Обучающее сочинение рассуждение на лингвистическую тему типы сказуемых 8 класс

Обновлено: 04.07.2024

Она пала духом ("пала духом" заменяется на расстроилась)
Петя попал впросак ("попал впросак" заменяется на "ошибся")
Составное глагольное
Составное глагольное сказуемое состоит из 2-х глаголов (основного и вспомогательного).

Основной глагол - инфинитив.

Он хочет поступить в иняз
Вася продолжал стоять на остановке
Нам придется здесь ночевать
Составное глагольное = любой глагол + инфинитив.

Однако в роли вспомогательного глагола могут выступать краткие прилагательные (не должен, не склонен, не рад), а также слова "нужно, нельзя, можно, надо".

Должен покой когда-нибудь здесь поселиться
Можно поднять якорь
Составное именное сказуемое
Называется именным, так как в качестве сказуемого (именной его части), может выступать любая именная часть речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение), а также (наречие и даже краткое причастие).

Мы вышли довольными
Дверь была растворена
Дважды два - четыре (Вспомогательный глагол может быть опущен. Вспомогательные глаголы, которые можно вставить на месте "-" - есть, было, будет)
Примечание: Форма будущего времени бывает простой и составной. Составная образуется от добавления (буду, будет) к инфинитиву. Составная форма будущего времени - составное глагольное.

Простая форма - обедаю
Составная форма - буду обедат

Простое глагольное сказуемое - любой глагол в любой форме (В форме любого наклонения, рода, времени и т. д)

Ты вспомни первую любовь.
Была ночь.
Однако простое глагольное сказуемое может быть выражено еще и фразеологизмом, который можно заменить одним глаголом

Она пала духом ("пала духом" заменяется на расстроилась)
Петя попал впросак ("попал впросак" заменяется на "ошибся")
Составное глагольное
Составное глагольное сказуемое состоит из 2-х глаголов (основного и вспомогательного).

Основной глагол - инфинитив.

Он хочет поступить в иняз
Вася продолжал стоять на остановке
Нам придется здесь ночевать
Составное глагольное = любой глагол + инфинитив.

Однако в роли вспомогательного глагола могут выступать краткие прилагательные (не должен, не склонен, не рад), а также слова "нужно, нельзя, можно, надо".

Должен покой когда-нибудь здесь поселиться
Можно поднять якорь
Составное именное сказуемое
Называется именным, так как в качестве сказуемого (именной его части), может выступать любая именная часть речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение), а также (наречие и даже краткое причастие).

Мы вышли довольными
Дверь была растворена
Дважды два - четыре (Вспомогательный глагол может быть опущен. Вспомогательные глаголы, которые можно вставить на месте "-" - есть, было, будет)
Примечание: Форма будущего времени бывает простой и составной. Составная образуется от добавления (буду, будет) к инфинитиву. Составная форма будущего времени - составное глагольное.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока №29 по русскому языку в 8 классе

Тема: Р/р. Подготовка к сочинению

Цели: 1. учить создавать текст типа рассуждение на лингвистическую тему;

2. развивать умение находить в тексте примеры, подтверждающие тезис сочинения; повторить сведения о морфологии, её принципах;

3. воспитывать требовательность к себе, гордость за родной язык, бережное отношение к нему.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и умений.

Учитель. Перед вами текст, прочитаем его и определим тему текста.(Приложение 1)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

- Данный текст о славе России, о её истории и культуре.

- Тема этого текста – Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, каждый из которых уникален.

Учитель. К какому типу речи относится данный текст?

- Это рассуждение. Так как есть тезис и аргументы, подтверждающие его.

III. Объяснение нового материала.

IV. Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель. Можем сделать вывод, что функции главных членов предложения достаточно значительны. А теперь найдите в тексте предложения, в которых есть сказуемые и определите их вид. Постепенно мы должны заполнить таблицу:

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

3, 12, 17, 19-е предл. – простое глагольное сказуемое.

2, 7, 16-е предл. – составные именные сказуемые.

Учитель. Наши наблюдения оформим в виде таблицы

Учитель. Можно сделать вывод, что без сказуемого невозможно понять смысл высказывания. Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить другими вопросами: что делает предмет? Каков (какой) он?

Кто он такой? Что такое предмет?

- Напоминаю, что мы пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В чем особенности композиции текста данного типа?

Учитель. Как мы начнем наше сочинение? Существует несколько способов. Опираясь на клише, данные в презентации, составьте предложения, которые можно использовать во вступлении нашего сочинения.

- Нужны ли главные члены предложения? Безусловно, нужны.

- Какова роль сказуемых в речи? Они играют важную роль в понимании текста.

Учитель. Аргументы, которые вы будете приводить для доказательства своего тезиса, содержит составленная нами таблица. Только помните, что нужно приводить не менее двух аргументов. Какие грамматические способы связи используются в тексте- рассуждении?

Вводные слова во-первых, во-вторых, следовательно и другие.

Союзы: однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы…

Учитель. Предлагаю вашему вниманию несколько речевых клише, которые можно использовать в основной части сочинения.

Учитель. Как можно закончить сочинение?

- Итак, можно убедиться в том, что…;

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…;

-Таким образом, можно увидеть, что…;

- Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Учитель. Чтобы предупредить ошибки в ваших работах, проанализируем уже готовые сочинения.

1. Без определения действия предмета нельзя обойтись, так как сказуемые лучше помогают раскрыть образ, дают полное представление о предмете. Иногда встречаются предложения, в которых на первый взгляд сказуемое отсутствует, но это не так.

2. В письменной речи часто отсутствует сказуемое. Как же тогда мы понимаем смысл предложений? Какую роль играет сказуемое в тексте?

Сказуемое играет важную роль в нашей речи. Без этого члена предложения порой не возможно понять смысл высказывания. Например, предложение 15.

Таким образом, мы видим, что сказуемое – главный член предложения, играющий важную роль в нашей речи.

Ученик. В этом сочинении приводится только один пример из исходного текста. Можно было еще написать о разных видах сказуемого.

V. Подведение итогов урока.

Учитель. Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам при написании домашнего сочинения?

- Мы обобщили знания о сказуемом, его функциях на письме.

- Познакомились с видами вступления и заключения.

- Научились приводить аргументы, пользуясь исходным текстом.

VI. Домашнее задание.

1. Повторить §14-19.

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

(по материалам Интернета, 234 слова)

(1)Россия — огромная страна со своей уникальной историей и культурой. (2)У каждого российского города тоже есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, выдающиеся люди, которые прославили город. (3)Славу земли русской создавали Москва и Великий Новгород, Ярославль и Владимир, Муром и Кострома. (4)Издревле знали: пришедший в Россию с мечом от него и погибнет.

(5)Русь славилась не только храбростью и отвагой своих людей. (6)Русское зодчество внесло огромный вклад в великое наследие России. (7)Практически в каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически. (8)Немногие города мира могут похвастаться уникальными по своей природе архитектурными сооружениями. (9)А в русских городах их огромное количество. (10)Храмы, соборы, монастыри — каждый со своей историей, своей неповторимой красотой.

(11)Многие города стали интересными объектами для туризма, отдыха, центрами неповторимых русских промыслов. (12)Например, говоря о русском самоваре, мы обязательно представляем Тулу, если речь зашла о пуховом платке, вспоминаем Оренбург. (13)А сколько восхищений вызывают гжельский фарфор, хохлома, жостовские подносы, павло-посадские платки! (14)Человек, увидевший всю эту красоту хоть однажды, навсегда найдет местечко в своем сердце для этих творений рук человеческих.

(15)А природа… (16)В каждом городе, маленьком или большом, есть свои излюбленные места с красивыми уголками. (17)Не случайно, надо полагать, красоту нашей природы в своих произведениях воспевали многие русские писатели и поэты.

(18)Слава большой страны создаётся каждодневным трудом, историей и культурой малых русских городов, а значит, нашим с вами трудом и славными делами. (19)Давайте помнить это, сохраняя и преумножая великое наследие!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: развитие речи, урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный. Этап постановки целей урока и мотивации.

(5 мин).

1. Вступительное слово

- Здравствуйте, ребята! По окончании 9 класса вам предстоит сдать письменный экзамен по русскому языку, включающий в себя создание текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Этот компонент экзамена творческий, наиболее сложный, но и дорогой. За содержательную часть сочинения можно получить 9 баллов.

За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычно

получала 2/3.

- Со временем усидчивость, сосредоточенность и терпение авторов таких сочинений сделали их мастерами слова.

- Так необычно урока начала я не зря. Сегодня у нас новая тема, довольно сложная, но интересная. И связано оно напрямую с государственной итоговой аттестацией. Если будете внимательны, хорошо усвоите сегодняшний материал, то в последующем вам и мне легче будет работать над этой задачей.

- В 2014 году задание С2. сформулировано таким образом. У вас на столах памятки

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- Сформулируйте тему нашего урока.

(Дети называют тему).

Этап подготовки к активному усвоению знаний (7 мин)

- Наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.

- Начнём работу с проверки ваших знаний.

1. Повторение типов текста

- Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение)

- В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение. Давайте повторим особенности этого типа текста. Вспомните, как выглядит его композиция?

Схема сочинения-рассуждения выглядит так

- Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

- Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и объяснить их роль в тексте.

- Значит, какой тип текста предпочтительнее использовать при написании сочинения на лингвистическую тему? (рассуждение)

Этап изучения нового материала (12 мин)

1. Слово учителя

- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

- Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже. (Слайд ) При условии выполнения всех требований – есть шанс получить заветные 9 баллов.

2. Изучение и обсуждение критериев оценивания.

- Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Слайд 2 (пункты показываются поочередно)

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

- Итак, начнём работу с усвоения этапов работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

Алгоритм работы над сочинением несложен (лежат на партах)

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Этап применения знаний в новых условиях (15 мин)

- Мы вооружились новыми знаниями. Пора пустить их в ход.

Роль фразеологизмов в речи слайд

делают речь яркой, образной, красочной, эмоциональной, а значит, и более убедительной

позволяют кратко и точно выразить мысль и чувства.

помогают избежать шаблонности, сухости изложения

(Основная мысль – фразеологизмы – народная мудрость, мы пользуемся ими очень часто, порой и не замечая этого).

Физминутка. Возьмите карандаши или ручки. Вращайте их в своих ладонях, наточенным концом несильно надавите на подушечки пальцев – снять напряжение.

- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)

(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

(5)— А как ты занимался по физике?

(6)— Это мой любимый предмет.

(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.

(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.

(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина: (12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза. (15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?

(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить. (33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне: (37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.

(По В. Железникову)

- Теперь внимательно изучите задание (задания )

Задание звучит так:

Я вам раздам шаблоны сочинений на лингвистическую тему. По ним очень удобно работать. Вступление, основная часть и вывод написаны. Ваша задача дописать тезис, найти фразеологические обороты, объяснить их роль.

Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)

- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)

- Сочинение получилось у нас стандартное, но которое отвечает на все требования критериев. В будущем научу вас переделывать эти шаблоны, добавлять в них свои мысли, выражения. К началу экзамена при помощи терпения, усидчивости и сосредоточенности научитесь писать это трудное сочинение.

Запомнить алгоритм выполнения задания С2.

Написать сочинение-рассуждение по этому же высказыванию, примеры взять другие.

Оценка работы учеников.

Русские фразеологизмы – бесценное культурное и национальное достояние народа. Фразеологизмы являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Все эти сокровища не только надежно хранятся в бесчисленных библиотеках, но и в тайнах нашего языкового познания.
В литературных произведениях, в жизни приходится сталкиваться с фразеологизмами и нам обязательно надо знать их значение. Если мы будем знать смысл часто употребляемых фразеологизмов, то сможем правильно применять их в собственной речи, кроме того, это
облегчит понимание различных текстов.

Шаблон сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. . Доказательства нахожу в тексте.

Шаблон сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. . Доказательства нахожу в тексте.

Шаблон сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. . Доказательства нахожу в тексте.

Шаблон сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так. . Доказательства нахожу в тексте.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

Алгоритм работы над сочинением

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

(5)— А как ты занимался по физике?

(6)— Это мой любимый предмет.

(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.

(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.

(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина: (12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза. (15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?

(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить. (33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне: (37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.

(По В. Железникову)

Вы находитесь в группах по пять человек. У каждого из вас есть рабочий лист. Подпишите его. Мы будем использовать его в качестве рабочей тетради. К листам прикреплены номера. Они нужны будут нам для работы. На уроке нам понадобится учебник русского языка, ручка, карандаш, дневник.

2. Актуализация знаний.

Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.

1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная. Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.

- Ребята, что вы знаете о грамматической основе предложения?
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.

3. Целеполагание.

- Ребята, во всех ли предложениях вы без затруднений обозначили грамматическую основу или где-то возникли сомнения? … А почему? (Не всегда сказуемое выражено глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом? На рабочем листе есть шкала, напоминающая градусник. Заштрихуйте часть градусника, представив, что это ваши знания по данной теме.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Сказуемому)

- Наша задача – провести небольшое исследование с целью выявления грамматических особенностей сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? …. (Для совершенствования вашей речи). Итак, тема урока: “Виды сказуемого и способы его выражения”

4. Изучение нового.

Перед вами соответствующая схема. Как видите, она пуста. Нам необходимо ее заполнить теоретическими сведениями. Работа в группах, на мой взгляд, поможет нам это осуществить. У каждого из вас есть стикер с номером. Это номер вопроса, над которым вы будете работать. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме.

  1. Что обозначает сказуемое? (стр. 132)
  2. Какие виды сказуемых существуют? (стр.132)
  3. Каковы особенности простого глагольного сказуемого? (стр.133)
  4. В чем отличие составного глагольного сказуемого? (стр.133)
  5. Каковы особенности составного именного сказуемого?

Предлагаю обратиться к “интеллектуальному самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник) параграф 17, стр.132-136.

В течение 5 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. В рабочих листах вы представляете схему-опору по изучаемому вопросу.

Я буду выступать в роли вашего помощника.

Этот этап работы завершен. Каждый из вас стал своего рода экспертом в своем вопросе. Предлагаю организовать “Встречу экспертов” Ваша цель: сравнить схемы- опоры, обсудить и выбрать оптимальный вариант представления информации. Время - три минуты.

Я вновь ваш помощник, консультант. ….

Время истекло. Экспертам необходимо собраться в первоначальные группы для следующего этапа работы.

Наступил этап взаимообучения. Обменяйтесь приобретенными знаниями обо всех особенностях сказуемого так, чтобы было понятно каждому. Задача ясна?

В своих рабочих листах вы можете сделать дополнительные записи.

. во время работы групп прикрепить дополнительные стикеры учащимся, которые будут отвечать…

5. Микроитог.

А теперь подведем итоги. Вернемся к схеме. Слайд 6

  1. Что обозначает сказуемое? Слайд 7
  2. Какие виды сказуемых существуют? Слайд 8
  3. Каковы особенности простого глагольного сказуемого? Слайд 9
  4. В чем отличие составного глагольного сказуемого? Слайд 10
  5. Каковы особенности составного именного сказуемого? Слайд 11

6. Закрепление.

Напомните, какой теме были посвящены высказывания, с которыми мы работали в начале урока.

Предлагаю вам поэтический текст на эту тему. Слайд 12

- Перед вами стихотворение неизвестного автора. Позвольте мне его прочитать. Послушайте и подумайте, каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?

Осень золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…

Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).

Осень - это скука. И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!

Был бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.

Напоминаю вопрос: каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?

- В стихотворении есть строки: “Пусть меня презреньем наградят эстеты”. Кто такие “эстеты”? И почему лирический герой думает, что они “наградят его презреньем”?

Эстеты (древнегреч. “чувствующий”) – поклонник искусства, ценитель изящного.

Понравилось ли вам стихотворение?

- Вспомните поэтические строки, где тема осени звучит по-иному.

Но вернемся к исходному тексту.

- Как можно соотнести этот поэтический текст с тем языковым материалом, который мы исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемых.

Какова их роль в тексте?

Есть такое высказывание “ Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль” Как вы его понимаете?

7. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: “ Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль”

Вернемся к шкале знаний. Заполните ее настолько, насколько глубже стали ваши знания по теме “Сказуемое и способы его выражения”

Читайте также: