлым событиям, к прекрасным вещам. У нее есть желание летать как птица, забыть обо всех тех тяготах, что привязывают к жизни.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Невероятного восхищения вызывает характер Катерины. Женщина решилась на то, чтобы совершить самоубийство, которое считается смертным грехом. Она была очень религиозна, поэтому можно только представить, что для нее значил подобный шаг.

Что касается Ларисы, то она не такая как Катерина. На самоубийство она решиться не смогла, поскольку не хватило духу. Женщиной начинают восхищаться, стараются завоевать внимание, но при этом, будущее решают за нее другие люди, поскольку сама она ничего решить не способна. Желания и чувства героини не интересуют никого. Лариса признает оскорбительные слова Карандышева о том, что на нее не смотрят как на женщину. Ведь живой человек способен сам распоряжаться судьбой. На героиню смотрят как на неразумную вещь. Однако, хуже всего признать то, что жених девушки представляет собой такого же эгоиста, как и все остальные. И то, что изначально можно было принять за страсть, оказывается на деле лишь способом самоутвердиться. У Карандышева большие амбиции и больше ничего. У него одержимость стать богатым и успешным и то, что не получается, больно ущемляет его самолюбие.

Его ненависть к богатым людям очевидна, но он сам хочет стать таким как они. Он не понимает, насколько смешными являются его попытки попасть в высшее общество, и приобретать те вещи, которые не нужны. Такой же нелепой оказывается, и его попытка устроить званый обед, который заканчивается нелепо и смешно. Что до Тихона, то он вообще подчинен своей матери, не имеет вообще воли. Конечно же, Катерина не способна остаться с таким человеком.

Сначала, женщине кажется, что Борис является тем мужчиной, который защитит ее, сделает жизнь лучше. Но вот когда измена становится явной, тогда Борис попросту уходит в сторону, оставив Катерину одну со своими проблемами, попросту на произвол злой судьбы.

Паратов является для Ларисы настоящим идеалом, но она сама его создала. Он с самого начала на Ларисе не собирался жениться, ведь он думал только про золотые прииски. То есть, это человек, которого интересовала только нажива и больше ничего. Вряд ли с таким человеком, у героини могло что-то получится.

При этом, все равно, мужчина дает Ларисе надежду на будущее. Он общается с ней, причем, прекрасно зная о ее чувствах. Увлечение девушкой мимолетное, оно быстро проходит, и он не задумывается над тем, что Ларисе он сломал жизнь, и теперь для нее все станет гораздо хуже. Он жестокий и делает все только для себя, глядя на людей, только как на способ развлечься.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Современные критики, могут упрекать Островского в том, что в его пьесах могут попадаться персонажи, которые не нужны. Мол, они не играют в развитии сюжета никакой ощутимой роли. Но это не так, поскольку второстепенные персонажи, в творениях Островского способны занимать серьезное место: именно они и создают тот фон, который подчеркивает судьбы основных персонажей, поэтому, их судьбы получаются с особой драмой. Когда читаешь про героя, который, казалось бы, ничего из себя не представляет, все равно, понимаешь, что он является часть созданного автором мира, как и главные герои. Это важно, но понимать начинаешь немного позже, когда вчитываешься в сюжет.

Что можно сказать в заключение о пьесах

2. Сходства и различия.

2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.
2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.
Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий - “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
Ну и наконец, Харита - мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер - одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).

3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова.

Читайте также: