Сочинение отец и сын шолохов

Обновлено: 05.07.2024

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький!

Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

И с грустью тайной и сердечной
Я думая: “Жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?”
М. Ю. Лермонтов
Рассказ “Родинка” (1924) относится к донскому циклу М. А. Шолохова. Главной идеей произведения является изображение гражданской войны как национальной трагедии: она уродует человеческие жизни и разрушает естественные человеческие отношения, в ней нет и не может быть победителей. Узнав, что банда напала на совхоз Грушинский и надо

спешить туда на помощь коммунарам, Николка Кошевой устало думает: “Учиться бы поехать куда-нибудь… а тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить…

Опостылело все…” (II). И атаман Кошевой устал от войны, устал от бесконечных убийств и бессмысленных скитаний. Ведь казак не только воин, но и хлебороб, поэтому так волнует старшего Кошевого вид и запах цветущих полей. Пересказывая мысли старшего Кошевого Шолохов пишет: “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман, не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном.

А пьет – дня трезвым не бывает

потому, что пахуче и сладко цветет жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной черноземной утробой” (III). От войны страдает простой народ, оказавшийся между красными и белыми. Грабеж, унижение, беззаконие – все сваливается на старого мельника Лукича: от гражданской войны не укрыться нигде.

От баллады в рассказе сохраняются загадочность и недосказанность событий, резкая и неожиданная развязка, стремительность действия. Последнее очевидно, так как завязка (начало боя с бандой), кульминация (поединок Николки и атамана) и развязка (самоубийство старшего Кошевого) находятся в последней (шестой) главке. Отступлением от обычного балладного сюжета является растянутая экспозиция (первые пять главок), построенная на резком контрасте поступков отца и сына.

Растянутая экспозиция не предусмотрена в балладе, но она нужна автору, чтобы подробно описать двух главных героев и так выразить свое отношение к ним.
Шолохов не объясняет выбор героев (с кем и против кого воевать). О Николке говорится скупо: он “с мальства сирота” (I), отец пропал без вести в германскую войну, мать умерла. До пятнадцати лет он мыкался в работниках, и, хотя автор не описывает жизнь Николки у хозяев, по другому рассказу из донского цикла (“Алешки но сердце”) можно представить, каково было подростку в батраках. Поэтому неудивительно, что в пятнадцать лет он стал красноармейцем: ведь красные боролись за хорошую жизнь для бедняков.

Старший Кошевой, как многие донские казаки, сражается против красных – сначала в войсках Врангеля, потом в банде. Конечно, отсутствие серьезной мотивировки выбора у героев является недостатком произведения, так как ведет к схематизму образов. Однако, чтобы глубоко раскрыть проблему выбора в гражданской войне, нескольких слов, которые писатель может посвятить этому вопросу в небольшом рассказе, явно недостаточно, все равно объяснение получится поверхностным.

Поэтому Шолохов вообще отказывается от рассуждений на эту тему и следует правилу, сформулированному Л. Н. Толстым:” Не увлекайтесь тем, чтобы в одном рассказе сказать все”.
Писатель создает типичную для гражданской войны ситуацию: социальной вражде противостоят родственные отношения. Отец и сын оказались идейными врагами, но Шолохов отмечает, что в душе каждый хранит светлые воспоминания о другом. Николка помнит, как отец учил его, мальчика, ездить верхом и шел рядом, ведя коня в поводу. Атаман бежит из турецкого плена на Дон, где семь лет назад оставил семью – жену и единственного сына, о судьбе которых с начала германской войны ничего не знает.

Шолохов отмечает также, что сын и отец похожи, то есть подчеркивает не только физическое сходство, но и духовное родство их характеров. Сын унаследовал от отца качества, которые очень ценились казаками: любовь к лошадям, неизмеримую отвагу, организаторский талант, ибо уже в восемнадцать лет успешно командует эскадроном.
Шолохов нарушает еще один жанровый признак баллады – автор не только растягивает экспозицию, о чем говорилось выше, но и открыто выражает свое отношение к героям: отец и сын в рассказе получают резко контрастное изображение. Душевная ясность Николки, выразившаяся в его мечтах, вызывает у автора явную симпатию. Описывая старшего Кошевого, автор несколько раз сравнивает его с волком, который “тишком натворит бед”, а потом уходит от преследования, по-волчьи путая следы.

В сцене единоборства атаман, как хищный коршун, пале тел на красного командира.
Для писателя ценно, что тяжелое детство не “сломало” младшего Кошевого, в душе он сохранил сострадание к людям и веру, что жизнь может быть доброй и справедливой. Атаман постоянно пьет и с удовольствием издевается над людьми (старый Лукич в ногах у него валяется и ест землю, вымаливая прощение за то, что хотел утаить зерно от банды). Шолохов подчеркивает растерянность и озлобление на весь белый свет старшего Кошевого.
Николка добровольно вступил в комсомол и защищает советскую власть, так как уверен, что сражается за правое дело. Бандиты, которые рыщут по станицам, грабят, жгут, убивают, надеясь террором вернуть прежние порядки, вызывают у писателя вполне понятное осуждение.
Итак, главные герои противопоставлены автором: светлый, совестливый, мечтающий учиться сын и “зачерствелый” (III), отчаявшийся, разуверившийся во всем отец. Читателю ясно авторское отношение к героям – симпатия к сыну и осуждение отца, но Шолохов не останавливается на таком прямолинейном противопоставлении. В заключительной сцене авторское отношение к герою меняется: старший Кошевой изображен не как бандитский атаман, а как несчастный отец, который собственной рукой убил единственного и любимого сына.

Новое авторское отношение проявляется в описании отца над холодеющим телом сына: со страхом разглядывает атаман лицо умирающего красноармейца, обнимает его за плечи и обращается к нему с отчаянными словами, но не получает никакого ответа. Горе отца понятно и не может не вызвать сочувствия и сострадания автора.
Подводя итог, следует отметить, что Шолохов всю жизнь верил в идеалы революции, которая провозгласила своей целью защиту интересов трудящегося человека. Это вполне отразилось уже в его ранних рассказах, где он явно симпатизирует красноармейцам, хуторским беднякам, борющимся за новую, справедливую жизнь. Четкие политические убеждения не мешали ему быть настоящим писателем, то есть изображать современную ему трагическую эпоху с общечеловеческих, а не с узко классовых (пролетарских) позиций. Советские критики часто упрекали Шолохова: в его произведениях выражен “расплывчатый”, абстрактный (жалеющий всех – и правых, и виноватых) гуманизм вместо ясного революционного гуманизма (соединяющего любовь к революции и ненависть к ее врагам).

Рассказ “Родинка” является как раз примером того, что автор сочувствует всем своим героям – участникам и жертвам гражданской войны.
Авторское отношение в рассказе, как было показано выше, выражается различными способами: через оценочные сравнения (волк, коршун), через внутренние монологи, которые передают мысли и чувства героев (растерянность и усталость от гражданской войны обоих Кошевых и Лукича), через предысторию отца и сына Кошевых, через их поступки. То есть авторская позиция в “Родинке” проявляется очень сдержанно: нет лирических отступлений, эмоциональных восклицаний, психологических пейзажей.
Но вот действие рассказа доведено до трагической развязки, а Шолохов пишет еще короткий эпилог, в который в первый и последний раз помещен психологический пейзаж, изображающий осеннюю степь, живущую своей особой жизнью, независимой от людей и их проблем. Коршун-стервятник над незахороненными мертвыми казаками – точная деталь безлюдного поля боя. Этот пронзительный безмолвный пейзаж несет важнейшую идейно-эмоциональную нагрузку: автор окончательно проясняет свое отношение к описанному эпизоду гражданской войны, призывает подняться над сиюминутными, классовыми оценками героев, пробуждает в читателе чувство сострадания и к отцу, и к сыну.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выборочное изложение ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба чел.

Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет.

Ребята, мы ни раз говорили о Великой Отечественной войне и выяснили, что нет в нашей стране такой семьи, по которой война не прошлась бы своими тяжелыми колесами. Великая Отечественная война - это великое испытание, искалечившее судьбы многих людей. Сегодня мы поговорим о судьбе человека, на долю которого выпали все тяготы военного времени, а именно о герое повести Шолохова "Судьба человека".

Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части.

Выборочное изложение предполагает пересказ не всего текста, а лишь той части, которая касается избранной вами темы. Пересказ должен идти от 3-го лица. Поэтому для изложения мы выбираем только описание героев повести М.А. Шолохова, их портреты.

Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека. Сделать портрет можн.

Портрет – это изображение лица или всей фигуры человека. Сделать портрет можно красками, карандашом. Вылепить из глины. Но словами тоже создается портрет – словесный портрет. Что главное в лице человека, его фигуре, одежде, мимике, жестах?

Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и явл.

Итак, описание внешности не только предает то, как человек выглядит, но и является средством его характеристики. -Чтобы облегчить работу, при чтении текста постарайтесь мысленно представить себе героев, нарисовать их в своем воображении. Тогда вам останется лишь перенести то, что стоит перед вашим мысленным взором, на бумагу.

Чтение текста учителем Ваши действия: Внимательно слушать текст Запомнить, о.

Чтение текста учителем Ваши действия: Внимательно слушать текст Запомнить, о ком идёт речь (герои) Какими их описывает автор Яркие, запоминающиеся черты героев

Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?

Подумайте, какие микротемы можно в нем выделить?

1-я микротема - Портрет мальчика и мужчины. 2-я микротема - Отец. 3-я микроте.

1-я микротема - Портрет мальчика и мужчины. 2-я микротема - Отец. 3-я микротема - Сын.

Хутор - это крестьянский поселок, селение в южных областях. Использование гла.

В тексте используется словосочетание "черствая рука". Давайте подберем синони.

В тексте используется словосочетание "черствая рука". Давайте подберем синонимы к нему. Жесткая рука, темная рука, шершавая рука. А как вы думаете, у кого бывают такие руки? У человека, который занимается тяжелым физическим трудом.

Определите тип речи текста. Определите стиль текста. Какими художественными.

Определите тип речи текста. Определите стиль текста. Какими художественными приемами пользуется автор? Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

(повествовательный с элементами описания) (художественный с элементами разгов.

(повествовательный с элементами описания) (художественный с элементами разговорной в диалогах)

Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской. Сравне.

Эпитеты – устало сутуловатый, приглушенно, неизбывной смертной тоской. Сравнения – светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – небушко, сынок, ручонки. Диалог между героями.

Отец – много повидавший за свою жизнь человек. Сын – трогательно доверчивый м.

Отец – много повидавший за свою жизнь человек. Сын – трогательно доверчивый мальчик.

Отец Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушённый басок Большая, чёр.

Отец Мужчина — высокий, сутуловатый Приглушённый басок Большая, чёрствая рука Тощий вещевой мешок Защитные летние штаны Свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет с надписью Большие темные руки Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской Прожженный в нескольких местах ватник небрежно и грубо заштопан Латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а наживлена Почти новые солдатские ботинки Плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука

Сын Лет пяти-шести Глаза светлые, как нёбушко Розовая холо.

Сын Лет пяти-шести Глаза светлые, как нёбушко Розовая холодная ручонка По-детски доверчивый взгляд Белесые бровки Мальчик одет просто, но добротно Длиннополая курточка, подбитая цигейкой Крохотные сапожки с расчетом на шерстяной носок, искусный шов на разорванном рукаве курточки.

ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО ИЗЛОЖЕНИЯ 1. Портрет героя – важное средство создания характ.

ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший.

ВОЗМОЖНЫЙ ФИНАЛ ИЗЛОЖЕНИЯ Андрей Соколов, прошедший войну, многое испытавший, знает, во имя чего стоит жить. Ваня рядом с мудрым и заботливым отцом сумеет вырасти настоящим человеком.

Авторская оценка Андрей Соколов - человек трудной судьбы, покоряющий силой ду.

Авторская оценка Андрей Соколов - человек трудной судьбы, покоряющий силой духа, жаждой жизни. Приемный сын Андрея Соколова, Ванечка, с наивной доверчивостью относится к миру, потому что рядом с ним надежное отцовское плечо.



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 596 164 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.01.2018 26827
  • PPTX 1.8 мбайт
  • 2578 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Чухно Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На первой странице повести "Судьба человека" знакомимся с двумя героями.

Один из них - мальчик Ваня.

Мальчик, судя по росту, был лет пяти, шести , не больше.

был шофер грузовой машины.

Ваня был доверчивым мальчиком.

стал спрашивать мальчика, Ваня посмотрел своими светлыми как небушко

глазами чуть - чуть улыбаясь.

Пожимая руку Ване, автор заиетил что у Вани

розовая холодня ручонка.

Мальчик был одет просто, но добротно.

как сидели на нем искусно сшитые сапожки, все выдавало материнский труд.

был застенчивым, доверчивым, добрым мальчиком.

Можно предположить что

мужчина воспитывавший с такой любовью Ваню был не родным отцом.


"Война в произведениях писателей и поэтов 20 века" - сочинение рассуждение по произведениям : М?

"Война в произведениях писателей и поэтов 20 века" - сочинение рассуждение по произведениям : М.

Шолохов " Судьба человека", В.

Богомолов " Иван", А.

Ахматова " Мужество" Друнина " Качается рожь не сжатая.

" - пожалуйста, помогите как можно начать.


Выборочное изложение шолохова судьба человека?

Выборочное изложение шолохова судьба человека.


НАПИШИТЕ ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

НАПИШИТЕ ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

Прочитайте отрывок из рассказа М.

А. Шолохова "Судьба человека".

Выберите материал на одну из тем : "Портрет мальчика и мужчины", "Отец", "Сын".


Изложение описание внешнего вида енота?

Изложение описание внешнего вида енота.


М. Шолохов "Судьба человека" Помогите пожалуйста ответить на вопросы :1?

М. Шолохов "Судьба человека" Помогите пожалуйста ответить на вопросы :

Как ведёт себя Андрей Соколов в плену?

2. Как проявляется человек в условиях несвободы?

3. Как можно использовать рассказ как аргумент в сочинение ?


Выборочное изложение выберите материал для одной из тем : сын , отец, портрет отца и сына из рассказа "судьба человека"?

Выборочное изложение выберите материал для одной из тем : сын , отец, портрет отца и сына из рассказа "судьба человека".


Культура человека изложения?

Культура человека изложения.


Шолохов - судьба человека?

Шолохов - судьба человека.

5 сложноподчиненных предложений.


Сжатое изложение Портрет мужчины и мальчика из отрывка рассказа М?

Сжатое изложение Портрет мужчины и мальчика из отрывка рассказа М.

Шолохова "Судьба человека".


Выборочное изложение 7 класс судьба человека отец и сын текст?

Выборочное изложение 7 класс судьба человека отец и сын текст.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Шолохов судьба человека изложение про описание отца?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Портативный переносной персональний компьютер (ПК).


Ответ : Человек по отношению к другим людям должен быть добрым, сердечным, отзывчивым, верным. Он должен относиться к своей работе с трудолюбием, старательностью, усердностью, внимательностью, точностью, дисциплинированностью, обязательностью, серьё..


1)Согласование : прекрасный обед загражденная дорога прекрасный мир теплую осень желтеющий лист своего друга девятого класса сладкого винограда пушистый щенок злые глаза 2)Управление : расположились на ночлег любуюсь горой вернемся на рассвете беседу..


Делается заключение из всего сказанного.


Завязывать ботинки Искать ботинки Надевать ботинки Чистить ботинки.


Завязывать ботинки, искать ботинки, надевать ботинки, купить ботинки.


1. Листья все время возились, перешёптывались между собой. 2. За окном плыла, ныряла луна. 3. На горизонт легли тяжёлые тучи, и лучи заката красят притихшие холмы в темно - багровый цвет. 4. Мы заснули под болтливый лепет листьев. 5. Бирюзовое не..


Я - подлежащее, сделал - сказуемое, честный - определение, поступок - дополнение. На картине - дополнение, изображены не знаю, прекрасный - определение, вид - подлежащее.


Я - подлежащее сделал - сказуемое честный - определение поступок - дополнение. Вид - подлежащее изображён - сказуемое прекрасный - определение На картине - обстоятельство Вот.


© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: