Сочинение олимпиада по литературе 9 класс

Обновлено: 18.05.2024

а). . фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика IV; рукава а l imbecile торчали, как фижмы у Madam de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери, еще не заложенные в ломбарде, сияли на ее пальцах, шее и ушах.

б). Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно.

в). Не такою воображал он ее видеть: это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту; но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде; тогда было в ней что-то неоконченное, недовершенное; теперь это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. То была прелестная, ветреная девушка; это была красавица, женщина во всей развившейся красе своей. Полное чувство выражалось в ее поднятых глазах, не отрывки, не намеки на чувство, но все чувство. Еще слезы не успели в них высохнуть и облекли их блистающею влагою, проходившею в душу; грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадала на грудь, казалось, все до одной изменились черты ее.

г). Она была недурна, одета к лицу. На ней хорошо сидел матерчатый шелковый капот бледного цвета; тонкая небольшая кисть руки ее что-то бросила поспешно на стол и сжала батистовый платок с вышитыми уголками.

Какие произведения заканчиваются так?

а). И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

б). Он без ума. счастлив. а я? Навек лишен
Спокойствия и чести!

в). Говорят, что с совестью жить худо: а я сам теперь узнал, что жить без совести всего на свете хуже.

г). Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

д). Ужасный век, ужасные сердца!

Определите жанр стихотворения, систему стихосложения, литературное направление, которому оно принадлежит.

E. А. Баратынский

Рассеивает грусть пиров веселый шум.
Вчера, за чашей круговою,
Средь братьев полковых, в ней утопив мой ум,
Хотел воскреснуть я душою.
Туман полуночный на холмы возлегал;
Шатры над озером дремали,
Лишь мы не знали сна — и пенистый бокал
С весельем буйным осушали.
Но что же? Вне себя я тщетно жить хотел:
Вино и Вакха мы хвалили,
Но я безрадостно с друзьями радость пел:
Восторги их мне чужды были.
Того не приобресть, что сердцем не дано.
Рок злобный к нам ревниво злобен,
Одну печаль свою, уныние одно
Унылый чувствовать способен.

Назовите имена русских поэтов начала XIX века, писавших сонеты.

Назовите известные вам стихотворения А. С. Пушкина, ставшие романсами.

Ответы к олимпиаде по литературе.

Желательно указать:
Элегия, силлабо-тоническая система, романтизм.

Желательно указать:
В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский.

Желательно указать:
Койшаурская долина, Пятигорск, Тамань, переезд у горы Крестовая, Гуд-гора, Чертова долина, станция Коби, Владикавказ, Кисловодск, скала Кольцо, крепость N, казачья станица.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Олимпиада по литературе

I . Теория литературы

1. Укажите, какому литературоведческому термину соответствует приведённое определение.

а) классицизм в) сентиментализм

б) романтизм г) реализм

II . Автор, произведение, герой

4. Определите, в каких произведениях русской литературы авторами даны следующие эпиграфы:

5. Назовите авторов следующих произведений:

6. Соотнесите предложенные цитаты с элементами сюжета поэмы

1- экспозиция 2- завязка 3- кульминация 4- развязка

А) И страшно было мне, понять Б) Однажды русский генерал

Не мог я долго, что опять Из гор к Тифлису проезжал.

Вернулся я к тюрьме моей… Ребёнка пленного он вёз…

В) Уже хотел во цвете лет Г) Ко мне он ринулся на грудь,

Изречь монашеский обет, Но в горло я успел воткнуть

Как вдруг однажды он исчез И там два раза повернуть

Осенней ночью… Моё оружье…

III . Организация стихотворного текста

7. Прочитайте отрывок из стихотворения А.А.Фета. Определите стихотворный размер, способ рифмовки.

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Усталый день клонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывёт задумчиво луна.

9. В одной из строк отрывка искажён размер. Восстановите искажённую строчку в первоначальном ритмическом варианте. Объясните порядок своих действий.

Зал гремел. Стоял я долго…

Вдруг без размера полетел

За звуком звук. Я оглянулся-

Вперил глаза – весь содрогнулся.

IV . Творческое задание

2 Желаем успешной работы!

Метафора (2 балла)

Классицизм (3 балла)

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении. (2 балла + 2 балла за пример)

5. А) Фонвизин (2 балла)

Б) Жуковский (2 балла)

В) Лондон (2 балла)

Г) Тургенев (2 балла)

Д) Лесков (2 балла)

Е) Гоголь (2 балла)

7. Дактиль (3 балла)

Перекрёстная рифмовка (3 балла)

8. Усталый, шумная, задумчиво – эпитеты

Клонился, затихла, погасло, плывёт – олицетворения

(1-3 средства - 2 балла; свыше трёх - 4 балла)

10. Творческое задание (7 баллов) Макс. количество баллов: 65 Составитель: Царегородцева М.С., учитель рус.яз. и литературы

Автор статьи - кандидат филологических наук Э. М. Зобнина.
Эта статья - для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

Образец вступительного сочинения:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимиадные задания по литературе для учащихся 9 класса с ответами помогут учителю подготовить учеников к Всероссийской олимпиаде школьников, ученику самостоятельно готовиться к олимпиаде.

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

2015– 2016 учебный год

1.Знание текста художественного произведения.

О ком это говорится? Назовите героя (героиню), автора и название произведения. По одному баллу за каждый правильный ответ. (18 б)

а) Десять тысяч твоего доходу. да я на них всех свиней со всего бела света выкуплю…

б) Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем чтобы потом верней преодолеть её.

в) Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран ещё свирепствовал и мы ещё блуждали по снежной пустыне.

г) И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну

д) –Я ещё доберусь до тебя!-грозит ему … и продолжает свой путь по базарной площади.

е) После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, счастлив, счастье моё всё росло и росло.

2. Из каких произведений эти герои? Кто их автор? По одному баллу за каждый правильный ответ. (10б)

3. Наталья Савишна.

4.Бабушка Акулина Ивановна.

3. Определите автора афоризма: По одному баллу за каждый правильный ответ. (3б)

1) Рожденный ползать летать не может.

2) И крестьянки любить умеют.

3) Счастливые часов не наблюдают.

4.Кто из русских князей и в каком произведении древнерусской литературы так изображён: (2б)

Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь. Своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие.

2. Знание истории литературы.

5. По 3балла за каждый правильный ответ. (9б)

1. О каком знаменитом писателе начала 19 века идёт речь?

…его обезображенный труп толпа убийц в течение трёх дней таскала по улицам Тифлиса, потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела, его удалось опознать лишь по руке, в сво1 время простреленной на дуэли.

2. Вспомните название периодического издания, редактором которого был А.С.Пушкин в период

3. Знание теории литературы.

6.К какому идейно-эстетическому направлению в литературе 18 – 19 веков соответствуют данные произведения: По три балла за каждый правильный ответ. (9б)

7. Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин. По три балла за каждый правильный ответ. (9б)

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития. КУЛЬМИНАЦИЯ

б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие- нибудь качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя. ГИПЕРБОЛА

в) Краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, житейскую мудрость или нравоучение. АФОРИЗМ, У БАСНИ МОРАЛЬ

8.Определите жанры произведений: По 2 балла за каждый правильный ответ. (10б)

9. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. По одному баллу за каждый правильный ответ. (10б)

Читайте также: