Сочинение описание 6 класс по литературе

Обновлено: 02.07.2024

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение
  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины
  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!


Данное пособие на конкретных примерах обучает специфике написания сочинений в 5–6 классах. Это сочинения-описания природы, человека, картины, рассказ о событии, о каком-либо предмете обихода и т. д. Пособие охватывает все виды сочинений, предусмотренных программами для средней школы. Данное пособие является одной из книг Родина И. О., которая вместе с другими образует единый курс обучения созданию текстов. Пособие окажет неоценимую услугу не только школьникам, но родителям и учителям.

Оглавление

  • Замечания для учителя
  • Цели и задачи курса
  • Содержание курса
  • Сочинение-описание

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения. Правила составления текстов. 5-6 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по части целого)

1 блок тем (простое описание)

г) Моя соседка по парте.

2 блок тем (описание по ощущению)

а) Мой любимый учитель.

в) Мой самый близкий друг.

г) С кем я хотел бы подружиться.

3 блок тем (описание по части целого)

а) Бабушкины очки.

в) Дедушкина (капитанская) трубка.

г) Папин бумажник.

а) Мое домашнее животное.

б) Кошка — мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака — друг человека.

а) Мое увлечение.

б) Мой любимый школьный предмет.

в) Мои внешкольные занятия.

г) Моя любимая игра.

Описание времени года (3 блока тем)

Как работать над сочинением — описанием времени года (общий план работы).

1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.

2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).

3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).

5. Составление плана с ключевыми словами:

а) Вводное предложение.

Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).

б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты (зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).

в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы. В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.

г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.

Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например: Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение. Или: Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.

е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении. Например: Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем. Или: Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.

. Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, записанный с красной строки).

6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения

Из 45 минут урока:

5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)

5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить

10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике

10 минут — написание текста на черновике

10 минут — переписывание текста на чистовик

5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста

Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана.

1 блок тем (простое описание)

2 блок тем (описание по ощущению)

а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?

3 блок тем (описание по части целого)

в) Ветка цветущей сирени.

г) Голубые незабудки.

Сочинение-описание в школьной практике имеет несколько разновидностей: описание картины, описание внешности человека (портрет), описание характера человека (характеристика), описание обстановки (интерьер), описание местности.

Всякое описание имеет целью воссоздать в воображении читающего некий образ. При этом субъект, создающий описательный текст, имеет свою точку зрения на изображаемое и может быть свободен в оценках и способах подачи материала.

Описать - значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет описания.

Особое внимание при описании уделяется ярким и интересным деталям, особенностям, но при этом нужно стремиться к тому, чтобы эти детали не выглядели разрозненно, а образовывали цельную картину, где всё взаимосвязано.

Сочинение-описание, как правило, имеет трехчастную композицию: в нем будет введение, основная часть и заключение.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь. Если это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нём или с ним происходят.

3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения, глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4. Сначала опишите самые существенные признаки и характеристики объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ, используйте оригинальные определения и сравнения. Не давайте банальных характеристик, старайтесь показать, какой вы внимательный и тонкий наблюдатель. Для описания движения мысли используйте глаголы с нейтральным значением (можно увидеть, нужно понимать, начинаешь замечать и т.д.)

5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

Цель урока: организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.

  • образовательные: закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием;
  • развивающие: совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка;
  • воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы; воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Оборудование: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, карточки с рабочими материалами.

  • Какие типы текста мы знаем?
  • Чем отличается описание от других типов текстов?
  • Какой вопрос можно задать к тексту - описанию?
  • Как называется описание природы в литературе?

Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы.

  • зимний
  • весенний
  • летний
  • осенний
  • природа леса
  • природа степей
  • река, озеро
  • море…

Всё, что нас окружает и радует своей красотой.

  1. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.

Многие русские поэты и писатели посвятили свои произведения описанию родной природы.

  • Какие эпитеты использует поэт для описания осенней природы?

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Эпитет – это художественное определение (какой?). Золотая (какая?) листва

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

  • Какие выразительные средства использует поэт, чтобы изобразить не красками, а словами красоту родной природы?

(метафоры, эпитеты, сравнения)

  • Чем отличается художественное описание от всех других?
  • Назовите средства выразительности?
  • Как узнать метафору?
  • Что такое олицетворение?
  • Что такое эпитет?
  • Как узнать сравнение?

Соотнесите высказывания о природе со временем года.

Клейкие нежно-з…лёные л…сточки, с..гнулась под тяжестью снега, хмурое серое небо, разн..цветье лугов, хрустальные иголочки инея, укутались в т..ж..лые бел..снежные шубы, з…л…тые и багряные леса, з..ркальная гладь замёрзшего пруда, свинц..вые тучи, пр..зрачные н…беса, м..хнатая белая ша..ка на ёлке, лё…кая рябь на реке, густые тени в зар..слях ивняка, ярко-красные яго…ы з…мляники.

С О гнулась под тяжестью снега, хрустальные иголочки инея, укутались в т Я ж Ё лые бел О снежные шубы, з Е ркальная гладь замёрзшего пруда, м О хнатая белая ша П ка на ёлке.

Клейкие нежно-з Е лёные л И сточки, свинц О вые тучи, пр О зрачные н Е беса, лё Г кая рябь на реке.

Разн О цветье лугов, гр О зовые тучи, лёгкая рябь на реке, густые тени в зар О слях ивняка, ярко-красные яго Д ы з Е мляники.

Хмурое серое небо, з О л О тые и багряные леса.

Земля покрылась (какой?) травкой. Кое-где виднеются (какие?) цветы. Я поднялся на холм по (какой?) дорожке, и передо мной открылся (какой?) вид. На металлической решётке забора алеют (какие?) цветы. Мы оказались в (каком?) лесу. Всюду высятся (какие?) деревья, трепещет (какая?) зелень их листвы. Сквозь (какие?) ветви проглядывает (какое?) небо.

  1. Вводная часть.
  2. Наблюдения.
  3. Ощущения.
  4. Авторитетное мнение.
  5. Моё мнение.
  • Составьте сочинение-описание по опорным словосочетаниям.

Лесная полянка; мягкая зеленая трава; белая кашка и голубые колокольчики; сердитое жужжание шмеля; неподалеку куст орешника; исполинские дубы; тенистая прохлада; юркие ящерицы; невысокие елочки; нарядные березы; в нескольких шагах от. ; причудливые облака.

  • Что изображено на фотографии?
  • Какие чувства вызывает этот пейзаж?
  • Как вы можете передать свои чувства?
  • Работа над содержанием и оформлением сочинения.
  • Я стою над обрывом…
  • Я сижу перед окном…
  • Я вышел прогуляться…
  • Ночью выпал первый снег…
  • Распустились первые нежные, клейкие листочки…
  • Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
  • Передо мной красуются золотые, багряные осенние деревья…
  • Наступила зима…
  • Пришла весна…
  • Всё вокруг изменилось…
  • Солнце светит ярко…
  • Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
  • Искрится и переливается на весеннем солнце.
  • На землю опустилась мгла…
  • Тёмный лес вдруг озарился…
  • По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…
  • Душа наполняется радостью…
  • Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
  • Хочется остановиться и внимательно приглядеться…
  • Как же прекрасна наша природа…
  • Вдохнуть полной грудью…
  • Не хочется уходить отсюда…
  • Стою и любуюсь, забыв обо всём…
  • Радостные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

На всём улыбка, жизнь во всём!

Блестя на солнце, снег лежит…

  • Мне близко и понятно…
  • Испытываю похожие чувства…
  • Вызывает восторг…
  • Каждый год с нетерпением жду наступления лета…
  • Связано со счастливыми надеждами и незабываемыми впечатлениями…
  • Хочется поделиться с друзьями своей радостью…

Я очень люблю весну. Люблю пробуждение природы, тонкий аромат нежной листвы и травы, первые цветы…

Май близится к концу. Всё ярче светит солнце. Вокруг сияет молодая зелень. Я иду в гости к бабушке. За её домом густо разрослись яблони, широко раскинули свои ветви, усыпанные белыми цветами. Они особенно ярко и красочно смотрятся на фоне безоблачного лазурного неба. Восхитительная картина! Издалека кажется, что деревья наряжены не цветами, а чистым, сверкающим снегом. Лучи солнца играют между ветвями, а лёгкий ветерок доносит до меня тонкий незабываемый аромат.

Мне радостно. Не хочется уходить из этого прелестного уголка. Я долго стою и любуюсь красотой весеннего сада.

Чудесные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!

Настроение поэта мне близко и понятно. При виде цветущих яблонь я испытываю похожие чувства.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
  • Выбрать тему для сочинения – описания природы.
  • Подобрать материалы к сочинению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

Урок в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной. .

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"


Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"

Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото.

Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

Научить ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра.


Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся.

Читайте также: