Сочинение по истории егэ 2019

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня хочу рассказать про самое провальное задание на ЕГЭ по истории 2019. Этим заданием стал 25 номер КИМа – сочинение. Статистика показывает, что написали это задание на максимум, а это 11 (с 2020 12 баллов) первичных и около 25 вторичных баллов в 2019 году, лишь единицы. Остальные либо не писали сочинение вообще, либо получили не максимум.

Итак, что же представляет собой задание? Для начала стоит сказать, что учащемуся на выбор дается 3 периода по 1 из 3 блоков для написания сочинения. Задание выглядит следующим образом:

Что же это за блоки? Всего для написания сочинений есть 3 блока – Древняя Русь, Новая история (Романовы) и Новейшая история (20 век).

Первый блок представляет собой периоды сочинений по Древней Руси. Например, могут дать сочинение по периоду правления Владимира Святого (980-1015). Многие считают этот блок самым легким для написания эссе. Однако и тут есть свои минусы, например, заранее неизвестно какой период может выпасть. К тому же тем, кто собирается выучить все сочинения этого блока наизусть, придется запариться ведь всего примерных периодов больше 15.

Второй блок представляет собой периоды сочинений по истории дома Романовых. Начинается примерно с правления Петра Первого и заканчивается 1914 годом. Как и в предыдущем блоке, тут есть свои минусы. Опять же заранее неизвестны точные периоды. Поэтому нужно хорошо знать структуру задания, чтобы если что выкрутиться и получить свои 12 баллов.

Третий блок или Новейшая история представляет собой 10 заранее известных периодов сочинений по истории 20 века. Благодаря этому сочинения можно выучить наизусть. Плюс этого также заключается в том, что благодаря заучиванию становится легче разобраться в истории 20 века, которая считается самой сложной для понимания.

На экзамене, а ЕГЭ я сдавала в 2019 году, я выбрала сочинение по 3 блоку – период Застоя (1964-1985). Поскольку все сочинения данного блока были заранее мной разобраны и выучены, мне это задание показалось простым. Получила я за него 11 баллов (с 2020 года - 12 баллов), максимум за все 7 критериев:

Если кому-то интересно, то сочинения я могу продать. Цена: 300 рублей. В чем преимущества их покупки:


– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

К3. Причинно-следственные связи.

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

К6. Наличие фактических ошибок.

К7. Форма изложения.

Сборник сочинений по истории в формате ЕГЭ 2019 года. Здесь собраны только ИДЕАЛЬНЫЕ образцовые сочинения на максимальные 11 баллов.

Обратите внимание, что сочинения проверялись по критериям именно 2019 года.

Сочинение №1

ноябрь 1796 – март 1801

За свое недолгое правление Павел I успел сделать многое. В 1797 им был опубликован Манифест о трехдневной барщине. В годы правления Екатерины II во многом прослеживалось усиление крепостного права и увеличение роли дворянства. Павел I понимал, что такая тенденция несет в себе множество рисков для государственного развития, поэтому он решает ввести первый в истории России закон, ограничивающий собственникам крестьян количество дней в неделю, в которые они могут использовать труд своих крепостных. Еще до того как стать императором Павел показал на собственном примере, как можно изменить отношения к крестьянству: в своих имениях в Гатчине он ввел двухдневную барщину и разрешил крестьянам заниматься промыслами. Уже тогда будущий император стал задумываться над тем, что бесправие крепостных может создать ряд проблем для государственного строя России. Принятие Павлом I решения об ограничении барщины тремя днями в неделю и, соответственно, подписание им в день коронации Манифеста были продиктованы многими причинами. Во-первых, катастрофическим дисбалансом отношений между сословиями, сложившимся в Российской империи (серьёзные привилегии дворянства существовали наряду с полным бесправием крестьян). Во-вторых, крестьянскими движениями (постоянными жалобами, челобитными крестьян и вооружёнными мятежами). В-третьих, тяжёлым социально-экономическим положением крепостного крестьянства, подвергающегося бесконтрольной помещичьей эксплуатации. Однако в действительности не было создано контроля за исполнением Манифеста. Многими помещиками он воспринимался как рекомендация. Кроме того, в некоторых регионах Российской империи существовала двухдневная барщина, а теперь помещики получили официальное разрешение на ее увеличение. Хотя реализация Манифеста о трехдневной барщине имела и положительные результаты: некоторые крестьяне, работая на помещика только три дня в неделю, свободное время тратили на занятия промыслами, став, например, торговцами и скопив капитал.

Сочинение №2

Март 1801 - май 1812

Сочинение №3

март 1801- май 1812

Период 1801-1812 охватывает первую половину правления императора Александра 1. В это время проводятся реформы, способствующие либерализации всех сфер жизни общества.

Безусловно, главной личностью этого периода

Данный период является значимым для истории нашей страны. Было положено начало отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах дал толчок к последующим изменениям в крестьянском вопросе и помог смягчить последствия отмены крепостного права в 1861 году. Реформа образования помогла повысить грамотность населения за счёт введения бессословности учебных заведений и бесплатного обучения на низших ступенях. Очень значимым оказался проект реформы управления Сперанского. В будущем государство будет стремиться именно к конституционной форме правления в основе которой будут законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. Это закрепит лишь м=созданная в 1993 году Конституция РФ, но предпосылки к этим изменениям созданы ещё во время правления Александра 1 (Государственный совет, министерства, автономия Финлян

Сочинение №4

Июнь 1762 – ноябрь 1796

Июнь 1762 – ноябрь 1796 – период правления Екатерины 2 на Российском престоле, на который она взошла, совершив последний дворцовый переворот 1725-1762 годов. За такой долгий период управления государством произошло много событий как во внешней, так и во внутренней политике.

Другим событием является Русско-турецкая войны 1787-1791 годов, причинами которой было недовольство Турции утверждением России на Черном море и включением Крыма в состав России. Немалую роль играл Григорий Потемкин: в 1788 ему удалось осадить крепость Очаков, что стало одним из его главных военных триумфов. Несмотря на то, что Очаков был необычайно хорошо укреплен, Потемкину после длительной осады удалось провести быстро штурм с небольшими потерями. В конце этой войны был подписан Ясской мир, по которому Крым признавался владением России, в состав Российской Империи вошла территория между Бугом и Днестром, Турция признала условия Георгиевского трактата.

Именно в этот период Российская империя достигла своего военного могущества, а также высокого положения на международной арене. Благодаря приобретенным причерноморским плодородным землям, российская экономика получила огромный толчок, став впоследствии крупнейшем экспортером зерна, обеспечив себе крупнейший источник дохода для казны, от состояния которой зависело дальнейшее сохранение военной мощи Российской империи

Сочинение №5

Декабрь 1825 – март 1855

Декабрь 1825 – март 1855 гг. – это период правления Николая I. Он характеризуется укреплением бюрократического аппарата, борьбой с вольнодумством и революционными настроениями, кодификацией российского законодательства, реформой Киселева в государственной деревне, финансовой реформой Канкрина, началом Крымской войны.

Одним из важных событий данного периода стала реформа государственной деревни. Причиной её проведения являлась необходимость улучшения положения государственных крестьян, облегчения и упорядочения сбора налогов в деревне, показа помещикам примера обращения с крестьянами. Важная роль при проведении реформы принадлежит Киселеву. Сначала он лично отправился в некоторые российские уезды и губернии, чтобы ознакомиться с положением крестьян, затем он представил Николаю 1 проект будущих преобразований, в котором разработал основные направления реформы. Следствием данного события стало улучшение положения государственных крестьян: было введено самоуправление в деревне, малоземельным крестьянам дали земли, были построены новые школы и больницы, сбор налогов облегчен.

Другим важным событием этого периода стало издание Свода законов Российской империи. Причиной его издания стала необходимость упорядочить прежнее запутанное российское законодательство вследствие его архаичности и громоздкости, ведь еще до этого делались попытки его систематизации (Уложенная комиссия при Екатерине II и др.), а также обеспечить порядок в стране. Ключевую роль в кодификации законодательства сыграл Сперанский. Для этой цели было создано II отделение СЕИВК, работу в которой и курировал Сперанский. Также он лично участвовал в работе отделения, для чего изучил прошлые законы, изданные после Соборного уложения, и обобщил их. Эти законы и вошли в Свод законов, который Сперанский представил Николаю I. Следствием этого события стала, с одной стороны, кодификация и упорядочивание российского законодательства, что способствовало становлению правовой системы России, а с другой стороны, была закреплена традиционная крепостническая структура государства, ведь Сперанский не имел возможности вносить принципиальные изменения в Свод законов.

Также в этот период в ходе начавшейся Крымской войны происходила оборона Севастополя, вызванная необходимостью отразить нападение турков, англичан и французов на город. Важную роль в этом событии сыграл Нахимов. Он сумел организовать оборону Севастополя: собрал войска и скоординировал их действия, принимал активное участие в строительстве осадных сооружений, поднимал своими действиями боевой дух солдат. Однако противники сумели занять Севастополь, что способствовало ускорению окончания войны и подписанию мирного договора.

Сочинение №6

декабрь 1825-март 1855

Задачами II отделения СЕИВК были кодификация законов и подготовка единого Свода законов. Причиной для этого послужило то, что с издания Соборного Уложения (1649) прошло почти два века, некоторые законодательные акты повторялись, некоторые противоречили. Работу поручили выполнить М.М. Сперанскому, который в 1826 возглавил II отделение СЕИВК. Именно он сформулировал несколько правил для составления нового Свода законов Российской Империи: сокращать длинные формулировки, не трогая суть закона, исключать повторения, распределять по предмету регулирования. М.М. Суперанскому удалось выполнить работу и итогом стало опубликование Полного собрания законов Российской Империи (1830) в 45 томах и издание Свода действующих законов Российской империи (1832).

Данный период сложно оценить однозначно с одной стороны упорядочивание законов, промышленный переворот, облегчение жизни крестьянам, но с другой стороны контроль над населением, борьба с инакомыслием, ограничение автономии университетов. Так ре­фор­ма П. Д. Киселёва спо­соб­ство­ва­ла моральной под­го­тов­ке общества к от­ме­не крепостного права (1861) и её опыт был использован Александром II, например, опыт со­зда­ния органов кре­стьян­ско­го самоуправления.

Сочинение №7

сентябрь 1689 – январь 1725

Период с сентября 1689 по январь 1725 года относится к правлению Петра I и характеризуется проведением масштабных реформ.

Необходимо описать личность правителя, так как в условиях самодержавной монархии его убеждения и характер формировали общий курс государства. Петр I стремился европеизировать Россию для улучшения её положения. Царь лично ездил в Европу для обучения; с юности учился военному мастерству (например, им были созданы потешные полки – Семеновский и Преображенский).

Петр I вел активную внешнюю политику. Среди всех событий выделяется Северная война 1700 – 1721 годов. Одной из главных причин для ведения войны со Швецией стала необходимость получить выход к морю для установления связей с Европейскими государствами. Ключевой победой на суше являлась Полтавская битва 1709 года, в которой проявил себя главный сподвижник Петра – А. Меншиков. По итогу войны к России были присоединены Ям, Копорье, Орешек; страна получила выход к Балтике. В 1703 году был заложен Санкт-Петербург, куда впоследствии Петр перенес столицу. В 1721 году после подписания Ништадского мира, завершившего войну, Петра I провозгласили императором.

Кроме того, Северная война стала стимулом и причиной для проведения многих реформ, так как они могли бы обеспечить её нужды. Так, была проведена рекрутская реформа, следствием которой стало появление в стране регулярной армии. Также, Петр способствовал развитию мануфактур, продукция которых снабжала армию. Ключевой личностью здесь являлся Демидов – уральский промышленник, владелец крупнейших металлургических мануфактур. Он активно развивал свою отрасль, был одним из сподвижников императора.

Среди других реформ важно упомянуть указ о престолонаследии, позволявший императору самому выбирать наследника престола и изменять свой выбор. Он стал одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов после смерти Петра.

Перечисленные события, наряду с другими преобразованиями (указом о единонаследии, политикой протекционизма, изменениями в культуре) позволили Петру I в короткий срок модернизировать страну.

Данный период повлиял на всю последующую историю России: мощный импульс петровскому курсу дала Екатерина

Сочинение №8

1689 – 1721 гг.

Период 1689 – 1721 гг. является временем правления Петра 1. Этот период характеризуется созданием военно-морского флота, образованием губерний, Северной войной, учреждением Сената и Синода, изданием указа о единонаследии, о престолонаследии, политикой меркантилизма и протекционизма.

В этот период был создан военно-морской флот. Причиной этого было то, что Россия на тот момент до сих пор не имела своего флота, вследствие чего отставала от других стран и что могло грозить поражениями, что и произошло после азовского похода 1695 г. Поражение в этом походе показало важность создания военно-морского флота. Важную роль здесь сыграл Петр 1. Он умел извлекать уроки из поражений, поэтому сразу после азовского похода 1695 г. отдал приказ строить флот в Воронеже. Для этого он выписал иностранных инженеров, прибыл в Воронеж и сам лично принимал участие в строительстве. Из-за недостатка средств Петр 1 инициировал богатых землевладельцев объединяться в кумпанства, которые также занимались строительством кораблей и их снаряжением. Следствием этого события стала победа в азовском походе 1696 года, а также победа в решающих морских сражениях Северной войны (Гангутское, Гренгамское). Заложенный Петром 1 флот стал основой для современного флота России.

Также в этот период был заключен Ништадтский мир со Швеций. Причиной этому стала необходимость закончить Северную войну и определить её итоги. Важную роль в этом событии сыграл Остерман. Будучи сподвижником Петра 1, он отправился в Швецию для заключения мира. Он вел переговоры со шведским дипломатом. Важной его заслугой стало то, что ему удалось удержать по условиям договора город Выборг за Россией, хотя Петр 1 считал, что его придется отдать шведам, чтобы закончить продолжительную войну. В итоге между российской делегацией в составе с Остерманом и шведской был заключен выгодный для России мир. Следствием заключения Ништадского мира стало окончание Северной войны, по условиям этого договора Россия получила во владение Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии, то есть был получен выход в Балтийское море, и, таким образом, повышен международный авторитет, что сделало возможным провозгласить Россию – Империей, а Петра 1 – Императором.

Влияние этого периода на дальнейшую историю России состоит в том, что был издан указ о престолонаследии, по которому император сам мог назначать себе наследника, стал одной из ключевых причин начала эпохи дворцовых переворотов. Другой указ – о единонаследии, вызвал недовольство среди множества дворян и был отменен при Анне Иоанновне. Победа в Северной войне в этом периоде привела к русско-шведской войне 1741—1743 гг, так как Швеция хотела вернуть утраченные земли.

Сочинение ЕГЭ по истории должно быть написано по одному из трёх приведённых исторических периодов, которым соответствует какие-либо определённые события.

Что ФИПИ ходят увидеть в историческом сочинении?

Требования к сочинению

  1. Указать не меньше двух значимых событий или явлений, связанных с выбранным историческим периодом.
  2. Написать не менее, чем о двух исторических личностях, имеющих непосредственное отношение к указанному историческому событию. Обозначить их роль и влияние на действия того или иного события, и на историю России в целом.
  3. Назвать не меньше двух причин и связей, согласно которым возникли те или иные исторические события.
  4. При помощи собственных знаний или мнений тех или иных историков оценить влияние данного события на дальнейшее развитие истории России.
  5. Корректно применять понятия и термины, используемые вам в сочинении.

Всего за данное сочинение вы можете получить 11 баллов. Но, если вы неправильно указали одно или оба исторических события данного периода, за всю работу вам ставят 0 баллов.

План написания исторического сочинения

Чтобы написать правильное сочинение вам нужно соблюдать следующие пункты:

  1. Сделать правильное вступление. Вступление – это характеристика выбранного вами периода с указанием дат и исторических событий, произошедших в это время.
  2. Точно и правильно расписать первое историческое событие данного периода. Также необходимо назвать причину его появления и указать историческую личность, связанную с данным событием.
  3. Раскрыть второе историческое событие данного периода с указанием причинно-следственной связи его возникновения и приведением исторической личности, оказавшей непосредственное влияние на ход событий.
  4. Оценить значимость обоих событий и всего выбранного периода для развития России того века.

Теперь мы поговорим конкретнее о каждом аспекте исторического сочинения.

Исторический период

Всего вам будут даны три исторических периода. Они будут относиться к следующим периодам:

  1. История Древней Руси и Средние Века.
  2. Новая история (с 17 по 20 века).
  3. Новейшая история (20 век).

Вам не нужно стараться писать сочинения на все три периода – нужно выбрать тот, который является наиболее лёгкий для вас и тренироваться писать его.

Выбрав период вам нужно выучить:

    , относящиеся к нему.
  1. Исторических личностей, непосредственно участвующих в этих событиях. , характерные для данного периода.
  2. Причины и предпосылки возникновения того или иного исторического события.

Вам могут попасться следующие исторические периоды:

Заметьте, что здесь приведены довольно большие временные периоды. Но они обязательно будут делиться на более мелкие, вплоть до периодов в пару лет, затрагивающих только какое-то конкретное событие, например, 1941-1945 – Великая Отечественная война.

Алгоритм работы с сочинением

Для того, чтобы правильно написать данный вид письменной работы следуйте приведённым ниже пунктам:

  1. Выберите тот временной период, который вы знаете наиболее хорошо и для которого с большей вероятностью сможете привести два события.
  2. Определите чей период правления затрагивают выбранные временные рамки.
  3. Вспомните какие наиболее значимые исторические события произошли в это время. Их должно быть не меньше двух.
  4. Вспомните какие исторические личности жили в то время, как они повлияли на написанные вами события и на ход истории России в целом.
  5. Выявите связь между двумя приведёнными вами событиями.
  6. Объясните причины возникновения этих событий.
  7. Составьте себе план, по которому будете писать сочинение. В нём должны быть четыре абзаца (найти его можно выше).
  8. Напишите черновой вариант эссе на основе вашего заготовленного плана и написанной информации.
  9. Напишите заключение вашего исторического сочинения, дав оценку произошедшим событиям и пояснив их последствия.
  10. Перечитываем своё сочинение, проверяем его на наличие ошибок (особое внимание уделить фактическим) и переписываем в чистовик.
  11. Используйте для сочинения заранее заученные клише (найти их можно ниже).
  12. Используйте различные исторические термины и понятия, подходящие под выбранный период.
  13. Пишите аккуратным и разборчивым почерком, так вы поможете эксперту быстрее и правильнее проверить вашу работу.
  14. Не искажайте исторические факты.

Клише для исторического сочинения

При написании своего сочинения вы можете воспользоваться следующими клише:

  • Период (даты) относится к правлению/ царствованию .
  • (Дата) – это период правления такого-то царя/ императора/ вождя…
  • Это время является эпохой…
  • Во время правления (Имя правителя) произошло много событий (большое количество преобразований) …
  • Для данного временного периода свойственно…
  • Назовём наиболее значимые события.
  • В данный период времени произошло такое событие, как (война, реформа, вторжение и т.д) …
  • Причиной начала войны/ принятия реформы/ вторжения на такую территорию…стали…
  • Особую роль в ходе развития этого события сыграл(а) (ФИО исторической личности) …
  • Давайте рассмотрим причины, которые являются общими для двух приведённых событий…
  • Историки не имеют однозначного мнения о событиях этого периода…
  • (ФИО) убеждён в том, что .
  • Когда (ФИО) имеет противоположное мнение о…
  • Данные исторические события ознаменованы (описать последствия) .
  • Результатом этих событий являются такие…
  • Правлению/ действиям (ФИО исторической личности) нельзя дать однозначной оценки. С одной стороны…. С другой стороны…
  • Данная эпоха стала периодом …

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ

Всего 7 критериев оценивания исторического сочинения . Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение - 11.

Читайте также: