Сочинение образ подростка в русской литературе

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. В статье ставится под сомнение расхожее мнение о том, что детская литература переживает кризис. Обращаясь непосредственно к произведениям, автор доказывает, что настоящее время - это время расцвета детской и юношеской литературы. В современном литературном процессе проявились отличия прозы о подростках от произведений прошлого времени, сложились критерии отбора детской книги, выявлены её типологические черты.

Abstract. The article questioned the conventional wisdom that childrens literature is in crisis. The author proves that youth literature is booming. The modem •literary process in the childrens fiction is different from same categories from the past. Criteria for the selection of childrens books and its typological features are developed.

Keywords: socialization, "area of conflict", problem field, "positive experience of growing-up, teenager mission, readers competence.

Россия сегодня читает, читает много художественной литературы. Проблема в том, что есть нечитающие дети. И в этом виноваты мы, взрослые.

Маленького читателя можно заворожить книжками с картинками, подобрав их по тематике интересов книгочея. Чтение — это труд, а трудиться надо учить. Маленького читателя можно заинтересовать, в исключительных случаях — уговорить или заставить, но привычку к чтению необходимо прививать. Обладая желанием помочь ребёнку, запасайтесь терпением — как правило, результат достижим.

Взрослые ещё потому виноваты, что забыли о том, что ребёнок подражает взрослому, забыли о силе личного примера как факторе воздействия на ребёнка. На эту тему тоже есть пример: о полоске света из кабинета отца, которую по ночам видел ребёнок и знал по ней, что отец работает не только днём, но и ночью.

Отношения — межличностные, семейные, а также школьные и дворовые — вот что в центре внимания современной подростковой прозы.

Подчеркнём и такую особенность современной подростковой прозы, как философское осмысление детского опыта, в том числе и вечных вопросов, таких, например, как вопрос жизни и смерти. Отметим, что отечественная литература крайне осторожна в освещении вопросов подобного рода. Большую смелость проявляет переводная литература, которая не боится рассказывать о проблемах социально острых. По свидетельству специалистов, в Европе раньше заговорили на замалчиваемые у нас темы.

Обзор современной подростковой литературы позволяет выделить в ней новое социально-критическое направление, а также её героя, подростка нового типа. Подростковая книга нового типа, выступая в роли посредника, если не примиряет мир взрослых и мир детей, то уж точно ставит такую задачу.

2 ЧУДИНОВА В.П. Популярные книги в чтении подростков // Школьная библиотека. - 2014. — № 11. — С. 40-42.

3 ПУШКИНА Е.В. Книги о подростках вчера, сегодня, завтра // Школьная библиотека. - 2014,- № 8. - С. 27-30.

4 БОГАТЫРЁВА Н. Цветок репейника: о современной российской подростковой прозе // Читаем вместе, навигатор в мире книг. - 2015. - № 11. - С. 30.

Образ подростка в русской литературе разных десятилетий (1970-2000е гг)

Я заметила, что в литературе образ подростка представлен неоднозначно, и решила исследовать эту проблему.

Цель нашей работы – выявить особенности образа подростка в различные периоды в русской литературе. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности образа подростка в 70-80 е гг. ХХ века (на материале произведений В.Крапивина, В. Железникова)

2. Определить характер изменения образа в 90-е гг. ХХ века - первого десятилетия XXI века (на материале произведений В.Железникова, В.Крапивина, Е.Мурашовой)

3. Определить причины изменений образа подростка в литературе

Многие русские и зарубежные писатели посвятили свое творчество подростку, его поступкам, интересам, проблемам. Это неудивительно: образ подростка является одним из самых важных в литературе и отражает взгляды людей на его жизнь и проблемы. Человек, вступивший в пору полового созревания, может совершать особые поступки, мыслит иначе. Поэтому часто люди оценивают подростков неоднозначно. Эта особенность отразилась в литературе.

В разных произведениях подросток представлен по-разному. По всей видимости, писатели пытаются определить, что оказывает влияние на характер и действия подростка. Эта проблема интересовала писателей в различные периоды и продолжает подниматься сейчас. Эта особенность определила актуальность нашего исследования.

Все эти источники посвящены творчеству отдельных писателей, однако из приведенного обзора становится ясно: образ подростка в русской литературе разных лет меняется, даже в творчестве одного писателя он преображается, является неоднозначным.

Проблема отношения к подростку, его воспитания и восприятия существовала всегда и продолжает существовать сегодня. В нашей работе мы попытаемся определить, какие черты характерны для образа подростка в определенный период, а какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений.

С этим связана гипотеза нашего исследования: образ подростка в литературе разных десятилетий имеет особые черты.

Образность – общее свойство всех видов искусства. И этим прежде всего искусство отличается от науки.

Связь жизни и образа определяет задачу автора: «Перед писателем встает задача показать человека в окружающей его общественной, природной, вещной и пр. среде, в которой он реально находится, воспроизведя ее с достаточной степенью полноты, опять-таки образно. В этом смысле образ представляет собой не только изображение человека – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит человек, но которая включает в себя и все то, что его в жизни окружает[11].

§2.1 Образ подростка в 70ые-80ые годы

Герои В. Крапивина постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

Постепенно выясняется, что внутренний ее мир также отличается от мира одноклассников. Им, находящимся под влиянием родителей и живущим теми же материальными ценностями, кажется непонятным увлечение Бессольцевых картинами, и за это они ее называют Чучелом. По всей видимости, это происходит потому, что этим подросткам не хватает той моральной основы, которая присутствует у их родителей и позволяет с уважением относиться к другому человеку, несмотря на его непохожесть.

Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же как они.

Проблема кроется еще и в том, что многие зависят от коллектива. Так, Рыжий, несмотря на положительное отношение к Ленке, старался скрывать его и поступал заодно с остальными. Это происходило потому, что он боялся высказать свое мнение. В этом отмечается схожесть взрослого и детского общества: они живут по одним и тем же законам.

Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, он кажется необыкновенным. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу.

В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись - это говорит о ее скрытом героизме. Неслучайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.

Таким образом, подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение и взгляды в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

§2.2. Образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХ I вв.

В литературе этого периода также возникает образ подростка. Он по-прежнему занимает важное место в творчестве В.Крапивина. Например, в его

По всей видимости, образ Зойки изначально должен был продолжить образ Ленки. Однако сходство оказалось неполным. Образ Бессольцевой меняется на протяжении повести, он развивается. Если в ее начале Ленка бездумно поддерживает класс, действуя заодно с ними, то уже в финале она способна на протест против общества, предавшего ее. В ней присутствует моральная основа, которая определяет все ее действия. Нравственное начало Зойки не так устойчиво: она соглашается вместе с остальными угнать машину, при этом не задумываясь, что идет на преступление.

Нравственная перестройка происходит в Косте в тюрьме. Именно там он осознает, что самое главное для человека – любовь родных людей, и прощает их. Понять это ему помогла баба Аня, его бабушка, человек, для которого родные люди были самыми дорогими. Она умела убеждать других, потому что сама жила по законам Бога. Это человек, сумевший отказаться от своего дома с тем, чтобы продать его ради нужд других. В этом она схожа с Николаем Николаевичем Бессольцевым. Поскольку для нее тоже важна прежде всего человеческая душа.

В заключение следует отметить, что образ Кости, как и образ Лены Бессольцевой, сложен - это образ запутавшегося подростка, сумевшего пройти испытание и сохранившего человеческие качества. Он смог понять, что главное для человека – несмотря ни на что, сохранять в себе мужество и веру в себя и ближних; что жить следует не для себя, а для других.

Есть и другая проблема: болезнь Жеки. Его эпилепсия может закончиться сумасшествием в подобных условиях, и Ольга с Васькой это знают. Они пытаются спасти Жеку от безумия, уберегают его от страданий, но им это не удается. Жека испытывает потрясение, увидев любимого пса убитым, и сходит с ума.

Получается, что разделение по классам происходит не по уму, а по положению – семейному, материальному, физическому. В мире взрослых такое деление на группы существует, и они решили поделить детей на те же группы.

1. Родители виновных – влиятельные люди, и скандал им не нужен.

2. Школе невыгодны проблемы с родителями преступников, так как они - спонсоры.

Значит, в проблемах подростка виноваты взрослые. Они влияют на его отношение к другим людям, к себе и к жизни. Мнение Екатерины Мурашовой совпадает с точкой зрения В.Железникова.

Таким образом, Железников и Мурашова показывают причину поведения подростков - это влияние взрослых и их отношение к детям, а Алексин рассказывает о последствиях такого отношения.

В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка.

Мы обнаружили, что в зависимости от периода взгляд на подростка меняется. В произведениях 70-80х годов герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. В центре большинства произведений представлен обычный ребенок с тягой к романтике.

Следовательно, подросток в литературе 70-80х годов имеет свои идеалы и стремится к ним, он учится отстаивать свое мнение в столкновениях с другими детьми, например, как Лена Бессольцева, Костик, Вовка и другие герои рассказов В.Крапивина и В.Железникова.

В литературе 90х - первого десятилетия ХХ I века подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки, беспризорники, больные дети, дети из неблагополучных семей.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: образ подростка в литературе конца ХХ – начала ХХ I века меняется. Писатели в своих рассказах и повестях отражают изменения самой жизни, которые влияют и на детей, и на взрослых.

11. Литература: справочные материалы. М., 1988 г..

15. Русская литература: учебник для 8 класса. М., 1988 г..

17. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987г.

Рефлексия и самооценка: У меня получилось фактически все. Единственное, что вызвало затруднения - вопрос: почему в творчестве Крапивина подросток не изменился? Поэтому дальше хочу более подробно рассмотреть творчество именно этого писателя. Хотелось бы также взять для анализа литературу других периодов, например, довоенного.

Я достигла поставленных целей на 90 %. Считаю, что полученные результаты являются интересным открытием. Эта работа помогла мне развить навыки анализа, исследовательской деятельности, критической оценки своей работы. Думаю, стоит обратить внимание в последующей работе на умение формулировать мысли.

Степанова Баирма Бадмаевна

Научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе

Образы детей в произведениях писателей 19 века

Выполнила: учащаяся 8 класса Гармаева Эржена

учитель русского языка и литературы

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему миру. На уроках русской литературы нам дается возможность увидеть удивительный мир детства наших сверстников. И узнаем о них благодаря произведениям Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, А. П. Чехова и др. , где главными героями являются дети, их психология, отношения с окружающими людьми. Несмотря на то, что эти произведения были написаны в XIX веке, мне, как читателю XXI века, глубоко понятны их детские переживания, и я в полной мере разделяю вместе с ними их горечь от поражений и радость их побед. Эти произведения всегда будут настольными книгами нескольких поколений детей, потому что они очень точно раскрывают суть становления ребенка как личности. В этом и заключается актуальность моей работы.

Объектом исследования являются образы детей в литературе писателей 19 века. Предмет исследования: характер, поступки героев, их влияние на формирование личности подростка.

Цели исследовательской работы:

Исследовать изображения детей в произведениях русских писателей;

Проанализировать произведения о детях; проникнуть в их поступки и взаимоотношения, осмыслить и понять черты характера (какие он постепенно приобретает, и в чем причины этих изменений;

Научиться формулировать свои мысли.

Задачи:
1.Сравнить несколько произведений русских писателей 19 века.

2. Дать характеристику образам героев, выбранных для исследовательского проекта.

3. На основе сравнительного анализа увидеть изображение мира детства и становление личности ребёнка.
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
Выводы оформить в виде сравнительной таблицы.

Методы исследования: исходя из задач исследования, были определены следующие методы исследования, т.е. способы достижения цели исследования:
1. общие методы (теоретические) – изучение и сопоставление литературных произведений, сравнение эпизодов (т.к. позволяет установить сходство и различие предметов и явлений; выявление общего, повторяющегося в явлениях);
2. метод целенаправленной выборки;
обобщение материала (выводы на разных этапах исследования и в работе в целом).

I. Теоретическая часть.

1.1. Тема детства в русской литературе 19 века.

Детство - одна из самых ключевых тем художественной литературы. Мир детства – это сложный мир общения ребенка с людьми, мир его взаимоотношений.

Детство представляется писателями как пора невинности и чистоты. Дети несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они сближаются со сверстниками, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению. У детей нужно учиться пониманию истинного добра и правды. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Тема детства неразрывно связана с темой русского народа. Во всех произведениях воссоздается сложная жизнь детей, которые мечтают о лучшей жизни, которая сделала бы их счастливыми.

Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру

детства, ибо там цельность, чистота.

Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе, отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества и реальное содержание детства, и, следовательно, образ ребенка и детства в произведениях литературы многократно менялся.

Каким же представил И.С.Тургенев мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?
В рассказе мы знакомимся с крестьянскими ребятишками, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.
Каждый ребенок есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор очень хорошо относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?
- Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
- Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
- Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
- Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
- Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.
Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий это следствие темноты и забитости их отцов и матерей.
Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.
Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом - характер.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Также большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.
Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной.
Место описываемых в произведении событий – город Ровно, где Короленко учился в третьем классе реальной гимназии. Город назван в повести Княжье-Вено. В образе судьи писатель воспроизвел некоторые черты своего отца, который был уездным судьей в провинциальных городках и для которого поистине рыцарская честность была привычной и естественной.

До встречи с Валеком и Марусей Вася чувствовал постоянное одиночество. Отец не замечал своего мальчика из-за горя (умерла мать Васи). Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.

Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217].

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 2
§1. Психологические основы исследования …………. ………………7
§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16
§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……. 22
Заключение……………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат в аспирантуру1.docx

§1. Психологические основы исследования …………. ………………7

§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16

§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……. 22

Список использованной литературы…………………………………..32

Современная проза о подростках, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служат ее иллюстрацией; к тому же создает ощущение живого образа подростков.

Современное филологическое образование направлено на развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Читая произведения о подростках, ученик получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни и совершенствует свою коммуникативную практику.

Предмет исследования: риторический анализ образа подростка – героя современной отечественной прозы.

Объект исследования: образ подростка – героя современной отечественной прозы.

Целью нашего исследования является разработка методики:

- изучения образа подростка – героя современной прозы - как способа формирования риторической компетенции старшеклассников,

- обучения студентов-филологов риторическому анализу образу подростков и проверка эффективности методик в условиях школьных и вузовских занятий по русскому языку, литературе и риторике;

В соответствии с данной целью нами определены задачи исследования:

- выявить степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе по литературоведению, теории и методике обучения русскому языку, литературе, психологии, риторике и конкретизировать содержание ключевых понятий, важных для достижения цели исследования;

- охарактеризовать уровень готовности школьников к риторическому анализу коммуникативной сферы подростков;

- разработать критерии отбора современной литературы о подростках,

- отобрать средства обучения – тексты прозаических произведений современных писателей о подростках.

Гипотеза нашего исследования: если в систему формирования коммуникативной культуры учеников включить задания, связанные с риторическим анализом речевого поведения сверстников – героев художественной литературы – и подготовить учителя русского языка и литературы к организации такой работы, то это, во-первых, усилит практическую направленность уроков литературы, интерес учащихся к изучению художественных текстов и, во-вторых, повысит профессиональную компетентность педагогов-словесников.

Диссертационное исследование будет состоять из трех глав.

В первой главе будут изложены теоретические основы исследования: первый параграф будет включать материал о психологических особенностях подросткового периода, второй параграф - литературоведческие основы исследования (изучение образа подростка в литературе, особенности восприятия художественного текста), третий параграф – коммуникативные особенности подростков.

Вторая глава будет посвящена методике организации изучения образа подростка – героя современной прозы в школе, третья глава – методике обучения студентов-филологов приемам анализа образа подростка – героя современной прозы – на уроках развития речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе тема, касающаяся проблем подростков не новая. Всерьез я задумалась над проблемой моих сверстников после случая нападения девятиклассника школы в Сосновом Бору г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Ведь, когда были случаи нападения на школы где-то за рубежом или же в Центральной России – это было далеко и как будто не касающееся меня. Но теперь постоянно меня мучает вопрос: Почему? В чем причина? Ответы на эти вопросы пытаюсь найти в телепередачах, на радио, в газетных публикациях и ,конечно, в художественных произведениях.

-изучить характеры героев произведений, мотивы их поступков;

-выявить сложные ситуации в мире персонажей и причины их возникновения;

- провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;

-проанализировать анкеты учащихся 7-9 классов;

-обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Предмет – проблемы героев произведений и подростков нашей школы.

Методы исследования:

- изучение теоретического материала;

- анализ полученных результатов

Особенности подросткового возраста

Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.

Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.

Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.

Образ героя-подростка в современной литературе

Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.

Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

В данном произведении особое внимание следует обратить на психологическую обстановку: дети находятся в изолированном мире, вокруг нет взрослых. Эта обстановка позволяет четко проследить изменение отношений в группе детей.
Следует также обратить внимание на том, что в первое время пребывания на острове еще действуют законы цивилизованного мира: дети пытаются применить знания и умения, полученные в том мире, откуда они прибыли - в мире людей.

Но чем дольше мальчики находятся на острове, тем меньше они вспоминают о законах, принятых в цивилизованном мире. В диком мире они теряют свою значимость. На первый план начинают выходить инстинкты. Первым свидетельством этого становится борьба за власть, которую начинает вести Джек..

Постепенно эта борьба приводит к распаду коллектива на две группы, одной из которых руководит Ральф, а другой Джек.

Цели этих групп сильно различаются: группа Ральфа, прежде всего, стремится спастись, уйти с этого острова. Группа Джека об этом не думает, они руководствуются своими инстинктами: для них важна охота. Это стало первым этапом деградации.

Мальчики делятся на два лагеря тех, кто олицетворяет разум, закон и порядок (Хрюша, Ральф, Саймон), и тех, кто представляет слепую силу разрушения (Джек, Роджер и другие охотники).

Постепенно Джек изживает в себе стыд, и в нем просыпается жажда крови и жестокость. Та же участь постигает других членов его группы. То, что отличает человека от животного, постепенно сводится к минимуму. Начинает действовать психология массы, а затем крайней ее разновидности – толпы.

В этой группе все больше преобладает агрессия,
перерастающая, в конце концов, в открытую вражду и приводящая к убийству. Оно является высшей точкой развития межгрупповых отношений.

Читайте также: