Сочинение педагог в экосистеме образования

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы достижение результатов было максимально эффективным, необходимо создание новых возможностей для развития дошкольников. Для этого необходима разработка новых практик, новых методик, отвечающих запросам современного общества, современным информационным технологиям при условии обязательного сотрудничества педагогов с родителями и общественностью, заинтересованной в качественном обучении и воспитании подрастающего поколения.

Развивающая предметно-пространственная среда, как часть экосистемы, не должна оставаться в пределах только одной группы, а должна касаться всего пространство детского сада. Если в создание развивающей среды включать детей, то это обеспечит формирование и развитие их самостоятельности, креативного мышления, активности. Составляющей для формирования экологического сознания является и вторичное использование материалов. В этот момент дети получают навыки безотходного использования материалов.

Для того, чтобы экологическое образование детей дошкольного возраста вышло на новую ступень, необходимо на территории и в самом детском образовательном учреждении расширить и углубить развивающую предметно-пространственную среду. Например, в ДО организовать музеи книги, выставки камней и интересных находок; на территории создать экологическую тропу, летний театр, поляну сказок, мини-огороды.

Обучение и воспитание детей при таких условиях будет направлено на получение, формирование элементарных экологических представлений, знаний, которые будут являться исходным пунктом правильного, осознанного отношения дошкольников к окружающей природе, развития познавательных способностей.

Кроме научных знаний об окружающем мире, экологическое воспитание должно быть окрашено эстетически, что будет способствовать формированию эстетического восприятия природы, окружающего мира. Формирование экологической культуры, ее основ, может проходить в виде различных форм: целевых экскурсий, ухода за растениями, в специально организованных ситуациях, экологических праздниках, наблюдениях и т. д. Главная цель – развить в детях умение воспринимать и ценить прекрасное, понимать значимость окружающего мира, бережно относиться к окружающим растениям, животным, людям. В этом поможет грамотно выстроенная экосистема дошкольного образования.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Детский сад как экосистема Сегодня мы можем говорить о том, что на современного ребенка и возможности его развития оказывают влияние множество факторов. Среди них.

Экосистема дошкольного образования «Стандарт дошкольного образования – это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Проблемы дошкольного образования Проблемы дошкольного образования. Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте.

Реализация ФГОС дошкольного образования: музыкальное развитие детей дошкольного возраста Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования - это ориентация.

Для значительного развития культуры образования оно должно быть доступным, мобильным, непрерывным и работающим на опережение. Сейчас онлайн-курсы практически по любой специальности вполне доступны по цене даже бюджетникам, их можно проходить где угодно с помощью ноутбука или смартфона. Сама сфера онлайн-образования развивается постоянно, а информация в ней актуализируется оперативно.

Чтобы достижение результатов было максимально эффективным, необходимо создание новых возможностей для развития дошкольников. Для этого необходима разработка новых практик, новых методик, отвечающих запросам современного общества, современным информационным технологиям при условии обязательного сотрудничества педагогов с родителями и общественностью, заинтересованной в качественном обучении и воспитании подрастающего поколения.

Развивающая предметно-пространственная среда, как часть экосистемы, не должна оставаться в пределах только одной группы, а должна касаться всего пространство детского сада. Если в создание развивающей среды включать детей, то это обеспечит формирование и развитие их самостоятельности, креативного мышления, активности. Составляющей для формирования экологического сознания является и вторичное использование материалов. В этот момент дети получают навыки безотходного использования материалов.

Раньше для непрерывного обучения была масса ограничений. Ведь сначала нужно выделить время после работы или иногда даже вместо неё. При этом совсем не факт, что программы повышения квалификации есть в вашем населённом пункте. А для сложных технических профессий обучение и вовсе возможно только в крупных городах. Так что приходится тратить кучу денег на проезд, проживание и само обучение.

Непрерывное обучение — залог здоровья. Исследователи уже несколько десятилетий анализируют, как влияет непрерывное обучение на мозг человека, — и результаты удивительные.

Более того, непрерывное обучение действенной профилактикой неврологических нарушений, в том числе болезни Альцгеймера. Исследователи полагают, что совершенствование профессиональных знаний или изучение иностранного языка снижает риски даже при генетической предрасположенности. Но важно именно непрерывное обучение — когда мозг каждый день изучает новую информацию и формирует новые ассоциативные связи. При этом сам факт высшего образования у пациентов практически не влияет на статистику по этой болезни.

Если обобщить, то Lifelong Learning — это залог не только профессионального успеха, но и здоровья. Единственная сложность в LLL — оно должно стать образом жизни. Когда человек стремится каждый день получать новую информацию, осваивать что-то новое.

Можно развиваться как специалист, изучая всё новые и новые нюансы профессии. Можно учить иностранные языки, чтобы читать любимых писателей в оригинале. Можно и вовсе начать погружаться в какую-нибудь специальность с нуля, рассматривая её как хобби. Абсолютно неважно, как и что вы будете учить, — главное сам процесс. Движение — это жизнь. И к работе мозга это тоже относится.

Сейчас учиться проще, чем когда-либо. Достаточно выйти в онлайн и выбрать курс или программу обучения. Непрерывное обучение становится всё более доступным. Вдохновляйтесь новыми технологиями, совершенствуйте свои профессиональные знания и учите английский — он пригодится в любом случае!

Фото: Shutterstock

Тренд на экосистемный подход распространяется на все сферы общества. В том числе, это новое направление для образования. Разбираемся, как оно будет строиться в будущем и почему экосистема — это lifelong learning

Откуда они пришли

Крупные компании по всему миру создают свои экосистемы. Прежде всего их запускают ИТ и финансовые гиганты. Тренд уже переходит в другие сферы жизни: исследователи прогнозируют его развитие и в образовательной среде.

Современная модель обучения претерпевает кризис. Традиционное образование перестает быть актуальным, выпускники выходят из учебных заведений без практических навыков и им зачастую непросто найти свое место на рынке труда. Одним из решений может стать развитие экосистемного подхода к образованию.

Фото:T.Irina / Shutterstock

Московская школа управления СКОЛКОВО и организация Global Education Futures провели исследование, в котором рассмотрели образовательные экосистемы как возникающую практику для будущего. На примере более чем 40 образовательных экосистем со всего мира они показали, как трансформируется классическая система обучения и что нам ждать от образования будущего. Эксперты пришли к выводу, что новый подход приведет к изменениям во многих сферах жизни: покажет новые способы обучения, мышления, научит по-новому жить и сотрудничать. В образовании он приведет к сетевым моделям добровольного обучения и развития.

Один из авторов исследования, основатель инициативы Global Education Futures и эксперт центра трансформации образования СКОЛКОВО Павел Лукша поделился с РБК Трендами своим взглядом на определение.

Государство перестает справляться в одиночку с контролем этой системы. Мир стал очень сложным, быстро меняющимся, и система, которая работает как завод по массовому производству стандартной продукции, больше не попадает в спрос рынка. Отсюда возникает проблема: до 50% людей в мире работают не по специальности, которую они получили в университете. И мировая экономика несет колоссальные потери — примерно $5 трлн ежегодно — из-за того, что ей не хватает специалистов. Это огромные цифры.

Старая система устарела, ее нужно как-то поменять. Новая система должна быть гибкой: она должна сопровождать каждого человека, должна быть построена по принципам адаптивности и персонализации. Что важно, она должна совместно управляться множеством участников, а не только государством. Должны участвовать бизнес, общественные объединения, родители, медиа и так далее.

Образовательная экосистема — это, в первую очередь, новая управленческая парадигма организации процесса образования и подготовки людей. Причем не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Она поможет обеспечить максимальную реализацию потенциала каждого человека и одновременно максимальный запрос со стороны общества и экономики. То есть, речь идет о коллективном процветании.

Фото:из личного архива

Как это — учиться всю жизнь в экосистеме

Концепция lifelong learning появилась в связи с постоянными развитием рынка труда и необходимостью подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если не обновлять свои знания, можно остаться без работы или сильно потерять в зарплате. Павел рассказал, как продолжать обучение в рамках образовательной экосистемы.

«Образовательная система на всю жизнь — это не один провайдер на человека. Не одна школа или университет. Здесь нет единого стандарта обучения. Надо уйти от модели фабрики, где есть, условно, менеджеры, которые контролируют процесс производства, как на конвейере.

Мы не продлеваем один устоявшийся конвейер на всю жизнь. Это не значит, что раньше он начинался в пять лет и заканчивался в 25, а теперь мы делаем его до 75 лет, нет. Это множество ручейков. Это парадигма, к которой мы приходим и в экономике. Там тоже происходит переход на гибкие системы и сети производителей от единых больших интегрированных заводов. Экосистемный тренд касается не только образования, он присутствует во всех сферах.

Lifelong learning невозможно организовать одним единственным провайдером, хотя некоторые будут пробовать зайти в эту позицию. В частности, некоторые университеты. А так, это будет сам человек, который интегрирует свою жизненную траекторию. Помогают ему в этом цифровые профили компетенций. Он начинает со школы, идет в дополнительное образование, и у него есть какой-то профиль, как профиль в Facebook. И вот он идет по разным стадиям, каждая из них достраивает ему цифровой профиль компетенций: портфолио и все остальное.

Вся информация о школьном образовании, университете, курсах, работе, проектах интегрируется в единый профиль. Экосистемы не пришли к нам раньше массово, потому что для нее не была готова цифровая структура. Возникает она только сейчас, появляется полноценная возможность описывать поведение человека, создавать цифровую модель, цифрового двойника, сопровождающего его на протяжении всей жизни. Этой модели еще не было, ее роль выполняли бумажки: дипломы государственного образца, свидетельства о прохождении разных экзаменов, сертификаты и так далее. Но это не точные показатели, потому что мы понимаем, что человек мог очень хорошо учиться, а потом в последний момент на экзамене все провалить. Или, наоборот, ему повезло с билетом. Это искажение системы, которая на самом деле поощряет недобросовестных людей.

Фото:Антон Новодережкин / ТАСС, Who is Danny / Shutterstock

Если мы хотим более целостную систему, нам нужен цифровой след человека. Это интегрирующая модель, которая описывает его поведение в течение всего цикла обучения. Цикл может длиться три года, 200 лет, сколько угодно. Эта модель собирает вместе траекторию человека на протяжении всей жизни. И уже не важно, через сколько точек обучения он прошел. Он мог учиться в детском саду, школе, университете, а мог и в неформальном образовании, поскольку это тоже образование.

Как распространяется экосистема

Образование будущего будет тесно связано с актуальными запросами рынка. Оно будет подстраиваться под учеников и вовлекать в процесс обучения бизнес и местные сообщества. Получится живая система знаний, в которой найдется подходящее место для каждого. Откуда приходят образовательные экосистемы и как быстро они распространяются, рассказывает Павел Лукша.

«Я думаю, что экосистемы — это не просто возможное будущее, но направление развития мировой системы образования в течение XXI века. Без гибких, централизованных систем, которыми управляет множество игроков, мы не сможем эффективно выстраивать социальные процессы. Это — будущий вектор движения, как в нашей стране, так и по всему миру.


В статье рассматривается понятие образовательной среды с точки зрения разных наук и влияние мировых тенденций на ее трансформацию в образовательную экосистему. Определены значимые компоненты образовательной среды как образовательной экосистемы. В современной педагогической науке широкое распространение получил феномен образовательной среды. Феномен образовательной экосистемы в отличие от феномена образовательной среды не получил широкое распространение в современной педагогической науке, а только обретает свое значение. Представлен теоретический анализ образовательной экосистемы и образовательной среды в их содержательном многообразии.

Ключевые слова: образовательная среда, экосистема образования, метакомпетенции.

The article discusses the concept of the educational environment from the point of view of different sciences and the impact of global trends on its transformation into an educational ecosystem. The significant components of the educational environment as an educational ecosystem are identified. In modern pedagogical science, the phenomenon of the educational environment has become widespread. The phenomenon of the educational ecosystem, in contrast to the phenomenon of the educational environment, is not widely used in modern pedagogical science, but only acquires its significance. A theoretical analysis of the educational ecosystem and educational environment in their meaningful diversity is presented.

Keywords: educational environment, ecosystem of education, metacompetence.

Современный мир характеризуется новыми тенденциями, влияющими на существующую систему образования. Мировое образование стало значимым для личности, отражая современные тенденции в процессе обучения. Перемены происходят в стремлении к достижению устойчивого развития общества и личности на основе увеличивающейся ответственности за жизнь [6]. Скорость технологических изменений, автоматизация и цифровизация, экологизация, сетецентричность общества — главные мировые тенденции, которые в ближайшее десятилетие будут менять общество, а соответственно и образование. Целью всех изменений, с учетом тенденций, является самоуправляемый ученик, который строит стратегию своего развития, берет ответственность за себя в процессе обучения на протяжении всей жизни.

Ю. Г. Авдиенко выделяет предметный, социальный, информационный, деятельностный компоненты [1]. Проектирование всех компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации возможностей для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса. Чтобы использовать возможности среды, учащийся проявляет соответствующую активность, т. е. он становиться реальным субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния одного преподавателя [15].

Образовательная среда всегда имеет психологический (личностный) компонент. Советский психолог А. Н. Леонтьев выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности, в связи с переходом от жизни в гомогенной среде к жизни в вещно-оформленной среде, особое внимание уделялось анализу сознания и личности [10]. Среда влияет на развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности, выступает как источника развития. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития [5]. Л. С. Выготский писал, что органическое развитие совершается в культурной среде. Развитие речи у ребенка может служить хорошим примером слияния двух планов развития — натурального (естественного, прим., авт., статьи) и культурного [4]. Вопросами образовательной среды так же занимались, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.

Психологическая наука рассматривает среду как условия, которые человек как субъект способен переживать, воспринимая объективную реальность [11]. По сути дела среда существует только тогда, когда есть воспринимающий ее субъект. В этой связи наставничество и тьюторство со стороны педагога, психологическая комфортность общения в процессе передачи и усвоения знаний обретает содержательный смысл.

З. И. Тюмасева считает, что определение образовательной среды как вида окружающей среды, факторы которой имеют образовательную природу, более полно [16]. Г. Ю. Авдиенко отмечает, что образовательная среда существует для того, чтобы получать знания, нарабатывать умения и навыки [1]. Педагогические процессы во время обучения способствующие развитию личности понимаются как образование. Ситуации развития личности индивида, подобны ситуациям в природной среде, где все процессы способствуют, развитию и адаптации живого организма. Личность учащегося зависит от среды и взаимодействует с ней. Поэтому каждый человек старается, активно изменять мир и трансформировать его в соответствии со своими целями и ценностями, культурой, а также интеллектуальным и эмоциональным развитием.

Ю. Одум определяет экосистему, как биологическую систему, состоящую из сообществ — живые организмы (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними (Одум, 1986). Взаимодействие в экосистеме живых организмов выстраивается друг с другом и с окружающей средой. Проведем аналогию с экосистемой обучения в системе образования, где все объекты интегрированы: учащиеся и родители, преподаватели и администраторы, библиотекари (биоценоз) — взаимодействуют друг с другом, и с элементами экосистемы обучения (биотоп). Вокруг участников образовательного процесса множество методик, инноваций и технологий. Происходит обмен информацией, по аналогии с обменом энергией между компонентами природной экосистемы [14].

Образовательная экосистема развивает умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов. А именно, это постоянно развивающиеся глобальные он-лайн платформы, дающие человеку представление о картине Мира (общие и базовые ценности, профессиональные знания); сообщества практики, где человек развивается профессионально совместно с другими коллегами, учащиеся учатся у мастеров своего дела, реализуют проекты, работают в рабочих командах, занимаются любимым хобби (кружки, группы, форумы, конференции, профессиональные объединения); технические решения для персонального обучения, например, игры и симуляции, поддерживающие персональное самообучение как внутри, так и вне учебных учреждений; традиционные образовательные учреждения (формальные — школы, техникуму, университеты и неформальные, ориентируемые на взрослых, например, родительские объединения и клубы).

Классически сложившаяся, индустриальная образовательная среда в России в ситуации социокультурных изменений и организационно-экономической революции в сфере образования, в эпоху перенасыщения информацией, ориентации производств на бережливые инновации, не соответствует потребностям обучающихся и не имеет эффективной стратегии развития. Современный этап образования диктует появление новой образовательной среды — образовательной экосистемы, которая имеет следующие особенности: пластичность, вариативность, системность, интерактивность, модульность. Примером такой образовательной среды, является программа выявления лучших практик, как части образовательной экосистемы страны — WORLDSKILLS. Это центр совершенствования и развития навыков мастерства, где подчеркивается важность профессиональной подготовки учащихся для современного общества, где помогают специалистам стать лучшими в выбранной ими профессии [17], приобретая необходимые компетенции.

Таким образом, мы понимает под образовательной средой образовательную экосистему социального, культурного и пространственно-предметного, архитектурного и природного окружения, которая создает условия формирования необходимых узкопрофессиональных (контекстных), профессиональных (кросс — контекстных), мета и экзистенциальных компетенций.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, образовательная экосистема, среда, образовательный процесс, окружающая среда, современная педагогическая наука, широкое распространение, WORLDSKILLS, содержательное многообразие, теоретический анализ.

Читайте также: