Урок сочинение по картине царевна лебедь 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Прежде чем приступить к проверке домашнего задания, полезно будет дать ребятам целевую установку на внимательное отношение к ответам одноклассников, поскольку их удачные высказывания могут быть использованы в ходе работы над собственным сочинением.

Ребята читают текст упражнения 18 и рисуют словесный портрет героини сказки А. С. Пушкина.

  1. Описание картины (чтение текста задания 2 упр. 19 и совместное рассмотрение картины).

Чтение этого текста также имеет целью получение информации для написания творческой работы, для лучшего понимания произведения живописи.

Предложим учащимся подумать, как художнику удалось создать этот сказочный образ: в какой момент изображена царевна; что восхищает в её облике; на каком фоне она изображена.

При работе над планом сочинения обращаем внимание учеников на наличие необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения, а также на то, что основная часть разделена на микротемы, и напоминаем, что каждая микротема должна быть записана с красной строки.

Учитель также даёт рекомендации ученикам, в каком объёме и в какой форме во вступлении можно использовать информацию, содержавшуюся в устных ответах, в тексте учебника и в высказываниях учеников в ходе обсуждения художественного полотна. Предлагаем ученикам дать свои варианты вступления, которые обсуждаются в классе.

После этого обсуждается содержание пункта 2, а затем выслушиваются возможные варианты заключительной части сочинения.

1. Объясняем значения устаревших слов, которые необходимо будут использованы в описании картины.

Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе).

Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.

Предложим также выяснить по толковому словарику (см. справочник) значение слов скатный, яхонт.

2 . Обращаем внимание учеников на необходимость использования синонимов (языковых и контекстных) во избежание повторов. Отметим также, что эти синонимы необходимо выбирать, имея в виде контекст.

О Врубеле: художник, живописец, творец, создатель картины.

О картине: полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение.

О процессе создании картины: написать, создать, изобразить (на), выразить (в), отразить (в).

О Царевне-Лебеди: сказочная героиня, красавица-царевна, сказочный образ, пленительный образ, царственно-прекрасный образ, воплощение образа дивной музы художника.

  1. Пятиклассники называют и записывают те эпитеты, яркие глаголы и сочетания слов, которые были использованы в ходе обсуждения художественного полотна.

О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение, тайна притягательной силы этого художественного творения.

О царевне: волшебное превращение, сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, жемчужная пόднизь, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз, магически притягивающий взгляд, тонкие черты бледного лица, собольи брови, сомкнутые губы.

О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова.

- дописать две строчки так, чтобы получилось веселое стихотворение.

IV. Списывание.

- Откуда эти строчки и кто их автор?

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.

V. Зрительный диктант.

Князь Гвидон зовёт их в гости.

Пришёл невод с травой морскою.

Попадья Балдой не нахвалится.

И царица у окна села ждать его одна.

И всё это творения Пушкина.

Что за прелесть эти сказки!

- Какие задачи будут стоять перед нами?

Мы должны описать содержание картины и передать то, что хотел сказать художник своей работой, то есть замысел картины.

- Найдите значение этого слова в толковом словаре.

VII. Беседа о художнике.

- Послушайте отрывок из музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова. Знакома ли она вам? (да, вы ее разбирали на уроке музыки).

VIII. Анализ содержания картины.

- Чтобы понять образную систему живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.

- Внимательно прочитайте вопросы про себя, затем, опираясь на них, самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)

1. Какой сказочный герой изображен на картине?

IX. Анализ содержания картины.

- Чтобы понять образную систему данного живописного произведения, вам помогут вопросы и задания, записанные на доске.

- Внимательно прочитайте их про себя, затем опираясь на вопросы. Самостоятельно рассмотрите картину. (звучит музыка)

- Будем разбирать вопросы и сразу же выбирать опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в сочинении.

  1. Какой сказочный герой изображен на картине?
  2. Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, общее выражение лица).
  3. Рассмотрите головной убор и платье царевны.
  4. Почему художник показал вечер?
  5. Где происходит событие, изображенное на картине?
  6. Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы?
  7. Какое настроение создает картина?

X. Словарная работа (с комментированием в тетради)

1. – сказочная, очень красивая царевна

2. – большие, печальные, синие-синие глаза

- Назовите антоним, синоним к слову печальные.

- С чем можно сравнить глаза по цвету? (с драгоценными камнями на короне, с цветом вечернего неба)

- длинные черные густые ресницы

- бледное грустное лицо.

3. Опишите головное украшение царевны. (Это кокошник (слово напечатано на карточке) – старинный головной убор девушек Древней руси, украшающийся вышивкой и драгоценными камнями)

- в тетради с комментированием – красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лоб царевны опускается сетка из жемчуга)

- А теперь, опираясь на вопросы, связно опишите внешний вид царевны (1-2 ученика)

- А как А.С.Пушкин описал свою героиню? Прочитайте.

- Опишите платье царевны (белое платье, тонкая накидка).

- На кокошник наброшена прозрачная, из тонкой ткани фата. Обычно фату надевают на голову невесты в день свадьбы.

- Определите цвет платья. (нежно-белое, белое с розовыми с сиреневыми переливами).

- Платье уже начало превращаться в крылья лебедя.

4. – вечером, так как вечером все кажется необычным, сказочным, волшебным

5. – в море, вдали виден остров

6. – для изобоажения царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная, а природу изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми – все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной, а у зрителя создать грустное настроение).

XI. Составление плана.

- Вначале надо указать, где происходит событие?

1. Остров в море.

- Далее расскажем о царевне.

2. Прекрасная царевна.

- Что произошло с царевной?

3. Чары волшебника.

- Кто помог царевне?

- Как можно начать работу? (в духе народных сказок, ведь и А.С.пушкин так писал свои сказки)

- В своем работе можете использовать не только сказочный зачин, но и некоторые выражения из сказок А.С.Пушкина, которые учили наизусть)

- При работе пользуемся словарем.

XII. Запись сочинения.

XIII. Итог урока.

- О том, как справились с работой, мы поговорим на следующем уроке.

(Приведу как пример работы учеников 4 класса.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была прекрасная царевна. Лицо у нее было бледное и печальное, а глаза большие и красивые. Их можно сравнить с драгоценными камнями на кокошнике. Реснцы у нее длинные и черные, брови густые и широкие. На голове у царевны серебряный кокошник с драгоценными синими и зелеными камнями. На ее лоб спускалась сетка из жемчуга. На кокошник накинута прозрачная фата, а под фатой – длинная, черная, ниже пояса коса. Платье у царевны белое с розовыми и сиреневыми переливами.

Однажды над ее замком пролетал злой волшебник. Он хотел жениться на царевне, но она не согласилась. Тогда он ее превратил в лебедя. Она могла принимать человеческий облик только вечером на несколько минут, а все остальное время царевна была лебедем.

Но как-то раз на остров попал смелый и храбрый юноша. Он полюбил царевну, победил злого волшебника и снял чары с прекрасной царевны. Она была очень рада! (Хафизова Альбина)

Далеко-далеко в синем море лежит остров с высокими холмами, с зелеными равнинами. Звался этот остров Буян. Хозяйкой острова была прекрасная царевн-лебедь. Она настолько была красива, что ни в сказке сказать, ни пером описать. На ее бледном лице хорошо выделялись большие печальные синие-синие глаза. Их прикрывают длинные черные ресницы. Голову царевны украшает красивый серебряный кокошник с синими, зелеными драгоценными камнями. На лоб царевны спускается сетка из жемчуга. На ее кокошник накинута прозрачная накидка. Царевна-лебедь придерживает ее своей тонкой, нежной рукой. На пальцах сверкают драгоценные перстни. Под накидкой виднеется густая, длинная, чееная коса. Нежное платье царевны переливается розовым и сиреневым цветом.

Однажды прекрасная царевна гуляла по берегу моря. Мимо нее пролетал злой чародей-коршун и, увидев царевну, полюбил красавицу. Чародей захотел жениться на ней, но, услышав отказ, рассердился и превратил царевну в лебедя. С тех пор красавица-царевна могла принимать облик человека после заката солнца.

Как-то раз мимо острова Буяна проплывал на корабле храбрый юноша. Увидел в море, как коршун носится над белой лебедью. Князь пожалел птицу, выпустил стрелу в шею коршуна. Коршун-чародей в море и утонул.

Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает.

…Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать. (Ермакова Екатерина).

В некотором царстве, в некотором государстве, где спокойное синее море, есть остров:

Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом…

Эти слова из известной сказки А.С.Пушкина знакомы каждому с раннего детства. Я закрываю глаза, и воображение рисует мне сказочный остров. Там живет прекрасная царевна с загадочными синими глазами. Именно такой изобразил ее на своем полотне художник М.А.Врубель.

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…

Прекрасная царевна появилась из морской пучины, и она превращается в лебедя. Этот момент превращения и запечатлел художник на картине. Злой коршун кружит над лебедем и произносит заклинание. Вот он вонзит свои когти.

Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела…

Царевна смотрит вдаль, большие, наполненные грустью глаза похожи на драгоценные камни. На лоб спускается жемчужная сетка. На голове серебряный кокошник. Нежной рукой красавица держит накидку, похожую на поток воды. Стрела, выпущенная из лука царевича, избавила царевну от злых чар. С благодарностью смотрит она на своего избавителя.

Ты царевич, мой спаситель ,
Мой могучий избавитель…

Добро и любовь победили зло. Эта сказка имеет счастливый конец. (Копырина Христина).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь" в 5-м классе

Первая фаза – фаза вызова

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи: самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления)

На этой фазе решаются две основные задачи: организация активной работы с информацией и самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Третья фаза – фаза рефлексии

Образовательные :

формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;

Развивающие :

развивать письменную и устную речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;

создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;

Воспитательные :

воспитывать самостоятельность и творческую активность;

воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.

I стадия – вызов

II стадия – осмысление (по ходу работы каждый заполняет таблицу)

1. – Представьте, что вы находитесь внутри этой картины. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете? (Вначале записывают в1 колонку таблицы, а потом зачитывают 3-4 работы)

– Теперь представьте, что у вас в руках подзорная труба. Посмотрите внимательно, наверняка появятся новые детали, которые вы раньше не заметили (слушаем 2-3 чел)
– Какой фрагмент картины вы показали бы более крупным планом? Почему? (Лицо, глаза большие и печальные)
– Записываем во вторую колонку.

– А сейчас помимо подзорной трубы у нас появился небольшой летательный аппарат. Кстати, какие сказочные летательные аппараты вам известны? На каком мы все вместе сможем полететь?
– Итак, отправляемся в путь на ковре-самолёте и высаживаемся на острове Буяне. (Кто хочет, закрывает глаза)
– Можете потрогать воду (какая она?Холодная, бирюзовая), почувствуйте запах моря, прикоснитесь к скалам (тёплые или холодные, скользкие). Оглядываемся назад, смотрим издалека на прекрасную Царевну, хрупкую и изящную, видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, сияет роскошное белое оперение, лучи заходящего солнца.
– А теперь включаем слух. Что мы слышим? Какие звуки на этом острове? Возьмите ручки и запишите в 3 колонку.

4. – А вот что услышал композитор Римский-Корсаков. (Слушаем вступление к арии)

– Как музыка обогатила ваше представление о картине? Что вы слышите, что представляете? (Озвучиваем и потом записываем в 5 колонку)

5. – Вернёмся к сказке и посмотрим, какой видел Царевну-Лебедь автор, А.С. Пушкин (учебник по русскому языку для 5 класса под ред. С.И. Львовой, упр.20, стр.12). Что подчёркивает Пушкин в образе Царевны? (Красоту)
– Давайте посмотрим, а как он это делает.
Пушкин-художник слова, и в его арсенале есть особые изобразительно-выразительные средства. Это эпитеты (свет какой? божий), сравнения (с кем сравнивает?Павой, реченькой). С этими и другими изобразительно-выразительными средствами мы будем знакомиться на уроках русского языка и литературы.
– Запишите в колонку №6, какой видит Царевну Пушкин.

6. – Мы с вами посмотрели, какой представляли Царевну Врубель, Римский-Корсаков, Пушкин, а вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем . (Чтение текста)
– Понравилось описание? Почему?
– Посмотрим, как Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему?
– А давайте проведём эксперимент. В последнем абзаце уберите все прилагательные (вычёркиваем карандашом) .
– Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство, он больше не завораживает)
– Выпишите из текста в 7 колонку таблицы словосочетания, которые помогут в описании картины.

III стадия – рефлексия

– Мы очень хорошо поработали, узнали, какой представляли Царевну художник, композитор, поэт, искусствовед
– А какой вы её представляете, какой видите? Продолжите предложение, которое находится ниже таблицы. (Зачитываем несколько работ)
– А теперь домашнее задание. Составьте черновик сочинения по плану в 4 колонке.
– Справитесь с работой? Что вам поможет? Чем будете пользоваться?
– А смогли бы мы так живо и ярко представить Царевну без живописного полотна Врубеля, без чарующей музыки Римского-Корсакова, волшебной сказки Пушкина, внимательного взгляда Долгополова? Помогли они вам ?

На втором уроке традиционная словарно-стилистическая и орфографическая работа, коллективное составление вступления, редактирование черновиков

В данной презентации представлен материал, с помощью которого можно последовательно поработать над планом сочинения. Подобран синонимический ряд к словам "Царевна", "автор" и другим, что позволяет ребенку легче выразить свои мысли.

ВложениеРазмер
tsarevna_-lebed_5_klass.pptx 121.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сказочный образ царевны в произведениях А. С. Пушкина М. А. Врубеля Н. А. Римского - Корсакова

Поднизь - Нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе).

КОКОШНИК- Нарядный женский головной убор с разукрашенной и высокоподнятой надо лбом передней частью.

ПЕЙЗАЖ Морской пейзаж Сине-лиловые сумерки Розовый свет вечерней зари Призрачный свет

ПЕЙЗАЖ Багряные отсветы Огни волшебного чудо-острова

Впечатление от картины Пленять Восхищать Привлекать Вдохновлять Волшебное очарование Восхитительное видение Дарить пленительное видение

ВРУБЕЛЬ Художник Живописец Творец Создатель картины

картина Полотно Холст Произведение живописи Произведение искусства Художественное произведение Художественное творение

Царевна - Лебедь Сказочная героиня Красавица-царевна Сказочный образ Пленительный образ Царственно-прекрасный образ

Создать (картину, образ) Написать Изобразить (на) Выразить (в) Отразить (в)

Мои впечатления Понравилось Что понравилось Не понравилось Что не понравилось Остался( лась ) равнодушным (ой)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация конспекта урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Кнопки"

Разработка урока для школьников с тяжелой умственной отсталостью.

Презентация конспекта урока по развитию речи и ознакомлению с "Зимние снежинки

Презентация занятия для педагогов , работающих со школьниками с тяжелой умственной отсталостью.

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств.

Презентация к уроку по развитию речи "Жёлтый свет."

Презентация к изложению "Шорох листьев".


конспект урока по развитию речи на тему:"описание картины Г.Г. Мясоедова "Косцы"".

Конспект урока был подготовлен для участия в конкурсе "Мой лучший урок" 2016 г. Урок проводится в 6 "В" классе с использованием мультимедиа.


Интегрированный урок развития речи.Сочинение – описание по картине М.Врубеля «Царевна – Лебедь».


Презентация к уроку по развитию речи "Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь".

Данная презентация поможет учащимся подготовиться к сочинению по картине С.А.Григорьева "Вратарь". Вначале определяем по сюжетным картинкам тему урока. Также презентация содержит информацию .

Читайте также: