Сочинение острый язык дарование длинный язык наказание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Исполнитель:

Еремеева Ольга Александровна,

учитель русского языка и

Консультант:

Вертилецкая Инга Геннадьевна,

Заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент

В методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации в 9-ых классах, даны практические рекомендации по созданию текста-рассуждения и оформлению на письме примеров-аргументов. К разработке прилагаются список цитат, положенных в основу задания 15.1, образцы сочинений. Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию

сочинения-рассуждения на лингвистическую тему …………… 4

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения…….. 5-8

Приложение №5 «Речевые клише для оформления аргументов

Приложение №7 «Образцы сочинений…………………………….. 27-28

Вопросы подготовки учащихся 9-ых классов к итоговой аттестации являются актуальными для каждого учителя. Экзаменационная работа по русскому языку составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников основной школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. Как показывает опыт работы в качестве учителя и эксперта по проверке экзаменационных работ, для учащихся самым трудным заданием в итоговой работе остаётся создание собственного текста: сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему, так как им необходимо продемонстрировать не только теоретические знания одного из разделов лингвистики или представить свое понимание той или иной нравственной категории, но и аргументировать свое суждение, а также умение создать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. К типичным ошибкам, допускаемым в работе, относятся неумение доказывать справедливость изречения, делать вывод, последовательно и логично излагать свои мысли. Следовательно, во время подготовки к ГИА я уделяю большое внимание формированию умения аргументировать свои суждения на основе предложенного текста, грамотно оформлять их на письме.

В данной методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации.

Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)

Следует обратить внимание на то, что все эти навыки и умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также на ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 на ЕГЭ по русскому языку. Предлагаю составленный мной алгоритм работы для успешного выполнения этого вида работы.

Алгоритм работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (задание 15.1)

1. Повторение признаков текста.

2. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

3. Анализ высказывания на лингвистическую тему.

4 . Работа над каждой частью сочинения.

5. Составление текста сочинения.

6. Проверка работы.

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения

1. В соответствии с критериями оценивания сочинения необходимо создать текст, который должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (критерий С1К3), поэтому в начале работы над сочинением целесообразно повторить признаки текста, показать образцы текстов, созданных по указанным критериям. (Приложение №1).

- Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.

- Шаг 2. Выделяю в нем ключевые слова, связанные с лингвистикой.

- Шаг 3. Перечитываю текст и отмечаю примеры того или иного языкового явления, которое необходимо привести в качестве доказательства.

- Шаг 4. Пишу тезис.

- Шаг 5. Пишу основную часть (аргументы и примеры).

- Шаг 6. Пишу заключение.

- Шаг 7. Проверяю черновик.

2.1. Рекомендации по оформлению тезиса работы.

В приложении №2 подобраны речевые клише, которые помогут учащимся сделать это грамотно и логично.

Например: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) утверждал:

(Обязательно напомним особенности оформления на письме прямой речи).

Или: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) считал, что…

(Сравните с первым вариантом написания и выберите для себя наиболее приемлемый способ: в форме прямой речи или косвенной).

В тезисе необходимо выразить свое отношение к предложенной цитате. Используя слова-клише (приложение №2), формулируем его. Например: Безусловно, я согласен с мнением автора. Попробую доказать справедливость его высказывания на примере прочитанного мною текста.

Итак, тезис сформулирован. Приступаем к самой главной части сочинения: даем обоснованный ответ на поставленный вопрос, рассуждая на теоретическом уровне, подтверждая свои суждения примерами из текста (критерии оценивания С1К1 и С1К2).

2.2. Анализ предложенного высказывания.

Учебник русского языка в каждом классе дает возможность составить словарь высказываний о русском языке, к которому нужно добавить и список цитат, рекомендованных в сборниках типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько. Поэтому уже с 5 класса на уроках уделяю особое внимание работе с лингвистическим высказыванием: определяем его основную мысль, выделяем ключевые слова, приводим примеры, подтверждающие основную мысль. (Смотри приложение №3). С целью эффективности подбора аргументов все рекомендуемые цитаты я систематизировала, объединив их в тематические группы.

Рассмотрим все этапы работы с цитатой.

Учимся делать комментарий высказывания: определить его основную мысль, обратить внимание, о каком языком явлении идет речь, лексическом

или грамматическом, указать его роль в данном тексте.

Предварительно с учащимися составлен список наиболее часто встречаемых лингвистических явлений (смотри приложение № 4), которые разделены на две группы: лексические и грамматические. В случае затруднения в объяснении того или иного явления обращаемся к учебнику теории под редакцией В.В.Бабайцевой или М.М.Разумовской. Указывая роль в нашей речи названного в цитате явления, подбираем примеры из анализируемого текста. На этом этапе работы следим за точностью формулировок, так как доказательства не должны иметь фактических ошибок.

А теперь оформляем наши рассуждения в письменном виде. Так как сочинение должно отличаться цельностью и последовательностью (критерий С1К3), рекомендую учащимся при записи аргументов пользоваться вводными словами: во-первых, во-вторых. Называя роль того или иного лингвистического явления, делаем ссылку на предложение, в котором это подтверждается. Сделать это можно различными способами, с которыми учащиеся знакомы при написании рассуждений другого характера, например, на морально-этическую тему. Например, Об этом автор текста говорит в предложении… (указывается его номер) или: Смотри в тексте предложение…, где автор выражает…. О других вариантах записи можно узнать из приложения №.5

2.3. Следующий часть сочинения – вывод. Обязательно советую учащимся прочитать высказывание, предложенное для анализа, и приведённые аргументы, так как вывод должен обобщить всё написанное и содержать ответ на поставленный вопрос. В качестве слов, подводящих итог рассуждению, можно использовать вводные слова: следовательно, таким образом, итак, а также выражения : подведем итог всему сказанному или как следует из вышесказанного и др. (Образцы написания вывода в приложении №6)

4. После создания собственного текста не забываем проверить его, чтобы предупредить орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Пословица "Острый язык — дарование, а длинный — наказание" имеет следующее значение. Остроумный человек всегда знает, где и как нужно правильно ответить на вопрос или сказать что-либо, и умеет этим пользоваться. Ему это помогает в жизни, в пословице сказано. что это - дарование. А человек, который говорит все подряд. да еще и не впопад, не задумываясь, правда это или нет, делает себе же хуже. По этому и говорят, что длинный язык - наказание!

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.


Задание 15 № 772

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Острый язык — дарованье, длинный язык — наказанье.

Выражение Острый язык — дарованье, длинный язык — наказанье будет уместно в ситуации, когда мой друг, который всегда остроумно выражает свои мысли, наговорил лишнего или сказал то, что обидело меня.

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.
Пожалуйста, помогите написать сочинение, я понимаю высказывание, но напишу только половину..
Помгите прошу..

Острый язык-дарование, длинный язык-наказание. Человек с длинным языком может выболтать всё. И это может обернуться ему потом боком. Этот человек может в любой момент сказать то что говорить не нужно было. А человек с острым языком не скажет никогда того что не нужно. В некоторых случаях он выпутается из плохих историй без последствий. Так я понимаю слова известного поэта-сатирика Дмитрия Дмитриевича Минаева.

Морфологические признаки: Начальная форма: Пугачев (именительный падеж единственного числа); Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;

Слова второго склонения, это слова мужского рода с нулевым окончанием и слова среднего рода с окончанием "о" "е"

Р.П.
Дом - (нет чего?) дома
Кот - (нет кого?) кота
Окно - (нет чего?) окна
Сом - (нет кого?) сома
Небо - (нет чего?) неба

Отец - (дать кому?) отцу
Принтер - (дать чему?) принтеру
Молоко - (дать чему?) молоку
Компьютер - (дать чему?) компьютеру
Скотч - (дать чему?) скотчу

Читайте также: