Сочинение по горе от ума 9 класс темы с планом
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?
Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?
Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.
Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера: а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?
Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?
Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.
Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?
Тема 2. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?
I . Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.
II . Различие взглядов Чацкого и московского общества.
Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.
Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.
Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.
Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.
Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.
Обострение общественного конфликта личной драмой героя.
III . Чацкий – победитель или побежденный?
Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?
Личная драма Чацкого.
Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?
Кто Чацкий – победитель или побежденный?
Одинок ли Чацкий?
Крылатые выражения из комедии (характеризуют отношение героев к любви, браку, семье, просвещению, наукам, книгам, службе, добыванию чинов, личности человека, крепостному праву, долгу, Родине).
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
Где ж лучше? Где нас нет.
Сам толст, его артисты тощи.
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Числом поболее, ценою подешевле.
В России под великим штрафом
Нам каждого велят признать историком и географом.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс
3. Какой тип речи моего сочинения? Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
4. Какова схема рассуждения? I. Тезис (основная мысль сочинения) Почему? Потому что, так как. II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста Что из этого следует? Поэтому, следовательно, итак, таким образом. III. Вывод Перекликается с тезисом.
Примерные правила создания сочинения (своего текста) Заголовок (название) соответствует содержанию текста. Сочинение должно быть завершённым. Наличие всех необходимых частей сочинения. Выражение собственной позиции. Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.). Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики). Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему. Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Примерный план сочинения Вступление. А) Зачин. Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен. Основная часть. А) Что такое любовь? Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста. Заключение. Вывод.
Основная часть Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это: желание отдавать, а не брать, забота, ответственность, заинтересованность в жизни и развитии любимого, уважение.
З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.
У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).
Чацкий до сих пор
героическое лицо нашей
литературы, честная и деятельная
натура борца, то есть натура
в высшей степени страстная.
Чацкий – образ декабриста,
обличитель крепостнических нравов.
1. Мотивация.
2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.
3. Запись темы, целеполагание.
4. Терминологический диктант на соответствие
Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.
Новаторство
Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.
Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.
Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.
Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.
Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.
Литературный тип
Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.
5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.
Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?
Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).
В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.
Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?
Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).
Как относится она к приезду друга детства?
Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).
7. Оформление таблицы
Что вызывает гнев Чацкого?
Что провозглашает Чацкий?
Крепостное право, жестокость.
Гуманизм, уважение к простому человеку.
Службу делу, а не лицам.
Свободу мыслей и высказываний.
Утверждение передовых идей современности.
Просвещение, процветание науки и искусства.
Уважение к национальным правам, старине.
Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.
Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).
Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)
«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:
Он службу вдруг оставил
Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.
Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.
Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.
Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.
Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.
Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.
Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.
Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.
Групповая работа.
Делимся на группы, составляем план сочинения по темам
Презентация и обсуждение планов
Что же являлось социальной почвой для его появления?
Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.
Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.
Рост антикрепостнических настроений.
Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).
Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.
Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).
Групповая работа.
Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс
2.Основные действующие лица
3.Проблема комедии заявлена в самом названии
Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.
Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.
Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.
Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.
Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.
Читайте также: