Сочинение пивоварова главная мысль
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Колледж педагогического образования, информатики и права
Специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Пивоваровой И.М.
Составила: Бакшеева И.В., группа 3А
Конспект урока
Предмет: литературное чтение
1. Предметные: понимание роли чтения; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; определять главную мысль рассказа, находить подтверждение главной мысли в тексте; давать характеристику героев рассказа.
2. Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; анализировать текст произведения, выявлять данные для решения поставленной задачи
Познавательные универсальные учебные действия:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений; активное использование речевых средств; находить ответы на вопросы, используя учебник
Коммуникативные универсальные учебные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
- способность к самооценке; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; проявлять интерес к чтению и изучению сказки А.С.Пушкина; оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник
Оформление доски:
Структура урока:
3.Подготовка к первичному чтению
- Здравствуйте, ребята. Я, Ирина Владимировна. Сегодня я буду проводить у вас урок чтения. Надеюсь вы будете внимательными и активными.
Учащиеся стоя приветствуют учителя и друг друга.
(слайд 1) Ребята, посмотрите на изображение, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (о помощи маме)
-Какие умения нам необходимы? (слайд 2)
Умение выразительно читать;
Умение выявлять авторское отношение к изображаемому;
Умение передавать настроение при чтении;
Умение характеризовать героя произведения;
Умение видеть логику развития действий в произведении.
Ребята самостоятельно определяют тему урока и определяют то что должны уметь видеть в тексте произведения.
Подготовка к первичному чтению
-А что такое рассказ? (слайд 3)
( Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. При этом описываемое событие может протекать одномоментно, а может быть протяженным во времени.)
-Знаете ли вы, что-нибудь о писательнице Ирине Михайловне Пивоваровой?
-Читали ли вы её произведения?
-А теперь давайте выясним, как хорошо вы меня слушали и на сколько были внимательны. Ответьте пожалуйста на мои вопросы:
-Какое настроение старается отображать Пивоварова в своих произведениях? (веселое, жизнерадостное)
-Для кого она пишет? ( для детей, взрослых, родителей и педагогов)
Откройте свои учебники на стр.135 Прочитайте заглавие рассказа
-А для того что бы вы лучше поняли текст давайте разберем слова и выражения встречающиеся в нем:
- А что такое занавески и скатерть? (занавески – шторы, скатерть - атрибут стола)
- А что такое галоши? (резиновая обувь)
Учащиеся отвечают на вопросы, изучают биографию писательницы, знакомятся с её книгами
-Ребята помните, что когда слушаешь и читаешь, то надо думать, представлять ,понимать и запоминать.
Комбинированное чтение (учитель + хорошо читающие ученики)
Учащиеся слушают рассказ и осмысливают его.
Подготовка первичного восприятия
(двоякое, девочка пишет сочинение, и ещё и сочиняет о том как она помогает своей маме)
- О чем говорится в тексте?
-Какое настроение вызвало у вас произведение? (грустное, веселое)
-Каких слов больше всего в тексте? (на какую тему?) (тема помощи)
Учащиеся делают обобщения по тексту рассказа
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пор
Вторичное чтение с анализом
-А теперь ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопросы, чтобы лучше понять его.
Учащиеся читают по частям:
1) чтение и анализ 1 части
-Где и когда происходят события? (однажды в классе)
-Как развивается действие ? (девочка начала рассказывать о том, что она подметает полы, моет посуду, а иногда стирает носовые платки…и т.д.)
-Какой поступок она совершила? (придумала как она помогает маме)
-Как мы назовём первую часть? (Обман в сочинении)
-Почему она так поступила? (потому что не хотела получить плохую оценку)
2) чтение и анализ 2 части
-Кто является действующими лицами? ( девочка-рассказчица, мама, папа)
-Какое событие является главным в этой части? (посещение мамы в школу на родительское собрание)
-Как поступила мама узнав о такой помощи дочери, найдите предложение в тексте? (Сегодня же постирай наши занавески)
-Как назовем эту часть рассказа? (Наказание)
-Какую характеристику можно дать нашей рассказчицы сочинения?
3)чтение и анализ 3 части
-Найдите в тексте как девочка намыливала занавеску, как полоскала её, выжимала и вешала?
-Какое чувство вы испытываете к этой девочке? (чувство жалости от нагруженной работы)
-Как можно озаглавим третью часть рассказа? (Помощница)
-Дети читают рассказ, деля его на части, отвечают на вопросы.
-На сколько смысловых частей можно поделить текст? (три)
-Давайте найдем их и озаглавим. (1-Обман в сочинении, 2-Наказание, 3-Помощница)
-А сейчас вы самостоятельно для себя напишите правила помощи маме
(каждый ученик на отдельном листочке обводит контур своей ладони, и на каждом пальчике пишет свои домашние обязанности которые обещает выполнять)
-Ребята, давайте проверим как вы понимаете эти пословицы, и подходят ли они к теме нашего урока?
Прочитайте и объясните.
(Не спеши языком, торопись делом
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.)
Учащиеся самостоятельно выполняют задание
- Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься ? ( Нужно всегда помогать родителям, и всегда говорить и писать как есть на самом деле)
-С какой целью написан этот рассказ? (обсмеять поступок девочки, и показать как не красиво придумывать подобного рода истории)
Автор: Ирина Михайловна Пивоварова
Число страниц: 1
Главные герои: Люся Синицына.
Второстепенные герои: мама, папа, учительница, Косицына.
Характеристика главных героев:
Люся Синицына — добрая, и весёлая девочка.
Не помогала маме дома.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — мудрая и рассудительная.
Преподала дочке урок.
Папа — весёлый и добрый.
Вера Евстигнеевна — учительница.
Была поражена талантами Люси.
Люся Косицына — много помогала родителям.
Люся написала о подметании пола и мытьё посуды.
А её подруга продолжала что-то писать.
Люся решила дописать о стирке.
Она заметила, что в классе все ещё что-то пишут.
Она стала писать, как много вещей стирает дома.
Учительница похвалила сочинение Люси, а мама заставила дочь стирать длинные занавески.
План рассказа:
- Задание.
- Про пол и посуду.
- Стирка чулок и носков.
- Фантазия о стирке.
- Родительское собрание.
- Стирка занавесок.
- Восторг мамы.
Главная мысль рассказа в том, что не надо хвастать тем, чего не делал.
Основная идея рассказа в том, что родителям надо действительно помогать.
Чему учит рассказ
Рассказ учит быть честным, не преувеличивать и не хвастать.
Учит помогать по дому.
Прочитав этот рассказ, я подумала, что глупо хвастаться тем, что никогда не делал.
Люся хотела не отстать от других, и это привело к неожиданным результатам.
И написанное девочкой стало правдой.
Это смешной и интересный рассказ.
Автору удалось показать, что хвастовство и стремление не выделяться приводят к неприятностям.
Мне нравится девочка Люся. Она хоть и хвастала, но отказываться от своих слов не стала.
И честно стирала большие занавески.
Она добрая и ответственная девочка.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что иногда лучше сказать меньше, а сделать больше.
Пословицы к произведению:
- Назвался груздем, полезай в кузов.
- Ложь к добру не приведёт.
- Хвастать не косить, спина не болит.
- Кто хвалится, тот с горы свалится.
- Дело толком красно.
Словарь неизвестных слов:
- Прачечная — место, где стирают бельё.
- Галоши — резиновая обувь.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Мама: А ты знаешь, Сёма, оказывается, наша дочь замечательно пишет сочинения!
Папа: Меня это не удивляет. Сочинять она всегда умела здорово.
Мама: Нет, в самом деле! Я не шучу, Вера Евстигнеевна её хвалит. Её очень порадовало, что наша дочь любит стирать занавески и скатерти.
Папа: Что-о?!
Мама: Правда, Сёма, это прекрасно?
- формировать навык учебного чтения;
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- формировать умение понимать нравственный смысл произведений.
- проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: Учебник: / Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал.
Содержание урока. Деятельность учителя.
Словес.: ответы на вопросы
- Здравствуйте, дети. Присаживайтесь.
Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Эльвина Илфатовна.
- Что это такое? (пословица)
- В чем смысл пословицы? (Смысл пословицы заключается в том, что решение взять свои слова назад запоздало, даже в случае возникновения трудностей, которые первоначально не предполагались; делу дан ход и от человека требуется только выполнение своего обещания.)
Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.
Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.
Словесн.: ответы на вопросы
Практич.: чтение по ролям
Словесн.: ответы на вопросы
- Объединитесь в группы по 4 человека. Проведем чтение по ролям. Вам нужно распределить роли (автор, мама, Лена и Оля) и выразительно прочитать.
- На подготовку 5 минут.
- Выходите в доске (проверка одной группы).
- Чье чтение вам понравилось?
- Вспомните, какой раздел мы изучаем? (Продолжаем разгадывать секреты смешного)
- Определите цель на урок.
- Свяжите цель урока и тему.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
П: осмысленно читают текст
Р: принимают и сохраняют уч задачу
Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: заполнение таблицы
Изучение нового материала.
Первичное знакомство с текстом.
- Что вы знаете об Ирине Пивоваровой?
- Вспомните, какие произведения И. Пивоваровой вы уже читали?
- Сегодня познакомимся с еще одним произведением. Откройте учебники на стр. 51.
- Как вы думаете, о чем это произведение? Может, это та же история, что и у Л. Каминского?
- Посмотрите на иллюстрации и предположите о чем
- Прочитаем и узнаем. ( Чтение текста по цепочке).
( после чтения 1 части)
- От чьего лица ведется рассказ?
- Легко ли дается писать сочинение?
- Как помогала девочка? Как вы думаете, часто ли она это делает?
- Почитайте последний абзац. Что удивляет девочку больше всего? (все писали и писали, о чем они пишут?)
( после чтения 2 части)
- Продолжила ли Люся писать сочинение?
- А вы стирали сами скатерть?
- Почему Люся просила не ходить на родительское собрание? (ей было стыдно)
- Болело ли у нее горло? (нет)
(после чтения 3 части)
- Что произошло утром? (состоялся разговор)
- Что сделала мама? (мама не стала ругать Люсю)
- Продолжила ли девочка врать?
(после чтения 4 части)
- Что произошло дальше?
- Как Люся отнеслась к заданию?
- Как девочка стирала?
- Что ей показалось самым трудным? (вешать занавески)
- Какой плюс она нашла в этом? (пол заблестел как новенький)
- Зачем она поставила кастрюли и сковородки? (из занавесок лилась вода)
-Почему мама сказала про скатерть?
- Как вы думаете, мама осталась довольна? (нет, раз она ходила в галошах по кухни)
Определять смысл названия произведения.
Р: принимают и сохраняют уч задачу
П: осуществляют подвед под понятие
Решение частных задач на основе анализа текста
Словес.: ответы на вопросы
Практический: анализ выраз. чтения
Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.
- Итак, какая история приключилась с девочкой?
- Почему она стала стирать занавески?
- Поругала ли Люсина мама Люсю за то, что девочка написала в сочинении неправду? (Мама не воспитывает Люсю при помощи наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чем говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся все-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.)
- Что она придумала?
- Как вы думаете, что чувствовала мама на собрании? (она была удивлена)
- Маме хотелось бы, чтобы это была правда?
- Как вы думаете, чему эта история научила девочку? (не врать)
- Почему этот рассказ в нашем разделе?
- Какое настроение у вас вызвало это произведение?
- Какая часть показалось вам самой смешной?
- Прочитайте точку зрения Миши. Вы с ним согласитесь?
– Прочитайте точку зрения Маши. Вы с ней согласитесь? Найдите и перечитайте тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. (В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые еще можно постирать рать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.)
– Прочитайте точку зрения Кости. Вы с ним согласитесь? Найдите и перечитайте разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Что делает смешным этот разговор? (Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет ее ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески, их теперь не придется нести в прачечную)).
- Прочитайте по ролям разговор.
- Сколько понадобится чтецов?
- Сейчас объединитесь в группы по 3 человека. Чтение по ролям – за автора и Люсю читает один человек, т.к. повествование ведется от Люси.
- Как вы думаете, как надо читать за маму? (строго, но с иронией)
- Какой голос должен быть у папы?
- В речи мамы, какие знаки препинания присутствуют? (!)
- С какой интонацией девочка будет все говорить?
- Приступайте к работе.
( выступают 2 -3 группы)
- Чтение какой группы понравилось вам больше?
- Кто смог передать тон и интонацию мамы? Папы? Люси?
- Как вы думаете, мама Люси хороший воспитатель?
- Сравните рассказы И. Пивоваровой и Л. Каминского.
- Сравните поведение 2 мам.
- Какое воспитание вы считаете более действенным – когда человека ругают и наказывают или когда предлагают на деле выполнить то, что он сам о себе наговорил? Представьте себе ситуацию, в которой мама Лены из рассказа Л. Каминского, прочитав ее сочинение, поступает точно так же, как мама Люси Синицыной.
– Как вы думаете, изменилось ли бы представление Лены о том, что можно и чего нельзя писать в сочинении?
- Как вы думаете, о чем спрашивает Мишу Главный Библиотекарь? (на стр. 55). Что он имел ввиду?
-Что бы ответил Михаил? (стр.46)
- А как вы помогаете маме?
- Что захотелось вам? Хотели бы вы совершить какой-либо поступок?
- Как вы думаете, стала ли девочка лучше?
- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, почему я взяла эту пословицу? (Эпиграф урока)
Три блока вопросов к тексту связаны с тремя точками зрения, которые высказывают по очереди Миша, Маша и Костя Погодин. Все эти точки зрения помогают раскрыть разные аспекты смешного, которые есть в тексте. Находя подтверждение каждой точке зрения, мы будем внимательно просматривать и перечитывать все части рассказа.
— А мне смешно, как Люся Синицына писала сочинение, — сказала Маша. — Смешно, как она постепенно приписывала названия тех вещей, которые ещё можно постирать!
? А тебе этот фрагмент текста тоже показался смешным? Перечитай его и выбери наиболее смешные места.
Теперь найдём и перечитаем тот фрагмент рассказа, который заинтересовал Машу. В этом фрагменте смешным кажется и то, как Люся постепенно приписывает названия вещей, которые ещё можно постирать, и то, как эти вещи постепенно увеличиваются в размерах – от носовых платков и чулок (которые Люся действительно иногда стирала) до штор и скатерти.
— А я смеялся больше всего, когда читал разговор Люсиных родителей, — признался Костя Погодин. — Мне очень понравилось, как Люсина мама воспитывает Люсю!
Найди ту часть текста, которая рассмешили Костю. Ты тоже считаешь, что Люсина мама — хороший воспитатель?
Найдём в тексте и перечитаем разговор Люсиных родителей, на который обратил внимание Костя. Смешным этот разговор делает то, что Люся ожидала одного (она думала, что мама рассердится и будет её ругать), а услышала совсем другое (мама сказала, что очень рада тому, что Люся любит стирать занавески и их теперь не придётся нести в прачечную).
Мама не воспитывает Люсю с помощью наказания или нотаций. Она относится к девочке как к взрослому человеку, который должен нести ответственность за свои слова; должен выполнять то, о чём говорит. Поэтому мама осталась довольна, когда Люся всё-таки постирала занавески, несмотря на все сложности.
— Ты доволен, Михаил? — спросил Мишу Главный Библиотекарь.
? А Как ты думаешь, что имел в виду Михаил Потапович и что ему ответил Миша Иванов?
Читайте также: