Сочинение описание про церковь новомучеников и исповедников

Обновлено: 05.07.2024

Кто такие новомученики и исповедники?

Новомучениками и исповедниками Русской Церкви принято называть представителей духовенства и мирян, пострадавших за православную веру в период с 1917 по 1991 годы от рук советской власти. Первым после захвата власти большевиками принял мученическую смерть священник Иоанн Кочуров, убитый 31 октября 1917 года в Царском селе. 7 февраля 1918 года в Киеве был убит митрополит Владимир (Богоявленский), а спустя полгода гонители казнили императора Николая II и всю его семью. Мученики – это погибшие от рук гонителей, исповедники – пострадавшие, но уцелевшие, при этом не отрекшиеся от Христа под гнетом обстоятельств.

Особенно тяжелыми выдались для Церкви первые два десятилетия, предварявшие Великую Отечественную войну. Перед войной на территории всего Советского Союза насчитывалось не более нескольких десятков православных священников, находившихся на свободе. Остальные были либо расстреляны, либо томились в заключении. Согласно решению Священного Синода от 30 января 1991 года был установлен день поминовения всех пострадавших от безбожной власти, а также начался процесс канонизации тех, кто стал жертвой своих религиозных убеждений, не отрекся от Христа под угрозой смерти и гонений, до конца выстоял в исповедническом испытании.

На сегодняшний день в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской входят 1774 человека, прославленных в лике святых. Общая численность пострадавших за веру в период существования СССР не поддается точному исчислению, но говорят о сотнях тысяч репрессированных.

В чем заключается подвиг мученичества?

Наверное, это вопрос, на который ответ напрашивается сам собой. Ведь мученики повторяют подвиг Христа, жертвуя жизнью или, в случае исповедников, подвергая себя тяжелейшим мукам и испытаниям. Этим и проверяется их верность Богу – вплоть до готовности расстаться с земной жизнью ради вечных благ.

Когда мы читаем жития древних мучеников, таких, например, как апостолов Христа, Георгия Победоносца, сорока севастийцев, Татианы Римской, Анастасии Узорешительницы и других, мы можем заметить, что всегда эти страдальцы добровольно шли на смерть и благодарили Господа за возможность пострадать ради Него. Ну, скажите, кто из людей согласится добровольно на мучения и смерть? Обыватель у виска покрутит, да и христианин современный задумается: как же должна быть мотивация, чтобы взойти на эшафот с радостной улыбкой?

Получается, что ощущение Бога у святых мучеников было настолько сильным, что они готовы были расстаться с жизнью без колебаний. Вспомните свои состояния после глубокой молитвы, серьезного паломничества или причастия Тела Христова. В душе мир и радость, любовь к людям вокруг в сердце, и кажется, что все проблемы такие незначительные, Бог совсем рядом, и из этих состояний совсем не хочется выходить. Попробуйте представить, что у мучеников это чувство Бога, испытанное и Вами, было в тысячи раз сильнее. То есть они понимали, что нужно только выдержать совсем немного – и откроется новая реальность, на пороге которой они уже стояли и прекрасно это понимали.

В то же время мученики нередко были последовательными христианами. То есть их многолетняя духовная подготовка, работа над собой, молитва, дела веры в часы гонений становилась проверкой на прочность того капитала Святого Духа, который они стяжали за годы жизни. И, получалось, что на плаху шли, в общем-то, святые люди, нанося последние штрихи на христианский образ своей жизни.

Но было и немало случаев, когда мученическую смерть принимали язычники, в одно мгновенье прозревавшие, наблюдая за страданиями христиан или даже принимая в истязаниях активное участие. Например, мученик Вонифатий увидел жестокую казнь нескольких христиан, лица которых, по его замечанию, буквально светились неземным светом, несмотря на страдания и близящуюся смерть. Мы помним, как в озеро к сорокам севастийским мученикам бросился один из охранявших их легионеров. И снова мы понимаем, насколько же сердца вот таких, порой крестившихся не водой и духом, а кровью, людей широко раскрывались для принятия Христа, несмотря на происходившие на их глазах ужасы.

Поэтому подвиг мучеников – в верности Богу до конца и понимании, что земная жизнь ничего не стоит в сравнении с вечной.

Какой урок преподают новомученики современниками?

А вот новомученики – это ведь, фактически, наши современники. Первые из них пострадали всего-то сто лет назад, а остальные и того позднее. Они носили в основном не причудливые имена античной древности, а звались так же, как и большинство из нас. Новомученики разговаривали на понятном для нас русском языке, а не изъяснялись на незнакомом нам сегодня старославянском. Мы можем наблюдать не только иконописные изображения этих людей, но и в большинстве случаев видеть их фотоснимки, иногда даже цветные. Более того, хроника гонений не только подробно описана с болью в сердцах сотнями очевидцев, но иногда и заснята на пленку тех времен.

Мы привыкли относиться к древности как к некоторой сказке, ведь у человечества вообще очень короткая память. В житиях мы видим мало подробностей и, хотя и восхищаемся подвигом людей того времени, но порой думаем про них, будто они с другой планеты. И можем найти себе отговорку, дескать, вот раньше были люди… С новомучениками так не получится. Эти люди жили, как бы сейчас сказали, в стране стабильности, с многовековой историей и культурой, где православие было во всех смыслах государствообразующей религией. А потом в одночасье у миллионов людей просто выбили из-под ног почву, и они встали перед серьезным выбором: начать приспосабливаться к изменившимся условиям ради сохранности хотя бы жизни и здоровья, либо же продолжить жить со своими убеждениями, которые ведь не просто традиция, а реальная ценность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель МОУ СОШ с УИОП № 16

Духовный и нравственный подвиг новомучеников и исповедников 20 столетия.

В годы смуты, разорения и гражданской войны

в одном селе закрывали церковь.

Бойкие молодые парни, бравируя своим неверием,

бросали иконы в огонь и палили

из винтовок в святые лики.

Молча смотрели деревенские жители

на разорение церкви.

И вдруг один из молодцов крикнул:

— Вот вам и доказательство, что Бога нет!

Если бы он был, он бы наказал меня, так ведь?

Так почему же он меня не наказывает?

А потому, что его нет!

— Уже наказал, — послышался голос.

— Когда наказал? Как наказал?

Богата Россия великими людьми, поэтами, художниками, героями, бунтарями, мудрецами … Но порождает русская земля и тех, кто нужен ей как утешение за все потрясения, невзгоды и утраты, которые обрушила на нее история от монгольского ига до красного террора. Не могла не породить и земля Русская людей, сохранивших веру православную, отдавших жизнь на нашей земле за понимание предназначенности человека: знать Истину и следовать Истине.

Сколько священнослужителей и мирян отдали жизнь! Сколько православных так громко сказали о Христе своей смертью, что о них просто невозможно забыть!

Могу себе представить, сколько вопросов зададут мне: сколько, зачем, почему, для чего, нужно ли…?

Сколько их? А разве нужны точные цифры? Человеческой памяти не вместить количество мучеников, пострадавших за Христа. Человеческой памяти - не остаться равнодушным к судьбе совершенно незнакомых людей. Ведь не только их мученические кончины важны, но и жизни — тоже. В духовном горниле испытаний они сохранили величие духа и твердость убеждений. А вы смогли бы? Про себя я точно знаю, что мне такие качества не свойственны. Так разве нам нечему у них учиться?

Православные подвижники, на первый взгляд, были самыми обыкновенными, простыми людьми, ничем не отличающимися от остальных.

По рассказам, пришедший к ним человек чувствовал не подавленность и страх, а безраздельную любовь и радость. Таким был и священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (миру Семен Алексеевич Зернов), один из авторитетнейших иерархов Русской Православной Церкви. В течение девяти лет, с 1914 по 1923 гг., владыка был епископом Приамурским и Благовещенским. При нем на территории нынешней Хабаровской епархии достигло расцвета миссионерское и просветительское служение, было открыто много новых церквей и монастырь. Арестован святитель Евгений был в 1923 г. в ночь под Успение после всенощной в Благовещенском кафедральном соборе и заключен в тюрьму. Пока архиепископ был в заключении, по городу ежедневно разъезжала телега с надписью: "В тюрьму для епископа хлеб". Пищи набралось такое количество, что владыка кормил заключенных. Вот вам пример величия и чистоты души. Величие, данной им Богом власти, и глубокое смирение перед волей Божьей. Разве это не образец христианской благодетели? А милость - это любовь, а любовь подскажет, когда (в минуты скорби или радости) и кому (блаженствующему и страждущему) молиться.

И у меня какое-то трепетное желание — молиться им, чтобы не повторялось этого больше, чтобы каждый из них жил так, как ему казалось верным. За что мучили…убивали? Ни за что. Поэтому насколько на самом деле страшно, мы даже представить не можем. И дело даже не в нас самих. За себя-то не так страшно. А вот за близких и родных — страшно очень. Через узнавание судеб святых холодеет сердце.

Священник Филипп Кузьмич Распопов пострадал за Христа в декабре 1919 года в приамурском селе Троицкое (ныне Нанайский район Хабаровского края). Вытащили его на улицу и поволокли к реке Амур. Внешним поводом для расправы могло послужить то, что однажды о. Филипп укрыл от красных партизан белого офицера. Его вытащили в дикий мороз, почти голого, на замороженный Амур, где в течение долгого времени оскорбляли и били, а потом бросили в прорубь, где он и принял мученическую смерть.

Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но христианин — да.

В истории России прошедший ХХ век был ознаменован жестокими гонениями советской власти на Православную Церковь. Многие клирики и простые верующие были преследуемы вплоть до смерти со стороны атеистического государства за свои религиозные убеждения. Подвиг новомучеников и исповедников Российских является ярчайшим примером верности Христу и Его Церкви. Несмотря на это их пример по-прежнему требует полноценного осмысления. Вкладом в этот процесс является статья митрополита Калужского и Боровского Климента.

Говоря об исповедании Христова Имени, нельзя стороной обойти один интересный вопрос: разве заставляли новомучеников отрекаться от Христа, в отличие от мучеников первых веков? Действительно, если обратиться к истории тех лет, то можно обнаружить, что прямого отречения от Христа под страхом смерти никто и не требовал. Единичные исключительные случаи могут быть этому лишь подтверждением. За что же тогда они пострадали и были причислены к лику святых? Забегая немного вперед, отметим, что подвиг новомучеников Российских отличался от подвига первых мучеников.

Ни для кого не секрет, что верующие люди в те годы не испытывала симпатии к советской власти, так как она заняла атеистическую богоборческую позицию. Но одно дело – неблагорасположенность и совершенно другое – контрреволюционная деятельность.

«Просьба ни в коем случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе…


Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления…Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше.

В этой связи в Издательском Совете Русской Православной Церкви создана отдельная рабочая группа, занимающаяся вопросом распространения почитания новомучеников и исповедников российских.

На очередном заседании рабочей группы был принят следующий план мероприятий, направленных на распространение почитания новомучеников и исповедников Российских:

1. Издание тематических серий книг о новомучениках, исповедниках и страстотерпцах:

— царственные страстотерпцы и члены царской семьи;

— предстоятели, священномученики и священноисповедники Русской Православной Церкви;

— миряне (женщины, военные, богословы, врачи и пр.);

— новомученики и исповедники, пострадавшие в тех или иных епархиях, монастырях и приходах.

2. Издание трудов, дневников и писем новомучеников и исповедников (с комментариями и фотографиями).

3. Составление служб новомученикам и исповедникам.

4. Издание жизнеописаний подвижников веры и благочестия, пострадавших за Христа, вопрос канонизациии которых находится в стадии изучения.

5. Издание художественных произведений о новомучениках и исповедниках, ориентированных на массового читателя.

8. Создание теле- и радиопрограмм, а также цикла теле- и радиопередач о новомучениках и исповедниках.

9. Создание единой базы данных о новомучениках и исповедниках на основании уже существующей базы данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

10. Создание общецерковного музея новомучеников.

11. Создание исследования по новейшей истории Церкви в России, в которой тот или иной период гонений рассматривался бы сквозь призму подвига житий новомучеников и исповедников.

12. Проведение общецерковного конкурса для детей и юношества на составление рассказа о новомучениках и исповедниках. Лучшие работы опубликовать в журнале.

13. Издание ежегодного специализированного календаря.

Как хорошо видно из плана, необходимо проделать огромную и разнообразную работу. Часть проектов уже сегодня успешно воплощается в жизнь, но многие из них ждут своего часа.

Почитание новомучеников должно стать той силой, которая поможет возродить Отечество.

СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК И СНК СССР

О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних

В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних ЦИК и СНК Союза ССР постановляют:

1) Несовершеннолетних начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилий, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применение всех мер уголовного наказания.

2) Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т. п. — карать тюремным заключением не ниже 5 лет.

4) Предложить Правительствам Союзных республик привести уголовное законодательство республик в соответствие с настоящим постановлением.

Пред. ЦИК СССР М. КАЛИНИН

Пред. СНК СССР В. МОЛОТОВ

Секретарь ЦИК СССР И. АКУЛОВ

7 апреля 1935 г.

Циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним

20 апреля 1935 г. Совершенно секретно

Хранить наравне с шифром

Всем прокурорам союзных республик, краевым, областным, военным, транспортным, железнодорожным прокурорам, прокурорам водных бассейнов; прокурорам спецколлегий, прокурору г. Москвы. Всем председателям верховных судов, краевых, областных судов, военных трибуналов, линейных судов; судов водных бассейнов, председателям спецколлегий краевых, областных и верховных судов, председателю Московского городского суда.

1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).

3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.

4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.

Прокурор Союза ССР Вышинский

Председатель Верховного суда СССР Винокуров[14]

[2] Апологетик 50 гл.

[3] Статья 58 Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 года (дата принятия: 22.11.1926).

[6] Об отношении рабочей партии к религии (13 (26) мая 1909 г.) // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1964—1981. — Т. 17. — С. 416–418.

[8] Новацианство – раскольническое движение III–VII веков. Новациан, основоположник данного раскола, выступивший с обличением практики Римского епископа Корнилия принимать в Церковь ранее отпавших из нее, требовал таковых навсегда отвергать. Обосновывал он это следующим образом. Если Церковь – это общество святых, то все те, кто совершил смертные грехи, или отрекся от веры, должны извергаться из нее навсегда, иначе Церковь станет нечистой и перестанет быть святой. Нередко их называлиКафарами (от καθαροί – чистые). Примечательно, что I Вселенский Собор признал законность и правоверность иерархии навациан, хотя и раскольнической.

[10] См. приложение №1

[11] См. приложение №2

[12] РЦХИДНИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 22947

[13] ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 103. Л. 35. Типографский экз. Впервые официально опубликовано в Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК, № 81 от 8 апреля 1935 года.

Свой крестный путь Первосвятитель Тихон начал в Кремлевском Успенском соборе. В то время центральный барабан пятиглавия храма зиял бесформенной пробоиной от шестидюймового артиллерийского снаряда – примета недобрая, но менять вековое место интронизации Патриарх не стал.

Советская власть, исходя из принципа идеологической монополии, расценила избрание Патриарха Тихона как угрозу со стороны противостоящей ей политической силы, видя в Патриархе преемника и носителя идей поверженного монархизма. Страх перед объединением существовавших тогда реальных политических противников под церковными знаменами подгонял большевиков к началу антицерковной войны, для развертывания которой нужен был весомый и наглядный повод.

На следующий день на улицах, площадях и храмах Москвы появляется «Объявление от Священного Собора Православной Российской Церкви:

18 (31) декабря 1917 г. был опубликован Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния, признавший отныне юридически недействительным церковный брак. В январе 1918 г. декретом СНК были ликвидированы духовники в армии отменены все государственные дотации и субсидии Церкви и духовенству.

20 января 1918 г. был принят и 23 января опубликован Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах, осуществивший отделение Церкви от государства, национализацию церковного имущества и поставивший Русскую Православную Церковь в жесткие рамки всяческих запретов и ограничений. Отныне она теряла юридическое лицо, лишалась собственности и права приобретать ее. Опубликованный еще 31 декабря 1917 г. (13 января 1918 г.) проект этого декрета вызвал бурю негодования в среде духовенства и верующих.

А вечером того же дня Россию потрясла страшная весть: в Киеве был убит старейший иерарх Русской Православной Церкви, митрополит Киевский Владимир. Его мученическая смерть была первой среди архиереев (4 апреля 1992 года митрополит Владимир был прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви).

Поздним вечером 25 января 1918 года известие о Киевской трагедии достигло Москвы. Участники собора на закрытом заседании глубокой ночью принимают важнейшие решения для дальнейшего существования Церкви в условиях большевистского гонения: Патриарху было предложено избрать несколько местоблюстителей патриаршего престола на случай его болезни, смерти и других печальных возможностей. Кандидаты должны быть названы в порядке старшинства.

(Местолюстителей было названа трое: митрополит Кирилл (Смирнов), митрополит Агафангел (Преображенский) и митрополит Петр (Полянский).

Тогда же было решено установить возношение за богослужением особого прошения о гонимых за православную веру и Церковь, скончавшихся и жизнь свою отдавших исповедниках и мучениках, и по всей России установить ежегодное поминовение в день 25 января или следующий за ним воскресный день вечером. День поминовения исповедников и новомучеников.

В Петрограде – 80 обвиняемых и 4 смертных приговора, в том числе митрополиту Вениамину (Казанскоиму); В Москве – 154 обвиняемых, 11 смертных приговоров. Арестован был и сам Патриарх. В это сложное для Православной Церкви время государство всеми силами стимулирует деятельность обновленческого движения, сформировавшегося еще в дооктябрьские времена: субсидирует обновленческих изданий; ОГПУ высылает неугодных епископов; раскалывает мирян. Целью этой политики являлось расчленение Православной Церкви на враждующие между собой группировки, в результате чего она перестала бы быть силой, духовно противостоящей большевистской диктатуре. Число мучеников увеличивалось. В период кампании по изъятию церковных ценностей было осуждено свыше 10000, из них 2000 расстрелянных.

Митрополит Сергий оказался в изоляции, один на один с атеистической вакханалей, масштабы которой продолжали расширяться. Вслед за снятием колоколов разрушению подвергались храмы. С 1930 по 1934 г. их численность сократилась на 30%.

Сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но и атеистам. Прокатилась лавина репрессий против верующих и пастырей. Каждый из них обязан был теперь пройти через всеохватывающее анкетирование, которое определяло степень терпимости режимом этого лица. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД.

Летом 1937 года по распоряжению Сталина был разработан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Ушел из жизни священномученик митрополит Петр (Полянский), проведший в тюрьмах и ссылках 12 лет. Приговор был приведен к исполнению 10 октября 1937 года.

Но Православная Церковь оказала великое духовное сопротивление тоталитарному режиму. С какой верой, верностью и самопожертвованием прошли и закончили духовенство и миряне свой земной путь. И, если, когда-нибудь удастся прославить всех русских подвижников XX века, то Русская Православная Церковь станет Церковью Российских Новомучеников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат полностью раскрывает смысл темы. Вы узнаете многое по данной теме.

Тамбовское областное государственное профессиональное автономное образовательное учреждение

Аксенова Ольга Александровна

студента группы ПНК-21

Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Специальность: Научный руководитель:

44.02.02 Коррекционная педагогика Зотова Татьяна Николаевна

в начальном образовании

3.Подвиг святого Царя-Страстотерпца Николая II____4-5

4.Святая Страстотерпица Царица мученица Александра _____6-8

Цель- узнать подвиги новомученников

Задачей реферата является рассмотреть всю историю жизни и воспоминания о святых-Царственных страстотерпцах

Святые новомученики и исповедники российские. Очень много можно рассказывать о страданиях, которые претерпели христиане в ХХ веке. Во всех храмах по всей России есть мученики. В нашем храме есть ряд людей, которые пострадали за веру. Это причисленный к лику святых священномученик Илья Громогласов, святой Аристоклий Афонский — старец, который здесь служил, священник Александр Андреев.

Последним настоятелем храма был священник Дмитрий Корнеев, он был убит на колокольне после закрытия храма. Никто не знает, кем и как он был убит. Храм был разорен до основания.

Я поставил в храме в витрине икону. Эта икона — единственное, что осталось от убранства храма после его закрытия и разорения в 1934 году. Ее спасла безвестная женщина, унеся под одеждой в момент погрома, учиненного властями. Если бы ее кто-то в этот момент увидел, то ее бы арестовали и посадили в тюрьму. Такие ситуации случались в каждом храме, их очень много.

Подвиг святого Царя-Страстотерпца Николая II

Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Крыму, где во дворце Ливадии отец Иоанн Кронштадский находился у постели тяжелобольного царя Александра III.

К отцу Иоанну подошел под благословение Цесаревич Николай Александрович и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии государя Александра III.

Святая Страстотерпица Царица мученица Александра

«Молю, о, Господи, чтоб жизнь моя была,
Как звуки чистой музыки чудесной,
Что утешенье дарит повсеместно
Всем людям в трудные их дни ..

Родители нарекли дочь именем Аликс Елена Луиза Беатриса. Аликс была шестым ребенком в семье. Стоит отметить, что бабушкой Аликс была королева Англии Виктория. Мать Аликс любила Англию, и её дети получили настоящие английское воспитание. Аликс завтракала овсянкой, ела картошку с мясом на обед, а на десерт употребляла пудинги и печеные яблоки. Спала Аликс на солдатской койке, а по утрам принимала холодную ванну.С детства Аликс была свойственна застенчивость, с которой ей приходилось бороться и во взрослой жизни. Её мать рано умерла, видела Аликс и смерть маленького брата, который погиб из-за несчастного случая. Эти события оставили глубокий след на сердце Аликс. После смерти матери, Аликс взялась за учебу. Причем очень усердно. Её учителем была Маргарет Джексон, англичанка, которая оказала большое влияние на формирование личности будущей императрицы. К 15 года, девушка отлично знала литературу, историю, искусство, географию и математику. Хорошо играла на пианино. Принцесса знала иностранные языки – английский и французский. Читала серьезную литературу.Со своим будущим мужем Николаем Александровичем Романовым, Аликс впервые увиделась на свадьбе старшей сестры, которая выходила замуж за дядю Николая – Сергея Александровича Романова. Заходя к сестре, она не раз встречалась с наследником русского престола. В 1889 году Николай II хотел
было жениться на Аликс, но не получил на это благословения родителей. Александр III и Мария Федоровна Романовы считали, что Аликс не лучшая жена для будущего императора. В течение долгого времени, Николай и Аликс
переписывались, обменивались подарками. Весной 1894 года родители все же дали свое согласие на женитьбу Николая II на Аликс. Это было непростое решение. Для того, чтобы стать женой Николая Александровича, Аликс надо было принять христианство. Отречься от лютеранства Аликс было очень тяжело, но она все, же приняла православие. Сказалось влияние Николая II и старшей сестры Эллы, которая, приняла православие, когда стала женой Сергея Александровича Романова.Аликс прибыла в Российскую Империю незадолго до кончины отца своего мужа – Александра III. Крещение Аликс проводил Иоанн Кронштадтский. Во время крещения Аликс получила русское имя. Теперь она именовалась Александрой Федоровной. Отчество Федоровна, Александра получила потом, перед венчанием. Немецкие принцессы принимали православную веру перед образом Пресвятой Богородицы Феодоровской – покровительницей царской династии.27 ноября 1894 года состоялась свадьба Николая II и Александры Федоровны. Таинство венчания проводил Иоанн Кронштадский. Царская чета, бывшая в трауре о смерти Александра III, не устраивала приемов и торжеств. В свадебное путешествие молодые тоже не отправились.Современники описывают Александру Федоровну Романову, как женщину очень грациозную. Она была хрупкой, прекрасно сложенной, с красивой шеей и плечами. Волосы Александра Федоровна носила длинные, они были золотистые и густые. Цвет лица императрицы – розовый, как у маленького ребенка. Глаза большие, темно – серые, всегда живые. Позже печали и тревоги предали глазам императрицы затаенную грусть.27 мая 1896 года в Успенском Соборе, состоялась коронация царской семьи. Помазание на царство, церковное таинство - это присяга государя на правление страной, принятие ответственности за государство и народом перед Богом. Абсолютная власть дарует абсолютную ответственность. Во время венчание на царство произошла трагедия на Ходынском поле… Александра Федоровна и Николая II были подавлены. Царская чета провела много времени в московских больницах, сопереживая пострадавшим.Императрица Александра Федоровна Романова с первых дней помазания хотела немного изменить жизнь высшего русского общества. Первый её проект по этому случаю – организация кружка рукодельниц, состоящего из придворных дам. Каждая из его участниц, должна была шить по три платья в год, и отправлять их беднякам. Кружок просуществовал недолго. Чета Романовых долго ждала наследника, в течение долгого времени, Александра Федоровна и Николай II молили Бога о сыне. И 12 августа 1904 года в семье родился сын – царевич Алексий.
Императрица Александра Федоровна Романова в государственные дела особо не вникала, хотя её влияние на государя было огромным. Главной заботой, в жизни Александры Федоровны, были все же дети, на воспитание которых уходило все время. Во время Первой Мировой войны, когда Император стал верховным главнокомандующим и находился в Ставке, Императрица начала думать о делах государственных, как и положено в таких случаях.
Во время войны, Александра Федоровна вместе с дочерьми работала в госпиталях. Часто по ночам она приезжала на кладбище, где были похоронены солдаты. Она обходила могилы и горячо молилась о душах умерших русских воинов.
Императрица Александра Федоровна Романова была зверски убита вместе со своим мужем и детьми 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома.
Главное, что было в жизни императрицы – это любовь к Богу и ближнему, забота о своей семье и нуждающихся. Молитва была для Александры Федоровны утешением, вдохновителем всех дел милосердных императрицы.

Читайте также: