Сочинение отличительные признаки причастий и деепричастий 7 класс
Обновлено: 04.07.2024
Причастие и деепричастие являются особыми формами глагола, которые обладают разными грамматическими признаками и выполняют разные языковые функции. Понимание отличий этих глагольных форм позволяет правильно использовать их в синтаксических конструкциях и точно выражать мысль в устной и письменной речи.
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие или состояние и по смыслу связана с основным глаголом:
Улыбаясь, девушка пригласила гостей в дом. (пригласила что делая? – улыбаясь)
Собака, зарычав, высунулась из конуры. (высунулась что сделав? – зарычав)
Признаки глагола в деепричастии – вид, переходность и возвратность.
Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая?
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав?
Деепричастия сохраняют переходность глаголов, от которых образованы:
читать книгу – читая книгу (переходн.);
моросить – морося (непереходн.).
В предложении деепричастия выступают в качестве обстоятельств.
Причастие – это форма глагола, обозначающая признак предмета, явления или состояния по действию:
прочитанная книга – книга, которую прочитали;
разыгравшаяся буря – буря, которая разыгралась;
настораживающая тишина – тишина, которая настораживает;
изучаемое свойство – свойство, которое изучают.
В причастии сочетаются грамматические признаки глагола и прилагательного.
Как глагольная форма, оно обладает категориями времени, вида, переходности действия.
Причастия настоящего времени образуются от непроизводной или производной основы инфинитива при помощи суффиксов –ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-); -ем-, -ом-:
раст и – растущ ий
кол оть – колющ ий
люб ить – любящ ий
употребля ть – употребляем ый
Причастия прошедшего времени обозначают признак завершенного действия. Они образуются от основы глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов –енн-, -анн- (-янн-), -вш-, -ш-, -т- :
купил – купленн ый
испыта л – испытанн ый
усну л – уснувш ий
смоло л – смолот ый
Будущего времени причастия не имеют.
По смысловому содержанию и характеру выраженного признака причастия могут быть действительными или страдательными.
Действительные причастия обозначают признак действия, производимого самим объектом речи:
скрипящая телега (телега скрипит);
выпавший снег (снег выпал);
зарумянившаяся заря (заря зарумянилась).
Страдательные причастия обозначают признак действия, направленного на объект речи:
заряженное ружье (ружье зарядили);
изученная тема (тему изучили);
поднятая рука (руку подняли).
В русском языке выделяют сравнительно небольшую группу причастий, которые по значению соответствуют возвратным глаголам:
возвратные глаголы | возвратные причастия |
умываться | умывающийся, умывшийся |
смеяться | смеющийся |
считаться | считающийся |
Причастия, образованные от переходных или непереходных глаголов, сохраняют признак переходности:
переходный глагол | переходное причастие |
обобщать (что?) материал | обобщенный (подвергшийся обобщению) материал; |
непереходный глагол | непереходное причастие |
светлеть | светлеющий. |
Совершенный или несовершенный вид причастия также совпадает с видом глагола, от которого оно образовано:
что делать?
что сделать?
Причастия, как прилагательные, могут изменяться по падежам и числам. Причастия имеют одинаковую с прилагательными систему окончаний, изменяющихся при склонении по общим для этих частей речи правилам:
заколдованный сундук (Им. п.;. муж. р.; ед. ч.);
заколдованной дверью (Твор. п.; ж. р.; ед. ч.);
заколдованных кладов (Род. п.; мн. ч.).
В предложении причастие, как и прилагательное, выступает в роли согласованного определения.
- Деепричастие обозначает добавочное действие и относится к глаголу. Причастие указывает на признак предмета по действию и относится к существительному или субстантивированным частям речи.
- Деепричастия и причастия отвечают на разные вопросы.
- Деепричастие не изменяется. Причастие может изменяться по типу прилагательного.
- Синтаксическая роль деепричастия – обстоятельство. Причастие выступает в роли определения.
(10 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении, если задать к ним соответствующие вопросы.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
- бегущий мальчик — это мальчик, который сам бежит именно сейчас (действие в настоящем времени);
- мальчик (какой?) бегущий (признак предмета);
- унесенный ветром лист — это лист, который унес ветер (действие произвел другой предмет в прошедшем времени);
- лист (какой?) унесенный.
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны.
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
- щебетать — щебеч ущ ая птичка;
- любить — люб ящ ая внуков бабушка;
- колебать — колебл ем ый ветром тростник;
- опоздать — опозда вш ий пассажир;
- нарисовать — нарисова нн ый пейзаж;
- сплести — сплет енн ая мастером корзинка;
- прополоть — прополо т ая грядка.
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
В словосочетании и предложении причастие в полной форме согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения. В соответствии с этим причастие отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Примеры
У плиты мы увидели хлопочущую хозяйку .
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Налетевший ветерок закачал п одвешенный фонарь .
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
- увидеть — увид я ;
- спешить — спеш а ;
- прочитать — прочита в ;
- вырасти — вырос ши ;
- напиться — напи вши сь.
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Бегая от крыльца к калитке , во дворе громко лаяла рыжая собачонка .
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла и в то же время бегала.
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Деепричастие — это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая признаки глагола и наречия.
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Причастия
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков….
Морфологические особенности
Причастие
Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:
- проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?),
- проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных частей речи, имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).
Для него характерно присутствие двух залогов — страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).
Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.
Деепричастие
- вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая),
- возвратность (притворяясь).
Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.
Чем отличаются
В первую очередь, нужно отметить, что деепричастие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.
Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:
- Полное причастие (какой (-ая, -ое, -ие) ?), краткое (каков (-а, -о, -ы) ?).
- Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).
Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:
- определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.),
- частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).
Суффиксы
Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.
Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.
Вид | Суффиксы | Примеры |
Совершенный | -в, -вши, -ши | Бросив, согнувшись, сберёгши |
Несовершенный | -а (-я), -учи (устаревшие формы) | Считая, крадучись |
Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.
Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.
Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:
- заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие),
- имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие),
- бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.
Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.
Причастия настоящего времени | Действительные | Страдательные | ||
Спряжение глагола | I | II | I | II |
Суффиксы | -ущ, -ющ | -ащ, -ящ | -ем | им |
Примеры | стелющий | терпящий | Подгоняемый | Слышимый |
Исключения | Брезжущий | Движимый |
Обратите внимание! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.
Причастия прошедшего времени | Действительные | Страдательные |
Суффиксы | -вш-, -ш- | -ен(н)-, -н(н)-, -т- |
Примеры | Услышавший, нёсший | Спиленный, изданный, взятый |
Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:
Инфинитив | на -ить, еть | на -ать, -ять |
Гласная перед н (н) | е | а, я |
Примеры | закаченный (мяч) – закатить | закачанный (воздух) ‑ закачать |
Правописание с НЕ
Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя.
Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:
- приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость),
- зависимые слова: пропаренная в духовке,
- суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный,
- слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.
В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.
Обособление синтаксически конструкций
Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.
Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот. Приведем существующие в языке правила с примерами.
Причастный оборот
Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:
- относится к личному местоимению: Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
- стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
- имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.
Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.
Деепричастный оборот
Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.
Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.
Сравните два предложения:
- Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
- Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).
Распространенные грамматические ошибки
Наиболее частая ошибка неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:
Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.
Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.
Нередко путают страдательные и действительные причастия:
Среди лотерейных билетов был выигранный.
Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.
При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу. Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.
Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.
По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.
Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот простое объяснение
Вывод
Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет. Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное. Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.
Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.
Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.
- Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
- Карточка-информатор (4 варианта).
- Карточки для индивидуальной работы.
- Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
- Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.
Эпиграфы:
Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность
Д.Э.Розенталь
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.
Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.
В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.
II. Эпиграф.
- К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.
(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот.)
III. Составление таблицы.
- Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?
(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.
На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).
вш, ш (строивший, несший)
ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);
VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.
По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”
Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.
V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.
Читайте также: