Сочинение острый язык дарование длинный язык наказание
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Исполнитель:
Еремеева Ольга Александровна,
учитель русского языка и
Консультант:
Вертилецкая Инга Геннадьевна,
Заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО,
канд. пед. наук, доцент
В методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации в 9-ых классах, даны практические рекомендации по созданию текста-рассуждения и оформлению на письме примеров-аргументов. К разработке прилагаются список цитат, положенных в основу задания 15.1, образцы сочинений. Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.
Основные подходы к работе по написанию
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему …………… 4
Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения…….. 5-8
Приложение №5 «Речевые клише для оформления аргументов
Приложение №7 «Образцы сочинений…………………………….. 27-28
Вопросы подготовки учащихся 9-ых классов к итоговой аттестации являются актуальными для каждого учителя. Экзаменационная работа по русскому языку составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников основной школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. Как показывает опыт работы в качестве учителя и эксперта по проверке экзаменационных работ, для учащихся самым трудным заданием в итоговой работе остаётся создание собственного текста: сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему, так как им необходимо продемонстрировать не только теоретические знания одного из разделов лингвистики или представить свое понимание той или иной нравственной категории, но и аргументировать свое суждение, а также умение создать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. К типичным ошибкам, допускаемым в работе, относятся неумение доказывать справедливость изречения, делать вывод, последовательно и логично излагать свои мысли. Следовательно, во время подготовки к ГИА я уделяю большое внимание формированию умения аргументировать свои суждения на основе предложенного текста, грамотно оформлять их на письме.
В данной методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации.
Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.
Основные подходы к работе по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)
Следует обратить внимание на то, что все эти навыки и умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также на ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 на ЕГЭ по русскому языку. Предлагаю составленный мной алгоритм работы для успешного выполнения этого вида работы.
Алгоритм работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (задание 15.1)
1. Повторение признаков текста.
2. Повторение структуры сочинения-рассуждения.
3. Анализ высказывания на лингвистическую тему.
4 . Работа над каждой частью сочинения.
5. Составление текста сочинения.
6. Проверка работы.
Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения
1. В соответствии с критериями оценивания сочинения необходимо создать текст, который должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (критерий С1К3), поэтому в начале работы над сочинением целесообразно повторить признаки текста, показать образцы текстов, созданных по указанным критериям. (Приложение №1).
- Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.
- Шаг 2. Выделяю в нем ключевые слова, связанные с лингвистикой.
- Шаг 3. Перечитываю текст и отмечаю примеры того или иного языкового явления, которое необходимо привести в качестве доказательства.
- Шаг 4. Пишу тезис.
- Шаг 5. Пишу основную часть (аргументы и примеры).
- Шаг 6. Пишу заключение.
- Шаг 7. Проверяю черновик.
2.1. Рекомендации по оформлению тезиса работы.
В приложении №2 подобраны речевые клише, которые помогут учащимся сделать это грамотно и логично.
Например: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) утверждал:
(Обязательно напомним особенности оформления на письме прямой речи).
Или: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) считал, что…
(Сравните с первым вариантом написания и выберите для себя наиболее приемлемый способ: в форме прямой речи или косвенной).
В тезисе необходимо выразить свое отношение к предложенной цитате. Используя слова-клише (приложение №2), формулируем его. Например: Безусловно, я согласен с мнением автора. Попробую доказать справедливость его высказывания на примере прочитанного мною текста.
Итак, тезис сформулирован. Приступаем к самой главной части сочинения: даем обоснованный ответ на поставленный вопрос, рассуждая на теоретическом уровне, подтверждая свои суждения примерами из текста (критерии оценивания С1К1 и С1К2).
2.2. Анализ предложенного высказывания.
Учебник русского языка в каждом классе дает возможность составить словарь высказываний о русском языке, к которому нужно добавить и список цитат, рекомендованных в сборниках типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько. Поэтому уже с 5 класса на уроках уделяю особое внимание работе с лингвистическим высказыванием: определяем его основную мысль, выделяем ключевые слова, приводим примеры, подтверждающие основную мысль. (Смотри приложение №3). С целью эффективности подбора аргументов все рекомендуемые цитаты я систематизировала, объединив их в тематические группы.
Рассмотрим все этапы работы с цитатой.
Учимся делать комментарий высказывания: определить его основную мысль, обратить внимание, о каком языком явлении идет речь, лексическом
или грамматическом, указать его роль в данном тексте.
Предварительно с учащимися составлен список наиболее часто встречаемых лингвистических явлений (смотри приложение № 4), которые разделены на две группы: лексические и грамматические. В случае затруднения в объяснении того или иного явления обращаемся к учебнику теории под редакцией В.В.Бабайцевой или М.М.Разумовской. Указывая роль в нашей речи названного в цитате явления, подбираем примеры из анализируемого текста. На этом этапе работы следим за точностью формулировок, так как доказательства не должны иметь фактических ошибок.
А теперь оформляем наши рассуждения в письменном виде. Так как сочинение должно отличаться цельностью и последовательностью (критерий С1К3), рекомендую учащимся при записи аргументов пользоваться вводными словами: во-первых, во-вторых. Называя роль того или иного лингвистического явления, делаем ссылку на предложение, в котором это подтверждается. Сделать это можно различными способами, с которыми учащиеся знакомы при написании рассуждений другого характера, например, на морально-этическую тему. Например, Об этом автор текста говорит в предложении… (указывается его номер) или: Смотри в тексте предложение…, где автор выражает…. О других вариантах записи можно узнать из приложения №.5
2.3. Следующий часть сочинения – вывод. Обязательно советую учащимся прочитать высказывание, предложенное для анализа, и приведённые аргументы, так как вывод должен обобщить всё написанное и содержать ответ на поставленный вопрос. В качестве слов, подводящих итог рассуждению, можно использовать вводные слова: следовательно, таким образом, итак, а также выражения : подведем итог всему сказанному или как следует из вышесказанного и др. (Образцы написания вывода в приложении №6)
4. После создания собственного текста не забываем проверить его, чтобы предупредить орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Пословица "Острый язык — дарование, а длинный — наказание" имеет следующее значение. Остроумный человек всегда знает, где и как нужно правильно ответить на вопрос или сказать что-либо, и умеет этим пользоваться. Ему это помогает в жизни, в пословице сказано. что это - дарование. А человек, который говорит все подряд. да еще и не впопад, не задумываясь, правда это или нет, делает себе же хуже. По этому и говорят, что длинный язык - наказание!
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Задание 15 № 772
Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Острый язык — дарованье, длинный язык — наказанье.
Выражение Острый язык — дарованье, длинный язык — наказанье будет уместно в ситуации, когда мой друг, который всегда остроумно выражает свои мысли, наговорил лишнего или сказал то, что обидело меня.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.
Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.
Пожалуйста, помогите написать сочинение, я понимаю высказывание, но напишу только половину..
Помгите прошу..
Острый язык-дарование, длинный язык-наказание. Человек с длинным языком может выболтать всё. И это может обернуться ему потом боком. Этот человек может в любой момент сказать то что говорить не нужно было. А человек с острым языком не скажет никогда того что не нужно. В некоторых случаях он выпутается из плохих историй без последствий. Так я понимаю слова известного поэта-сатирика Дмитрия Дмитриевича Минаева.
Морфологические признаки: Начальная форма: Пугачев (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Слова второго склонения, это слова мужского рода с нулевым окончанием и слова среднего рода с окончанием "о" "е"
Р.П.
Дом - (нет чего?) дома
Кот - (нет кого?) кота
Окно - (нет чего?) окна
Сом - (нет кого?) сома
Небо - (нет чего?) неба
Отец - (дать кому?) отцу
Принтер - (дать чему?) принтеру
Молоко - (дать чему?) молоку
Компьютер - (дать чему?) компьютеру
Скотч - (дать чему?) скотчу
Читайте также: