Настоящие столкновения те в которых обе стороны до известной степени правы сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Существует ли сегодня проблема отцов и детей? — рассуждения, анализ, аргументы и характеристики. Русский язык и литература для школьника

“Аркадий ласково улыбнулся. “В чем извиняется! – подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. – Перестань, пожалуйста, – повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы””. Так писал И. С. Тургенев полтора века назад в романе “Отцы и дети”. Изменилось ли что-нибудь в отношении младшего поколения к старшему?

Я считаю – нет. Каждое новое поколение думает, что именно оно достигло совершенства в своем развитии. Молодые люди могут безумно любить своих родителей, приветливо улыбаться их друзьям и вести с ними продолжительные научные беседы, но при этом оставаться при своем мнении: “Мы – последнее поколение, венец социальной эволюции, а отцы наши несовершенны и безнадежно отстали от жизни”.

И дело не в том, что кто-то не понимает новой музыки, а кому-то не понравилась новая книга. Разве у людей одного поколения одинаковые вкусы? Просто у “отцов” своя жизнь, созданная ими.

А “дети” не хотят жить тем, что им уготовано. Они хотят строить новую, свою жизнь. Вот и рождается фраза: “Отстали от жизни”.

Но что же старшее поколение? Чем отличается оно от своих преемников? Обратимся вновь к Тургеневу: “Сперва гордость сатанинская, потом глумление.

Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!” Старшие, как всегда, недовольны молодежью, им не нравится самоуверенность молодых, пренебрежение к идеалам и опыту “отцов”. Да и кому это понравится?

Примирятся ли когда-нибудь два поколения? Тургенев своим романом дал будущим отцам и детям возможность посмотреть со стороны на суть своих разногласий. Сегодня они нам кажутся нелепыми.

Такими же увидят наши проблемы следующие поколения.

Стоит еще раз прислушаться к Тургеневу, к его точке зрения на эту проблему: “Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы”. Если люди не хотят признавать этого, тогда возникают конфликты, ведущие иногда к трагедии. Проблема не в возрасте, а в нетерпимости некоторых людей к чужим взглядам и убеждениям. И эта нетерпимость особенно опасна для людей старшего поколения: их взаимоотношения в семье, в обществе создают ту атмосферу, в которой живут их дети.

И чем больше в ней взаимопонимания, терпимости, доброжелательности, тем меньше оснований для проблем и конфликтов. В том числе между “отцами” и “детьми”.


Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения – те, в которых обе стороны до известной степени правы.

Заглавия литературных произведений.

II. Основная часть.

1. Особенности конфликта романа.

3. Евгений Базаров.

4. Конфликт идей и семейная драма.

Павел Петрович совсем не похож на брата. Этот бывший светский лев, военный, блиставший на балах, теперь живёт с братом в деревне, вспоминая прошлое. Но он по-прежнему щёголь и франт. Даже живя в деревне, Павел Петрович выглядит изящно, одет со вкусом.

Наиболее ярко идейный конфликт проявляется в спорах Павла Петровича с Базаровым. Нигилизм, бывший тогда в моде в России, сталкивается с традиционным мировосприятием. Современная Тургеневу критика увидела в этих спорах столкновение либералов (братья Кирсановы) и революционеров-демократов (Базаров). И хотя в этих словесных дебатах победа приписывалась Базарову, его превосходство спорно. Павел Петрович тоже прав, обращаясь к ценностям, выработанным поколениями людей. Внимательный читатель заметит, что и спорщики очень похожи. Они яростно защищают свою точку зрения, оперируют одинаковыми фразами. Оба горды, самоуверенны, высокомерны.

Философская лирика Ф. И. Тютчева

Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

II. Основная часть.

Философия Ф. И. Тютчева.

Философская лирика предполагает размышление над вечными вопросами бытия: в чём заключается смысл жизни? что ждёт человека после смерти? зачем человек приходит в этот мир? Ответы на подобные вопросы поэты пытаются найти в стихах – философской лирике. Фёдор Иванович Тютчев – один из таких мыслителей.

Лирику Тютчева нередко называют философской. Однако поэт прямо не излагает свои мысли, использует иносказание, прибегает к помощи образов. Его стихи глубоки и абстрактны. Философскими настроениями проникнуты и произведения о любви, и стихи о природе.

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих…

Здесь же и размышления о смерти и смене поколений:

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Несмотря на печальное звучание, стихотворение не трагично. Старое уходит, а новое сменяет его – таков порядок жизни, который надо осознавать и принимать. Лирический герой Тютчева – задумчивый созерцатель и мыслитель.

Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою.

Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

На чьей же стороне поэт? Несомненно, он разделяет вторую точку зрения, недаром она является заключительной и надолго остаётся в памяти читателя.

Тютчев – фаталист, он верит в судьбу и предопределение. Но он не может слепо покориться высшим силам. Его лирический герой – борец, смелый и отважный. Человек, подобен песчинке в космосе, но он не так слаб и безволен, как кажется. Он борется и идёт вперёд, несмотря на страх, одиночество, могущество природы, представленной в поэзии Тютчева всесильной стихией.

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь.

II. Основная часть.

Композиция произведения и содержание.

1. Первоначальный авторский замысел.

2. Народный характер поэмы.

3. Идея произведения.

Как мы видим, первоначальный авторский замысел предполагал ещё более сложную и строгую структуру произведения. Количество крестьян-правдоискателей неслучайно. Число семь символично и считается благоприятным, счастливым знаком. Всё это сближает поэму с народными литературными жанрами.

Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику.

Ключевой составляющей счастья оказывается идея жизни на благо других, идея праведничества. Герои-правдоискатели встречают тех, кто готов отказаться от личного счастья во имя общего блага. Это Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, святорусский богатырь Савелий, Гриша Добросклонов.

Ермил Гирин – представитель крестьянского мира. Он старается руководствоваться исключительно нормами совести в народном представлении. Совершив неправедный поступок, он отдаёт себя людскому суду и кается перед всем миром. Тем самым Гирин встаёт на путь истинный. Матрёна Тимофеевна – обычная русская женщина, пережившая все испытания, выпадающие на долю крестьянки. Но она переживает не за себя, а за своего ближнего. Сердце героини не ожесточилось, и свой крест она несёт гордо и величаво. Для неё жизнь неотделима от страдания, а социальные перемены в России ничего в её судьбе не меняют. Гриша Добросклонов концентрирует в себе качества народного заступника. Он любим простыми людьми, он их истинный защитник. Это герой-гражданин.

Дорога, по которой герои движутся в поисках счастья, – это символический путь России, путь всех русских людей. Счастье в народном понимании заключается в служении ближним, в жизни на благо других независимо от социальной обстановки и исторических процессов.

Это путь сильного и могучего народа к счастью и благополучию.

Русь подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Бедность не порок, это истина.

II. Основная часть.

1. Внешний облик города.

2. Обитатели Петербурга.

3. Нравы петербуржцев.

Гнетущая атмосфера Петербурга.

Жёлтый цвет становится преобладающим в романе: жёлтые обои в комнате старухи-процентщицы, жёлтое лицо пьяного Мармеладова, жёлтый билет его дочери Сонечки. Этот цвет подчёркивает болезненность и ненормальность происходящего, усиливает гнетущую атмосферу Петербурга.

Жители Петербурга относятся друг к другу с подозрением и недоверием. К несчастью ближнего они проявляют только любопытство, но никак не сочувствие. Старуха-процентщица безжалостна к тем, кто закладывает у неё последние ценности в надежде получить несколько копеек.

Соня Мармеладова, получив жёлтый билет, не смогла больше жить с семьёй, боясь осуждения окружающих. Сам Мармеладов пропивает последние деньги, обрекая на голод собственных детей. Пьяная девочка, которую Раскольников встретил на улице, не вызывает ни у кого сочувствия, а только желание воспользоваться её беспомощностью и неопытностью.

Раскольников испытывает отвращение, видя подобные картины каждый день. В этой мрачной удушающей атмосфере Петербурга и зарождается бесчеловечная теория Раскольникова, приведшая его к отчаянию, граничащему с безумием.

Жестокость нравов, человеческое равнодушие, нищета и невозможность изменить социальное положение, серость и мрачность города, толкают героя на самое страшное преступление – убийство.

Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!

II. Основная часть.

Нравственные искания Раскольникова.

1. Идея Раскольникова.

2. Сон Раскольникова.

3. Раскольников и Соня Мармеладова.

Сон об избиении лошади, вернувший героя в далёкое детство, показывает его истинную суть. Искренняя, честная детская натура Раскольникова протестует против жестокости и насилия. Ребёнок в ужасе от страшных картин мучения несчастной лошади. Он готов бороться с несправедливостью и злом, бросаясь на мужика, забившего лошадь.

Самопожертвование, любовь к ближним и вера спасают героя. Поверив Соне и приняв её убеждения, Раскольников встаёт на путь возрождения.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Важно, что однозначность и прямолинейность в авторских оценках исчезает, когда речь заходит о главном герое романа – нигилисте Евгении Базарове.

Авторская позиция и средства ее выражения в романе Ивана Тургенева Отцы и дети (1 вариант)

(1 вариант)

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

(2 вариант)

Авторская позиция проявляется в нескольких случаях: во-первых, при рассмотрении произведения в целом, т.е. если разбирать, каких героев показал писатель, в какие ситуации они попадали (особенно то, как они из них выходили), каким испытаниям он подвергал их, к какому концу он их подвел. Во-вторых, как ни мало деталей использует Тургенев, они все же есть – это один из наиболее важных способов характеристики героев.

Но такие люди, как Павел Петрович, очевидно, тоже не в состоянии принести России пользу. Таким образом, Тургенев подводит к мысли о том, что ни дворяне, ни разночинцы не могут и не должны устраивать жизнь в России, что нужен кто-то третий, но о нем в романе нет ни единого слова.

… со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев
По жанру “Отцы и дети” (1861) – роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.
Тема романа “Отцы и дети” – изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права “сверху”.

Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы.

Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своем романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.
В “Отцах и детях” представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы

самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России.

Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества – демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров – дворянин во втором поколении – в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причем не дворянским, а разночинским.

Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название “новые люди”, именно благодаря этому герою роман “Отцы и дети” представляет серьезный историко-литературный интерес.
Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический.

Сходным образом построена комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”: идеологические противники – Чацкий и представители фамусовского общества – спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т. д.). В “Отцах и детях” идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т. д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII).

В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: “Мой дед землю пахал” (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения.

Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.
Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль “гроша медного не стоит” (X); что природа – пустяки, что родительская любовь – надоедливое чувство.
Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своем нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в нее. Так Базаров наличном опыте узнает, что идеальная любовь все-таки существует, – он сам страдает от неразделенной любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник” (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы.

Влюбленный Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, еще очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.
Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признает силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами.

Во-вторых, смерть Базарова, изображенная в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д. И. Писарев в своем разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены еще два “нигилиста-прогрессиста” – Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.
Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: “Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие” (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.
Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя “настоящая свинья в кусте” (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров – человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придает одежде.

Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: “Не богам же (…) горшки обжигать” (XIX).

Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

“Отцы и дети” – психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма (“принцип айсберга”) писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намекам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф. М. Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л. Н. Толстого.

По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: все это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.
Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестер Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой.

И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадежно, Аркадию не под силу.
Итак, в центре социально-психологического романа “Отцы и дети” стоит новый герой эпохи – “новый человек” – Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50-60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.
Н. Г. Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе “Что делать?” “новые люди” описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую “золотую середину”, трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают свое человеческое достоинство, не унижая чужого. Н. С. Лесков оценивал “новых людей” со стороны и весьма критически, поэтому в романе “Некуда” изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над “муравейником” (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесет им и материальное благополучие.
Тургенев, определяя свое место в политической борьбе 60-х годов, предпочел остаться с “отцами”. Иными словами, Тургенев смотрел на “новых людей” со стороны, но как мудрый “предок”, который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к “новым людям” делает роман “Отцы и дети” особенно интересным, а образ Базарова – ярким и убедительным.


Нам казалось, что конфликт этот неизбежен. Рано или поздно он коснется всех. Сейчас считаем, что конфликт можно разрешить, главное захотеть это сделать. Иногда обида и непонимание стоят на первом месте взаимоотношений и их просто нельзя сдвинуть на второй план. Но стоит попробовать на первый план выдвинуть прощение и принятие другого, тем более что речь идет о близких и родных людях.

Подводя итог, можно сказать, что не нужно быть гордым и спесивым. Надо идти на уступки, ценить заботу, либо однажды станет слишком поздно найти точки понимания.

Сложно не согласиться с авторской подачей текста: старшие пытаются навязать своё мнение, традиции. Но у них уже был шанс изменить и создать своё общество и пора уступить молодым и дать им попытку внести что-то новое и сделать мир лучше.


Пример сочинения 2

Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием.

Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.

Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения.

Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”.

От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает.

“Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.

Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Пример сочинения 3

Базарову были ненавистны идеи дворян, он презирал их общество, был яростным борцом За новое демократическое будущее. Евгений отрицает красоту, искусство, любовь. Павел Петрович происхождением и воспитанием отличается от Базарова. Он сын генерала, блестящий офицер, светский лев. Вся жизнь его была посвящена борьбе за прекрасную женщину. С первой минуты Павел Петрович возненавидел Базарова и в спорах с ним пришел к выводу, что Евгений — гордец, нахал, циник. Истинная же причина ненависти была в том, что Базаров попросту перечеркивал его жизнь. Павел Петрович, уездный аристократ, полагал, что ведет он жизнь благоразумную и достойную. А с точки зрения Базарова, жизнь эта была пустой и никчемной. Столкновение этих героев оказалось неизбежным.

Тема романа актуальна во все времена, не изжила она себя и в наше время. Молодое поколение, шагнув на такую ступень развития, когда может самостоятельно оценивать события, происходящие вокруг, когда может делать самостоятельные выводы и когда может изменять что-то в жизни, перечеркивает и отрицает сделанное старшим поколением. Старшие теряют авторитет и власть над молодыми, но не хотят этого признавать. Конфликт вечен.

Пример сочинения 4

Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.

Читайте также: