Сочинение по басне лягушки просящие царя

Обновлено: 04.07.2024

Басня — это один жанров литературы. Особенность басен заключается в том, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Возьмём к примеру известную баню И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя".

В качестве главных героев здесь выступают Лягушки. Они долгое время жили свободно и счастливо, но в один момент решили, что им непременно нужен царь, который будет ими управлять. Лягушки стали молиться, чтобы боги послали им царя. Хотя обычно боги и не реагируют на мелкие просьбы, но тут сам Зевс послал на землю царя.

Царь был статным, высоким, стройными, серьёзным. Лягушки уважали его и первое время даже слегка побаивались правителя. Но спустя время жители поняли, что их царь слишком миролюбивый, мягкотелый и ничего сделать не может, они сравнивали его с осиновым чурбаном. Лягушки осмелились даже запрыгивать на колени, поворачиваться спиной к государю, что выражало неуважение к правителю. Подумали они, что такой царь не сможет их защитить, если вдруг случится опасность, и стали просить у богов нового правителя.

На этот раз просящим помог Юпитер и послал им в качестве царя цаплю, верного врага лягушек. Испугались тогда жители, попрятались по всем углам. Царь был грозный и величественный, чуть только Кто-нибудь квакнет, так он его сразу съедает. Каждый день население соеращалось. Заплакали лягушки и стали опять у богов царя просить. Но в этот раз Боги отказали, да и пригрозили, что при повторной просьбе пошлют им ещё более сурового государя. Так и жили лягушки под властью жестоко правителя.

Этим произведением И. А. Крылов высмеивает человеческий инстинкт подчинения. Он показывает лягушек, которые были совершенно свободны, сами управляли своей жизнью. Но инстинкт подчинения вынудил их отдать свою же свободу, свои права царю. В конечном итоге Лягушки оказались в полной власти царя, и, конечно, никаких прав у них не осталось.

Мораль этой басни такова: нужно ценить то, что у тебя есть и не просить большего. Часто люди вечно недовольны чем-то. Так и в этой басне у лягушек было все: и веселье, и свобода, но все им чего-то не хватало. И что в конечном итоге? Условия жизни лягушек стали только в разы хуже.

Вариант 2

Крылов часто раскрывал в своих произведениях общечеловеческие пороки, высмеивал их, тем самым раскрывая читателю все негативные стороны поведения в обществе. Вот и в этой басне Крылов раскрыл один из человеческих пороков в образе лягушек. Суть в том, что лягушки быстро пресытились спокойствием в своем маленьком царстве. Желая чего-то нового, они стали просить себе царя. Равно как и человек часто недоволен спокойствием и стабильностью, он ищет некое изменение, без осмысления ситуации. Результат часто оказывается плачевным – люди неосознанно идут на изменения, не обращая внимания на обстоятельства, следуя лишь велению сердца, а не разума.

И даже первый случай ничему не научил лягушек. Они быстро привыкли к спокойному царю, тем самым невзлюбив его именно за стабильность. Человек также не желает отмечать положительные изменения, а требует лишь перемен. Это весьма распространенное отличительная черта поведения у человека, когда общество постоянно чем-то недовольно.

Крылов вовсе не осуждает человека за тягу к изменениям. Автор весьма негативно относится к позиции людей не замечать то хорошее, что есть в данной ситуации. Люди, подобные лягушкам из этой басни также часто критикуют любые новшества, не замечая то хорошее, к чему привели данные изменения. К тому же при любых изменениях будут те, кому данные нововведения не по вкусу. Идеала, который устраивал абсолютно всех, не бывает. Люди, которых и осуждает Крылов, часто получают по заслугам, выражая свое недовольство. Лягушки невзлюбили первого царя, а на смену ему пришел еще хуже – он просто съедал поочередно обитателей болота. Также и в человеческом обществе – новая система лишь может привести к самым негативным последствиям.

Автор сразу же выразил свой негатив к поведению лягушек, а их речи он называет вздором. Человеческий коллектив часто подобен лягушкам из басни. Именно здесь раскрываются такие пороки, как дилетантство, суета и стадный инстинкт. Лягушки стремятся быстрых и простых решений в своем болоте, не совсем явно и правильно оценивая обстановку. Так и человек постоянно ищет простых и легких путей, не пытаясь вникнуть в суть проблемы. Он не желает вникать в суть проблемы, он повинуется стадным инстинктам. А ведь именно из-за этого и теряется вся индивидуальность человека. Большинство не всегда оказывается правым, хотя и проще следовать толпе. Лягушки мало знакомы с природными процессами, и как раз незнание и приводит их к гибели.

В природе, как и в обществе, все развивается в свое время. Не стоит торопить события, подобно лягушкам, не владея ситуацией. Крылов во многих своих произведениях затрагивает именно этот общечеловеческий порок. На примере лягушек он хорошо раскрыл, что бывает в обществе, которым движет лишь стадный инстинкт. Эту серьезную проблему автор довольно точно выразил именно в этой басне, ведь последствия для лягушек оказались весьма плачевными. Именно поэтому мораль басни актуальна до сих пор.

Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью)

Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью)

Популярные сочинения

Описание картин Попкова

Одним из главных персонажей в произведении является Лонгрен. Около десяти лет герой был моряком, но когда его супруга умерла, ему пришлось уйти со службы, чтобы воспитывать ребенка.


Окт 10, 2017 | 0 комментариев

Крылов — баснописец духа классицизма. В своих работах он использует аллегорию и очень часто берет для них историческую основу. Например, как в басне Лягушки просящие царя. Басня берет свою историю с 1809 года. Именно в том году Крылов пишет одну из своих работ. Сюжет же заимствует у Лафонтена, который в свое время, ссылаясь на работы Эзопа, написал свое одноименное творение. Теперь же нам предстоит исследовать басню Крылова и сделать ее анализ.

Анализ басни Лягушки просящие царя

В работе Крылова Лягушки, просящие царя, речь идет о лягушках. В самом начале мы видим, как им надоела свободная жизнь, не угодно им стало народное правление, вот и просят богов послать царя, тем самым заранее лишая себя свободы. И боги услышали лягушек, и присылают им спокойного, молчаливого, степенного правителя, который был что осиновый чурбан. Сначала лягушки его боялись, но потом поняли, что можно и на голову ему залезть. Правда им показалось, что можно еще лучшего царя получить, который бы славу принес их болоту.

Басня Лягушки просящие царя

И вот, появляется новый герой в лице Журавля. Теперь лягушки получили такого царя, который без разбора кто прав, а кто нет, обвинял и виновных сразу в рот себе сажал. Такого царя все теперь боялись и страшно было показываться ему, ведь сразу мог проглотить. Стали просить вновь богов о новом правителе, но те уже отказали в их назойливой просьбе. А дальше мы видим мораль басни. По просьбе лягушек им дали царя, но он оказался слишком тихим. Дали другого царя просителям, но тот уж очень лих. И Крылов, как заключение пишет, чтобы лягушки жили со вторым, а то ведь третий царь может оказаться еще хуже двух предыдущих.

Из басни следует, что мы должны ценить то, что есть, хоть по своей природе нам всегда хочется большего и лучшего. Ведь в действительности, как и в басне, часто получается прямо противоположный результат нашим желаниям.

Делая анализ басни, можно увидеть в изображенных лягушках простой народ, а вот в правителях Крылов, скорее всего, никого конкретного из царей не изображал. Возможно, в первом случае имеется ввиду царь Михаил, которому пришлось управлять государством в юном возрасте без жизненного опыта, а во втором варианте изображена жизнь при Петре Алексеевиче. Хотя, какой бы период не брать, между властью и народом всегда был и будет конфликт. Это нам и показано в басне Крылова.

Басню Лягушки, просящие царя можно прослушать у нас на сайте. Читает Павел Беседин.

Эта басня очень забавно доносит до читателей простую истину, что люди всегда недовольны, но им нужно быть очень осторожными со своими желаниями.

Вот жили лягушки счастливо и свободно. Что им так не жилось? Но придумали себе, что нужен им царь. Стали они молить богов, которые, хоть обычно глупых лягушек не слушают, но тут решили помочь. Сам Зевс послал им царя!

Эту историю можно иногда и на свою жизнь перенести. Вот просишь домашнее животное, а потом оказывается, что с ним гулять надо.

Анализ 2

Существуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными, то способными самим организоваться собственное общество без выполнения принуждения и власти друг над другом. Некоторые наоборот считают людей нуждающимися в различных вариантах власти и иерархию сообщества – основным компонентом, который требуется для гармоничного существования.

Крылов в своей басне в иносказательной форме рассматривает этот вопрос и довольно унизительно сравнивает людей с лягушками, которые без царя не могут нормально существовать, им нужен, кто-то, кто будет управлять, кто-то для кого они могут служить. Сам этот факт является довольно печальным, но в какой-то степени очевидным также как факт связи любопытства и страха. Как говорят психологи, у людей всегда есть выбор между любопытством и страхом и именно этот выбор определяет поведение.

Миролюбивого царя Крылов представляет как осиновый чурбан, с которым возможно поступать практически любым образом, только лягушки поначалу этого не знают. Их поведение держится н раболепии и страхе, но любопытство берет свое и со временем они начинают вести себя бесцеремонно. После того как они фактически низводят этого царя до своего уровня (могут даже посидеть на чурбане и подобное) любопытство тоже завершается и хочется чего-то нового, лягушкам снова скучно.

Тогда приходит новый царь, который является цаплей, а цапли, как известно, едят лягушек. Этот вариант представляет собой сравнение с суровой властью, которая внушает только страх и подчиняет, о любопытстве теперь никто и не думает. Лягушки снова взывают к Небесам, они просят Юпитера о снисхождении, но получают суровый ответ на собственные мольбы: аист для вас самый лучший вариант, так как хуже быть не может, поэтому вы более не станете скорбеть, останется только смириться с ситуацией и вы сможете жить как хотели с царем.

Вероятно, в этой басне Крылов высмеивает как таковой инстинкт подчинения у людей. Делегируя собственные полномочия каким-либо властителям и как бы снимая с себя ответственность, они тем самым также утрачивают и собственные полномочия. Поэтому таким лягушкам остается только смириться с ситуацией и оставаться под властью сурового правителя, который является собой самый худший вариант из возможных.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Лягушки просящие царя

Популярные сегодня темы

Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии

Картина выполнена вся в холодных, ледяных тонах, что соответствует ее названию. В ней преобладают белый цвет и различные оттенки синего. На суровом континенте нет места теплым тонам.

Сказки - это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

анализ басни лягушки просящие царя

Сюжет

Но и в этом случае лягушки начинают роптать на небеса. Ведь этот правитель ничего от них не требует. И тогда разгневанный властитель мира посылает им другого царя – такого, который карал их без суда и следствия. Снова они обратили свои молитвы к небесам. Но на сей раз Зевс не стал внимать их просьбе. Ведь теперь они виноваты сами. Глупые лягушки не ценили того, что у них имелось, а теперь им приходится расхлебывать последствия своей недальновидности. Бог отвечает им, что теперь лучше молчать, чтобы не случилось чего-нибудь еще хуже.

басня крылова лягушки просящие царя анализ

Взгляды Крылова и их выражение в баснях

Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель — человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.

Аллегория в басне прозрачна. Лягушки — обыватели, состав­ляющие большую часть государства. Цари — через эти образы показаны два типа управления государством.

В басне отражены следующие мысли баснописца:

Народ не может сам управлять своей жизнью, готов отка­заться от свободы неизвестно во имя чего;

Если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять слу­жебным положением, но это ему не нравится;

Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забав­но описано поведение лягушек-обывателей, смешно характе­ризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано от­сутствие самосознания у народа, что правители далеко не иде­альны, но лучших не будет.

Русская история имеет много подобных примеров.

Управление первого царя заключалось в том, что он был пас­сивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его пра­вилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опас­ность для жизни.

В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы все­гда имеем возможности, которые по недомыслию не использу­ем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.

Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.

Оборудование: книги с Крылова, портреты баснописца, иллюстрации к басням.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

I. Вступительное слово учителя.

В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.

До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.

В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.

В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя.

Чтение и анализ басни

Лафонтен
Лягушки, просящие царя
Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя — ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал.

Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало.

Недовольные лягушки сказали тогда Юпитеру: — Хотим другого царя! Чтоб был порасторопней!

Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то была куда как расторопна! Такая изящная, такая подвижная, и очень красивая! Настоящая императрица! Быстро скользила она по своему царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и власть, строго карая подданных — и за дерзость, и за неуместное своемыслие, и за прочие провинности, и даже без оных. Она так ловко и быстро глотала лягушек, что вскоре последние снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так: — Удивляете вы меня. Первый ваш царь был кроток и терпелив, и тем стал вам немил. Так терпите же свою новую правительницу, и не утомляйте меня больше вашим кваканьем, а не то будет вам повелитель и того хуже.

Лягушкам стало не угодно Правление народно, И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить. Чтоб горю пособить, То стали у богов Царя они просить. Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно, А сей, однако ж, раз послушал их Зевес: Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес, И плотно так он треснулся на царство. Что ходенем пошло трясинно государство: Со всех Лягушки ног В испуге пометались, Кто как успел, куда кто мог, И шепотом Царю по кельям дивовались. И подлинно, что Царь на диво был им дан: Не суетлив, не вертопрашен, Степен, молчалив и важен; Дородством, ростом великан, Ну, посмотреть, так это чудо! Одно в царе лишь было худо: Царь этот был осиновый чурбан. Сначала, чтя его особу превысоку, Не смеет подступить из подданных никто: Со страхом на него глядят они, и то Украдкой, издали, сквозь аир и осоку; Но так как в свете чуда нет, К которому б не пригляделся свет, То и они сперва от страху отдохнули, Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули: Сперва перед Царем ничком; А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком: Дай попытаться сесть с ним рядом; А там, которые еще поудалей, К Царю садятся уж и задом. Царь терпит все по милости своей. Немного погодя, посмотришь, кто захочет, Тот на него и вскочит. В три дня наскучило с таким Царем житье. Лягушки новое челобитье, Чтоб им Юпитер в их болотную державу Дал подлинно Царя на славу! Молитвам теплым их внемля, Послал Юпитер им на царство Журавля. Царь этот не чурбан, совсем иного нрава:

Нет правых никого; Зато уж у него, Что завтрак, что обед, что ужин, что расправа. На жителей болот Приходит черный год. В лягушках каждый день великий недочет.

И всякого, кого не встретит он, Тотчас засудит и — проглотит. Вот пуще прежнего и кваканье и стон, Чтоб им Юпитер снова Пожаловал Царя инова; Что нынешний их Царь глотает их, как мух; Что даже им нельзя (как это ни ужасно!) Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно; Что, наконец, их Царь тошнее их засух. Почто ж вы прежде жить счастливо не умели? Не мне ль, безумные, — вещал им с неба глас, — Покоя не было от вас? Не вы ли о Царе мне уши прошумели? Вам дан был Царь? — так тот был слишком тих: Вы взбунтовались в вашей луже, Другой вам дан — так этот очень лих: Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!

– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).

– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:

Царь этот не чурбан, совсем иного нраву: Не любит баловать народа своего; Он виноватых ест: а на суде его Нет правых никого; Зато уж у него Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа. На жителей болот Приходит черный год. В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и – проглотит.

– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).

Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)

– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)

И показалось им совсем не благородно Без службы и на воле жить.

Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:

Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно, У нас На всякий час Друг дружку ненавидят; Бессильных сильные обидят; А сильный сильного считает за врага. 1

“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.

Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин). 2

Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.

Домашнее задание.

Составить цитатный план басни “Лягушки, просящие царя”.

Недостатки главных героев

Мораль

Баснописец в иносказательной форме пишет о тех людях, которые готовы передать самоопределение в чужие руки. Они не желают организовывать свою жизнь. Словно глупые лягушки, такие люди хотят следовать распорядку, устанавливаемому извне. Однако подобные обыватели никогда не бывают довольными сложившейся ситуацией. Причиной этому может быть или реально нависшая над ними опасность, или же их глупость и неумение ценить то хорошее, что имеется. Ведь тот, кто не хочет брать ответственности за свою жизнь, обладает самыми примитивными интересами, одним из которых является бессмысленное проявление наглости и критиканство.

анализ басни лягушки просящие царя по плану

Чему не могут научиться лягушки

Крылов — баснописец духа классицизма. В своих работах он использует аллегорию и очень часто берет для них историческую основу. Например, как в басне Лягушки просящие царя. Басня берет свою историю с 1809 года. Именно в том году Крылов пишет одну из своих работ. Сюжет же заимствует у Лафонтена, который в свое время, ссылаясь на работы Эзопа, написал свое одноименное творение. Теперь же нам предстоит исследовать басню Крылова и сделать ее .

Читайте также: