Сочинение описание пейзажа во 2 ой главе романа капитанская дочка

Обновлено: 29.04.2024

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева и представляет собою как бы взгляд современников Пугачева на крестьянскую войну 70-х годов XVIII в. Такое изложение сообщает повести характер показаний очевидца. При этом интересно, что автор записок, верный своему сословию дворянин, вынужден против своих классовых взглядов и настроений признать моральное величие Пугачева, его широкую, чисто русскую натуру и почувствовать все душевное превосходство вождя крестьянской войны над представителями господствовавшего класса.

В обрисовке образов Пушкин проявляет все сильные стороны своего реализма, ставя характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды. В повести много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. Повесть написана сжато, точным, ясным и простым языком. Как и в других произведениях Пушкина, и здесь неразрывно сочетаются историческая достоверность и жизненная правда.

Употребление деталей в произведении

Рис. 1. А.С. Пушкин (Источник)
Первое, что отмечают все, писавшие о композиции пушкинского романа, – это то, что Пушкин (рис. 1) избегает лишних деталей. Скажем, в черновом варианте было описание постоялого двора (умёта): хозяйка засветила лучину, на столе стоял горшок со щами. Всё это Пушкин убирает. А если и встречается что-то в этом романе, то явно не случайно. Казалось бы, совершенно проходной вещью является то, что Гринёв встречает Ивана Ивановича Зурина и проигрывает ему сто рублей. Но в предпоследней главе именно майор Зурин командует отрядом, задержавшим Марью Ивановну и Петра Гринёва. В отряде Зурина Гринёв и остаётся. А что было бы с ним и с Машей, если бы отрядом командовал другой человек, ведь ямщик провозгласил, что едет государев кум с хозяюшкой? То есть Гринёва и Машу Миронову схватили правительственные войска как пугачёвцев. Это счастливая случайность.

Эпиграфы

Важно знать, что эпиграфы (об этом сообщается на последней странице романа) приисканы издателем (издателем А. П.) То есть если записки написаны Петром Андреевичем Гринёвым, то эпиграфы принадлежат издателю. Тут есть ещё спор: а вот эпиграф ко всему роману принадлежит издателю или всё-таки Гринёву? Но для нас это не принципиально.

Важно, что в эпиграфах, во-первых, есть отрывки из произведений XVIII века (дворянской русской литературы) и есть фольклор. Само их сочетание означает и противопоставление, и стремление к тому, чтобы народная культура и культура дворянская (культура высокого представления о чести и долге) соединились.

Об эпиграфах вы можете подробно прочитать в статье Г. Красухина, ссылку на которую можно найти в текстовых сносках.

Как работают эти эпиграфы, можно увидеть в эпиграфе к I главе:

– Был бы гвардии он завтра ж капитан. – Того не надобно; пусть в армии послужит. – Изрядно сказано! пускай его потужит… . . Да кто его отец? Княжнин.

Яков Борисович Княжнин – автор и трагедий, и комедий (рис. 2).

Рис. 2. Я.Б. Княжнин (Источник)

Происходит диалог эпиграфа и текста романа.

Автобиографические моменты в произведении

Родной отец, служивший при графе Минихе, и сын, которого зовут Пётр, постоянно сталкиваются с Лжепетром, с самозванцем, с Петром III, коим является Пугачёв. В одном исследовании есть любопытно сопоставление: в сентябре 1826 года Николай I требует, чтобы Пушкина привезли к нему в Москву на коронацию. Между Пушкиным и царём происходит довольно долгий разговор, подробности которого нам не очень известны. В этом разговоре царь спрашивает:

– Если бы ты был в Петербурге, Пушкин, на чьей бы стороне ты был?

– Я был бы на Сенатской площади. Там были бы все мои друзья, невозможно было бы отказаться.

Заметьте, что это – разговор на фоне виселиц. Только что повешены пятеро участников заговора.

Сцена разговора Пугачёва и Гринёва на фоне виселиц (это подчёркивается несколько раз). Пугачёв спрашивает у Гринёва:

– Признаёшь ли меня царём?

– Нет, — отвечает Гринёв.

– Но, по крайней мере, обещаешься против меня не воевать?

– Не могу обещать.

Вот этот разговор с властителем на фоне виселицы соотносится любопытно с автобиографическим моментом у Пушкина (рис. 7).

Буран (метель) в романе "Капитанская дочка" Пушкина являются одним из ярких эпизодов. Этот эпизод представлен во II-ой главе романа.

Во время бурана (метели) кибитка главного героя, Петра Гринева, застревает в поле. Внезапно на заснеженной дороге Петр встречает загадочного бородатого мужика. Незнакомец помогает Гриневу добраться до постоялого двора. Впоследствии Петр Гринев узнает, что загадочный незнакомец это бунтарь Емельян Пугачев.

Ниже представлен текст эпизода с описанием бурана (метели) в романе "Капитанская дочка" Пушкина.


Смотрите: Все материалы по роману "Капитанская дочка"

Буран (метель) в романе "Капитанская дочка" Пушкина: текст эпизода

– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

– А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

– Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

– А вон – вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

– Дорога‑то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку?

– Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

– Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.

Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю [2] с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием.

– Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.

– На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.

Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее."

Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю.

Начнем с цитаты.

На другой день Гринев, помилованный Пугачевым, приезжает в Оренбург.

«Как скоро сержант услышал, что я еду из Белогорской крепости, то и повел меня прямо к генералу.

Итак, в Белогорской крепости – морозная ночь, а всего лишь в сорока верстах от нее, в Оренбурге, на другой день – осень, генерал Р. работает в саду.

Время, прошедшее со дня выезда Гринева из дому до военного совета, вычислено М. Цветаевой достаточно точно: оно действительно равно почти трем месяцам (точнее, двум с половиной месяцам, – см. ниже).

При определении точного времени описываемых в повести исторических событий или картин природы мы не можем опираться на реальные даты, на данные исторической науки, так как эти данные выходили бы за пределы пушкинского текста. Пушкин в своей повести исторических дат не приводит (их можно вычислить лишь косвенным путем). Мы должны датировку пейзажа вычитывать непосредственно из текста повести.

Если определить промежуток времени между этими двумя эпизодами, то начало действия повести получит более точную датировку, определятся и даты пейзажей.

Минимальноэто время можно рассчитать по ходу сюжета как сумму отрезков времени, минимально занимаемых каждым событием в отдельности.

На следующий день Гринев приезжает в Белогорскую крепость. Всего, следовательно, он был в пути околовосьми дней.

Значит, взятие Нижнеозерной происходит не раньше чем через два месяца после приезда Гринева в Белогорскую крепость – примерно 10 ноября, так как Гринев, как уже ясно, появился в Белогорской 10 сентября или немного раньше. На следующий день после Нижнеозерной была взята Белогорская крепость, происходит совет пугачевцев (примерно 11 ноября); далее следует совет в Оренбурге (примерно 12 ноября).

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие идей и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф. Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму. Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “рус-скость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом (не на нижней Волге, конечно) севернее Москвы романист посмеивается: Но наше северное лето Карикатура южных зим, Мелькнет и нет. Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной. Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней…” Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”. Так же скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”. Сам творец романа в стихах, как известно, очень любил природу, особенно осень: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Описание природы в произведении нераздельно связано с жизнью народа, подчеркивает единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным” слогом в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно западают в душу: Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… …Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной: Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных. А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчивый мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша: Есть место: влево от селенья, Где жил питомец вдохновенья, Две сосны корнями срослись; …Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой. Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года.

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Помогите пожалуйста. роль пейзажа в романе .капитанская дочка.

Готовность к самопожертвованию

Главными качествами Савельича можно назвать его преданность и готовность отдать жизнь за Петра Гринева. Старый слуга понимает свою ответственность за молодого хозяина, оторванного от семьи. Он опекает его и старается оградить от опасностей. Это видно по следующим эпизодам:


Проблема старого слуги состоит в том, что за все сделанное для своего хозяина он не получил от того ни слова благодарности. Но крепостной даже не ждет этого.

Значение в романе

Трагедия Савельича состоит в том, что его преданность, честность и бескорыстие остаются неоцененными, их даже не замечают его хозяева. Описание этого крепостного содержит в себе своеобразное воззвание к господам, привыкшим к покорности своих слуг и воспринимающим ее как должное. Пушкин призывает не забывать, что крепостные — это тоже люди.

Также можно заметить, что прочие описания пейзажей весьма коротки, а сценам вьюги наоборот, уделена изрядная доля внимания. Так, изначально персонажи заметили, как буря начинала свое буйство – некрупное облако на горизонте постепенно переросло в тучу, которая расползлась по небу, после чего начало сыпать небольшими хлопьями снега, которые еще чуть позже обильно повалили более крупным снегом. Этому сопутствовало усиление ветра с потемневшим небом, после чего разглядеть хоть что-то во тьме стало совсем нереально. Ситуация усугублялась тем, что дорогу заметает настолько, что проехать становится невозможно.

Но главному герою с кучером везет – блуждая в метели, они натыкаются на неизвестного им крестьянина, и он выводит заплутавших на постоялый двор.
Этот момент имеет весьма большой символичный характер, потому что тогда Гринев познакомился с знаменитым разбойником и впоследствии предводителем бунтарей Емельяном Пугачевым.

По сути, вся эта сцена с бурей – знак предначертанной беды, она судьбоносна, символизирует собой будущее восстание. Пушкин сравнивает метель с мятежом – она также начинается с малого, постепенно разрастаясь все больше и больше.

Также олицетворена природная стихия – ветер свиреп, пустыни печальны, море снежное, туча тяжела, небо темное. А описываемый автором снежный буран ясно дает нам понять о его отношении к историческим событиям – простой народ не имел понятия, в кого верить, куда и как ступать, что делать. Так выражена буря – темнота, метель закруживает и заносит все вокруг, за воем ветра ничего толком не слышно, за слепящим снегом ничего не видно. Становится страшно, и персонажи сбиваются с пути.

Смутьян Пугачев спас Гринева два раза – первый раз, выведя из бури, а второй – в разгар мятежа. Таким образом, автор демонстрирует положительные человеческие качества бунтаря – его благодарность и честность, при умеренном и уместном радушии.
Во время казни военных Петр Гринев дал знать Пугачеву, из-за чего не соглашается присягнуть ему, а тот, в свой черед, уважая Петра и помня его доброту, несмотря на его отказ от присяги пощадил молодого человека и отпустил.

Становится понятно, что буря является сценой с разными планами, выступающими и как элемент композиции, и как рисовка пейзажа, и как фон, который символизирует будущие события в романе. Разыгравшаяся метель является предвестницей жестоких, кровопролитных событий на Руси, а также череды судьбоносных событий в жизни главного героя Петра Гринева. Восстание под предводительством Пугачева имело большой размах, и автор вспыхнувший и разросшийся крестьянский мятеж сравнивает с разбушевавшейся стихией, бурей.

Читайте также: