Сочинение образ защитника родины в слове о полку игореве

Обновлено: 09.05.2024

“Слово о полку Игореве” – замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. “Слово…”- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли.
“Слово” открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование “по былинам сего Времени”.
Определив хронологические рамки – “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, автор рассказывает о дерзком замысле Игоря “навести” свои полки на Половецкую землю.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу. Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью.
Такова картина похода Игоря на половцев.
А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины.
Автор “Слова…” весьма неоднозначно относится к своим героям. С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания.
“Слово…” не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.
Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые “под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены… скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы”. Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно.
“Слово…” отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях. Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы “солнца”, “света”, “соколов”, которые противопоставляются “тьме”, “тучам”, “галкам”, “черным воронам” – половцам.
Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы.
Еще один интересный образ– это Святослав “грозный великий киевский”. В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли.
Образ Святослава раскрывается в его “мутном сне” и “золотом слове”, где и проявляется его мудрость.
“Золотое слово” имеет огромное значение не только для идейного содержания “Слова…”, но и для последующей литературы в целом.
Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц.
Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: “Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича”. Этот патриотический призыв актуален и в наше время.
“Слово…” насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных “Слову…” внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут “на землю Половецкую за землю Русскую”, они не просто воины, ратники, а “русичи”, дети Руси, которые объединились для общего дела – защиты Родины.
Образы князей как бы сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.

“Слово о полку Игореве” – замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. “Слово…”- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли.
“Слово” открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование “по былинам сего Времени”.
Определив хронологические рамки – “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, автор рассказывает о дерзком замысле Игоря “навести” свои полки на Половецкую землю.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу. Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью.
Такова картина похода Игоря на половцев.
А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины.
Автор “Слова…” весьма неоднозначно относится к своим героям. С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания.
“Слово…” не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.
Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые “под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены… скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы”. Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно.
“Слово…” отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях. Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы “солнца”, “света”, “соколов”, которые противопоставляются “тьме”, “тучам”, “галкам”, “черным воронам” – половцам.
Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы.
Еще один интересный образ– это Святослав “грозный великий киевский”. В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли.
Образ Святослава раскрывается в его “мутном сне” и “золотом слове”, где и проявляется его мудрость.
“Золотое слово” имеет огромное значение не только для идейного содержания “Слова…”, но и для последующей литературы в целом.
Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц.
Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: “Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича”. Этот патриотический призыв актуален и в наше время.
“Слово…” насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных “Слову…” внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут “на землю Половецкую за землю Русскую”, они не просто воины, ратники, а “русичи”, дети Руси, которые объединились для общего дела – защиты Родины.
Образы князей как бы сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.

Поход князя Игоря

Отношение автора к защитникам земли русской

Образ Всеволода

Образ Святослава

Заключение

Автор “Слова”, несомненно, был человеком с живым чувством Родины. Он с восхищением описывает силу ратного духа князя Игоря. Игорь Святославич, князь Новгород-Се-верский – центральный образ произведения, посвященного неудачному походу новгород-северской дружины и ее немногочисленных союзников против половцев (1185), о пленении Игоря и его бегстве. Начало похода сопровождается грозным предзнаменованием – солнечным затмением; звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду. После удачной битвы Игоря с его недавним союзником Кончаком на рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: кровавые зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть четыре солнца, т. е. четырех русских князей. Игорь ставит честь выше жизни и часто говорит о том своим воинам. В полном согласии с автором “Слова” он воспринимает поражение как расплату за то, что не содействовал общерусскому единству. В этом проявляется художественный дар автора “Слова”. Ведь реальный, “исторический” Игорь долго не поддерживал союз князей, то выступая против половцев, то действуя заодно с ними. Не участвовал он и в победном походе объединенного войска под водительством Святослава Всеволодовича 1184 года и пленении хана Кобяка. Но неизвестного автора больше волнует образ единой Родины, нежели историческая точность в передаче событий.

Князь Святослав Киевский

Кадр из фильма-оперы “Князь Игорь”. 1969

Князь Святослав был прекрасным полководцем, имеющим за плечами большое количество военных походов. Он вошёл в историю, как великий человек, положивший все свои силы на единение русского народа перед лицом общего врага. Святослав был не только отважным воином, но и рассудительным правителем, который понял, что в одиночку противостоять половцам не удастся. Тогда он решил сплотить несколько княжеств для усиления защиты русских земель, и его план подействовал.

Князь Игорь и его брат Всеволод

Князь Игорь не участвовал в походе 1184 года, поэтому решил тоже выступить против половцев, подобно другим князьям, но без их поддержки. Спустя год он собрал своё войско и вместе с братом Всеволодом отправился в военный поход, несмотря на то, что силы противника имели явное преимущество.

Недальновидность и самонадеянность князя Игоря не лишают его чувства любви к Родине. Он готов отдать свою жизнь за свободу Русской земли, сражаться до последнего вздоха, ни при каких обстоятельствах не отступая назад. Эти качества говорят об отваге, мужестве и решительности князя. Он не отступил от своей цели даже после дурных предзнаменований, в которые в те времена верили все без исключения. Все это делает Игоря Святославича доблестным защитником своей Родины.

Всеволод не отставал от своего брата. Не раздумывая, он отправился с ним в поход против половцев. Всеволод любил брата, поэтому всегда следовал за ним. Кроме того, он был единственной поддержкой для Игоря, отказавшегося от объединения со своими соседями, ради победы над общим врагом.

Русские воины

Земля может накормить человека, напоить его, уберечь, но защитить себя она не может. Поэтому защитники Родины должны всегда помнить о своём святом долге, и при необходимости с готовность исполнять его.

Князь Игорь – защитник Русской земли

Через год после прославленного похода Святослава Киевского князь Игорь тоже решил выступить против половцев. Однако он хотел не только защитить родную землю, а и прославить своё имя. Собрав немногочисленную дружину, князь Игорь призвал их сражаться с ним вместе против ненавистного врага. Произнеся торжественную речь о готовности сложить голову за Русскую землю, он повёл свой войско навстречу половцам.

Битва с половцами


Бегство Игоря из плена. Иллюстрация Р. Белоусова

И вот началась великая битва. Отважно сражалась дружина князя Игоря, но силы половцев превосходили их по количеству. Сам Игорь и брат его Всеволод мужественно бились с врагами своими, стойко стояли они за свою Родину. Однако половцы, словно грозовые тучи, надвигались на них со всех сторон.

Три дня длилось сражение, а на третий – пали княжеские знамена. До последнего вздоха билось храброе русское войско с врагом своим, но им так и не удалось одержать победу. Князь Игорь из-за собственного тщеславия погубил самое ценное достояние Русской земли – её смелых сыновей, самоотверженно отдавших жизни, защищая свою Родину.

Поражение князя Игоря

Войско Игоря Святославича оказалось разбито, а сам он попал в плен. В этом бою проявилось не только его мужество, а ещё и легкомыслие молодого князя, не подумавшего о последствиях своих действий.

Поражение Игоря и его дружины стало тяжёлым ударом для всего русского народа, и в очередной раз доказало необходимость объединения Русской земли, которая была раздроблена на отдельные княжества.

Поход князя Игоря

Начинается повествование о походе князя Игоря на половцев, о его помыслах своими силами одержать победу над врагом. Первое сражение закончилось победой, но вскоре половцы собрали огромное войско. Но из жажды славы Игорь не стал отступать, и в течение трех дней вместе и Всеволодом и другими князьями боролись с неприятелем.

В результате Игорь после ранения попадает в плен, но очень быстро совершает побег . Впоследствии он возвращается на родину, просит помощи во всех крупных городах, ему все рады.

Отношение автора к защитникам земли русской

Князь Игорь храбр, мужествен, благороден, он способен на любые жертвы ради родной земли. Особенно эти его качества проявляются, когда он спешит на помощь брату Всеволоду. Другие его черты, отрицательные, проявляются в стремлении к единовластию, из-за которого русичи терпят поражение.

Образ Всеволода

Еще одним доблестным защитником родины предстает князь Всеволод, его личность словно неотделима от собственного войска, бои и сражения поглощают его полностью, мужество и храбрость его не сравнимы ни с чем и ни с кем.

Образ Святослава

Заключение

Образы русичей , воинов, князей объединились, стали словно единым целым в борьбе против противника, для защиты Родины. Образы князей постепенно сливаются в единое целое, создавая тем самым непреодолимую силу, поднявшуюся на защиту родной земли.

Рассказ начинается с преподнесения читателю исторических событий о том, как князья Игорь и Всеволод объединяются для похода на половцев. Но не только эти исторические личности являются главными действующими героями в произведении. Автор олицетворяет в своей работе саму природу, которая в день выступления войска, всеми силами пытается остановить Игоря. Солнце, закрытое тенью является для князя недобрым знаком, но в нем играет лишь желание поскорее сразиться с врагом.

На всем пути по родной земле князю являлись дурные знаки, такие как тревожные крики птиц, вой волков, а в ночи отовсюду слышались скрежет и стоны.

Первый бой прошел удачно для русского войска. Но на утро второго дня кровавый рассвет предзнаменовал беду. После двух дней кровопролитного боя, войско Игоря пало, а сам он угодил к половцам в плен. Его поражение развязало руки врагам, после чего набеги на Русь начали проходить постоянно.

После битвы князя Игоря русская земля, пропитанная кровью и потом воинов, как будто оплакивала умерших в тот день: небо разразилось дождем, ветви деревьев скинули листья, степь опустела.

Своим поражением князья Светославичи открыли путь врагам на Русские земли.

Описание природы и русских земель происходит необычайно красочно и завораживающе. В произведении понятие Родины объединяет в себе и русский народ, и вес природный мир. Автор призывает к единению всего живого, чтобы стать сильнее.

Именно к этому живому миру обращается жена Игоря Ярослава в своей мольбе. Плача на городской стене, она умоляет силы природы, чтобы они помогли ее любимому супругу. Она молится ветру, великой реке Днепр, солнцу и спрашивает, как оно могло отвернуться от воинов Игоря.

И русская природа внимает ее мольбам, указывая сбежавшему князю путь к дому. Освободиться ему помог половец Овлур, и они вместе бежали из лагеря врага. В пути они уподобились различным зверям и птицам (Игорь соколом летел, а Овлур бежал серым волком). И вся русская земля радовалась его освобождения, песнями соловьев указывая путь. Рассказывает автор и о беседе Игоря с Днепром. Князь благодарит великую реку за приют и возможность отдохнуть.

Возвращение князя автор сравнивает с вновь вышедшим из-за туч солнцем, а радость русской земли доносится песней до стен Киева.

2 вариант

Очень хорошо описаны в данном произведение природные зарисовки, но все наименования символичны. В древнем источнике по литературе никогда не было описания природы, и тем более не показывался её характер. Роль природы полностью определена, она очень тесно связана с судьбой героев и постоянно показывается в действии.

Былинную величественность поэмы показывает упоминание разных князей, географических наименований, а еще прошлого и будущего.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и образ Родины в Слове о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.

Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

Приход весны всегда долгожданное и радостное событие как для природы, так и для человека. К сожалению, в средней полосе России она вступает в свои права неспешно.

Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.

Образ защитника Родины в "Слове о полку Игореве" сочинение

"Слово о полку Игореве" - замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. "Слово…"- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли.

"Слово" открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование "по былинам сего Времени".

Определив хронологические рамки - “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, автор рассказывает о дерзком замысле Игоря "навести" свои полки на Половецкую землю.

Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу. Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью.

Такова картина похода Игоря на половцев.

А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины.

Автор "Слова. " весьма неоднозначно относится к своим героям. С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания.

"Слово. " не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.

Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые "под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены. скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы". Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно.

"Слово. " отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях. Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы "солнца", "света", "соколов", которые противопоставляются "тьме", "тучам", "галкам", "черным воронам" - половцам.

Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы.

Еще один интересный образ-- это Святослав "грозный великий киевский". В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли.

Образ Святослава раскрывается в его "мутном сне" и "золотом слове", где и проявляется его мудрость.

"Золотое слово" имеет огромное значение не только для идейного содержания "Слова. ", но и для последующей литературы в целом.

Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц.

Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: "Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича". Этот патриотический призыв актуален и в наше время.

"Слово…" насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных "Слову…" внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут "на землю Половецкую за землю Русскую", они не просто воины, ратники, а "русичи", дети Руси, которые объединились для общего дела - защиты Родины.

Образы князей как бы сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.

Читайте также: