Сочинение петербург в русской литературе

Обновлено: 05.07.2024

Петербург для русского сознания всегда был не просто городом, но символом новой России, символом её будущего. Поэты восемнадцатого века — Державин, Ломоносов, Сумароков — сравнивали Петербург с великими городами древности, с Афинами и Римом, имея в виду, что Петербург так же, как и они, есть средоточение великой культуры и столица великой страны.

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.

Эти образы особенно полюбились славянофилам, для которых Петербург был олицетворением насильственной европеизации, мёртвенности и холодности:

Но Петербург покорял своей магией и его нельзя было не любить, нельзя было не ненавидеть. Не было такого поэта, который не заявлял бы о своем неприятии этого города, и не было такого, который не признавался бы ему в любви:

К середине века в поэзию всё больше проникают социальные проблемы. Петербург — город контрастов, где большой и несчастный, как и вся Россия, но противопоставленный ей у Некрасова город предстает инородным телом в организме России:

Пройдут года в борьбе бесплодной,
И на красивые плиты,
Как из машины винт негодный,
Быть может, брошен будешь ты!

Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Сравните, у А.Блока:

Петербургская поэзия всегда была особым явлением. Она одновременно строже, академичнее, но и мистичнее московской. Может быть, это влияние великого города над Невой, тень которого незримо витает над всей великой русской литературой.

Читаемое в разделе:

  • Революция — слишком масштабное событие, чтобы не быть отраженным в литературе, и редкий писатель, её переживший никак не коснулся её в своем творчестве. Существуют разные подходы.

Война — вечная трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальной эта тема стала в двадцатом веке, после двух.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Личность Петра Первого имела огромное значение для всей истории России. Его можно смело назвать создателем русской культуры нового времени, его преобразования оказали значительное влияние.

Новые материалы раздела:

  • Интерес к истории всегда был одним из признаков русской литературы. Историческая проза зародилась у нас в начале девятнадцатого века, после выхода.

Писатели и поэты всегда стремились донести до нас свои мысли по тому или иному вопросу, рассуждения о жизни, поделиться философскими воззрениями.

Война — вечная трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальной эта тема стала в двадцатом веке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ Петербурга в творчестве писателей и поэтов

На протяжении столетий менялось восприятие Петербургa в художественном сознaнии и спецификa его изобрaжения в творчестве различных aвторов. Этот город воспевaют в своих одaх В. Тредиaковский, M. Ломоносов. В поэзии декaбристов Петербург стaновится городом больших нaдежд и блaгородных стремлений. В XIX веке петербургскaя темa обретaет дрaмaтическое звучaние. Нaконец, Петербург зaнял особое место в поэзии символистов ХХ векa.

В русской литерaтуре, дa и в сознaнии обществa в целом, Петербург с моментa своего возникновения стaл воспринимaться не только кaк конкретный город, не только кaк новaя столицa, но и кaк символ новой России, символ её будущего.

Обра з Петербурга в поэзии серебряного века

Тaк воздвигнут им город плaвучий,

Город зыбкий, кaк мост нa плотaх.

Вдоль воды, рaзливной и дремучей,

Люди сели в бездушных дворцaх.

В шумящей пустыне,

В твердыне из кaмня

Нa дaльней грaнице обширной пустой стороны

Нa свет родилися

И небыли скaзки веков нaм родны.

Вместо скaзки в прошедшем у нaс

Только кaмни дa стрaшные были.

Только кaмни нaм дaл чaродей.

Дa Неву буро-желтого цветa,

Дa пустыни немых площaдей,

Где кaзнили людей до рaссветa, –

Цaрь змеи рaздaвить не сумел,

И прижaтaя стaлa нaм идол.

Зaмирaя кликом бледным

Кличу я: «Мне стрaшно, девa,

В этом мороке победном

A Сивиллa: «Чу, кaк тупо

Удaряет медь о плиты.

То о трупы, трупы, трупы

В литерaтуре постсимволизмa возрaстaет интерес к истории Петербургa, особенно Петербургa XVIII векa, к городу кaк эстетическому целому. Стремление взглянуть нa Петербург с эстетической точки зрения, скaзaлось сильнее всего именно в поэзии 1910-х годов. В это время появляется большое количество поэтических произведений, в которых тщaтельно и любовно описывaется петербургский aрхитектурный пейзaж. Обостренным внимaнием к культурaм, с ярко вырaженными чертaми отмечено творчество Осипa Мaндельштaмa. В ряду близких ему тем – aмпирный Петербург и пушкинский Петербург. Реконструкция обрaзов дaлекой культуры не преврaщaется у Мaндельштaмa в сaмоцель, в его стихaх нaмечaется диaлог культур, сегодняшней и кaкой-то другой, не похожей нa сегодняшнюю, но глубоко с ней связaнной.

Нaд желтизной прaвительственных, здaний

Кружится, долго мутнaя метель,

И прaвовед опять сaдится в сaни.

Широким жестом зaпaхнув шинель.

Тяжкa обузa северного снобa -

Онегинa стaриннaя тоскa;

Нa площaди Сенaтa - вaл сугробa,

Дымок кострa и холодок штыкa.

Все петербургские стихи Мaндельштaмa производят впечaтление единого циклa, сложившегося нa протяжении двух десятилетий. Все они создaны по зaкону, открытому поэтом в зaмысле зaхaровского Aдмирaлтействa:

Сердито лепятся кaпризные Медузы,

Кaк плуги брошены, ржaвеют якоря;

И вот рaзорвaны трёх измерений узы

И открывaются всемирные моря.

Оттого, что стaли рядом

Мы в блaженный миг чудес,

В миг, когдa нaд летним сaдом

Месяц розовый воскрес.

Идея призрачности, нереальности реального мира, восходящая по своим истокам к идеализму Шопенгауэра, как бы материализуется в романе, переходя из сферы идейного содержания в сферу поэтики. Именно она-то и объединяет разрозненные сцены романа и всех его действующих лиц в одно художественное целое, не давая ему распасться на отдельные, весьма чуждые друг другу элементы, из которых оно в сущности состоит.

Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его “Медном всаднике”, в “Пиковой Даме” мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы.

Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов,

Особое место в литературном образе Петербурга занимает Петербург Достоевского.

Петербург Достоевского – это город униженных и оскорбленных, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, другого ли, себя ли.

Место действия романа “Преступление и наказание” – распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, дворы-колодцы, закоулки, комнаты-гробы и шкафы, черные лестницы, облитые помоями, Сенная площадь и Канава.

Судьбы героев подчас решаются именно на улице ( тем самым

Петербург становится городом гибели людей): погибает под колесами щегольской коляски Мармеладов, на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна, на улицу идет Соня продавать себя, на проспекте перед каланчей кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, в Неве находят женщину-утопленницу, на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку, на Сенную выходит каяться перед народом главный герой, по улицам города бродит он перед, и после убийства.

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу: “Проходя мимо Юсупова сада… он пришел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить его с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекраснейшая и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость”.

Петербург слит с состоянием своих героев, в этом городе реальное кажется фантастическим, а фантастика – реальностью. Фантастичным кажется появление Свидригайлова, само существование старухи процентщицы, подчас нереальным Раскольников ощущает свое преступление.

В описании города и его героев преобладает желтый цвет. Грязно-желтые обои в комнате Раскольникова, такого же цвета обои и в комнате Сони, и в квартире старухи, желтая мебель в кабинете Порфирия Петровича и старухи процентщицы, ярко-желты домики на Петровском острове, желтые лица и у Раскольникова, и у Порфирия Петровича, и у старухи. Соня получает вместо паспорта желтый билет.

Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших. Такое нагнетание желтого цвета не случайно. Ведь и сумасшедший дом называют “желтым домом”.

Этот город сводит человека с ума, делая его существование подчас невыносимым.

Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. “Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру”. “Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней”. “Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…”. В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах. “Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным”.

Эта удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль Раскольникова, где свершаются преступления.

Петербург – это город одиночества. “Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!” – почти кричит Мармеладов. Здесь человек стремится к уединению, стремится отгородиться ото всех. “Он решительно ушел от всех, как черепаха в свою скорлупу”, – пишет Достоевский о Раскольникове.

Панораме страшного города противопоставлено описание природы в эпилоге романа. “День опять был ясный и теплый…. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня.

Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода, и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, точно не прошли еще века Авраама и стад его”. Так противопоставлением свободного воздуха Сибири и душного Петербурга заканчивается петербургский роман Достоевского.

Образ Петербурга оставил глубокий след в русской литературе. Во все времена он привлекал многих наших писателей и художников своей неповторимостью и противоречивостью. Больше всего упоминаний о нем можно встретить в произведениях прозаиков XIX века.

Петербург — город контрастов. Для одних литераторов это место собрания униженных и оскорбленных, для других объединение светского общества и высшей аристократии. Это город, в котором происходит противостояние мира величественных дворцов, парадных подъездов, таинственных садов грязным зловонным улицам и проспектам, где царит нищета, пьянство и распутство.

Петербург зачастую играет роль не только фона, где разворачиваются основные события произведений, но и полноценного героя, постоянно взаимодействующего с другими персонажами, и каждому предрекая свою судьбу.

Так А.С. Пушкин видит Петербург со светлой стороны, так как здесь он провёл большую часть своей жизни. В его произведениях город несёт миротворную, благословенную надежду на будущее. Для самого писателя он является отражением целой эпохи и символизирует величие Российской империи.

Для Анны Ахматовой Петербург образ, с которым связаны самые яркие переживания и жизненные впечатления. Поэтесса представляет город во всей величественной красоте. Как у Пушкина ее Петербург полон противоречий: он холодный, трагичный, жестокий, но при этом величавый и пёстрый. В нем, по ее мнению, возможна только неразделенная любовь.

У Николая Некрасова Петербург обширный и великолепный город. Здесь работали лучшие архитекторы, благодаря которым выстроены изумительные дворцы, неповторимые ансамбли, роскошные зеленые парки. В своих произведениях поэт восхвалял только непревзойдённую красоту северной столицы.

Исходя из мнений разных прозаиков, Петербург может показывать себя с совершенно разных сторон. Его образ в лирических произведениях двойственный: от блестящей столицы до несчастного города, возведенного на костях крепостных.

Петербург в русской литературе является значащим, несмотря на всю свою тёмную характеристику, несёт историческую ценность и достояние для России.

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. В произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом. Актуальность нашего исследования заключается в том, чтобы сквозь призму столетий взглянуть и оценить образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века.

Цель исследования заключается в том, чтобы показать особое очарования образа Петербурга в произведениях русских поэтов и писателей как равноправное действующее лицо Северная столица. Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Для того чтобы достигнуть поставленной цели были поставлены следующие задачи:

Таким образом, в ходе нашего исследования мы прогуляемся по знаковым местам Петербурга и прислушаемся к эху утраченной эпохи.

Эволюция образа Петербурга в русской литературе

Город Петра в сознании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью. Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.

Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления.

В художественном творчестве Гаврилы Романовича Державина Петербург — это гордая столица молодой, полной сил Империи, это город величаво простой, ясный, отмеченный изяществом вкуса своих строителей, город гармоничный, лишенный всякого трагизма.

Цельное и многообразное отражение получил образ северной столицы в творчестве Достоевского. Выдающийся исследователь петербургской темы в русской литературе Николай Павлович Анциферов отмечал, что из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.

Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно – бледный,

Скука, холод и гранит…[1]

И у Пушкина, и у Достоевского картина Петербурга достоверна и объективна. У Гоголя изображение северной столицы расширяется, обрастает подробностями, образ города становится метафоричным: Невский проспект, например, олицетворяет собою двуличное существо, он живет двойной жизнью.

К образу Петербурга обращались многие писатели. Петербург как персонаж живет и действует на страницах романов Достоевского. Нередко авторы с первых же строчек информируют нас, что действие происходит, или герой живёт, или герой родился в Петербурге, как это делает, например, И.А.Гончаров. И эту деталь никак нельзя не заметить, возможно, что она вообще определяющая.

Рубрика Путешествие

Начало нового века

Повести, написанные в начале XX века, отражают один из самых драматических периодов нашей истории, связанные с народными волнениями. Страшные и ужасные (в прошлом) провинциальные города теперь все больше вызывают чувство жалости.

Образ Петербурга в произведениях русских писателей II половины XIX века и поэтов Серебряного века

Пожалуй, не было в XIX веке писателя или поэта, который не написал бы о Петербурге. Город этот стал тайной, загадкой, которую каждый пытался разгадать по-своему.

Русское искусство запечатлело сложный многопланный образ великого города в его внешнем выражении, во всём богатстве и во всей красоте его монументальных форм. Но изобразительное искусство по природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы душевных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себя многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.

Петербург — один из “вечных образов” русской литературы. Образ этот, естественно, не оставался неизменным на протяжении двух столетий “петербургского периода” русской истории. Каждая историческая эпоха накладывала на Петербург свой отпечаток и вносила нечто новое в его понимание. Каждое поколение по-своему чувствовало Петербург.

Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырёх великих художников слова, для которых эта тема стала органической и в творчестве которых нашли наиболее полное и чёткое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это — Пушкин, Гоголь, Достоевский и Блок.

К сороковым годам 19 столетия в русской литературе явно прослеживается тенденция изображение образа Петербурга в серых мрачных тонах.

Писатели второй половины XIX века вслед за Пушкиным полюбили окраины города и искали в них раскрытия еще не исследованных сторон многогранного города.

В то время, когда, казалось, совсем померк город Петра, незаметно началось возрождение в русском обществе чувства Петербурга. Достоевский открыл в городе, самом прозаическом в мире, незримый мир, полный фантастики. Образ его Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.

Достоевский подчеркивает бесхарактерность внешнего облика города:

«Вообще архитектура всего Петербурга чрезвычайно характеристична и оригинальна и всегда поражала меня именно тем, что выражает всю его бесхарактерность и безличность за все время существования. Характерного в положительном смысле, своего собственного, в нем вот разве эти деревянные гнилые домишки, еще уцелевшие даже на самых блестящих улицах, рядом с громаднейшими домами и вдруг поражающие ваш взгляд, словно куча дров возле мраморного палаццо.

Таким образом, Достоевский в новой столице видит его символ и его выражение. Ничего своего, все вывезено на кораблях, что со всех концов устремлялись к богатым пристаням. Чувство Достоевского к Петербургу многогранно и с трудом поддается анализу.

Что же касается образа Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, у каждого поэта этого времени был свой Петербург. В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине “действенным” городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественно сознание. Не будет преувеличением сказать, что Блок — наиболее “петербургский” из всех русских поэтов. И это при том, что он сравнительно скупо и бегло описывал Петербург — его площади, улицы, памятники и здания. Но всё творчество Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа — от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга.

Литературные критики девятисотых годов единодушно аттестовали Блока как “поэта города”, и не просто города, а именно Петербурга, и ещё точнее — “как гениального поэта Невского проспекта”.

Пусть в стихах Блока мы сравнительно редко встречаем конкретно-вещественные детали петербургского пейзажа, но при всём том эти стихи (и не только составляющие в собрании лирики Блока раздел “Город”) очень локальны. И в “Снежной маске”, и в “Страшном мире”, и в других лирических циклах Блока перед нами возникает цельный и сложный образ не безликого большого города, но именно Петербурга.

Используя художественные образы Петербурга, созданные его предшественниками, с помощью прямых литературных ассоциаций, А.Белый на небольшом временном романном пространстве как бы концентрирует всю историю послепетровской России, приведшей ее народ к искусственной, омертвленной бессмысленным порядком жизни.

Совершенно другой, непохожий образ города на Неве предстаёт перед нами в творчестве А. Ахматовой. С 1890 года по 1916 Анна Ахматова жила в Царском селе. Почти вся её связана с Петербургом.

Уже первая встреча с образом Петербурга в лирике Ахматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает, меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но он прекрасен, душа его божественна.

Деревня как воплощение морального идеала в русской прозе и поэзии

В своих повестях Григорович описывает одно и то же время года осень. Т.е. это почти постоянный дождь, каша под ногами, низкое темное небо… в общем, сплошная депрессия. И настроение повестей такое же беды, несчастья, тяготы и тревоги… перспективы нет, горизонта нет, сплошная безнадежность и безвыходность. Люди там живут такие же унылые и серые, как и окружающий пейзаж. В повестях нет детей, следовательно, нет и указания (надежды) на какое-то будущее.

Он писал и романы о крестьянской жизни, которые не имели успеха. Также написал мемуары довольно подробные, из которых можно создать впечатление о его современниках, о его друзьях. Григорович так и не сумел выйти за рамки натуральной школы, вследствии чего и не занял приличного места в истории литературы в отличие от Тургенева, который позже заменил натурализм реализмом, описав также и внутренний мир героев.

Читайте также: