Сочинение описание благовещенского собора

Обновлено: 02.07.2024

Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в., наиболее поздняя — к XIX в.

По Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади. М., 1983, стр. 319.

Архитектурные особенности

Современный Благовещенский собор Московского Кремля включает в себя части, построенные в разное время.

Типологическая основа — четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. Основной объем, построенный в конце XV века, повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV-го столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями-папертями. Считалось, что все галереи, кроме восточной, сооружены одновременно с собором, но до середины XVI века были открытыми. Однако исследования 60-х годов XX века показали, что своды северной и западной галерей выложены из того же кирпича, что и сам собор, что позволяет предположить, что они одновременны или близки по времени основному объему храма. С восточной стороны к храму примыкала Казенная палата, возведенная одновременно с собором и разобранная в XVIII веке.

Стены собора членятся лопатками на три неравные части и завершаются килевидными закомарами, не соответствующими форме сводов. В центральной части мастера применили ступенчатую систему сводов (повышенные подпружные арки под центральным барабаном), что повлекло за собой появление ряда кокошников в основании главы.

Здание богато декорировано. Стены собора украшены аркатурным поясом, в который были вписаны щелевидные окна. Истоки этого пояса лежат во владимирских традициях, но он также гармонировал с таким же аркатурным поясом соседнего Успенского собора. На апсидах аркатурного пояса не было — его добавил во время реставрации 1860-х годов архитектор Ф.Ф. Рихтер. Апсиды украшал ранее только пояс терракотовых балясин (которые были заменены Рихтером на белокаменные). Широкое окно в центральной апсиде тоже позднего происхождения — к его переделке, предпринятой для лучшего освещения алтаря, приложил руку В.И. Баженов. Первоначально в центральной апсиде было два узких окна, а окно жертвенника (северная апсида) и сейчас смещено к северу. Сделано это было из-за пристроенной Казенной палаты, которая мешала расположить окна привычно. В итоге алтарь оказывался недостаточно освещен, возможно, что именно поэтому над ним были устроены дополнительные главы. В центральных, повышенных пряслах стен были размещены киоты с двускатными или килевидными завершениями, обрамленные полуваликами. Киот на западной стене (над хорами) сохранился до наших дней, остальные известны по старым изображениям здания. Аркатурно-колончатый пояс перенесен также на главы храма. На большом барабане он обрамляет окна. На малых главах в арочном пояске чередуются полуколонки и консоли. Верх барабанов украшают декоративные нишки, пояски бегунка и поребрика, излюбленные в псковском и новгородском зодчестве. Наружный декор одноглавых приделов по углам галерей близок декору столпов церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Кокошники приделов перекликаются с закомарами основного объема.

Благовещенский собор невелик, так как был предназначен прежде всего для семьи великого князя. К восточным столпам изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже существующего. Центральное пространство храма отличает подчеркнутый вертикализм пропорций — коробовые своды рукавов креста, ступенчатые подпружные арки, высокий барабан центральной главы. Это движение по вертикали усиливалось освещением — нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света. В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Устройство хор уже архаично для конца XV века. Скорее всего, оно связано с предназначением храма, как семейного храма великого князя. Возможно также, что их устройство объясняется стремлением сохранить план предшествующего здания. Существовали предположения (в XIX веке), что хоры были предназначены во время богослужений для женщин царской семьи. Но выяснено, что первоначально хоры отделяла от основного объема стена высотой около двух метров и толщиной в два кирпича, таким образом они превращались в закрытое пространство, непригодное для слушания литургии. Более вероятно, что на хорах размещались приделы. На хоры ведут два хода: снизу — винтовая лестница в толще кладки юго-западного угла собора. Другой ход — непосредственно из дворца, опирающийся на арку.

Со всех сторон при постройке здание собора было окружено папертями. Время их возникновения и первоначальный облик изучены недостаточно. Восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой, а южная почти полностью утратила свой первоначальный облик. На южную паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. По преданию, оно построено для Ивана Грозного: якобы лишенный права находиться в храме после четвертого брака, царь повелел пристроить к нему крыльцо, на котором стоял во время службы. (На самом деле крыльцо существовало до Ивана Грозного, а царю не запрещали посещать церковь). С Иваном грозным предание связывает и появление существующего и сейчас пола собора из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. Она утверждает, что пол был привезен Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии. Современные исследователи спорят о происхождении и составе этого пола. Выходящее на северо-восточную площадь крыльцо было парадным. Когда в 1564 г. на его сводах был построен придел Собор архангела Михаила, для укрепления конструкции крыльца под его свод подвели мощные столпы и древние формы оказались утраченными. Первоначально оно было более легким и похожим на южное. Его своды поддерживали колонны с резными капителями. Одна из таких колонн сохранилась в толще столпа. Сама лестница тоже перестроена — сначала он была более короткой и крутой.

С папертей в храм ведут порталы. Северный и западный выполнены итальянскими резчиками: дверной проем обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и развитым антаблементом, несущим пышно украшенный архивольт. Южный портал был уничтожен во время переделок южной паперти в 1836 г. и восстановлен по сохранившимся остаткам в 1949 г. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества: перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Килевидное завершение портала соответствовало оформлению верха стен.

Технические особенности

Данные о фундаментах были получены при исследовании 1970-х годов. При исследованиях северо-западной стены подклета выяснилось, в основании стены находились деревянные лежни размером около 35 X 23-25 см. Продольные и поперечные брусья были положены в перпендикулярном направлении друг к другу на слой известковой подготовки толщиной 6-8 см. Пространство между ними забутовано булыжником, известковым раствором серого цвета с крупными включениями сколов белого камня и угольков. Лежни полностью сгнили, в результате чего образовались пустоты. Облицовочный ряд белокаменных блоков западной стены, ранее опиравшийся на брус, лежавший вдоль ее обреза, в настоящее время фундамента не имеет. Кирпичная кладка конца XV века лежит на белокаменном бутовом фундаменте, имеющим уширение, равное 32 см. В подошве сохранились остатки сгнивших свай, крайний ряд которых отстоит от фундамента на 23 см. Сваи перемежаются через интервалы 0,35 — 0,40 м и расположены в шахматном порядке.

Список литературы

И.Л. Бусева-Давыдова. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 139-170.

Н.Н. Воронин Два памятника архитектуры XIV в. в Московском кремле. // Из истории русского и западноевропейского искусства. М., 1960, стр. 23 — 32

И.Я. Качалова, Н.А. Маясова, Л.А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. Ил. (текст об иконах пророческого и праотеческого рядов иконостаса, с. 59-61, написан И.А. Журавлевой, об иконах верхних приделов, с. 68 — 74, — Н.Д. Маркиной).

Федоров В.И. Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960-1972 гг. // Советская археология, 1974, №2, стр. 112-129

Федоров В.И., Шеляпина Н.С. Древнейшая история Благовещенского собора Московского Кремля. // Советская археология, 1972, №4 стр. 223 — 235.

Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов.


Дата создания: 1484 г.

Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов.

Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества.

В конце XIII-начале XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор — старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.)

Пять лет длилось строительство Благовещенского собора. Лишь в августе 1489 года, освобожденный от лесов, открылся он во всей красе взорам москвичей. На высоком подклете вознесся к небу белоснежный трехапсидный, трехкупольный храм, окруженный с юга, запада и севера крытой галереей. Украсив барабаны глав чисто по-псковски выложенными из кирпича бегунцом и поребриком, мастера вывели на апсидах аркатурный пояс, как бы повторяющий подобный пояс на Успенском соборе, связав тем самым два здания в единый ансамбль.

Иван IV, приняв титул царя, вновь перестраивает Благовещенский собор. Характерно, что работа началась в 1563 году, вскоре после освобождения древнерусского города Полоцка от иноземцев. По велению царя в честь победы над врагами на четырех углах крытой галереи собора возвели четыре небольшие одноглавые церкви-придела. На восточной стороне крыши соорудили еще два барабана с куполами, превратив таким образом трехглавый храм в величественный девятиглавый. Следует отметить, что в честь покорения Казани был возведен тоже девятиглавый храм-памятник — нынешний собор Василия Блаженного.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Трое врат — на северной, западной и южной стороне — ведут из галереи в храм. Порталы северный и западный, перестроенные в XVI столетии, украшены тонким и сложным итальянским орнаментом, напоминающим декоративный узор порталов Грановитой палаты и Архангельского собора. Этот вызолоченный орнамент на синем фоне красив, но все же кажется холодным и чужим по сравнению с открытым на южной галерее столпом, где реставраторы расчистили нарядную полихромную роспись.

Среди достопримечательностей Казани есть удивительная по красоте церковь – Благовещенский собор в Казанском кремле. Любители архитектуры приезжают, чтобы увидеть самый удаленный от Пскова пример традиционного псковского зодчества. Паломники приходят в старинный собор, чтобы поклониться раке с мощами архиепископа Гурия и помолиться перед иконами XVI-XVII веков.

Содержание:

История храма

Самый старый православный собор Казани был заложен в октябре 1552 года по указу российского царя Иоанна IV Грозного. Всего за три дня на пустыре возле разрушенного ханского дворца и мечетей появилась деревянная церковь, и ее освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский собор Казанского кремля

Общий вид Благовещенского собора Казанского кремля

Через три года в Казань приехал архиепископ Гурий (в миру – Григорий Григорьевич Руготин), который возглавил новую Казанскую епархию.

Число православных христиан в Казани быстро росло, поэтому вскоре маленький деревянный храм с трудом вмещал всех, кто приходил на церковные службы.

Благовещенский собор Казанского кремля

Вид на северный фасад Благовещенского собора Казанского кремля

В 1561 году из Москвы в город прибыла бригада каменщиков во главе с зодчими храма Василия Блаженного – Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Они занялись возведением стен, башен и нового каменного собора в Казанском кремле. Белый камень для строительства добывали в известняковом карьере, на противоположном берегу Волги. Работа шла споро, поэтому уже в 1562 году первый архиепископ Казани – Гурий освятил новый храм.

В середине XVI века каменный собор был в два раза меньше того здания, которое сохранилось до наших дней. Его купола были шлемовидными. Церковь еще не имела приделов, а стены заканчивались традиционными для псковских построек килевидными закомарами.

Благовещенский собор Казанского кремля

На протяжении всей истории Благовещенский собор выполнял роль духовного центра Поволжья. Здесь молились все российские государи, которые посещали Казань, в том числе император Петр I и императрица Екатерина II.

В церковь заходил Александр Сергеевич Пушкин, когда приезжал в Казань собирать материалы по истории пугачевского восстания. В Благовещенском соборе бывали писатель Александр Николаевич Радищев и композитор Сергей Васильевич Рахманинов. В молодости в храмовом хоре пел лучший бас России – Федор Иванович Шаляпин.

Благовещенский собор Казанского кремля

До 1918 года собор выполнял роль кафедрального храма Казанской епархии, но с изменением государственного строя в России его судьба изменилась. Во время гражданской войны Казанью владели белочехи. В. И. Ленин распорядился выбить врагов из города любой ценой. Части красноармейцев осадили Казань и начали стрелять по Казанскому кремлю прямой наводкой из пушек. Снаряды попали в собор и полностью разрушили его купола.

Когда большевики овладели старыми укреплениями, они объявили кремль военным городком и не пускали горожан внутрь. Все 7 церквей были закрыты, а организации выселены из своих зданий. Роль кафедрального собора епархии стал выполнять Казанский собор Богородицкой обители.

Благовещенский собор Казанского кремля

Вид на восточный фасад Благовещенского собора Казанского кремля

Верующим удалось вынести из Благовещенского собора раку с мощами святителя Гурия и несколько старинных икон. Церковные иерархи настояли, чтобы ценные предметы из соборной ризницы не выкидывали на улицу, а передали в Губернский музей. Так были спасены золотое шитье, богослужебные сосуды, редкие предметы мелкой пластики, древние рукописи и старопечатные книги.

В 1928 году в стране проходила активная кампания против религии. В Казани уничтожили красивую колокольню собора, часовню святителя Гурия, четыре главы и крыльцо с западной стороны храма. Пятиярусная колокольня высотой более 50 м простояла почти 300 лет, но была безжалостно разобрана на кирпич. Так же поступили со многими храмами в Казани и окрестностях города.

Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор Казанского кремля со стороны башни Сююмбике

От Благовещенского собора осталось только главное здание с центральным барабаном. Внутри него были устроены четыря ряда деревянных перекрытий, где разместился государственный архив Татарской республики. В бывшей келье святителя Гурия жили сторожа, а в просторных подвалах собора хранили овощи.

В обезображенном виде храм простоял до середины 1970-х годов, но потом его восстановили. Денег было немного, поэтому строители выполнили только самые неотложные работы.

Благовещенский собор Казанского кремля

Вид на соборные купола

Капитальную реставрацию памятника архитектуры провели в 1995-2005 годах, к 450-летию Казанской епархии. В этой реставрации принимало участие много опытных архитекторов, ученых-историков и мастеров. Специалисты вскрыли и обновили старые настенные росписи, сделали новый иконостас, паникадила и пристенные киоты. Старый собор вернул свою былую красоту и занял достойное место среди других памятников Казанского кремля.

Архитектурные особенности и интерьеры

За несколько столетий главная церковь Казанского кремля пережила множество пожаров и реконструкций. Несмотря на изменения, крестово-купольный храм неплохо сохранился. Псковский стиль зодчества угадывается в простых, гармоничных пропорциях и в орнаментах, которые украшают апсиды и основание центральной главы.

Благовещенский собор Казанского кремля

После последней капитальной реставрации внутри собора можно увидеть фрески, которые выполнила артель мастеров под руководством известного иконописца XIX века Л. Н. Софонова. Красочные росписи занимают несколько тысяч квадратных метров. Фрески посвящены сюжетам из Евангелия, истории Казани и местной епархии.

Благовещенский собор Казанского кремля

Вид на Памятник зодтчим Казанского кремля на фоне Благовещенского собора

XVII веком датируется фреска с изображением Казанской иконы Богоматери. Ее обнаружили во время реставрации храма в 1990-е годы. Самая древняя роспись XVI столетия – Новозаветная Троица находится в старой части собора, которую построили псковские мастера.

В одноэтажной пристроенной трапезной сохранился пол из массивных чугунных плит. Они были отлиты в 1743 году на Верхнетуринском заводе Демидовых.

Благовещенский собор Казанского кремля

От Благовещенского собора менее 100 м до знаменитой мусульманской мечети Кул-Шариф. В Казани толерантно относятся к разным вероисповедованиям, и это подтверждает доброе соседство храмов разных религий. После последней реставрации колокола находятся внутри православного собора, поэтому их звук слышен только в храме.

В знак уважения к чужой вере призыв к молитве муэдзина – азан разрешено транслировать лишь внутри мечети. Так христианская церковь и мусульманский храм не мешают друг другу в дни праздников и во время богослужений.

Старый некрополь

Благовещенский собор Казанского кремля

Традиция похорон в стенах православных храмов появилась в XIV-XVII веках. Некрополи создавали для храмоустроителей и тех прихожан, которые при жизни много жертвовали на церкви и монастыри. Самые известные российские храмы-некрополи – это Успенские соборы в Московском Кремле и Владимире, а также Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. В главных храмах православных епархий России по традиции хоронили архиереев. Обычно захоронения устраивали под алтарями и внутри церквей.

Некрополь в Благовещенском соборе существует около 350 лет. Первое захоронение здесь было сделано в 1575 году, а последняя могила появилась в 1910 году. На сегодняшний день в соборе сохранилось 17 захоронений митрополитов и архиепископов – от Вассиана до Никанора. Погребения с мемориальными досками находятся вдоль южной и северной стены главного храма, в подвале под главным алтарем и в Борисоглебском приделе.

Благовещенский собор Казанского кремля

Полезная информация для паломников и туристов

Православный храм действующий. Здесь крестят детей и проводят венчания. Церковные службы идут не каждый день, а по специальному расписанию. Утренняя литургия начинается в 8:30, молебен с акафистом святителю Гурию – в 15:00, а всенощное бдение – в 16:00. В храм можно войти бесплатно.

Музей собора открыт со вторника по четверг, по субботам и воскресеньям с 10:00 до 18:00, а по пятницам – с 11:00 до 20:00. Посещение музея платное. Билет для взрослого стоит 100 рублей, а для пенсионеров и студентов – 70 рублей. Для школьников вход бесплатный. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия.

Благовещенский собор Казанского кремля

Как добраться

Благовещенский собор

Живописный силуэт девятиглавого Благовещенского собора замыкает юго-западный угол Соборной площади Кремля.

Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, вписанный в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов, он занимает среди храмов Кремля особое место.

Благовещенский собор

Известно, что Благовещенский собор был домовым храмом московских правителей. Поэтому настоятель Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Но мало кому известно, что одновременно собор выполнял функцию своего рода золотой кладовой всея Руси. Ведь домовый храм традиционно был местом хранения великокняжеской, а затем и царской казны.

Благовещенский собор

Возможно, что благодаря своему особому положению вся история переделок и перестроек Благовещенского собора – это следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста её богатства и могущества.

В конце XIV – начале XV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом. Там, в подклете, и хранилась государева казна. Кстати, Благовещенский собор – старейший из известных храмов на подклете. Затем этот метод строительства получил довольно широкое распространение.

Если стены и башни Кремля, Успенский собор и дворцовые хоромы он поручил строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь Иван Васильевич велит возводить русским зодчим из Пскова. Считалось, что именно псковичи, избежавшие ордынского разорения, сохранили исконные традиции возведения храмов.

Портал Благовещенского Собора

Пять лет длилось возведение Благовещенского собора. На время строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно. И вот в августе 1489 года были окончательно сняты строительные леса и собор открылся взорам москвичей во всей красе. На высоком подклете вознесся к небу белоснежный храм. Первоначально собор венчали три главы – центральная и две над восточными углами храма.

Основной объём постройки конца XV века повторял план, а возможно, и габариты ранее существовавшего храма начала XV столетия. Отличие нового храма от предыдущего заключалось в том, что он был окружен со всех сторон галереями папертями. К восточным столпам собора изначально примыкал иконостас, лишь незначительно ниже ныне существующего. Центральное пространство храма отличала подчеркнутая вертикальность пропорций. Движение по вертикали, к высокому барабану центральной главы словно усиливалось освещением: нижняя часть была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света. В западной части располагались широкие хоры, опиравшиеся на массивные низкие своды.

Иконостас Благовещенского Собора

А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище – Казенный двор. Кстати, Казенная палата мешала расположить окна в центральной апсиде привычно и поэтому вместо одного широкого было два узких окна.

Иван IV, приняв титул царя, вновь перестраивает Благовещенский собор. Во время перестройки трёхглавый храм был превращён в величественный девятиглавый.

Двустворчатые двери обиты медными листами с библейскими сюжетами, выполненными в технике золотой наводки.

В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Его возникновение связано с легендой о том, что якобы Ивану Грозному после четвёртого брака было запрещено находиться в храме. Тогда то царь повелел пристроить к собору крыльцо, на котором стоял во время службы. На самом деле царю никто не запрещал посещать церковь. А крыльцо, как полагают некоторые исследователи, существовало до Ивана Грозного.

С Иваном Грозным предание связывает и появление существующего и сейчас уникального пола собора. Всё пространство пола выложено из плиток кремния разной величины и разных оттенков с вкраплениями агата и яшмы. Предание утверждает, что пол был привезён Грозным из Ростова Великого, куда он некогда попал из Византии.

Благовещенский собор сильно пострадал осенью 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. Позднее Благовещенский собор стал музеем.

С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю) в соборе совершает богослужение патриарх Московский и всея Руси.

Читайте также: