Крах просветительских иллюзий сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Развитие индустриального общества сопровождалось драматическими событиями: войнами, революциями, восстаниями. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей и норм поведения.

Вместе с тем XIX в. — поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идёт напряжённый поиск иных художественных форм, методов, приёмов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира.

Крах просветительских иллюзий

Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в мир старинных легенд, народных сказок. Идеальным казались Средневековье с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, не испорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою места нет.

Романтики были убеждены, что не только рассудок управляет поступками людей, — человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача истинного художника — проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир человека. Романтическое мировосприятие будет господствовать в художественной культуре начала XIX в.

Жизнь без романтического флёра

В 30-е гг. XIX в. ещё более отчётливо проступают черты индустриального общества, и в этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления — критического реализма.

От критического реализма к натурализму

Во второй половине XIX в. в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся художественная система. Искусство стремится выявить законы развития общества. Для анализа действительности привлекаются методы научного познания, открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины XIX в. о формирующем влиянии на человека общества, среды, с одной стороны, и биологического начала, наследственности — с другой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существовавшие в природе, на общество людей. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами.

В Гарольдовом плаще

Они меня истерзали
И сделали смерти бледней, —
Одни — своей любовью,
Другие — враждою своей.

Они мне мой хлеб отравили,
Давали мне яда с водой, —
Одни — своею любовью,
Другие — своей враждой.

В конце 1860-х гг. на литературном небосклоне Европы стремительно взошла звезда Эмиля Золя (1840—1902). Писатель, публицист, политический деятель, он постоянно находился в центре внимания французского общества. Уже первые романы заставили говорить о молодом авторе как хранителе традиций реализма и преемнике Бальзака.

Разбогатевшие Ругоны не хотят и слышать о своих родственниках Маккарах. В крови у потомков бродяги и контрабандиста Маккара — несдержанность, лень, страсть к бродяжничеству. Крахом кончается всё, за что бы они ни брались. Жизнь Маккаров проходит в полуподвалах и на чердаках.

Проверьте себя

Подумайте

Дополнительные материалы

А. Франс о творчестве Эмиля Золя

Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек. Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчётливо проступают глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости.

  • Прочитайте текст и оцените значимость творчества Золя для общества.

В начале-середине 1914 года среди европейских колониальных держав обострились споры по поводу их заморских территорий. Империи центра Европы, Австро-Венгрия и Германия испытывали острые проблемы с экономикой. Рыхлая Австро-Венгрия, лоскутная держава, сотканная их множества территорий с очень разной культурой, языком и экономикой, остро нуждалась в маленькой победоносной войне для сплочения своего расползающегося по швам наднационального образования и идеологической победе над национально-освободительными движениями внутри страны. Германия, получив громадные репарации от Франции по причине выигранной в 1870-71 годах войны и выстроив на эти средства одну из самых технологически прогрессивных экономик в Европе, столкнулась с проблемой рынков сбыта своей продукции, поскольку имела лишь небольшие колонии в Африке и Тихом Океане, ибо сильно опоздала с захватом заморских территорий по основанию решительно объективному: весь период с XVII по XIX века Пруссия, наследница Тевтонского Ордена и построенная по принципу военного лагеря, собирала многочисленные раздробленные княжества и королевства Германии под свою власть. В целях переформатирования немцев на прусский лад была выстроена своеобразная прусская система массового образования, основанная на железной дисциплине, подчинении старшим по званию и возрасту, стойкости духа, телесных наказаниях и муштре. Господин Альберт Эйнштейн в своё время сбежал от этой школьной системы в Швейцарию – о, как же я его понимаю! Благодаря успехам медицинских наук детская смертность значительно снизилась, а рождаемость – нет, в результате Германия начала испытывать острый дефицит продовольствия, но чтобы купить его, например, у России, нужно было расширить рынки сбыта для своей промышленной продукции. Такую счастливую возможность не давали другие страны Европы.

Гром грянул в конце июля 1914 года, когда Австро-Венгрия объявила войну Сербии, а Россия заявила, что не допустит оккупации Сербии, после чего 1 августа Германия объявила войну России и в тот же день вторглась на территорию Люксембурга, 3-го августа объявив войну Франции. В Европе заполыхала Первая мировая война.

Женщины же пошли работать вместо мужчин в поле и на производство, массово становились сёстрами милосердия в госпиталях. Это сильно повысило статус женщин в обществе, послужив делу их послевоенной эмансипации.

Колоссальный расход боеприпасов на новой высокотехнологичной войне по отношению к войнам Нового времени, постоянная нужда в новом вооружении стала неприятным сюрпризом для генеральных штабов всех воюющих сторон. Возникла жесточайшая необходимость в перепрофилировании уже имеющихся промышленных мощностей на выпуск военной продукции, а также строительства новых военных заводов. В противном случае в какой-то момент армии стало бы просто нечем стрелять.

Особенно сложно было вести высокотехнологическую войну огромной по территории и населению стране, проигравшей технологическую гонку государствам Европы и находящейся в положении вечно догоняющей. Я имею в виду Российскую Империю, модернизационный проект которой, начатый в середине XIX века сверху указом императора и практически полностью опиравшийся на некоренное немецкое население государства, очень запоздал. Класс промышленников к началу XX века в империи только начал создаваться, ещё толком не оформившись в политический класс буржуазии – он оформится только где-то к 1916-1917 году. Аналогично было дело и с классом, представлявшим профессиональных промышленных рабочих, – пролетариатом. Большинство населения жило в селе и обрабатывало землю, было неграмотно и необразованно, а армия веками набиралась по очень ограниченному призыву и была полупрофессиональной. Однако войны Новейшего времени – это войны непрофессиональных массовых призывных армий, и армия Российской империи оказалась к такому решительным образом не готова. Уровень подготовки солдат, набранных из крестьян, уступал солдатам, набранным из промышленных рабочих. А ещё эта вечная проблема с вооружением и боеприпасами!

Вооружение армии Российской империи на протяжении всей середины XIX века состояло во многом из оружия иностранного производства. Лишь в 1891 году на вооружение были приняты винтовки российского конструктора-оружейника Мосина, однако многие орудийные системы и снаряды к ним оставались иностранного производства, не было своего бронеавтомобильного транспорта, часть оружия производилась по лицензии. Мощностей заводов и фабрик было недостаточно для обеспечения всем необходимым армии, воюющей в современной на тот момент войне. Неудивительно, что уже в 1915 году русская армия, выпустив во врагов все свои снаряды и не получив с заводов новые в необходимом количестве, потерпела ряд существенных поражений он немецкой и австро-венгерской армий и была вынуждена отойти вглубь территории Российской империи. Попытка закупить снаряды, а также дополнительное вооружение в Англии и Франции выявила удивительную вещь: во время войны производственные военные мощности каждой из воюющих стран настолько перегружены своими собственными внутренними заказами, что удовлетворить даже не очень большой внешний заказ ну совершенно невозможно, ни за какие деньги. Нет, золото-то, конечно, промышленники Англии и Франции взяли, но вот только заказанную продукцию российский заказчик ожидает до сих пор!

Новейшее время –> Коммунистическая революция в России и её последствия

В том числе из-за этого Британия, захватившая в результате военного поражения Османской империи Палестину, приняла решение передать её в качестве жеста доброй воли евреям, вот уже более 1800 лет лелеявших надежду вернуться домой, в Землю Израиля. Декларация Бальфура, подписанная в 1917 году, стала лучом надежды для сионистов. Правда, для религиозной части еврейского народа возвращение в Землю Израиля должно было наступить лишь после прихода Мессии, но евреям-сионистам, порвавшим с иудаизмом, было решительно всё равно на мнение как религиозной части еврейского народа, так и на самого Мессию – они приняли решение строить еврейскую страну по шаблону европейского национального государства XIX века. В этом частично помогла Первая мировая война, в которой еврейские общины испытали шок – евреям разных стран пришлось воевать и убивать друг друга в войне, которая к ним самим не имела никакого отношения: это были внутренние распри европейцев. Количество сионистов из разных стран Европы возросло, равно как и усилилась еврейская иммиграция в Палестину, которую Лига Наций в 1922 году на конференции в Сан-Ремо передала Британии с мандатом на помощь евреям в строительстве своего государства.

В общем, идеи бунтарей и просветителей XVIII-XIX веков явно не помогали в создании прогрессивного государства освобождённого труда. И тогда руководство коммунистов пришло к выводу, что нужно забыть все эти прекраснодушные теории, разбившиеся о биологическую природу человека и потому не применимые в реальности. И уже к концу 20-х годов XX века коммунисты все неудачные социальные эксперименты свернули, причём довольно-таки быстро, так что мало кто о них знает на нынешний день даже в современной России, не говоря уже про весь остальной мир.

Для того чтобы построить государство рабочих и крестьян, руководством прогрессистов-коммунистов было принято решение физически уничтожить всех, кто не соответствовал высоким чаяниям создания человека будущего, устроив геноцид по социальному принципу. Ведь если социальный прогресс буксует, его нужно подтолкнуть расстрелами и ссылками в сибирские лагеря всеми теми, из-за кого этот самый прогресс не может двинуться с места – вывод вполне логичный, но бесчеловечный. При этом все высокие идеалы светского гуманизма, де-юре, остались вполне себе действующими, только до этого самого гуманизма во имя светлых идеалов прогресса руководству коммунистов не было никакого дела, ибо, как было известно ещё со времён Средних веков иезуитам, цель оправдывает средства, а великая цель, по версии ультралевых, оправдывает даже массовый геноцид. Правда, даже массовые репрессии инакомыслящих не позволили запустить маховик социального прогресса, поскольку нельзя запустить то, чего не существует в природе.

Отмена дискриминационных мер в отношении евреев ещё в самом начале 1917 года, сразу после Февральской революции, быстро сделала русскоязычных представителей Народа Израиля основной движущёй силой советского модернизационного проекта. Евреи стали видными военными, учёными, инженерами, поэтами, писателями, деятелями кино и радиоведущими. Евреи даже получили свою собственную автономную республику в медвежьем углу Дальнего Востока. Неудивительно, что евреи стали основными движущими частями советской пропагандистской машины, превозносившей достижения советской страны на пути построения коммунизма, стыдливо умалчивая, что большевистская верхушка уже давно построила коммунизм для отдельно взятых людей. И эта идиллия длилась вплоть до 1948 года и начала советской антисемитской истерии, когда советский модернизационный проект зашёл в тупик и больше из него не выходил плоть до самой смерти СССР в 1991 году.

Роль средств массовой информации в обществе всё более и более возрастала, становясь скорее средством ведения пропагандистской войны, нежели средством информирования людей. Появилось кино, радио и впоследствии телевидение – мощные средства идеологического воздействия на неподготовленные умы. Однако чем мощнее становилась пропаганда, тем сильнее люди стали вырабатывать индивидуальные механизмы противодействия системе промывания мозгов.

Великая депрессия выявила одну из фундаментальных проблем либерализма: популистские требования этой идеологии о правах без обязанностей и о свободе без ответственности. В результате свободы начали постепенно становиться вседозволенностью, а права – безответственностью.

Новейшее время –>Ультралевые шовинисты приходят к власти в Европе

Однако если кто-то полагает, что апологеты Просвещения и либерализма отказались от идей, показавших себя несостоятельными, и принялись за поиск новых, то он решительно заблуждается. Последователи прогрессистских религий просто стали всё более и более радикальными в своих суждениях и тактике отстаивания своих позиций. Но любая радикализация – это движение в две стороны, одна часть сторонников той или иной идеи радикализуется, а другая, смотря на действия радикалов и понимая, что другие люди их также отождествляют с радикалами, начинает постепенно отходить от первоначальных позиций; происходит процесс размежевания, сопровождающийся также идеологической и территориальной поляризацией.

Какие исторические события, по вашему мнению, в первую очередь отражались в зеркале художественных произведений?

Развитие индустриального общества сопровождалось драматическими событиями: войнами, революциями, восстаниями. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей и норм поведения.

Вместе с тем XIX в. — поворотный этап в развитии мировой культуры. В искусстве идёт напряжённый поиск иных художественных форм, методов, приёмов, способных с предельной выразительностью запечатлеть картину нового мира.

Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Поэтизируя прошлое, романтики уходили от действительности в мир старинных легенд, народных сказок. Идеальным казались Средневековье с его культом рыцарства и служения Прекрасной Даме, не испорченная цивилизацией жизнь первобытных народов или экзотические восточные страны. В реальном мире романтическому герою места нет.

Романтики были убеждены, что не только рассудок управляет поступками людей, — человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству. Задача истинного художника — проникнуть в сложный и противоречивый духовный мир человека. Романтическое мировосприятие будет господствовать в художественной культуре начала XIX в.

Жизнь без романтического флёра. В 30-е гг. XIX в. ещё более отчётливо проступают черты индустриального общества, и в этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Изменения в обществе создают условия для возникновения нового творческого направления — критического реализма.

От критического реализма к натурализму. Во второй половине XIX в. в художественных произведениях сильнее звучат обличительные мотивы, под огонь критики попадает вся художественная система. Искусство стремится выявить законы развития общества. Для анализа действительности привлекаются методы научного познания, открытия медицины, биологии, социальных наук. Реалисты углубляют представления творцов культуры первой половины XIX в. о формирующем влиянии на человека общества, среды, с одной стороны, и биологического начала, наследственности — с другой. Некоторые реалисты механически переносили законы, существовавшие в природе, на общество людей. Сторонники таких взглядов называли себя натуралистами.

Джордж Байрон

В Гарольдовом плаще

Я мало жил, но сердцу ясно,

Что мир мне чужд, как миру я.

Виктор Гюго

Наиболее страшным злом романтики считали душевную глухоту, самодовольство обывательского существования. Немецкий лирик Генрих Гейне (1797—1856) писал:

О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей.

Они меня истерзали

И сделали смерти бледней, —

Одни — своей любовью,

Другие — враждою своей.

Они мне мой хлеб отравили,

Давали мне яда с водой, —

Одни — своею любовью,

Другие — своей враждой.

Но та, от которой всех больше

Душа и доселе больна,

Мне зла никогда не желала

И меня не любила она!

Оноре де Бальзак

Разбогатевшие Ругоны не хотят и слышать о своих родственниках Маккарах. В крови у потомков бродяги и контрабандиста Маккара — несдержанность, лень, страсть к бродяжничеству. Крахом кончается всё, за что бы они ни брались. Жизнь Маккаров проходит в полуподвалах и на чердаках.

А. Франс 1 о творчестве Эмиля Золя

Творчество Золя дышит добротой. Золя был добр. Как все великие люди, он сочетал в себе величие и простоту. Он был глубоко нравственный человек. Сквозь чисто внешний пессимизм, сквозь мрачный колорит, лежащий на некоторых его страницах, отчётливо проступают глубокий оптимизм и упрямая вера в победу разума и справедливости.

Его романы. полны беспощадной ненависти к праздному, легкомысленному обществу, к порочной и тлетворной аристократии и бичуют главное зло нашего времени: могущество денег. Он был демократом, он никогда не льстил народу - он указывал ему на оковы, которые на него налагает невежество, и предостерегал от опасности, которую таит в себе алкоголь, отупляющий и отнимающий у него средства борьбы с угнетением, нищетой и позором рабства. Он нападал на общественное зло всюду, где бы его ни находил. В свои последние романы он вложил всю свою страстную любовь к человечеству. Он предугадал и предвидел новое, лучшее общество.

Прочитайте текст и оцените значимость творчества Золя для общества.

1 Анатоль Франс, знаменитый французский писатель XIX в., современник Эмиля Золя.

Несите бремя белых, —

И лучших сыновей

На тяжкий труд пошлите

За тридевять морей;

На службу к непокорным

На службу к полудетям,

А может быть — чертям.

День — ночь — день — ночь мы идём по Африке,

День — ночь — день — ночь всё по той же Африке,

(Пыль — пыль — пыль — пыль от шагающих сапог!)

Отпуска нет на войне!

Крах Просветительских иллюзий. Джордж Байрон как один из величайших английских поэтов-романтиков. Романтизм как явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 30.09.2013
Размер файла 368,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Истоки русского романтизма. Анализ литературных произведений поэтов-романтиков в сопоставлении с картинами художников: творчество А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского; баллады и элегии Жуковского; поэма "Демон" М.И. Лермонтова и "Демониана" М.А. Врубеля.

реферат [122,3 K], добавлен 11.01.2011

Английский романтизм как литературный стиль и направление. Характеристика понятия иронии в художественном тексте и произведениях романтиков. Романтическая ирония в поэме Байрона "Паломничество Чайльд Гарольда", анализ специфики применения данного приема.

курсовая работа [44,6 K], добавлен 23.09.2011

Характерные черты, основные принципы и жанры классицизма. Изучение творчества немецких поэтов - Гете и Шиллера. Развитие европейской литературы и искусства в XVIII-XIX веках. Особенность русского классицизма, его связь с художественной системой барокко.

реферат [2,1 M], добавлен 17.06.2014

М.Ю. Лермонтов как продолжатель романтических традиций В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, поэтов-декабристов. Влияние Байрона на раннее творчество поэта, воплощение принципов романтизма и пессимистического реализма в его произведениях.

реферат [19,3 K], добавлен 28.05.2014

"Серебряный век" - духовный и художественный ренессанс, знаменующий взлет русской культуры конца XIX–XX веков. Время величайших достижений философской мысли, науки, всех видов художественного творчества. Поэтические индивидуальности великих поэтов.

реферат [27,1 K], добавлен 10.04.2009

Социальные потрясения в жизни народов Западной Европы в XVIII веке, их отражение в литературе того времени. Эпоха просвещения и ее эстетические принципы. Место сентиментализма в европейской литературе XVIII столетия, его представители и произведения.

реферат [14,6 K], добавлен 23.07.2009

Детские годы Байрона. Юность и начало творчества писателя. Периоды творчества Джорджа Байрона: лирика, романтические поэмы и критический реализм. Путешествия Джорджа и его светская жизнь. Брак, развод и скандал в жизни писателя. Судьба дочери Байрона.

Читайте также: