Иван флягин праведник земли русской сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Главный герой повести Н. Лескова "Очарованный странник" - это представитель из народа, который вобрал в себя огромное количество черт характера простого русского человека. Имея прямое отношение к определению "очарованный", он каждым поступком подтверждает свое предназначение.

Имея внешность богатырского типа, действовал на окружающих необыкновенным образом. С этого и начинает раскрываться слово "очарованный". Люди, испытывали притягательную силу, которая исходила от него. За счет своих внушительных размеров и поступков вызывал любопытство, уважение, а порой и чувство боязни. Седовласый мужчина со смуглым лицом притягивал внимание, напоминая богатыря древней Руси, который совершал добрые дела. Обладатель мягкой речи привлекал взгляды внешними приметами послушника.

Вспоминая о предсказании убитого им монаха, Флягин был в таких ситуациях, когда мог погибнуть. Но он выживал. Нелегкая судьба сложилась из многих мучительных эпизодов: это избиение, побеги от хозяев. Однако сила духа не сломилась. Он не растерял человеческих качеств, оставаясь жалостливым, как в случае с птенцами. Преданным - воспитывая чужого ребенка, неоднократно подвергался соблазну заработать на этом, продав ребенка. Не задумываясь о своей безопасности, пытался спасти повозку с графом. Каждому нуждающемуся на своем пути протягивал руку.

Люди со всех сторон тянулись к герою, а способность лечить людей добавляла ему значимость. Жертвенность, имеющая особую силу, шла от сердца. Природное терпенье не раз спасало от смерти. Даже физическое увечье такое, как подрезание пяток, не сломило его. Любой поступок может быть оправдан, так как в результате он спасает, помогает беспомощным (лишает возможности Грушу совершить самоубийство, сам сталкивает в реку).

Любовь к Родине, желание вернуться туда, преданность христианским взглядам - все это не покидало его сознание. В этом и заключалась сила и спасение главного героя, который в чужих краях не видел смысла жизни. Подтверждая неравнодушие к соотечественнику, он предает земле миссионера по христианским законам.

Сам Иван также был очарован жизнью, видел в ней череду стихий, познавая которые, находил удовлетворение. Но всегда тянулся в родные края. Поступки порой были бездушны, но он не переставал творить добро, меньше всего думая о себе. Иван пронес покорно свой крест через весь жизненный путь.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Иван описывается в повести как огромного роста мужчина лет пятидесяти с открытым смуглым лицом, имеющего необычный оттенок седых волос, сложенных в густую волнистую шевелюру, одетого в рясу монастырского послушника.

Характерной чертой Флягина становится его очарование таинства жизни, окружающего мира, который он воспринимает как чудо. Скитаясь по миру, Иван ощущает каждый новый приют как необыкновенное событие в своей судьбе.

Странствия Флягина по миру обусловлены его жаждой познания мира, а не столько легкомысленностью и непостоянством Ивана, полагающегося на собственную интуицию и доверяя мудрости жизни.

Флягин придерживается в своих поступках своей морали и веры, оставаясь и для себя, и для окружающих честным человеком, не боящимся открыть потаенные уголки своей души и случайным попутчикам, и богу. Он понимает, что не всегда совершает добрые поступки и в будущем ему придется отвечать за все грехи своей долгой жизни. Это осознание начинает тяготить Ивана, но сила духа и воли не позволяют ему поддаваться тоскливым настроениям.

Иван Флягин обладает огромной физической природной силой, которая становится причиной его поступков, порой неприглядных и неблаговидных, но не основанных на чувствах ненависти, лжи и личной наживы, а, наоборот, демонстрирующих смелость, отвагу героя, а иногда его простоту и наивность. В некоторых моментах Флягин проявляет беспощадность и тут же становится добрейшим человеком, где-то Иван хитроумен, а затем выражает примитивность. С одной стороны, Флягин может быть дерзким, а с другой стороны - восторженно поэтичным. Часто Флягин не способен дать отчет в совершаемых им действиях. Данные черты характера героя отражают противоречивость его натуры.

Писатель изображает Ивана Флягина как мужчину, для которого не существует невозможного, Иван Северьяныч наполнен духовной силой, перекликающейся с безудержным оптимизмом и неуязвимостью. Иван постоянно вне зависимости от обстоятельств чувствует гармонию с окружающим миром.

Писатель на примере Ивана Флягина создает нового литературного героя, олицетворяющего собирательный образ русского национального характера, органично сливающегося с жизненной миром, не боясь в нем затеряться.

Повествуя о скитаниях героя повести и его встречах автор отождествляет Флягина с былинным русским богатырем, отличающимся добрым и простодушным характером, а также необычайной одаренностью и обладающим удивительным даром ощущения жизненной радости и счастья от каждого прожитого дня.

Сочинение Характеристика и образ Ивана Флягина

Повесть создана в 1873 году и вначале имела другое название. Н. С. Лесков взял образ человека из народа и похожего на Илью Муромца.

Флягин всегда и везде мог приспособиться к жизни, он жил с татарами, монахами, скитался по всему свету, но всегда его душа очень скучала о родной земле. Каждый эпизод его жизни это очередное приключение яркое и взрывное. Иван очень грешный человек, он убывает монаха случайно, потом цыганку Грушу, которая сама его об этом попросила. Он пошел на это осознано и понимал, что лишает человека жизни, но очень хотел помочь обманутой девушке. Ему стало ее жалко, и он взял на себя этот грех. Монах был убит случайно, но со временем Флягин очень корит себя за столь необдуманный поступок лихачества. Ивану приснился умерший монах и предупредил что пока он не станет служителем Господа, то никогда не умрет и не найдет покой. Флягин не берет это за основу, а снова пускается в путешествие.

Жизнь его заносит к татарам, они относятся к нему с уважением, ведь он показал себя в бою. Он очень хорошо живет у него две жены дети и вроде бы он должен быть счастлив, но его натура человека народного тянет его в родные края. Он хочет быть полезным своему народу и хочет вернуться домой к родителям, по которым очень скучает.

Он пытается найти свое место среди людей и каждый раз не находит. Он так часто менял место и образ жизни, что можно сказать он на себя примерил много разных масок.

Флягин помогает старикам, которые очень хотят, чтобы их сына не забирали на войну. Он решает идти вместо него под его именем и хочет умереть за родину. Ему совсем себя не жалко, он хочет помочь своему народу и защитить его. Так он прослужил целых пятнадцать лет и дослужился до офицера. Его очень уважали и ценили, к его мнению много прислушивались. Флягин всегда поступает по сердцу и приспосабливается к обстоятельствам. Когда на Кавказе они с солдатами попали в засаду, то Иван выжил, и путь ему подсказала та самая Груша, которая стала его ангелом-хранителем после своей смерти.

После долгих скитаний и приключений Иван решается идти в монастырь. Ему там понравилось и несмотря что ему все лето пришлось сидеть в погребе, он и здесь нашел для себя радость. Ведь он будет слышать звон колокола церкви. Флягин никогда не унывал и не опускал рук. Монахи ему помогли избавиться от бесов, живущих у него внутри. Иван обретает душевный покой и смирение. Он очень долго боролся с бесами.

Флягин даже предсказал войну и очень хотел попасть на нее, чтобы в очередной раз стать на защиту великой Руси и его народа. В монастыре ему пытались помочь разобраться провиденье это или лишь сумасшествие. Так он целую зиму находился наедине с самим собой целую зиму.

Иван отправляется на пароходе в очередное увлекательное путешествие и верит, что все у него получится.

Вариант 4

Иван Северьяныч Флягин - главный герой повести Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Все повествование построено вокруг биографии Флягина, в характере которого сочетается духовная и физическая сила, искренность, простота и добродушие. Повесть Лескова - это рассказ о жизни главного героя, о его душевных исканиях, о его поиске себя и своего предназначения. В повести тесно перепрялись два жанра, таких как приключенческий роман и православное описание пути праведника, что делает произведение исключительным и уникальным в своем роде.

Иван Флягин родился в семье крепостных. Его мать умерла при родах. Отец Ивана был кучером, с малых лет он приобщал сына к своему ремеслу. Наставления отца и особый дар чувствовать животных делают Флягина одним из лучших конюхов.

В юношеские годы Иван нечаянно убил монаха. Спустя время монах привиделся герою во сне. Он рассказал Флягину о его дальнейшей судьбе. По словам монаха Иван был ребенком, вымоленным матерью у Бога и обещанным церкви. Он предрекает молодому герою трудную, полную испытаний жизнь, которая приведет его к истинной вере.

Флягин не хочет верить предсказанию монаха, однако несчастные события после произошедшего начинают случаться с ним один за одним. Так герой чудом остается жив, упав вместе с лошадьми с обрыва. Этот случай начинает вереницу трагических, мистических, но порой и счастливых событий.

За свою жизнь герой сменил множество профессий. Ему довелось быть конюхом, военным, монахом, нянькой, благодаря нему выжила маленькая девочка, которую он выкармливал козьим молоком. Характер Ивана Флягина многогранен. Это простой человек, из народа, наделенный храбростью и мужеством, при этом, несмотря на тяготы и невзгоды, сохранивший в себе искренность и доброту.

Десять лет Иван Флягин провел в плену у татар, де его ценили за его талант разбираться в лошадях. Тоскуя по родине, герой не оставляет попыток сбежать, и в конечном итоге ему это удается. За последующие 15 лет службы на Кавказе герой выполняет самые сложные поручения, спасает множество жизней. За подвиг Флягина производят в офицеры и дают награду и дворянский титул.

Флягин прожил трудную жизнь, был на войне и в плену, герой признается, что сам небезгрешен и загубил много жизней. В возрасте 50 лет Иван Флягин уходит в монастырь и принимает постриг. Уже будучи монахом, герой продолжает заниматься лошадьми.

Однако и в монастыре Флягин не находит покой, его начинают одолевать бесы, а затем открывается дар предвидения. Монахи не нашли способа помочь герою. Его отпустили из монастыря, и Флягин отправился странствовать по святым местам.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Ивана Флягина в повести Очарованный странник

Популярные сегодня темы

Родина – это близкое сердцу и самое родное, что есть у человека. Почему? Потому что именно с родиной у каждого человека связано рождение, память о первых годах жизни, любовь и ласка родителей, первые друзья

М.М. Пришвин - писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения

Красота жизни создаётся людьми, присутствует она и в природе. Природная красота – естественная, в человеческом обществе она рукотворная. Именно из-за естественной красоты люди выбирают место

Все когда-то задумывались о том, есть ли у него настоящий друг. Но мало кто знает, что это означает, и каким должен быть истинный друг, на которого можно положиться, и которому можно довериться на все сто процентов.

Что такое равнодушие? Что такое жестокость? Это звенья одной цепи или это разные вещи? Есть много качеств присущих только человеку.

Повесть “Очарованный странник” – одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков – мастер фольклорных образов – изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя.
Главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван Флягин) – типичный, настоящий русский

мужик. Однако внимательный читатель сразу понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется.

мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за пятьдесят, но он – воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической силой и удивительной мощью характера.

Он ничего не боится и готов подвергнуть себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая “бьет через край”.
Лесков указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью, искренностью и наивным восприятием жизни. Автор указывает, что его герой “много повидал на своем веку”, но Флягин – прирожденный философ, человек поживший и мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая судьбу других людей.
Иван Флягин способен понимать не только людей, но и животных – он обожает лошадей. Чувствуя силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в нем надежную опору и защиту.
Физическая сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души, мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения. Иван – гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни, он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом.

Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь вечным странником.
Иван Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины. Во время скитаний Флягин любуется красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, – он очарован ею. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь.

Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который является их единственной отрадой и опорой).
С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся.

В этом, по мнению Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.
Героя характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу. “Мне за народ очень помереть хочется”, – говорит сам герой. Во время своих странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.
Но, все чаще задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь русский народ и о вечном прощении.

всё — таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.

Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

В приведённой выше сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Характеристика Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” – основа понимания всего произведения. В главном герое сочетаются разнообразные черты: физическая и духовная сила, разум, наивность и праведность. Он добр, простодушен, необычайно силён и смел. Повествование о жизни Ивана Северьяновича напоминает нечто среднее между приключенческим романом и жанром жития православных святых.

Детство, воспитание, семья

Главный герой родился в семье крепостного Северьяна, который работал конюхом и был отличным знатоком лошадей. Мать Ивана умерла при родах из-за того, что ребёнок родился с очень большой головой. Среди дворовых ему дали прозвище Голован.

Мальчик рос, обучаясь ремеслу у своего отца, он достиг особых высот во всём, что касалось лошадей. Познания, полученные от отца в купе с природным даром чувствовать всё живое, понимать животных, делают Ивана лучшим из лучших в своём роде.

Популярные сочинения

  • Сочинение Семейная мысль в романе Война и мир Льва Толстого
    Лев Николаевич Толстой очень детально раскрывает семейную мысль в своём романе. Писатель даёт понять, что общество состоит из маленьких семей, которые составляют великий народ
  • Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
    Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку
  • Сочинение Моя семья в годы Великой Отечественной войны
    Великая Отечественная война – страшное испытание, выпавшее на плечи народа. Война затронула каждую семью, каждого человека, и моя семья – не исключение.

Судьба и поиск себя

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение — всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша — женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

Сочинение на тему: Праведен или грешен Иван Флягин?

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Экранизации

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.

Александр Михайлов в роли Ивана Флягина


Александр Михайлов в роли Ивана Флягина

В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

В своём произведении "Очарованный странник" Николай Семёнович Лесков изобразил очень неоднозначную личность. Споры о том, является ли герой добродетельным, ведутся до сих пор. Сам писатель охарактеризовал своего персонажа как праведника. Но можно ли его отнести к праведникам, этим нравственным, святым людям? Давайте разберёмся.

Сначала необходимо определиться, кого же принято называть праведниками, каково значение этого слова. Просмотрев несколько определений, я остановилась на том, что праведник — человек, ни в чём не погрешающий против нравственности, морали.

Если начать вспоминать содержание повести, то на ум приходят и не самые моральные поступки: убийство монашка и Грушеньки, кража коней. Сразу закрадываются мысли: а можно ли уже, после всего этого, считать Флягина человеком, на которого можно и нужно равняться? А праведник априори таким человеком является.

Чтобы лучше понять позиция автора, я посмотрела примечание Николая Лескова к повести.

Он сравнивает Ивана Флягина с Одиссеем. Действительно, если восстановить географию произведения, то это целая одиссея русского странника: орловские конные заводы, заволжские степи до астраханских промыслов, Каспий, Марьевские ярмарки, от Кавказа до Ладоги. И это ещё не всё! Теперь обилие событий кажется закономерным. Бросается в глаза то, что из перипетий жизни главный герой выходит с честью, многие его поступки можно оправдать. Например, убийство монашка было случайно, впоследствии юный форейтор рискнул своей жизнью и спас графа. Отрубил кошке хвост, так как хотел наказать за голубей. В принципе, раньше кошек вообще убивали, если они охотились на домашнюю птицу. Возможно, что, не будь кошка любимицей графини, её судьба никого бы так не взволновала. А если вспомнить убийство Груши, то она сама умоляла, заклинала его. Ей-то жизнь уже не нужна была, но еще она грозилась убить князя и его невесту. Так что он спас их от смерти, а её от страшного греха. Страсть, любовь к ней помогли ему взять эту ношу на себя. И не только её проблему он взял себе: пошёл в армию вместо Петра Сердюкова, сел тягаться за коня с Савакиреем вместо ремонтера. Так подтверждаются его слова: "Мы страждем, зато другим легче". И в этом проявляется русский характер: человеколюбие, сострадание, благородство, готовность помочь, он человек слова, не делится своими переживаниями.

Как раз через преодоление жизненных трудностей герой получает возможность раскрыть и найти себя. Автор раскрывает проблему греховного и духовного начала в человеке, показывает, как необходимо оставаться Человеком, несмотря на все препятствия, соблазны. Например, ему предложили тысячу рублей, если он отдаст порученную ему малышку, но он ответил: "Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые". В ответ на плач матери он добавляет:" Я человек должностной и верный".

Итак, Ивана Флягина можно назвать праведником, ведь в своих поступках он руководствуется нравственностью и моралью. О своём хождении по мукам он говорит: "Всю жизнь я погибал, и никак не мог погибнуть". Череда испытаний помогла ему прийти к служению богу не по завету матери, не из-за суеверного отношения к снам. А приняв, оценив бога в вихре жизни, он более ревностно ему служил, стал праведником уже по убеждению, а не стечению обстоятельств. Как видим, бог в конце произведения отметил его даром предвидения, что, безусловно, не дал бы грешнику.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа "Старый гений" не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: "по своей сердечной доброте и простоте", "выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость". Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом ("он всем нам надоел"), но остающимся безнаказанным, так как "было у него какое то могущественное родство или свойство". Поэтому то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая "мелочь жизнь" изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей "сны снятся" и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон "кто богаче, тот и прав". Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где "гений Иван Иванович" в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Читайте также: