Сочинение образ князя серебряного

Обновлено: 03.07.2024

В произведении Князь Серебряный одним из центральных образов романа является образ царя Ивана. Давайте рассмотрим краткий пересказ главы 8 Князя Серебряного, где описывается пир царского двора, и составим план нашего будущего . После этого вы без проблем сможете рассказать о царском окружении и самом царе Иоанне 4, которого Толстой изображает грозным, мстительным и подозрительным.

Князь Серебряный 8 глава кратко

Глава 8 начинается описанием расстановки столов, расположенных в огромной палате. Три ряда столов для царя, его сына и приближенных молчаливо ожидали будущих участников пира. И вот все стали собираться. Сначала пришли царедворцы, опричники, которые не начинали пиршества, дожидаясь царских особ. После пришли стольники, после которых затрубили трубы, извещая приближение Грозного.

Серебряный оказался за столом бояр, что не входили в состав опричнины, но были приглашены на пир. Он располагался недалеко от царского стола и смог подробно рассмотреть окружение царя. Среди них был Иоанн Иоаннович — царевич, который по своему коварству даже батюшку превосходил. Борис Годунов — человек, который находится рядом с царем, но при этом не является царским соучастником. Здесь мы знакомимся с царским палачом Малютой, Федором Басмановым, его отцом Алексеем, церковным угодником архимандритом Левкием.

Миниатюра месть Иоанна

Дальше Серебряный заинтересовался высоким человеком, который осушал уже четвертый бокал подряд. Сосед рассказал, что он из бывших дворян и подался в опричники сильно изменившись характером. Был это князь Вяземский, которому Грозный все прощал и которому все сходило с рук. Серебряный еще хотел что-то спросить, но тут ему слуга принес блюдо с царского стола. Князь поблагодарил правителя поклоном. А дальше можно написать миниатюру под названием месть царя. Мстительность и жестокость Ивана Грозного можно было увидеть даже на пиру.

Так, напротив Никиты сидел один из дворян, который разгневал царя и вот к нему подошел Федор Басманов с чашей вина от государя. Тот принял чашу, поклонился, выпил и тут же пал мертвым. Его вынесли со словами, что тот напился и уснул. Никита Серебряный до этого не верил в жестокость царя, а после этого случая убедился в правоте данного утверждения. Серебряный подумал, что и его ожидает такая же участь, но пир продолжался, как ни в чем не бывало. Принесли и князю кубок от царя. Вино князь выпил, но ничего не произошло. Серебряный сделал вывод о том, что государь либо еще не знает об обиде опричнины или же простил его великодушно.

Царское окружение

Четыре часа продолжался пир, а все новые блюда вносили и вносили. Сам царь ел мало. Он шутил, поддерживал разговор. Царевич много пил, ел мало и часто подшучивал над Малютой. Тот же все терпел, но эти неприязненные отношения были заметны и царю. Автор тут же дает подробное описание Малюты, чья жестокость не имела границ, когда дело доходило до казни.

Царевич обзывает Вяземского красной девицей, что влюблен в чужую жену, тот же ответил, что вызвал бы его на площадь сразиться, если бы тот не был царским сыном. За такую дерзость царь не наказал Вяземского, но рассказал сказку о Поповиче, о княгине и Тугарине Змиевиче. Запала сказка в душу князя, загорелись глаза страстью. А тут еще царь предложил ехать Вяземскому к Морозову. Серебряный этого разговора не слышал, а только видел радостное лицо Вяземского.

Вот и пир пришел к концу. Все стали подходить к царю прощаться, как опричник, что не был на пиру, что-то рассказал Малюте. Как оказалось, готовится бунт. Люди, что были призваны проконтролировать выполнение царского указа, были убиты или изувечены московскими людьми. Об этом доложил стременной Хомяк, которого и позвали в зал. На этом и завершается глава 8 Князя Серебряного в сокращении.

1. Описание зала. На пир собираются опричники.

2. Грозный на пиру. Его описание.

3. Из разговора Серебряного и соседа по столу узнаем о приближенных царя. Их описание.

4. Царь жалует блюдо Серебряному.

5. Грозный прислал своему подданному вино с ядом.

6. Вино для Серебряного.

7. Пир продолжается.

8. Царевич подшучивает над Малютой и Вяземским.

9. Сказка, рассказанная царем

10. Известие о бунте.

Примеры похожих учебных работ

Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание .

. прочих икон, как образец православного искусства, непревзойдённый шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. . - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Воплотить слово, эту .

Правление царя Романова Фёдора Алексеевича

. Федор Алексеевич подумал-подумал – и построил для себя новые хоромы. Однако с чего-то надо было начинать перемены. О Боярской думе мы знаем в основном из исторических романов. . Чтобы укрепить авторитет руководителей, Федор Алексеевич разрешил судьям и .

. погружает нас в прекрасный мир русской сказки, помогает поверить в победу добра над злом. Как написать сочинение по картине: рекомендации Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания .

Главная проблема, поднимаемая в произведении — неспособность большинства людей противостоять действиям власти, ведь за этим непременно последует жестокое наказание. А те, кто попытается выступить против, не смогут найти себе место в этом несправедливом мире. Примером такого борца за истину является центральный герой романа — Никита Романович Серебряный. Как человек честный, простодушный, сочувствующий, он не остается в стороне, когда видит совершающееся преступление. Например, открыто борется с произволом опричников.

Герой не хочет слепо следовать своему долгу подданного, в нем просыпается гражданское самосознание. Стремление к справедливости и правде выделяет этого героя из толпы. Никита Романович задумывается о том, что не хочет служить тирану:

Помимо этого, Никита Романович способен на искренние чувства — он по-настоящему любит Елену Дмитриевну. Однако его любовь выше обычных для того времени собственнических притязаний на женское сердце. Он смог полюбить героиню настолько, что готов был отпустить ее к другому человеку.

Достойно герой принимает и свою судьбу, не нарушая данного слова. Важно, что он покоряется воле царя не из-за страха и даже не из-за долга. Так, когда ему предлагают бежать перед казнью, он отказывается, говоря следующее:

Примечательно, что героя держит в темнице его свободная воля, а не приказ государя. Он дал слово и имеет мужество следовать своему решению до самого конца. Автор демонстрирует в идеалах своего персонажа будущее всего дворянского сословия — высокие понятия о чести и достоинстве. Князь Серебряный хочет служить, а не прислуживаться, поэтому не может не осуждать произвола опричников. Его принципы вступили в неразрешимое противоречие с чувством долга. Возможно, именно поэтому Никита Романович принял решение монарха: жить в конфликте с самим собой невозможно, как и служить тому, кого не уважаешь.

Негативное отношение князя Серебряного ко многим решениям государя не мешает ему оставаться верным и благородным человеком. Толстой умело изобразил сильную, цельную личность, настоящего патриота и борца за справедливость.

Ключевые слова: текст, образ, роман, идея, антисамодержавный смысл.

Образ князя Срібного у одноіменному романі О.К. Толстого

Ключові слова: текст, образ, роман, ідея, антисамодержавний зміст.

Prince Serebryany’s image in the novel of the same name by A.K. Tolstoy

Key words: text, character, novel, conception, antiautocracy sense.

Из заглавия произведения А.К.Толстого следует, что его главный герой – князь Никита Романович Серебряный.

Несмотря на ряд интересных замечаний, этот вопрос все еще недостаточно исследован в литературоведении. Данным обстоятельством и объясняется необходимость в настоящей статье, цель которой – подробное рассмотрение особенностей образа князя Серебряного в одноименном романе А.К.Толстого.

В основе конфликта романа лежит столкновение преступной деспотии Ивана Грозного с гуманистическим началом в лице князя Серебряного. Взаимоотношения с царем играют первоочередную роль в показе внутреннего мира героя, раскрываемого автором по ходу всего повествования.

Не ограничиваясь простой цитацией, Толстой органически вплетает текст песни в ткань произведения, значительно расширив этот эпизод. В былинно-сказочном стиле он строит из него целую сцену, используя гиперболизированные сравнения и постоянные эпитеты русского эпоса: «Но князь уже вскочил и полетел в погоню за Малютой…

Торопит Малюта опричников, серчает на коней, бьет их плетью по крутым бедрам.

Вдруг слышит Малюта за собою:

– Стой, Григорий Лукъяныч! Серебряный был у Скуратова за плечами. Не выдал его старый конь водовозный.

– Стой, Малюта! – повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударилего в щеку рукою могучею.

Таким образом, можно сделать вывод: движущим центром является в романе сильная личность, способная противостоять самодержавной тирании. Решение данного вопроса было реализовано в образе Никиты Серебряного. Герой А.К.Толстого – благородный человек, настоящий патриот своей родины. Писатель изобразил в нем непримиримого борца за вечные ценности – независимость и справедливость.

князиМы из грязи да в князи, \И с этаким счастьем \ горсти \Умываем лицо.. . \Сколько волчьей тоски! \Сколько рыбьей тоски! \А еще половина пути.. . \Буду князь, \Да и дело с концом. Андрей Агафонов
князиМы из грязи да в князи, \И с этаким счастьем \ горсти \Умываем лицо.. . \Сколько волчьей тоски! \Сколько рыбьей тоски! \А еще половина пути.. . \Буду князь, \Да и дело с концом. Андрей Агафонов
КНЯЗЬ Пошел вперед - и гибель верну\ Мечтал ли он найти себе? \ Но казнь ужасну, беспримерну\ Определил творец тебе\ Свершить над сонмом кровопийцев, \ Грабителей, эхидн, убийцев, \ Грехами, гнусностью своей\ Давно уж всех превосходивших\ И тем достойно заслуживших\ 20 Ужасный гнев царя царей! Кондратий Рылеев 1814 КНЯЗЮ СМОЛЕНСКОМУ\Ода
КНЯЗЬ Уже гремят в полях кольчуги; \ Далече пыль встает столбом; \ Идут России верны слуги; \ Несет их вождь, Пожарский, гром! Иван Дмитриев 1795 ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ
КНЯЗЬ "Те rogamus, audi nos. "3 -\ Всем утрет Владимир нос! Карел Гавличек-Боровский (1821-1856). Перевод М. Тарловского под редакцией Д. Самойлова. КРЕЩЕНИЕ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА\(Легенда из русской истории) \Поэма 1851-1855\3 Тебя молим, выслушай нас.. . (лат. )
КНЯЗЬ Тебе желаю, милый князь, \ Чтобы отныне жил счастливо, \ Звездами, почестьми гордясь! Антон Дельвиг 1815 ТРИОЛЕТ К ГОРЧАКОВУ
КНЯЗЬ Ишь тягаться вздумал с князем! \ Как бы ненароком \ Оппозиция такая\ Нам не вышла боком! Карел Гавличек-Боровский (1821-1856). Перевод Д. Самойлова. КРЕЩЕНИЕ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА\(Легенда из русской истории) \Поэма 1851-1855\Песнь вторая\ХОЗЯЙСТВО
КНЯЗЬ К отцу из своего удела\ Тмутараканский прибыл князь. \ Светлана юношу узрела -\ Заискрелась и разлилась\ Любовь в груди девицы красной. \ От всех она ее таит; \ Но ей изменит вздох всечасный\ 40 И разгорание ланит. Александр Востоков 1802 СВЕТЛАНА И МСТИСЛАВ\Богатырская повесть в четырех песнях
КНЯЗЬ Народ, узрев с крутого брега\ Возврат своих полков, \ Прославил подвиги Олега\ И восхвалил богов. Кондратий Рылеев 1825 ДУМЫ\Олег Вещий
КНЯЗЬ Бермята\ Оттерпимся, либо дождемся князя\ К себе домой из дальнего похода. Николай Языков 1841 ОТРОК ВЯЧКО\Поэма
КНЯЗЬ И князю-герою главу отрубили, \ И череп стянули железным кольцом. \\ И вот на порогах сидят печенеги, \ И новая чаша обходит кругом.. . Петр Ершов Начало 1830-х годов СМЕРТЬ СВЯТОСЛАВА
КНЯЗЬ В Яссах, в квартире князя Таврического\ Бауер и Юзевич. \ Юзевич\ Ну, наконец, вы с нами, пан полковник, \ А мы вас ждали, ждали. \ Бауер\ В Петербурге\ Меня князь Зубов задержал. \ Юзевич\ Без вас\ Так было скучно, мы вас все так любим. Алексей Апухтин 1870 КНЯЗЬ ТАВРИЧЕСКИЙ
КНЯЗЬ От Игоря до наших дней\ Послушайте, я вам скажу про старину, \ Про Игоря и про его жену. Пушкин

Несмотря на то, что сам А. К. Толстой в предисловии к повести уверяет нас, что она “имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи”, вымышленный князь Никита Романович Серебряный предстает перед нами подлинным героем очень драматической истории.
Старинная жизнь, странные обряды, диковинные слова, завораживающие читателя. Мрачное время. Станичники и опричники лютуют по-своему. Грозный царь то казнит, то милует и около себя терпит лишь подлецов и хамов, и то не обязательно долго. Все же, среди честных людей находятся отважные — князь Серебряный, например. Вот, в свою светлую минуту Иван Васильевич говорит ему: “Никита, у тебя сердце правдивое, язык твой не знает лукавства; таких-то слуг мне и надо”. А блаженный Вася (Василий Блаженный) признает в князе духовного брата: “Я все твое сердце вижу. У тебя там чисто, чисто, одна голая правда; мы с тобой оба юродивые! ” Что ж, был бы Серебряный, при своей простой душе, юродивым Христа ради — легче ему было бы. Но он князь и воин.
Словом, князь Серебряный — герой, достойный читательского восхищения и сочувствия. Кроме этого, повесть А. К. Толстого — хорошее подспорье в размышлениях о русской истории и дорогой подарок ценителям русского литературного языка.

Читайте также: