Иди в огонь за честь отчизны сочинение

Обновлено: 02.07.2024

"Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь. "
Это программное стихотворение"Поэт и гражданин", написанное в июне 1856года на даче под Ораниенбаумом( ныне г. Ломоносов,пригород Санкт-Петербурга).
Сорок лет своей большой творческой жизни Николай Алексеевич Некрасов провёл в Петербурге. За долгие годы труда, борьбы и напряжённой творческой и журнальной работы Некрасов сроднился с Петербургом. Его стихи о многом говорят:
"Милый город!где трудной борьбою
Надорвали мы смолоду грудь. "
Петербург Некрасова разносторонне показан , судя по его произведениям. Столица капитализировалась, теряла свой"строгий, стройный вид", на её окраинах вырастали фабрики и заводы, рядом с уютными дворянскими особняками строились доходные дома, застраивались пустыри. В его раннем юмористическом стихотворении"Говорун"(1843) представлены два мира - миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб. Вот так современно звучит это стихотворение:" Столица наша чудная
Богата через край,
Житьё в ней нищим трудное,
Миллионерам - рай.

Здесь всюду наслаждения,
Для сердца и очей,
Здесь всё без исключения
Возможно для людей:

При деньгах - вдвое вырасти,
Чертовски разжиреть,
От голода и сырости
Без денег умереть.
Но в то же время поэт и восхищается городом:" Петербург - город великолепный и обширный ,- так писал Некрасов в незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" ,- Как полюбил я тебя, когда в первый раз увидел твои огромные дома, в которых , казалось мне, могло жить только счастие, твои красивые магазины, из окон которых метались мне в глаза дорогие ткани,серебро и сверкающие каменья, твои театры, балы и всякие сборища,где встречал я только довольные лица. "Здесь, - думал я, - настоящая жизнь, здесь и нигде более счастие!- и как ребёнок радовался, что я в Петербурге. Но прошло несколько лет.
Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых замечал я прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы,которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома. И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного. "
Великолепную северную столицу Некрасов увидел глазами петербургского бедняка к "приютам нищеты". С ними были связаны тяжёлые годы трудной молодости поэта. Некрасов приехал в Петербург из ярославской глуши в июле 1838 года, окрылённый радужными надеждами учиться в Университете. Но отец, мечтавший о военной карьере для сына, узнав о его стремлении поступить в Университет, лишил сына материальной помощи. Он оказался в чужом для него городе один, без родных, без средств к существованию.
Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
На себе самом испытал холод, голод, бездомную жизнь петербургского бедняка:жил на окраинах,ночевал в ночлежках, голодный ложился спать и удивлялся потом, как не отнялась у него правая рука от вечной спешной работы. "Господи! сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за неё почти с первых дней прибытия в Петербург".
Квартиры Некрасова.
По приезде в Петербург Некрасов остановился сначала в дешёвых номерах в Ямской(ныне улица Достоевского), недалеко от Кузнечного рынка. "Так и стал я проживать,-рассказывал позже Некрасов,- в какой-то грязной гостинице, шлифовал тротуары, да денежки спускал". Осенью того же года 1838года в "увеселительном заведении" на Итальянской улице(ныне ул.Ракова) встретился с преподавателем Духовной академии Д.И.Успенским, который не только пообещал подготовить его к экзамену по латыни , но и пригласил к себе жить . "Поселился у него на Охте. Подле столовой за перегородкой тёмный чулан был моей квартирой". На Охте, которая была тогда почти деревней, Некрасов прожил недолго.
Некоторое время он жил в подвале на Васильевском острове.Н.В.Успенский передавал рассказ Некрасова:"Нанимал я квартиру на Васильевском острову,в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки. Лёжа на полу на своей шинели(т.к. пришлось продать всё скудное имущество), я сделался предметом праздного любопытства уличных зевак,которые с утра до ночи толпились у моих окон. Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я решился описать одного помещика с женою. Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнёс его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти". Этот эпизод описал он в рассказе "Без вести пропавший пиита".
В стихотворении"Убогая и нарядная", написанном в 1857году развивается та же тема.
Несчастная мать идёт на улицу великолепного Петербурга, чтобы продать себя одному из сытых, праздных, развратных хозяев жизни.
Но не лучше ли, прежде чем бросим
Мы в неё приговор роковой,
Подзовём-ка её да расспросим:
"Как дошла ты до жизни такой?"
В конце 1838 года преподаватель Павловского кадетского корпуса офицер Г.Ф.Бенецкий, имевший небольшой частный пансион для мальчиков, предложил Некрасову вести занятия с ними по всем русским предметам и пригласил к себе жить. Некрасов с радостью согласился.
Троицкий переулок у пяти углов, в доме Лапина №39(ныне улица Рубинштейна. Дом не сохранился).
В конце 1840-начале 1841 года поселился на третьем этаже дома на углу Невского и Владимирского проспектов(дом перестроен)
Вторую половину 1842 года Некрасов прожил в доме Шаумана на углу Стремянной улицы№16. Живя в Свечном, на Разьезжей и в Поварском переулке, Некрасов часто бывал в Александринском театре, сначала как зритель, а потом как автор ряда пьес.В 40-е годы на сцене театра ставились пьесы Некрасова, выступавшего под псевдонимом Н.Перепельский."Актёр",Материнское благословение".Несмотря на крайнюю нужду ,Некрасов никогда не писал модных тогда "исторических" пьес с монархическими тенденциями, хотя за них хорошо платили.
Знакомство с Белинским. прод. ч.2

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь.
Иди и гибни безупречно,
Умрёшь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь. "
между прочим, жуткое стихотворение
на нем вся кровавая советская система была построена

иди и гибни безупречно - какое людоедство по сути

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа – кормильца и защитника русской земли.

Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников – М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама – одна из мно-гих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя, И Музе я сказал: “Гляди! Сестра твоя родная”.

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением

“Поэт и гражданин”, напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике. “Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы”, – писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

“Поэт и гражданин” является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

“Какое время наступило”, – с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом – не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды. “Громи пороки смело”, – призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать “настоящее”, “вечное” искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии “чистому искусству”.

Спор между героями стихотворения – идейный спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин “как свои, на теле носит все язвы родины своей”. Поэт должен стыдиться

… в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного обществаГ И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед.

Для них “гражданина сан” столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

“Самым задушевным и любимым” назвал Некрасов “Элегию” – одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.

Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши, не стареет она,

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Не случайно эпиграфом моего сочинения на историческую тему в русской литературе является эта цитата Н. А. Некрасова. Все произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разряду исторических.

Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей самоотверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашизма.

Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник - 50-летие Победы. На площадях столицы и в других городах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с Героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых дорогах.

Эти слова, конечно, обращены и к моему поколению. Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы помним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.

Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе, они воевали и делали свою многотрудную работу.

Так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.

Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бондарев исследует природу героического, поведение человека на войне.

Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гитлеровские танки. Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет, сражается. Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет орудие Уханова. Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие танки, не пустить, истребить. Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рождалась победа.

Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Военного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими нашу Родину.

Смертельной битвы этой ветер,

Как бы расплавленный металл,

Сжигал и плавил все на свете,

Что даже снег горячим стал,

Эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению.

Еще один русский писатель изобразил событие под Сталинградом. Это Виктор Некрасов. Остановлюсь на его по

Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помощью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стойкость, непокорность русского человека.

- Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? - спрашивает Ксендзов.

В своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных, широко типизированных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного подвига в годы Великой Отечественной войны.

Произведения советских писателей о войне многогранны и неповторимы.

В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обширные и философские произведения будут написаны именно участниками, но через некоторое время.

Свое сочинение я хочу закончить словами Ильи Эренбурга:

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа – кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников – М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, – считавших “гражданский сан” самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама – одна из мно-гих тысяч обездоленных и угнетенных:

* Вчерашний день часу в шестом,
* Зашел я на Сенную;
* Там били женщину кнутом,
* Крестьянку молодую.
* Ни звука из ее груди,
* Лишь бич свистал, играя,
* И Музе я сказал: “Гляди!
* Сестра твоя родная”.

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике. “Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы”, – писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

“Поэт и гражданин” является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

“Какое время наступило”, – с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом -не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды. “Громи пороки смело”, – призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать “настоящее”, “вечное” искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии “чистому искусству”. Спор между героями стихотворения – идейный спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин “как свои, на теле носит все язвы родины своей”. Поэт должен стыдиться

* … в годину горя
* Красу долин, небес и моря
* И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного обществаГ И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них “гражданина сан” столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

“Самым задушевным и любимым” назвал Некрасов “Элегию” – одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши, не стареет она,

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Читайте также: