Сочинение по горе от ума 9 класс темы с планом

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера: а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?

Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?

Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.

Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?

Тема 2. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?

I . Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.

II . Различие взглядов Чацкого и московского общества.

Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.

Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.

Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.

Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.

Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.

Обострение общественного конфликта личной драмой героя.

III . Чацкий – победитель или побежденный?

Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?

Личная драма Чацкого.

Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?

Кто Чацкий – победитель или побежденный?

Одинок ли Чацкий?

Крылатые выражения из комедии (характеризуют отношение героев к любви, браку, семье, просвещению, наукам, книгам, службе, добыванию чинов, личности человека, крепостному праву, долгу, Родине).

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.

Где ж лучше? Где нас нет.

Сам толст, его артисты тощи.

И дым Отечества нам сладок и приятен.

Числом поболее, ценою подешевле.

В России под великим штрафом
Нам каждого велят признать историком и географом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс

Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова "Горе от ума". 9-й класс

Процесс создания своего текста 1. О чём будет моё сочинение? (тема) О любовно.

3. Какой тип речи моего сочинения? Рассуждение – это подтверждение основной м.

3. Какой тип речи моего сочинения? Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.

4. Какова схема рассуждения? I. Тезис (основная мысль сочинения) Почему? Пото.

4. Какова схема рассуждения? I. Тезис (основная мысль сочинения) Почему? Потому что, так как. II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста Что из этого следует? Поэтому, следовательно, итак, таким образом. III. Вывод Перекликается с тезисом.

Примерные правила создания сочинения (своего текста) Заголовок (название) соо.

Примерные правила создания сочинения (своего текста) Заголовок (название) соответствует содержанию текста. Сочинение должно быть завершённым. Наличие всех необходимых частей сочинения. Выражение собственной позиции. Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.). Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики). Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему. Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.

Примерный план сочинения Вступление. А) Зачин. Б) Тезис (моя позиция) + автор.

Примерный план сочинения Вступление. А) Зачин. Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен. Основная часть. А) Что такое любовь? Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста. Заключение. Вывод.

Словарная работа Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писа.

Варианты эпиграфа Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит.

Вступление Примерные варианты зачина сочинения О писателе В конце 18 века род.

Основная часть Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?

Основная часть Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?

Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это: желание отдавать, а не брать.

Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это: желание отдавать, а не брать, забота, ответственность, заинтересованность в жизни и развитии любимого, уважение.

Заключение Примерный вывод В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Алекс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.

У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).

Чацкий до сих пор

героическое лицо нашей

литературы, честная и деятельная

натура борца, то есть натура

в высшей степени страстная.

Чацкий – образ декабриста,

обличитель крепостнических нравов.

1. Мотивация.

2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Запись темы, целеполагание.

4. Терминологический диктант на соответствие

Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.

Новаторство

Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.

Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель - не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.

Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.

Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.

Литературный тип

Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.

5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.

Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?

Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).

В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.

Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах.

Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?

Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).

Как относится она к приезду друга детства?

Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).

7. Оформление таблицы

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право, жестокость.

Гуманизм, уважение к простому человеку.

Службу делу, а не лицам.

Свободу мыслей и высказываний.

Утверждение передовых идей современности.

Просвещение, процветание науки и искусства.

Уважение к национальным правам, старине.

Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.

Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).

Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)

«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:

Он службу вдруг оставил

Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.

Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.

Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.

Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.

Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.

Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.

Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.

Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.

Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.

Групповая работа.

Делимся на группы, составляем план сочинения по темам

Презентация и обсуждение планов

Что же являлось социальной почвой для его появления?

Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.

Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.

Рост антикрепостнических настроений.

Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).

Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.

Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).

Групповая работа.

Горе от ума

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

2.Основные действующие лица

3.Проблема комедии заявлена в самом названии

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Читайте также: