Сочинение по фильму иди и смотри на тему подросток войны

Обновлено: 06.07.2024

. Первые 15 минут вообще ничего не происходит, лишь два мальчика не производящие впечатление нормальных ходят и выкапывают винтовку. Потом приходит добрый, но страшный полицай и забирает мальчика. Прислужник немцев говорит как Берия и сильно на него смахивает внешне. Куда ведут мальчика, те кто по всем формальным признакам похожи на прислужников оккупантов? Я думал в полицию, но каким-то хреном мальчик оказался в мистическом партизанском отряде.
Потом партизанский отряд ушел в никуда, а мальчика по его придурошности оставили. Потом мальчик познакомился с девочкой то-ли Розой из колхоза, то ли Глашей, влюбленной в сурового и явно ненормального командира отряда. Глаша представила придурошного мальчика командиром и пыталсь с ним заигрывать. Мальчик охренел от этого. Потом они непонятно с чего плакали, а потом смеялись.

Итак фильм уже идет час!

Девочка хватает мальчика и они убегают в лес. Мальчик идет домой. Приходит в пустую деревню. Приходит в дом. Там никого нет. Он достает еще теплый то-ли суп, то-ли кашу и начинает есть. Все как бы намекает, что дом покинут только что. Он ждет встречи с матерью и сестренками. Но что-то подсказывает зрителю, что все на самом деле уже мертвы. Так все и оказывается. Причем снято это очень опять же талантливо для фильма ужасов.

Т.е. вдруг мальчик додумывается, что что-то не так и предполагает, что его семья убежала на болото. Немедленно хватает девочку, они бегут. Девочка оглядывается и о ужас…! Видит на заднем дворе сотни (!) мертвых тел, сваленных в одну кучу. Она кричит от ужаса и они бегут в болото. Мальчик пока не в курсе происшедшего, но видно уже понял что случилось что-то страшное. Тем временем они пробираются болоту чуть ли не в режиме реального времени. Че-то кричат друг другу. Чуть не топнут в трясине. Все в грязи и страшных водорослях.

Выползают наконец на остров. Там вообще непонятно что. То-ли это остров мертвых и все кого видят герои на самом деле мертвые, то-ли туда убежали спасшиеся жители. Идут какие-то метаморфозы восприятия, нихрена непонятно, а потом показывают крупным планом минут очень-очень долго лицо полностью обгоревшего человека. Камера внимательно следит за ужасающим лицом. Лично я больше 2 секунд на это смотреть не стал. Но сцена продолжалась минуты 2, т.е. экран был наполнен ужасающим изображением. Кто это был? Я не понял, т.к. честно говоря уже был сильно утомлен просмотром.

Потом присутствие немцев становится более реальным. Но сами немцы представлены как исчадия ада. Т.е демоны. А потом начинается, то что я смотрел 5 лет назад и пересматривать у меня весь этот кошмар у меня желания не возникло. Фильм снят в очень тоскливых тонах, постоянно звучат очень тоскливые звуки, все серо-уныло, страшно, мерзко и практически эксплуатирует биологические особенности человека погружаться в тоску и страх. Т.е. усиленно все минорится как по аудио потоку, так и по видео.

В комментах к предыдущем посту меня некоторые недоумки обвиняют в том, что я обеляю преступления гитлеровцев. Нет, мои дорогие идиоты, я не обеляю никого. МНЕ ФИЛЬМ НЕ НРАВИТСЯ! Я считаю его отратительным. По существу считаю этот фильм практически глумлением над трагедией Хатыни и других 185 уничтоженных белорусских деревень. Это фильм – явно проба мастера в новом жанре. Жанре фильмов ужасов. И для фильма ужаса снято действительно неплохо.

По поводу якобы полезности фильма "Иди и смотри" мне часто говорят следующий тезис: "Такие фильмы должны сниматься и показываться ИМЕННО для того, что бы ужасать и вызывать отвращение. Что бы даже у самого толстокожего дебила и в мыслях потом не возникало творить что либо подобное"
Я так не считаю. По такой логике, чтобы предотвращать изнасилования нужно почаще показывать изнасилования причем как можно детальнее.

Смысл фильма

Смысл фильма

Посмотрев фильм, находишь, что ничего подобного до этого времени не видел. Показана вся жестокая правда отношения нацистов к мирным белорусским жителям. Картина с самого начала держит зрителя в напряжении и не дает расслабиться.

Мальчики-подростки, которые рассуждают и действуют не по годам, ищут оружие на поле, где были бои, зная, что только так они смогут воевать против врага. Родители, которые хотят защитить и уберечь детей от зла, в душе понимают, что в нынешних условиях это невозможно. Страшные эпизоды пожара, крики отчаянья и горя, гул немецких самолетов и лай овчарок, сцены крови и разрушения ‒ все создает реальную картину зла и насилия человека над человеком.

Добрый и ласковый Флера, с самого начала рвущийся сражаться с оккупантами, перенес много нечеловеческих мук и лишений, которые вряд ли смог вынести кто-либо.

Поняв, что партизаны не воспринимают его серьезно, а, возможно, жалеют, он решает возвратиться домой. К нему присоединяется Глаша, девушка, которую тоже не взяли. Она обижена и огорчена, потому, что влюблена в командира отряда, строгого и сильного человека.

Ребята попадают под обстрел, видят немецких десантников, мокрые дрожат от холода, ночуя в лесу. Но все же в душе они еще дети, радуются общению друг с другом. Юноша восхищенно смотрит на девушку, танцующую под струями дождя, на миг забывая об опасности.

Возле юных созданий появляется аист (символ зарождения новой жизни), но он тоже мокрый несчастный и голодный, такой же как и они. Как-будто говорит, что сейчас всем тяжело, черный мрак заслонил светлый солнечный день надолго. Держится возле них, чувствуя добро и защиту.

В доме юноши, посуда на столе, приготовленная к обеду, еще теплая еда в печи, игрушки, которыми недавно играли сестры-близняшки, зудящие мухи ‒ все говорит о каком-то страшном происшествии. Взволнованный Флер успокаивает себя мыслью, что его родные спрятались на острове посреди болота. Он еще не знает о том, что увидела Глаша ‒ кучу трупов возле стены его дома.

Топкое мертвое болото, где дети могли погибнуть, ища родных, и известие о смерти мамы и сестричек, жутко обгорелое тело еще живого односельчанина, крики и плач голодных детей ‒ все смешалось в голове Флера. Он чувствует себя виновным в гибели близких и решается на самоубийство, но его спасают.

У измученного горем мальчика, понемножку срезают ножом волосы ‒ это как обряд очищения от, заполонивших юную душу, страдания и зла. Волосы предают земле.

Оказавшись среди своих людей и чувствуя их поддержку, юноша немного отходит, даже нашел в себе силы пойти с тремя смельчаками за добычей продуктов. Но они попадают под обстрел, все гибнут, кроме него. Он настолько был обессилен и убитый горем, что уснул на мертвой корове, которую они вели на остров.

В фильме каратели поджигают амбар, битком набитый людьми, среди них оказался и Флера, но чудом спасся. Такие акции каратели действительно проводили в Белоруссии, сгорело несколько сотен деревень с жителями.

Автор фильма хочет достучаться до человечества. Нельзя убивать друг друга, сеять жестокость и насилие, иначе это может коснуться каждого.

Очень удачно выбран образ юного героя, вокруг которого вращаются события фильма.

Мальчик, у которого отняли детство, пройдя все ужасы и испытания от немецких захватчиков, седеет, его лицо приобретает облик старческого, изнуренного горем. Он ‒ жертва и свидетель. Он прошел ад. Как можно это забыть и жить дальше? Почему люди способны совершать такие поступки?

Финал и его смысл

Отряд партизан ликвидировал фашистов-карателей, отходивших от деревни, некоторых взяли в плен. Среди них Флера узнает пожилого главного немецкого офицера, который отдавал приказы по уничтожению людей. Находятся такие, что просят о пощаде, перенося вину на других, как переводчик с немецкого. Он даже, чтобы спастись, обливает бензином соотечественников и просит факел для поджигания. Это еще раз говорит о бесчеловечности нацистов. Как бы не ужасны были злодеяния врага, наши люди не смогли ответить им тем же ‒ спалить заживо. Одна женщина стала их расстреливать, ее поддержали партизаны.

Флера в этой ситуации подает канистру с бензином, которую принес с собой.

Отряд уходит. Юноша видит в луже портрет Гитлера и начинает по нем стрелять, потом целится и стреляет в сменяющиеся кадры, где мелькает фигура фюрера. Он мстит за маму, любимых сестричек, за всех казненных и убитых на своей земле. Но вот перед глазами появляется Гитлер-младенец на руках у матери. Выстрела не последовало. Он не смог убить ребенка. Режиссер хочет сказать, что даже в сплошной стене зла и бессердечия, добро имеет право на существование. В любых ситуациях нужно творить добро. Это наше спасение и наше будущее без войн!

Идет снег, чистый и непорочный, он покрывает измученную, сожженную землю белизной. Жизнь продолжается…


Две полярные позиции: война в кино как фон и декорация против искреннего, честного и принципиального фильма-послания потомкам с напоминанием об ужасах прошлого

ИДИ И СМОТРИ:
ВОЙНА КАК ОНА ЕСТЬ

Две полярные позиции: война в кино как фон и декорация против искреннего, честного и принципиального фильма-послания потомкам с напоминанием об ужасах прошлого

Две полярные позиции: война в кино как фон и декорация против искреннего, честного и принципиального фильма-послания потомкам с напоминанием об ужасах прошлого


Сюжет фильма прост: подросток Флёра становится свидетелем карательной операции зондеркоманд в Белоруссии, и эти несколько дней физически превращают его в старика.

Само название фильма уже вступает в полемику со снятыми до и после картинами о войне — Климов как бы намекает на их недостоверность, а поэтому — скрупулезно работает над фильмом, не покидая место съемок ни на день. Он ставит перед собой и перед командой актеров, операторов, пиротехников и другими членами съемочной команды жесткую задачу: достичь подлинности событий. И идет ради этого на все. Хочется упомянуть о некоторых фактах, которые связаны со съемками картины и шокируют не меньше, чем сам фильм.

Во-первых, режиссер проводил жесткий отбор кандидатов на роль Флёры. Он демонстрировал несколько часов подряд снятую нацистами хронику в концлагерях, а затем предложил чай с тортом. И лишь Алексей Кравченко, впоследствии и сыгравший главную роль, отказался от угощения. Кроме того, мальчику пришлось специально худеть к съемкам фильма, поэтому он голодал 48 часов в неделю. С актером работали психологи и, говорят, даже гипнотизеры, чтобы не дать подростку сойти с ума от жёстких условий съёмок и тяжёлых режиссерских задач: например, сцену с прохождением вязкого болота он сыграл сам.

Во-вторых, разрывы бомб и снарядов, даже пожар в картине подлинные. Как и сцена, в которой погибает корова — от полученного ранения она действительно скончалась на съемочной площадке.


Не щадящие съемочную группу условия съемок в совокупности с кинематографическими приемами — использованием стэдикама (камеры для стабилизации съемок в движении), который фокусируется на деталях, создавая одновременно как ощущение отчужденности, так и эффект присутствия; длинных планов и панорамной съемки, сопровождаемой непонятными звуками и шумами, которые слышит Флёра — то ли от временно полученной контузии, то ли от того, что сходит с ума; угнетающей музыки Моцарта и Вагнера; кадров военной хроники; взглядов героев, направленных прямо в объектив камеры, — давят на психику зрителя и погружают его в разворачивающийся на экране Апокалипсис. Отсюда становится понятно, почему скорая помощь дежурила у кинотеатров в 1985 году, когда фильм вышел на экраны.


Так, зритель неминуемо становится участником развивающейся на экране трагедии, но при этом остаётся бессильным — он не может, равно как и Флёра, ничего изменить. Климов не жалеет зрителя, с каждым эпизодом все сильнее и сильнее травмируя психику разрывающими душу сценами. Он детально демонстрирует, как проходит карательная операция: здесь и фашист, протирающий очки перед запуском пулеметной очереди в горящий амбар, и аппетитно поедающая лобстеров на фоне массового убийства молодая женщина в нацисткой форме, и девочка-подросток, которую волокут за волосы к грузовику, набитому немецкими солдатами — известно зачем, и услужливые коллаборационисты, пытающиеся задобрить фашистов своими издевками над беззащитными жителями, и улыбающаяся старушка, которую смеха ради вместе с кроватью каратели выносят во двор — и все эти простые, будничные для героев действия, придают картине звериный ужас.

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Автор публикации: Марина Голомолзина, журналист
Редактор: Ольга Крутчинская, переводчик, специалист по межкультурной коммуникации

Смотреть его невозможно и необходимо.

Из истории создания фильма

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. И тем не менее, никто не отрицал, что столь жестокие картины войны — не выдумка режиссера, а отражение реальных событий, имевших место в оккупированной немцами Белоруссии в 1943 году. Исторический факт, что 628 белорусских деревень было сожжено вместе с жителями.

Фильм снят режиссером Элемом Климовым, который долгое время задумывал такую правдивую картину о войне. Во-первых, потому что он сам был свидетелем страшных событий войны, поскольку детство свое провел в Сталинграде. Во-вторых, психологическое давление оказывала современная ему холодная война и связанная с ней возможность развязывания третьей мировой войны. Хотелось сказать миру о том, что это не должно повториться.

Мальчишка рвется в бой

Сюжет фильма — война глазами подростка, жителя одной из белорусских деревень. В самом начале фильма он собирается уходить из дома в партизанский отряд. Мать не пускает, убеждает пожалеть себя, но Флера горит желанием совершать подвиги, защищать Родину. С воодушевлением покидает он родную деревню, где остается мать и две его сестренки-близняшки, и прибывает в партизанский отряд.

Гитлер не церемонился с жителями завоеванных территорий и освободил нацистов от ответственности за любые действия по отношению к народам, населяющим СССР. Официальные директивы фюрера на этот счет приравнивали зверства фашистов к государственной политике. Но сломить дух народа им не удалось.

Одна из страниц массового героизма советских людей — партизанские отряды в Белоруссии. Все местные жители, кто мог держать ружье, ушел в подполье, в леса, чтобы уничтожать врага любыми путями, незаметно, неожиданно, иррационально — так, как может только русский человек.

Флеру жалеют, не берут в первый бой, оставляя в лагере. Будучи совсем еще мальчиком, он льет слезы от обиды и бессилия и убегает из лагеря. В лесу он встречает девушку Глашу, тоже из партизанского отряда. Они оказываются в центре карательной операции против партизан. Первая бомбежка, контузия, острое переживание ужаса войны. Но детство пока берет верх. На следующий день в лесу с Глашей они весело бегают под дождем.

Когда кончается детство

Психологически очень тяжелый момент, когда мальчик в один момент взрослеет. Детство кончилось. С этого мгновения в его взгляде застывает страдание. Режиссер нашел очень сильный прием, чтобы показать метаморфозы, которые происходят с психикой ребенка во время войны. Из цветущего розовощекого мальчишки он превращается в высохшего, морщинистого, поседевшего старика. Глядя на него, понимаешь, какой внутренний путь прошел он за эти мгновения. От счастья до страдания. От беззаботности детства к взрослой ответственности за судьбы других людей.

Ужас войны картинка

Сколько еще горя может выдержать обычный подросток? Но советские подростки в то время могли, взваливали на себя эту ношу, потому что так жили все, отдавали от себя все, что могли и даже больше. Личное растворялось в общем. Иначе откуда взять силы, чтобы продолжать жить, насмерть стоять на пути врага?

Дальше все воспринимается как кошмарный сон. Невероятная какофония звуков — звуковой фон фильма создает гнетущее впечатление. Хочется зажать уши, не слышать, не видеть этого ужаса, потому что это кажется нереальным, невозможным в этой жизни. Именно это испытывает мальчик. И только шире раскрываются его глаза.

Только Флера вылезает из окна церкви да еще одна молодая женщина с ребенком. Ребенка тут же забрасывают обратно, а ее волокут на потеху солдатам. С ужасом наблюдает парень, как фашисты поджигают здание.

Карательная операция закончена, деревня полыхает. Нацисты покидают село, но внезапно появившиеся партизаны разбивают отряд, взяв в плен несколько немецких офицеров и их прихлебателей из местных. Эта сцена самая сильная в фильме. Она наиболее ясно показывает отличие двух миров, столкнувшихся во Второй мировой войне.

Слушать, чтобы понять, что иного пути, кроме как драться до победного конца, у нас нет. Иначе русского народа не будет. Зарядиться страстью праведной мести.

Русский народ на войне картинка

Но вместе с тем в русских нет жестокости. И когда одного из полицаев заставляют собственноручно убить немецких офицеров и он обливает их бензином, чтобы поджечь, то не успевает это сделать, потому что партизаны из милосердия расстреливают их, чтобы не мучились.

Флера становится олицетворением этого милосердия. Прежде чем присоединиться к партизанскому отряду, он расстреливает портрет Гитлера, валяющийся в луже. Кадры документальной кинохроники, сопровождающие эти выстрелы, заставляют нас почувствовать всю ненависть к фашизму, которую он ощущает. Перед зрителем проходят картины ключевых моментов становления нацизма в обратном хронологическом порядке: концлагеря, начало войны, Пивной путч, беспорядки… Но вдруг Флера замирает, видя портрет юного Адольфа на коленях у матери. Он смотрит в глаза его матери и, несмотря на все зверства фашистов, которые прошли перед ним, не может стрелять в ребенка.

Уроки войны

Кадры кинохроники показывают нам два мира. Первый — это Германия, которая боготворит своего фюрера, затаив дыхание, слушает его речи, забрасывает цветами. Германия, в которой в самых обычных немецких семьях работают рабы, пригнанные из оккупированных территорий Европы и СССР. Второй — СССР, где разворачивается самая кровавая и страшная война в истории человечества. То, что случилось с нашей страной и другими народами, — результат поддержки немецким народом режима, который развязал эту войну.

Этот фильм надо смотреть, чтобы знать правду. Правду о тех, кто нес смерть и страдания, подлость и предательство. Правду о тех, кто ценой собственной жизни отвоевал для нас свободу и мир. Этот фильм надо смотреть, чтобы в современном хаосе и неразберихе информационной войны никто не смел навязывать мнение и трактовки, манипулировать чувствами и памятью о подвиге наших бабушек и дедушек.

Этот фильм надо смотреть, чтобы не забыть. Не забыть о сожженной Белоруссии и разрушенной стране, о жертвах Хатыни, о замученных партизанах и зверствах над узниками концлагерей, об угнанных в рабство детях и женщинах. Не забыть о блокадном Ленинграде и о несломленном Сталинграде, о Брестской крепости и Невском пятачке, о миллионах героев, навсегда оставшихся на полях сражений. Не забыть, чтобы это не повторилось вновь, чтобы не пришлось кровью и невосполнимыми потерями отстаивать право на будущее, право на жизнь.

Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Говорят, что войны развязывает не народ, а политики. Но все ужасы войны приходится расхлебывать всем, и простым людям, и солдатам. Поэтому мы просто обязаны не дать поддержку силам, способным разрушить мир.

Этот фильм всегда вызывал отторжение, поэтому сегодня я пересмотрела, попутно анализируя его, и пришла к выводу, что это - худший фильм о войне.


Тезисно отмечу, что происходит в фильме:

14-летний Флёра находит себе автомат и уходит воевать к партизанам. Там обнаруживает, что не готов к войне, знакомится с девушкой Глашей, двоём попадают под атаку немцев и спасаются бегством.

Партизаны уговаривают Флёру совершить вылазку в деревню за коровой, но попадают под карательную операцию. Немцы сжигают жителей в церкви, Флёра чудом остаётся в живых.

Партизаны догоняют карателей и расстреливают. Флёра в конце фильма стреляет в портрет Гитлера.


Сначала отмечу примечательные моменты, которые я заметила:

1. Неуютные монологи крупным планом

С первых же кадров странный старик бранится, смотря в камеру: "щенки собачие", "недоноски смердючие".

Озлобленный мальчишка то демонически хрипит, то рычит как собака с костью в зубах, то резко заговаривает чистым детским голосом.

Удушливый монолог Глаши: - Я любить хочу, рожать хочу.

И всё это крупным планом, смотря прямо на зрителя. Это ошеломляет, у меня сложилось ощущение, что эти люди уже давно сошли с ума из-за войны.

Таким образом фильм сходу окунает нас в свою странную атмосферу ада на Земле, где люди - не люди, а демоны натуральные. При том немцы не появились ещё.


2. Библейские отсылки

Я поняла задумку режиссёра. Четыре немца с парашютом - четыре всадника апокалипсиса. С их появлением начинается ад. И чем дальше, тем становится хуже.

Но это очень трудно заметить, т.к. АД на земле уже начался с первой сцены фильма.

Флёра показался Моисеем наоборот - он заводит Глашу в болото, где они оба оказываются по уши в грязи и чуть не погибают там. Болото не расступилось перед его ногами. А сожжение церкви немцами - очевидно, торжество Сатаны.


3. Нет персонажей, нет характеров

Флёра на протяжении фильма не делает ни одного поступка. Он просто смотрит и ужасается. Смотрит и ужасается.

Понимаю, что создатели хотели, чтобы зритель сострадал ему, и актёр сыграл просто потрясающе. Но главный герой отсутствует как персонаж ПОЛНОСТЬЮ.

На его месте мог быть абсолютно любой человек, и это не изменило бы в фильме ничего. На месте любого из персонажей мог быть кто угодно. Примечательно, что многие думают, что та девочка со свистком - это Глаша.

4. Давящий звук

Этот гул. Эти шумы и обрывки музыки. Обычно в фильмах во время речи фоновый шум и музыку приглушают, чтобы было лучше слышно, но не в этом фильме. Порою очень сложно разобрать, что говорят на экране.

Бедные зрители, смотревшие в кинотеатре - у них не было возможности делать звук тише. Это уже не художественный приём, а самое настоящее насилие над зрителями.


ИТОГ: крайне негативный почти документальный артхаусный фильм, ничего художественного в нём нет. Персонажи отсутствуют, сюжет отсутствует, текст невыразительный - нет ни одной запоминающейся фразы (разве что "любить. рожать"). Посыл примитивный до ужаса: война - это страшно.

Фильм крайне больной, создатели проецировали глубочайшую травму всей страны на плёнку. Это - ковыряние в собственной ране, с кровью, криками и болью до потери сознания. Такое невозможно смотреть.

Защитники фильма скажут, что настоящая война такая, что всё так и было на самом деле. Я знаю. Любой, кто мало мальски знаком с историей, знают, какие ужасы там творились.

Но задумайтесь, почему ветераны-фронтовики не смакуют подробности? Почему те люди, лично пережившие ужасы пострашнее, стараются оградить нас от этого?

Другие военные фильмы, несмотря на всю грязь войны, несут надежду и свет. А именно "Иди и смотри" - бессюжетная почти документальная хроника, но воссозданная режиссёром и актёрами. Это - беспросветный мрак, после которого хочется лезть в петлю. Такие фильмы нельзя смотреть и нельзя снимать.

Читайте также: