Сочинение пивоварова главная мысль

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Колледж педагогического образования, информатики и права

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

Пивоваровой И.М.

Составила: Бакшеева И.В., группа 3А

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

1. Предметные: понимание роли чтения; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; определять главную мысль рассказа, находить подтверждение главной мысли в тексте; давать характеристику героев рассказа.

2. Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; анализировать текст произведения, выявлять данные для решения поставленной задачи

Познавательные универсальные учебные действия:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; активное использование речевых средств; находить ответы на вопросы, используя учебник

Коммуникативные универсальные учебные действия:

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

- способность к самооценке; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; проявлять интерес к чтению и изучению сказки А.С.Пушкина; оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник

Оформление доски:

Структура урока:

3.Подготовка к первичному чтению

- Здравствуйте, ребята. Я, Ирина Владимировна. Сегодня я буду проводить у вас урок чтения. Надеюсь вы будете внимательными и активными.

Учащиеся стоя приветствуют учителя и друг друга.

(слайд 1) Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о помощи маме)

-Какие умения нам необходимы? (слайд 2)

Умение выразительно читать;

Умение выявлять авторское отношение к изображаемому;

Умение передавать настроение при чтении;

Умение характеризовать героя произведения;

Умение видеть логику развития действий в произведении.

Ребята самостоятельно определяют тему урока и определяют то что должны уметь видеть в тексте произведения.

Подготовка к первичному чтению

-А что такое рассказ? (слайд 3)

( Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие может протекать одномоментно, а может быть протяженным во времени.)

-Знаете ли вы, что-нибудь о писательнице Ирине Михайловне Пивоваровой?

-Читали ли вы её произведения?

-А теперь давайте выясним, как хорошо вы меня слушали и на сколько были внимательны. Ответьте пожалуйста на мои вопросы:

-Какое настроение старается отображать Пивоварова в своих произведениях? (веселое, жизнерадостное)

-Для кого она пишет? ( для детей, взрослых, родителей и педагогов)

Откройте свои учебники на стр.135 Прочитайте заглавие рассказа

-А для того что бы вы лучше поняли текст давайте разберем слова и выражения встречающиеся в нем:

- А что такое занавески и скатерть? (занавески – шторы, скатерть - атрибут стола)

- А что такое галоши? (резиновая обувь)

Учащиеся отвечают на вопросы, изучают биографию писательницы, знакомятся с её книгами

-Ребята помните, что когда слушаешь и читаешь, то надо думать, представлять ,понимать и запоминать.

Комбинированное чтение (учитель + хорошо читающие ученики)

Учащиеся слушают рассказ и осмысливают его.

Подготовка первичного восприятия

(двоякое, девочка пишет сочинение, и ещё и сочиняет о том как она помогает своей маме)

- О чем говорится в тексте?

-Какое настроение вызвало у вас произведение? (грустное, веселое)

-Каких слов больше всего в тексте? (на какую тему?) (тема помощи)

Учащиеся делают обобщения по тексту рассказа

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пор

Вторичное чтение с анализом

-А теперь ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопросы, чтобы лучше понять его.

Учащиеся читают по частям:

1) чтение и анализ 1 части

-Где и когда происходят события? (однажды в классе)

-Как развивается действие ? (девочка начала рассказывать о том, что она подметает полы, моет посуду, а иногда стирает носовые платки…и т.д.)

-Какой поступок она совершила? (придумала как она помогает маме)

-Как мы назовём первую часть? (Обман в сочинении)

-Почему она так поступила? (потому что не хотела получить плохую оценку)

2) чтение и анализ 2 части

-Кто является действующими лицами? ( девочка-рассказчица, мама, папа)

-Какое событие является главным в этой части? (посещение мамы в школу на родительское собрание)

-Как поступила мама узнав о такой помощи дочери, найдите предложение в тексте? (Сегодня же постирай наши занавески)

-Как назовем эту часть рассказа? (Наказание)

-Какую характеристику можно дать нашей рассказчицы сочинения?

3)чтение и анализ 3 части

-Найдите в тексте как девочка намыливала занавеску, как полоскала её, выжимала и вешала?

-Какое чувство вы испытываете к этой девочке? (чувство жалости от нагруженной работы)

-Как можно озаглавим третью часть рассказа? (Помощница)

-Дети читают рассказ, деля его на части, отвечают на вопросы.

-На сколько смысловых частей можно поделить текст? (три)

-Давайте найдем их и озаглавим. (1-Обман в сочинении, 2-Наказание, 3-Помощница)

-А сейчас вы самостоятельно для себя напишите правила помощи маме

(каждый ученик на отдельном листочке обводит контур своей ладони, и на каждом пальчике пишет свои домашние обязанности которые обещает выполнять)

-Ребята, давайте проверим как вы понимаете эти пословицы, и подходят ли они к теме нашего урока?

Прочитайте и объясните.

(Не спеши языком, торопись делом

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание

- Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься ? ( Нужно всегда помогать родителям, и всегда говорить и писать как есть на самом деле)

-С какой целью написан этот рассказ? (обсмеять поступок девочки, и показать как не красиво придумывать подобного рода истории)

Автор: Ирина Михайловна Пивоварова

Число страниц: 1

Главные герои: Люся Синицына.

Второстепенные герои: мама, папа, учительница, Косицына.

Характеристика главных героев:

Люся Синицына — добрая, и весёлая девочка.

Не помогала маме дома.

Характеристика второстепенных героев:

Мама — мудрая и рассудительная.

Преподала дочке урок.

Папа — весёлый и добрый.

Вера Евстигнеевна — учительница.

Была поражена талантами Люси.

Люся Косицына — много помогала родителям.

Люся написала о подметании пола и мытьё посуды.

А её подруга продолжала что-то писать.

Люся решила дописать о стирке.

Она заметила, что в классе все ещё что-то пишут.

Она стала писать, как много вещей стирает дома.

Учительница похвалила сочинение Люси, а мама заставила дочь стирать длинные занавески.

План рассказа:

  1. Задание.
  2. Про пол и посуду.
  3. Стирка чулок и носков.
  4. Фантазия о стирке.
  5. Родительское собрание.
  6. Стирка занавесок.
  7. Восторг мамы.

Главная мысль рассказа в том, что не надо хвастать тем, чего не делал.

Основная идея рассказа в том, что родителям надо действительно помогать.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть честным, не преувеличивать и не хвастать.

Учит помогать по дому.

Прочитав этот рассказ, я подумала, что глупо хвастаться тем, что никогда не делал.

Люся хотела не отстать от других, и это привело к неожиданным результатам.

И написанное девочкой стало правдой.

Это смешной и интересный рассказ.

Автору удалось показать, что хвастовство и стремление не выделяться приводят к неприятностям.

Мне нравится девочка Люся. Она хоть и хвастала, но отказываться от своих слов не стала.

И честно стирала большие занавески.

Она добрая и ответственная девочка.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что иногда лучше сказать меньше, а сделать больше.

Пословицы к произведению:

  • Назвался груздем, полезай в кузов.
  • Ложь к добру не приведёт.
  • Хвастать не косить, спина не болит.
  • Кто хвалится, тот с горы свалится.
  • Дело толком красно.

Словарь неизвестных слов:

  • Прачечная — место, где стирают бельё.
  • Галоши — резиновая обувь.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Мама: А ты знаешь, Сёма, оказывается, наша дочь замечательно пишет сочинения!

Папа: Меня это не удивляет. Сочинять она всегда умела здорово.

Мама: Нет, в самом деле! Я не шучу, Вера Евстигнеевна её хвалит. Её очень порадовало, что наша дочь любит стирать занавески и скатерти.

Папа: Что-о?!

Мама: Правда, Сёма, это прекрасно?

- формировать навык учебного чтения;

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

- формировать умение понимать нравственный смысл произведений.

- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: / Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Словес.: ответы на вопросы

- Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Эльвина Илфатовна.

- Что это такое? (пословица)

- В чем смысл пословицы? (Смысл пословицы заключается в том, что решение взять свои слова назад запоздало, даже в случае возникновения трудностей, которые первоначально не предполагались; делу дан ход и от человека требуется только выполнение своего обещания.)

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Словесн.: ответы на вопросы

Практич.: чтение по ролям

Словесн.: ответы на вопросы

- Объединитесь в группы по 4 человека. Проведем чтение по ролям. Вам нужно распределить роли (автор, мама, Лена и Оля) и выразительно прочитать.

- На подготовку 5 минут.

- Выходите в доске (проверка одной группы).

- Чье чтение вам понравилось?

- Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Продолжаем разгадывать секреты смешного)

- Определите цель на урок.

- Свяжите цель урока и тему.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: заполнение таблицы

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

- Что вы знаете об Ирине Пивоваровой?

- Вспомните, какие произведения И. Пивоваровой вы уже читали?

- Сегодня познакомимся с еще одним произведением. Откройте учебники на стр. 51.

- Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у Л. Каминского?

- Посмотрите на иллюстрации и предположите о чем

- Прочитаем и узнаем. ( Чтение текста по цепочке).

( после чтения 1 части)

- От чьего лица ведется рассказ?

- Легко ли дается писать сочинение?

- Как помогала девочка? Как вы думаете, часто ли она это делает?

- Почитайте последний абзац. Что удивляет девочку больше всего? (все писали и писали, о чем они пишут?)

( после чтения 2 части)

- Продолжила ли Люся писать сочинение?

- А вы стирали сами скатерть?

- Почему Люся просила не ходить на родительское собрание? (ей было стыдно)

- Болело ли у нее горло? (нет)

(после чтения 3 части)

- Что произошло утром? (состоялся разговор)

- Что сделала мама? (мама не стала ругать Люсю)

- Продолжила ли девочка врать?

(после чтения 4 части)

- Что произошло дальше?

- Как Люся отнеслась к заданию?

- Как девочка стирала?

- Что ей показалось самым трудным? (вешать занавески)

- Какой плюс она нашла в этом? (пол заблестел как новенький)

- Зачем она поставила кастрюли и сковородки? (из занавесок лилась вода)

-Почему мама сказала про скатерть?

- Как вы думаете, мама осталась довольна? (нет, раз она ходила в галошах по кухни)

Определять смысл названия произведения.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

П: осуществляют подвед под понятие

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: анализ выраз. чтения

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

- Итак, какая история приключилась с девочкой?

- Почему она стала стирать занавески?

- Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)

- Что она придумала?

- Как вы думаете, что чувствовала мама на собрании? (она была удивлена)

- Маме хотелось бы, чтобы это была правда?

- Как вы думаете, чему эта история научила девочку? (не врать)

- Почему этот рассказ в нашем разделе?

- Какое настроение у вас вызвало это произведение?

- Какая часть показалось вам самой смешной?

- Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь?

– Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)

– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную)).

- Прочитайте по ролям разговор.

- Сколько понадобится чтецов?

- Сейчас объединитесь в группы по 3 человека. Чтение по ролям – за автора и Люсю читает один человек, т.к. повествование ведется от Люси.

- Как вы думаете, как надо читать за маму? (строго, но с иронией)

- Какой голос должен быть у папы?

- В речи мамы, какие знаки препинания присутствуют? (!)

- С какой интонацией девочка будет все говорить?

- Приступайте к работе.

( выступают 2 -3 группы)

- Чтение какой группы понравилось вам больше?

- Кто смог передать тон и интонацию мамы? Папы? Люси?

- Как вы думаете, мама Люси хороший воспитатель?

- Сравните рассказы И. Пивоваровой и Л. Каминского.

- Сравните поведение 2 мам.

- Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.

– Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?

- Как вы думаете, о чем спрашивает Мишу Главный Библиотекарь? (на стр. 55). Что он имел ввиду?

-Что бы ответил Михаил? (стр.46)

- А как вы помогаете маме?

- Что захотелось вам? Хотели бы вы совершить какой-либо поступок?

- Как вы думаете, стала ли девочка лучше?

- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, почему я взяла эту пословицу? (Эпиграф урока)


Три блока вопросов к тексту связаны с тремя точками зрения, которые высказывают по очереди Миша, Маша и Костя Погодин. Все эти точки зрения помогают раскрыть разные аспекты смешного, которые есть в тексте. Находя подтверждение каждой точке зрения, мы будем внимательно просматривать и перечитывать все части рассказа.

— А мне смешно, как Люся Синицына писала сочинение, — сказала Маша. — Смешно, как она постепенно приписывала названия тех вещей, которые ещё можно постирать!

? А тебе этот фрагмент текста тоже показался смешным? Перечитай его и выбери наиболее смешные места.

Теперь найдём и перечитаем тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые ещё можно постирать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.

— А я смеялся больше всего, когда читал разговор Люсиных родителей, — признался Костя Погодин. — Мне очень понравилось, как Люсина мама воспитывает Люсю!
Найди ту часть текста, которая рассмешили Костю. Ты тоже считаешь, что Люсина мама — хороший воспитатель?

Найдём в тексте и перечитаем разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет её ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески и их теперь не придётся нести в прачечную).

Мама не воспитывает Люсю с помощью наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чём говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся всё-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.

— Ты доволен, Михаил? — спросил Мишу Главный Библиотекарь.

? А Как ты думаешь, что имел в виду Михаил Потапович и что ему ответил Миша Иванов?

Читайте также: