Сочинение по базарову план

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района

урока литературы

в 10 классе

« Урок-подготовка к написанию сочинения по роману

И. С. Тургенева

"Отцы и дети"

учителя русского языка и литературы

Марковой Татьяны Александровны .

Тема занятия : Урок-подготовка к написанию сочинения по роману

И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Цель занятия: формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения .

- учить устанавливать связи между частями сочинения;

- учить различать главную и второстепенную информации.

-повторить материал о структуре сочинения ;

- повторить информацию о теме и основной мысли текста ;

- формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;

- развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;

- обогащать словарный запас обучающихся;

- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

- совершенствовать умение логически мыслить;

- формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать ответственное отношение к учёбе;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников.

Место проведения занятия: кабинет русского языка и литературы

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:

-мультимедийное оборудование для показа сопровождающей урок презентации;

-карточный материал (см.приложение)

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

Тип занятия: урок развития речи

- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;

- по степени активности учащихся: продуктивный творческий;

- по источнику знаний: словесный, практический, наглядный;

- по организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оформление доски: записи по ходу урока

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель : Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Темы, сформулированные и представленные вами, помогут нам понять это.

Ученики представляют и защищают темы сочинений, которые самостоятельно составили дома, обосновывают свой выбор.

3.1Осмысление темы, подбор эпиграфа, составление плана.

Работа в группах.

а) Определим основное направление рассуждения

Гегель характеризует трагических героев следующим образом: “Трагические герои не выбирают, а по своей природе СУТЬ то, что они любят и совершают… Герои древней, классической трагедии, если только твёрдо решаются на определённый НРАВСТВЕННЫЙ пафос, необходимо оказываются в конфликте со столь же оправданной противостоящей им нравственной силой”.

б) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

Вспомните, ребята, что такое эпиграф

Каковы правила оформления эпиграфа?

Перед вами несколько цитат, выберите в качестве эпиграфа то высказывание, которое соответствует теме и вашему вкусу. Запишите его в тетрадь. (см. приложение)

в)Работа над составлением плана

Перед вами композиционные части сочинения-рассуждения. Восстановите на доске классическую схему сочинения.

Более того, вам представлены в раздаточном материале основные направления развертывания темы сочинения, распределите по частям сочинения – о чем возможен разговор в каждой части

Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии .

Одинок ли Базаров?

Автор и его герой.

3.2. Работа с вступлением

Капитаны получают карточки

Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе.

3.3. Работа с тезисами основной части сочинения.

Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.

Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.

1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.

И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.

Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?

4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.

3.4 Работа над заключительной частью сочинения .

Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить : учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.

- К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

4. Мини-беседа по итогу урока. Комментирование оценок.

5Домашнее задание.

Написать сочинение по роману, используя материалы урока.

6. Рефлексия.

Ответьте, ребята, пожалуйста на вопросы:

- Достигли ли мы цели урока, смогли ли решить поставленные задачи?_________________________________

- Сегодня на уроке я _______________________

- Самое интересное для меня задание было_____________________________

- Я узнал(а) (новое)________________________

- Материал урока был_____________________

- За урок я______________________

- Самое сложное для меня было____________________

- Работал ли я в группе______________

- Урок для меня показался_______________-

Приложение к уроку.

. Не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами. Эта заносчивость свойственна нам вообще; она имеет свои хорошие стороны как умственная смелость, но зато, конечно, приводит порою к грубым ошибкам.

. Слишком неразборчивое отрицание Базарова и самая односторонность его развития стоят в прямой связи с преобладающими стремлениями к осязательной пользе.

Природу надобно представлять себе, по аналогии с человеком, ищущей и заблуждающейся, доброй и злой, — борющейся и становящейся выше себя. Фр. Ницше

. Это — не диспуты, а живые, страстные, драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя, как человека и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование.

Спешим, хлопочем, бьемся — жизнь проходит.. . Покинем этот мир, а жизнь идет.. .

Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения.

Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, а сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда.

Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся.

"Части сочинения" (раздаточный материал)

Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.


Образ Базарова сочинение
План
1. Герои романа “Отцы и дети”.
2. Образ Базарова
2.1. Образованный человек.
2.2. Нигилист.
2.3. Испытание любовью.
3. Теория Базарова.


И. С. Тургенев написал свой роман “Отцы и дети” в непростое время для всей России – в период крестьянской реформы, когда общество разделилось на либералов и демократов, порождая многочисленные споры и раздоры между разными социальными слоями.
В своем произведении писатель изобразил конфликт между свободомыслящими, но законсервированными дворянами, и представителями прогрессивной революционной интеллигенции.


Семья Кирсановых является образцом вольномыслящих аристократов, они не борются за крепостное право, но и не считают себя равными по отношению к простому народу.
Базаров же, благородный человек, имеющий дворянские корни, выступает за полное освобождение крестьян и возвращение им всех гарантий и благ.
Поэтому Евгений Базаров – небогатый образованный мужчина, любитель науки, будущий врач по призванию, становится причиной многих ссор и размолвок в доме пригласивших его Кирсановых.


Молодой человек очень увлечен естествознанием, каждое утро он отправляется на пешие прогулки и проводит всевозможные хирургические опыты. Базаров очень любит медицину и с ответственностью подходит к ее изучению. Он с радостью употребляет свои знания на пользу бедных людей.


По мировоззрению главный герой – нигилист, он отрицает и отвергает все условности и все общепринятые нормы, из-за чего у него постоянно бывают нешуточные столкновения с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Пожилой аристократ недоумевает, как можно отвергать все – искусство, поэзию и даже любовь?! “Все!” – твердо отвечает Евгений, не признающий ни авторитетов, ни идеалов. “Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… - размышляет Павел Петрович. – Да ведь надобно же и строить”. “Сперва нужно место расчистить” – резонно объясняет уверенный Базаров.
Однако противоречие между ним и старшим поколением является не единственным конфликтом романа.

После встречи с Одинцовой, в Евгении назревает внутренний разлад, который он не сразу постигает. Дело в том, что молодой человек, отвергающий чувства, эмоции и привязанность, сам начал испытывать всепоглощающее ощущение любви к понравившейся ему женщине. “Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…” – почти со злостью говорит он богатой помещице. Базаров, ни разу до этого не испытывающий настоящего чувства, ожесточен не только сам на себя, но и на свою избранницу. Это она заставляет его верить в любовь! Это из-за нее он трепещет в ожидании ответа!


Чувство Евгения осталось неразделенным. Понимая это, он уезжает от любимой женщины и вскоре умирает из-за своей неосторожности.
Смерть молодой человек принимает стойко, сообразно своим принципам и убеждениям. Как врач, он осознает, что скоро начнется кризис и что он может впасть в беспамятство. Мысль о несчастных родителях тревожит его. Он старается ободрить отца мыслями о религии и философии, которым старик очень предан. Перед смертью Базарову удается еще раз увидеть свою любимую женщину.


Я двояко отношусь к теории всеобщего отрицания, которой придерживается главный герой. С одной стороны, нигилизм говорит о смелости и прогрессивности, но с другой… Я считаю, что невозможно отрицать то, что заложено в людей с рождения – стремление к любви, восхищение прекрасным, устремление к идеалу.

Рабочий лист ученика - раздаточный материал для урока подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Тема сочинения: "Базаров - "новый" герой или трагическая личность?" Ученики работают на компьютере.

Оценить 5506 0

Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.

2.1. О чём говорит портрет героя?

2.2. Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ

2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.

1. Клише для вступления (примеры).

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.

2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?

Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.

Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.

Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб - признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде - один из принципов …. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к.

2.2. Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего".

Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких …. не склоняется.
Наука и познание мира опытным путем.

Вывод:

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.

Тезис: Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Закоренелый нигилист. отрицает любые романтические чувства. влюбляется.

Вывод: Базаров оказывается способен.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.

Тезис: Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с.
…. касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …. по отношению к. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа. Базаров считает. Герои спорят о роли. дворянство. Об отношении. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.

Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.

Вывод: Трагичность положения героя в том.


2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек. ещё никто не спасовал. отрицает (отрицающий) романтизм. доверяет своим идеям. мысль об ошибке. уныние. Будет наказан: врачебные занятия. роковыми. медицина. он почитал. не сможет. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова.


2. 6. Автор и его герой.
Тезис: Автор считал. время Базарова не пришло. возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.

Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

Вывод:

- К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________


Вариант 2.
. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

5 сочинений

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Пример сочинения 2

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.
Пример сочинения 3

Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.

Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.

Пример сочинения 4

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Базаров весьма мужественно переносит свою приближающуюся смерть. Он скрывал от матери свою болезнь, так как не хотел его огорчать, подбадривал своего отца и не внушал себе бессмысленных надежд на выживание. На исходе своих дней, герой понимает, что главное для него это любовь и ни что иное. Его смерть своего рода гибель не только героя, но и нигилистских убеждений.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

Читайте также: