Сочинение по фильму страсти христовы

Обновлено: 05.07.2024

Фильм М. Гибсона получил сумасшедшую рекламу по всему миру и уже стал одним из самых кассовых в истории кинематографа. В свете событий последнего времени кажется очевидным, что ни одна картина, проникнутая подлинно христианским духом , такого пиара на Западе иметь не может. Видимо, его эффект на зрителей был заранее хорошо просчитан. Нам только остается понять, что это за эффект.

Большая часть фильма изображает Его жестокие мучения: издевательства , избиения, бичевание и Распятие , то со стороны иудейского Синедриона и евреев , то со стороны римлян .

Бичевание одно заняло около двадцати минут экранного времени , в то время как Распятие показано только в течение нескольких минут. Что , впрочем, типично для католиков , которые концентрируют внимание на мучениях Иисуса , вместо того , что бы больше думать про его Воскресение и Прославление.

Кстати, о сатане. Слишком много ему уделено внимания в течение всего фильма, можно сказать, что он постоянно присутствует на экране , что опят же, не соответствует описанному в Новом Завете. Да и его вид напоминает типичную роль из плохого фильма ужасов, но что хуже всего , он изображен внешне схожим с Девой Марией , Божьей Матерью , вплоть до того, что у него на голове такой же покров, как у Нее.

В фильме есть сцена , когда Сатана ходит с противным маленьким ребенком на руках, по-видимому , антихристом, у которого лицо старика. При этом , благодаря покрову, он очень напоминает внешне Богоматерь с Младенцем . Кощунственная сцена, пародия на Богородицу.

Еще в середине XX- го века в Америке вышла пара фильмов про Христа , где суд над Господом изображен совершенно по-иному : Богородица и другие женщины пытаются остановить толпу озверевших и требовавших казни Иисуса евреев , но их избивают и приказывают замолчать . Однако те фильмы были созданы в относительно свободных США 50-ых и 60-ых годов .

Последний кадр из фильма - это голый зад Иисуса.

Да, в самом прямом смысле - голый зад.

Тяжкое ощущение охватывает смотревшего фильм, и сохраняется в течение нескольких часов, как будто бы какой то чужой дух нашел на зрителя . Это состояние с трудом смывает даже усердная молитва.

Непонятное , трудно описуемое чувство , но можно с уверенностью сказать , что оно прямо противоположно благодати , которая ощущается после прочтения хорошей Православной книги, или просмотра хорошего фильма про святые места, или про житие Святых отцов наших.

Краткое содержание

Фильм рассказывает о последних часах присутствия Иисуса Христа среди людей после Тайной вечери, о последних событиях, предшествовавших, по убеждению христиан, его распятию, а по убеждению мусульман – его вознесению в небеса. Учитывая то, что западным кинематографом снято множество фильмов о жизни Иисуса, главной отличительной чертой данной картины является стилистика повествования и крайне драматичное изображение последних мгновений Христа на земле.

Историчность сюжета

Анализ избранных сцен

Сцена 1. Иисус молится Господу

После Тайной вечери Иисус сообщает апостолам, что скоро один из них предаст его. Они находятся в Гефсиманском саду. Христос (Джеймс Кэвизел) молится в уединении. Он охвачен тревогой, его трясет. Вернувшись к ученикам, он находит Петра (Франческо Де Вито), Иоанна (Христо Живков) и других апостолов спящими.

Иисус: Петр! Вы не могли даже часа понаблюдать за мной?

Петр: Учитель, что с вами случилось?

Иоанн: Мне позвать остальных?

Иисус: Нет, Иоанн. Я не хочу, чтобы они видели меня таким.

Петр: Вы в опасности?

Иоанн: Нам нужно бежать, учитель?

Иисус: Останьтесь здесь. Смотрите. – Уходя, добавляет: Молитесь.

Иоанн: Что с ним?

Петр: Он боится. Он говорил об опасности, пока мы ели. Он упомянул предательство и.

Внезапно раздается неприятное карканье вороны, и кадр переносится туда, где Иуда предает Христа. Затем кадр вновь возвращается в Гефсиманский сад. Иисус молится, а Петр и Иоанн наблюдают за ним издалека.

Иисус: Услышь меня, Отец! Встань. Защити меня! Спаси меня от капканов, расставленных на меня!

Доносится голос дьявола (Розалинда Челентано): Ты правда веришь, что один человек может вынести всю тяжесть греха?

Иисус: Защити меня, Господи! Я верю в Тебя! К Тебе уповаю!

Дьявол: Говорю же, ни один человек не может вынести такую ношу. Она слишком тяжела. Спасение их жизней слишком дорого. Никто. Никогда. Нет. Никогда.

Иисус: Отец! Ты можешь многое. Если это возможно, пусть эта ноша перейдет от меня. Но пусть свершится Твоя воля, а не моя.

Иисус, всё это время смотревший в небо, падает наземь. Луна, что светила до этого момента, медленно скрывается за тучами. Дьявол искушает, а Иисус молится.

Дьявол: Кто твой отец. Кто ты.

Затем дьявол направляет к Иисусу змею. Она ползает по руке лежащего на земле Христа. Зловещая фоновая музыка сообщает о приближающейся опасности. Вдруг Иисус встает с места, смотрит дьяволу прямо в глаза и ударом ноги расплющивает голову змеи. В этот миг появляются римские солдаты.

Анализ сцены

Эта сцена как вступление фильма готовит зрителя к главной теме. Иисус знает, что будет распят, поэтому его охватывает великий страх. Его страх связан не с тем, что он должен покинуть этот мир: он боится не пройти ожидающие его испытания от Бога. Именно в это время появляется дьявол и нашептывает, что он не может пройти их. Но Христос, прибегая к защите Господа, одолевает козни дьявола.

Поскольку впоследствии Христу придется терпеть ужасные мучения, он предстает здесь сильным и стойким человеком, который покорно молится Господу. Эта сцена внушает зрителю веру в то, что Иисус может перенести нечеловеческие муки. Поэтому зритель верит, что если даже в воле Христа была какая-то слабость, то теперь дух его непоколебим и он как истинный верующий покорно выполнит волю Божью.

Специальное освещение заменяет утренние сумерки, когда граница между светом и тьмой неясна и лишь Божья помощь может защитить человека от козней дьявола. Также, когда дьявол искушает Иисуса, черные тучи закрывают луну, а когда Христос одолевает его, луна вновь выходит из-за туч. Атмосфера этой сцены удачно передает душевное состояние Христа.

Сцена 2. Распятый Христос говорит с Марией

После свершения римским прокуратором суда над Христом и вынесения ему по настоянию евреев смертного приговора Иисуса ведут на Голгофу и распинают на кресте вместе с двумя приговоренными к смерти. Один из них насмехается над Иисусом, а другой верит в него, и Христос обещает ему рай. Затем начинается буря, люди расходятся, Мария подходит к кресту и целует ноги Иисуса.

Мария: Плоть от плоти моей! Сердце от сердца моего! Сын мой, позволь мне умереть с тобой.

Иисус: Женщина. узри. сына своего. Сын. узри. мать свою.

Анализ сцены

Мария также предстает в этой сцене в роли терпеливой, убежденной женщины, которая в последние мгновения жизни своего сына выражает ему свое сопереживание и соучастие в его миссии. Для придания большей духовности сцене распятия Христа использован следующий прием: после того как он отдает Богу душу, Голгофа показывается сверху. Такой ракурс как бы сообщает зрителю, что Господь наблюдает за происходящим сквозь слезы, одна капля которых падает у креста Иисуса и вызывает землетрясение.

Выражение небесной скорби таким близким и понятным западному зрителю образом довольно успешно может сообщить ему о сопереживании Царства Небесного этому событию.

Мел Гибсон представляет в этой картине свое видение Божьего пророка, которое имеет следующие особенности.

2. Телесные наказания Иисуса показаны настолько подробно и драматично, что не каждый зритель может смотреть на них. Учитывая то, что Гибсон не рассказывает о прочих событиях из жизни Христа и не раскрывает других сторон его личности, упоминая лишь о его великих физических страданиях, этот вопрос можно рассмотреть с двух точек зрения. Во-первых, великая миссия пророка Иисуса заключалась лишь в принятии на себя всей тяжести людских грехов и принесении себя в жертву за них, и потому у него не было никаких обязанностей перед людьми в плане их духовного роста и наставления на путь спасения. Во-вторых, грехи человечества неописуемо многочисленны и велики, и потому ужасная жестокость наказания Иисуса Христа соразмерна совершённым и совершаемым людьми грехам.

3. Внимание режиссера настолько сконцентрировано на физических страданиях пророка, что зритель не видит каких-то иных духовных качеств его личности, кроме безграничной любви к человечеству и готовности пожертвовать собой ради него. В этой картине Иисус предстает скорее оправданным миссионером, нежели ответственным, наставляющим или заботливым богом. В нем нет никаких признаков стремления быть наставником для своих последователей. Данный фильм показывает, что единственный путь достижения пророком высшей духовной степени и выполнения возложенной Богом миссии – это беспрекословное принятие мучений.

4. По сравнению с другими голливудскими фильмами, где Иисус Христос изображается в довольно современном и осязаемом образе и представляется героем с такими качествами, которые соответствуют их сценарию, Мессия в работе Гибсона очень величав и степенен. Несмотря на то, что в нем не проявляется чего-то божественного и он, как простой человек, борется со своими страхами и сомнениями, он уверенно преодолевает их, предавая себя в руки судьбы, предначертанной для него Господом.

5. Внешний облик Иисуса в этом фильме довольно похож на тот образ Христа, который с давних пор известен зрителю и запечатлен в его памяти. Гибсон настолько скрупулезно следовал тексту Евангелий при создании этого фильма, что американские кинокритики назвали его фильм лучшим в истории Голливуда с точки зрения соответствия Евангелию.

Те, кто думает, что Мел Гибсон, снимая "Страсти Христовы", сознательно шел на большой риск, сильно заблуждаются. Он тертый калач и в Голливуде не первый день, поэтому предположить, что даже ради перспективы создать фильм всех времен и народов пойдет на разрыв с голливудскими воротилами, не мог ни он, ни тот, кто хоть на секунду представляет себе, что такое шоу-бизнес вообще и кино, в частности.


Трейлер

Страсти Христовы

Страсти Христовы (2004)
The Passion of the Christ
драма
Режиссер: Мел Гибсон
В ролях: Джим Кэвизел, Майя Моргенстерн, Кристо Живков, Франческо Де Вито, Моника Белуччи
Премьера: 8 апреля 2004 года

Кадр из фильма "Страсти Христовы"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Страсти Христовы"

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Страсти Христовы"

Кадр из фильма

Не кажется ли вам странным факт, что появившаяся порядка тридцати лет назад рок-опера "Иисус Христос – суперзвезда" ("Jesus Christ Superstar"), мгновенно ставшая хитом, не вызвала и малой доли тех нареканий, что выпали сейчас на долю "Страстей Христовых"? А скандально-крамольное "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе, что ни говорите, все-таки по части скандального накала куда как уступает фильму Гибсона? Или "Евангелие от Матфея" Пьера Паоло Пазолини, пропитанное марксистскими идеями? Никому из перечисленных режиссеров такой скандал и не снился. Причем во всех предыдущих случаях возмущались церковники, а теперь возмущение – сплошь светское. Почему, интересно?

Желая того или не желая, Гибсон столкнул миф и реальность, ввел их в противоречие друг с другом. За многие сотни лет, что прошли с момента распятия Христа, образ Сына человеческого приобрел черты мифологизированного персонажа. Для мифа нет ничего страшнее, чем попытка смахнуть с него пыль времени, разогнать облако несуразиц и стереотипов, клубящееся вокруг него, оставив лишь то, что хочется называть реальностью. Миф и реальность не могут существовать вместе, кто-то один непременно должен победить. Эта борьба, как правило, болезненна для тех, кто привык к мифу. В конкретном случае с фильмом Гибсона все предельно ясно. Подобно археологу, он попытался оживить события 2000-летней давности, не привнося в рассказ ничего от себя. Но пока Христос оставался давно уже обезличенным Мессией, все были довольны. Как только из Мессии потекли кровавые слюни, на кончике носа замерла кровавая слеза, а окровавленные руки беззащитно и жалко затряслись от боли и слабости, он стал раздражать. Но Спаситель не может, не должен раздражать, его нельзя видеть в грязи и без глаза – вот что вывело из себя многочисленных ревнителей мифа. Пока толпа, распявшая Христа, была безликой, тупой и неблагодарной толпой, мы не имели к ней отношения. Как только толпа собралась из раз, два, три, четыре, сто, тысяча – но отдельных людей, каждый отдельно отвратительный в своей низости, вдруг вспомнили, что эти люди – евреи. Начались обвинения в антисемитизме.

"Страсти Христовы" оказались фильмом не про страсти и даже не про Христа. В большей степени он оказался фильмом про тех, кто пришел этот фильм смотреть. Пришли – и выяснили, что никто не хочет знать, как было на самом деле, всем хочется сказки. Боль и страдания, как правило, грязны, а нам хочется чистенького Спасителя, этакой расплывчатой фигуры в глубине веков с нимбом над головой. Хитрый Гибсон устроил нам проверку на веру. И прошли ее далеко не все.

Кадр из фильма "Страсти Христовы"

Кадр из фильма


Поэтому-то скандал вокруг "Последнего искушения Христа" кажется теперь невинной перепалкой между Скорсезе и церковью. Люди готовы простить вольную интерпретацию мифа, отход от всех канонов, наличие разнообразных трактовок образа, но только не игру в раздевание. Придумывай что хочешь, верти-крути, только не трогай всерьез. Гибсон, как ни кощунственно звучит, раздел Христа, раздел любимый многовековой миф, попытавшись влезть поглубже в клубок страстей Христовых тире человеческих. За что и получил – то ли суперрекламу, то ли анафему. Как бы там ни было, "Страсти Христовы" за три недели проката уже десять (!) раз окупились – фильм с бюджетом 25 млн. долл. собрал 250 млн.

Из известных актеров в фильме снялась лишь Моника Белуччи – в роли Марии Магдалины.

Но когда через несколько лет увидела фильм, у меня сложилось совсем другое представление. Крупнейший голливудский актер и режиссер Мел Гибсон создал этот шедевр, который заранее обещал вызвать пространные дискуссии. Хочу начать с компетентного мнения специалиста.

«Фильм был благословлен Католической церковью и хорошо принят в Православной. Но его нередко упрекают в намеренной жестокости: страдания Христа, физические истязания показаны слишком натурально. Фильм сознательно ориентирован на современного зрителя, привыкшего и почти нечувствительного к насилию на экране.


Итак, в киноленте воссозданы последние 12 часов земной жизни Господа Иисуса Христа. Полнолуние. Иисус на коленях в Гефсиманском саду, апостолы спят. Молится до кровавого пота и это не метафора, у него, действительно, от напряжения лопались сосуды.

Предательство Иуды, его поцелуй Учителя. Арест Иисуса. Необходимо отметить, что Его начали избивать еще во время ареста, что было незаконно. Христос молчит перед Каиафой, когда Его обвиняют в богохульстве. Суд синедриона проходит ночью, буквально пародия, а не суд. Затем суд Пилата, Ирода.

Шествие от судных врат Иерусалима до Голгофы. Христос падает под тяжестью Креста. Симон Киринейский помогает его нести. Распятие. Землетрясение после смерти Господа на Кресте. Снятие с Креста.

Вот коротко основные эпизоды сюжета, известные не только каждому верующему, но и любому образованному человеку. В частности, сцена бичевания с середины фильма возбуждала обвинение в жестокости. В Евангелии об этом сказано, а здесь подробно показано.

Я видела в Иерусалиме колонну бичевания, она низкая, примерно до колен. К ней приковывали приговоренного за руки и, таким образом человек оказывался в согнутом положении. Били сначала палками, потом бичами с железными наконечниками. Случалось, обреченные умирали от 3-4 ударов, Христос выдержал намного больше.

Это — очень часто практиковавшееся у римлян бичевание. К нему обращался римский судья, когда считал почему-нибудь необходимым подвергнуть подсудимого пытке, и в таком случае бичевание имело особое название — quaestio рет tormenta. Бичевание практиковалось как жестокая, страшная прелюдия к смертной казни, особенно в тех случаях, когда последняя совершалась чрез распятие. Наконец, оно же было и особым видом наказания в собственном смысле.

Орудиями бичевания были иногда тонкие вязовые прутья, удары которых с сильным шумом со всех сторон сыпались на несчастного, но чаще плети из ремней, к концам которых прикреплялись острые костяные иглы или куски свинца. Пред бичеванием с осужденного снимали все одежды и потом совершенно нагого привязывали к низкому столбу.

Здесь нет ничего преувеличенного, режиссер вовсе не садист, а благочестивый католик. Вот на самом деле то, чего мы не видим на православной иконе, а жаль: Спаситель взошел на Крест, весь избитый и покрытый кровавыми язвами. Зритель должен понять, как это все происходило.

Должна заметить, что воссоздана настоящая атмосфера Иудеи I века, но главное — Христос. Я увидела не красивого актера, исполняющего роль Спасителя, а Бога, страдающего в человеческом естестве. Терпел муки, как Человек, и на Кресте умер как Человек.


Если знать, как выглядели исторические персонажи, то можно с уверенностью сказать, что в фильме все похожи. Как основные герои, так и все типы людей, членов синедриона, римских воинов, простых жителей, удивительно живописные.

Актерский состав многонациональный, главные роли исполнили американские, итальянские, болгарские актеры.

Великолепно передала чувства Матери, смотрящей на страдания Своего Сына румынская актриса Майя Моргенштерн. Рядом с Богородицей спасенная Господом Мария Магдалина (Моника Белуччи).


Апостолы — юный Иоанн (Христо Живков), любимый ученик Христа. От страха поддавшийся малодушию Петр (Франческо де Вито), лицемерный Иуда (Лука Кионелло).

Трусливый Понтий Пилат (Христо Шопов), боящийся восстания и его жена Клавдия (Клаудия Джерини), искренне жалеющая Иисуса из Галилеи.

Интересный образ Сатаны, искушающего Сына Божиего, создала Розалинда Челентано, дочь Адриано Челентано. Сатана радуется, наблюдая мучения Богочеловека и терзается, когда Он прощает своих распинателей.


Финальные сцены тоже натуралистичны. Ладони, пробитые гвоздями и ноги одним гвоздем. Есть сведения, что в сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Режиссер отказался от компьютерной графики.

Я не даю ссылки на Евангелие потому, что здесь не научная статья, а размышления.

И сделалась тьма по всей земле. Чтобы убедиться в смерти Спасителя, воин протыкает копьем Его ребро. Оттуда изливается кровь и вода, что символизирует двойную природу Бога и Человека. Воина зовут Лонгин-сотник (Джованни Капальбо), тут же уверовавший и ставший христианином. Ему посвящен одни из приделов в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Конец истории известен — камень отвален и в пещере нет больше мертвого тела. Христос Воскрес! Шумом и неистовыми криками сопровождались страдания и смерть Господа, а Воскресение тихое, незаметное, как дуновение ветра.

Что же плохого, если мы будем держать в уме спасительные страсти Христовы? Ведь важно помнить, какой ценой искуплены наши грехи.

Что бы ни происходило в мире, все равно самым привлекательным остается Бог. Христос продолжает быть популярной личностью и темой для обсуждения. Евангелие — история, которую никогда не надоест перечитывать всякому христианину. Фильм Гибсона можно назвать живым Евангелием.

Читайте также: