Сочинение одна и та же социальная роль по разному переживается

Обновлено: 05.07.2024

Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми.

"Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную инезаметную, тогда лишь мы будем счастливы".
Антуан Сент-Экзюпери
Каждый человек, живущий в обществе, должен играть определенную социальнуюроль. К его поведению общество предъявляет определенные требования. Нет одинаковых людей, а потому одна и та же социальная роль будет по-разному играться разными людьми.
Я согласна с даннымвысказыванием. Действительно, к человеку, живущему в обществе и занимающему определенные позиции, имеющему определенный статус, будут предъявляться те или иные требования. При этом, требования допускают определеннуювариативность поведения. И каждый человек данные требования будет обыгрывать по-своему.
Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системесоциальных, общественных и личностных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. А социальные роли - это совокупностьтребований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Более того, современное обществотребует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.
Социальная роль – это динамическое понятие. И действительно каждая роль предполагает игру по определеннымправилам. Но подобно тому, как в театре каждый актер передает слова, написанные автором и вложенные в уста его героя, по-своему, так и в обществе происходит с социальными ролями человека. Интересно и то, что всовременном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

Психологическая совместимость: как уживаться с л

. «Психологическая совместимость: как уживаться с людьми с разными темпераментами.

Разное

. 1/TCP,UDP TCPMUX, для обслуживания нескольких служб на одном и том же TCP порту Официально.

2 Стр. 43 Просмотры

Во мне два разных человека

. «Стальной блеск, который они отражали, мог говорить лишь об одном – или о злом нраве, или о.

2 Стр. 106 Просмотры

Разное

. на месторождении Карачаганак проведены отдельно для разных участков технологической схемы.

19 Стр. 83 Просмотры

Разное

. здравница общетерапевтического профиля, расположена в одном из наиболее экологически чистых.

Смысл высказывания И.С.Кона, одного из основателей современной социологической школы в России, а также советского и российского философа, психолога и антрополога, состоит в том, что общество состоит из личностей, которые имеют своё мировоззрение и свой собственный жизненный путь. Этот путь настолько многообразен, что невозможно найти людей с идентичным опытом и мироощущением. Поэтому каждая социальная роль проживается индивидуально, с учётом личностных черт и качеств каждого отдельно взятого человека, а также различных обстоятельств, в которых он пребывал и пребывает ежедневно.

Сложно не согласиться с автором. Действительно, каждый человек проживает свою жизнь, приобретая различные социальные роли, однако важно понимать, что люди одной социальной роли никогда не будут идентичны. У этих людей разный жизненный опыт, разные психоэмоциональные реакции на то или иное событие, разные обстоятельства, которые привели его именно к этой социальной роли. Следовательно, одна и та же социальная роль будет индивидуальна у каждого отдельно взятого человека.

Рассмотрим высказывание И.С.Кона с точки зрения теоретического материала. Для этого обратимся к определению такого понятия, как “социальная роль” и раскроем основные примеры таких ролей.

Социальная роль – это определённый образец поведения, который признан наиболее целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.

К основным социальным ролям относятся следующие:

  1. Член семьи – мама, папа, муж, дочь, внучка;
  2. Гражданин какого-либо государства;
  3. Труженик;
  4. Потребитель.

Социальные роли также могут быть связаны с профессией или видом деятельности, обозначать биологическую принадлежность или отражать межличностные отношения и созависимость.

Таким образом, рассмотрев высказывание советского социолога с точки зрения теории, можно сказать, что оно абсолютно справедливо: социальная роль проживается каждым человеком индивидуально, несмотря на общие черты. Индивидуальность обеспечивается за счёт различий в жизненном опыте и личностных характеристиках.

Литература знает немало примеров, ярко иллюстрирующих смысл высказывания автора. Одним из них является персонаж романа Л.Н.Толстого “Война и мир” – Пьер Безухов. Получив огромное наследство от отца, он не изменил отношения к окружающим, а остался собой. Его социальная роль видоизменилась, однако он не стал похожим на других её представителей, не подчинился принятым нормам, потому что его жизненный опыт, нравственные ценности и воспитание не позволили ему стать агрессивным.

Другим примером может послужить такая историческая личность, как Адольф Гитлер. Будучи правителем и лидером государства, он избрал для себя путь войны и навязывания собственной фашистской идеологии остальным странам и народам, хоть его социальная роль вовсе не подразумевала такой варварский подход. Но что же повлияло на А.Гитлера? Пережитый раннее опыт, определённые события в прошлом, которые стали основой его взглядов и действий.

Таким образом, проанализировав теоретический материал и аргументационную базу, можно сделать вывод о том, что И.С.Кон был абсолютно прав: несмотря на общие черты, каждая социальная роль у каждого отдельного человека разыгрывается по-разному за счёт личностных различий и разницы прожитого опыта.

Бирюкова Анна Витальевна

Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми.

"Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы".

Каждый человек, живущий в обществе, должен играть определенную социальную роль. К его поведению общество предъявляет определенные требования. Нет одинаковых людей, а потому одна и та же социальная роль будет по-разному играться разными людьми.

Я согласна с данным высказыванием. Действительно, к человеку, живущему в обществе и занимающему определенные позиции, имеющему определенный статус, будут предъявляться те или иные требования. При этом, требования допускают определенную вариативность поведения. И каждый человек данные требования будет обыгрывать по-своему.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личностных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. А социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Более того, современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.

Социальная роль – это динамическое понятие. И действительно каждая роль предполагает игру по определенным правилам. Но подобно тому, как в театре каждый актер передает слова, написанные автором и вложенные в уста его героя, по-своему, так и в обществе происходит с социальными ролями человека. Интересно и то, что в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, в наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Так, например, к роли ученика предъявляются следующие требования: посещать занятия, выполнять требования учителя, делать домашнее задание и т.д. Но даже если взять любой класс, то каждый ученик в нем по разному выполняет эти требования: кто-то добросовестно выполняет все требования к учебному процессу, но отличается плохой дисциплиной, кто-то не выполняет ни того, ни другого и т.д. Еще одним примером может быть роль солдат, которая связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. И так происходит с каждой социальной ролью: будь то роль ученика, солдата, матери или руководителя государства.

"Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми".

В своём высказывании социолог И. Кон хотел донести мысль о том, что переживание, оценка и реализация той или иной социальной роли во многом зависит от личностных качеств человека, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций. Поэтому даже одна социальная роль, но реализуемая разными людьми -- обладателями разных личностных качеств и факторов, будет воспроизводиться по-разному.

Моё мнение совпадает с позицией автора. Человек с детства реализует в жизни различные социальные роли -- модели поведения, ориентированные на определенный социальный статус. Освоение им социальных ролей и культурных норм происходит в процессе социализации. Однако условия социализации и соответственно комплекс агентов социализации -- факторов, влияющих на данный процесс -- будут разнообразны: люди вырастают в разных семьях, по-разному воспитываются, посещают разные учебные заведения, испытывают влияние разного социального окружения и т.д. Поэтому тот набор качеств и особенностей, который человек получает в процессе социализации, сопровождающей его всю жизнь, будет неповторим, следовательно, и реализация им социальных ролей будет уникальна.

Помимо социализации на реализацию социальных ролей влияет множество других факторов: биопсихологические возможности человека, способствующие или препятствующие выполнению той или иной социальной роли, личностный образец, характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения, и др.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Раскрытие смысла высказывания
  • 2 из 2 К2 Характер и уровень теоретической аргументации
  • 0 из 2 К3 Качество фактической аргументации
  • ИТОГО: 3 из 5

У вас по­лу­ча­лось хо­ро­шее эс­се!
К-1: мысль ав­то­ра вы по­ня­ли и рас­кры­ли со­вер­шен­но вер­но.
К-2: при­ве­де­ны два тео­ре­ти­че­ских ар­гу­мен­та о раз­ном на­бо­ре и вли­я­нии аген­тов со­ци­а­ли­за­ции и иных фак­то­рах, вли­я­ю­щих на ин­ди­ви­ду­аль­ность вос­при­я­тия и ре­а­ли­за­ции од­ной и той же со­ци­аль­ной ро­ли. Ар­гу­мен­ты под­креп­ле­ны тео­ри­ей в ви­де по­ня­тий со­ци­аль­ная роль, аген­ты со­ци­а­ли­за­ции.
К-3: при­ве­де­но два при­ме­ра, в рус­ле под­ни­ма­е­мой про­бле­мы. Пер­вый при­мер рас­крыт и не вы­зы­ва­ет ни­ка­ких со­мне­ний. Вто­рой при­мер так­же со­дер­жит пра­виль­ную кон­цеп­цию од­на роль, по-раз­но­му ис­пол­ня­ет­ся дву­мя мо­нар­ха­ми. Толь­ко здесь есть ис­то­ри­че­ская неточ­ность: Ека­те­ри­на и Па­вел оба про­во­ди­ли про­дво­рян­скую по­ли­ти­ку, оба за­кре­по­ща­ли кре­стьян. В дан­ном слу­чае у вас да­же не фак­ти­че­ская ошиб­ка, а непра­виль­ное оце­ни­ва­ние ме­ро­при­я­тий двух мо­нар­хов. С точ­ки зре­ния ис­то­рии как на­у­ки это се­рьез­ный недо­чёт, в рам­ках эс­се по об­ще­ст­во­зна­нию все бу­дет за­ви­сеть от мне­ния экс­пер­та.
В це­лом весь­ма ло­гич­но и убе­ди­тель­но!

Читайте также: