Сочинение о значительном событии в стиле древнерусской литературы 8 класс

Обновлено: 14.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 09.10.2020 г.

Урок: литература

Класс: 7-А, 7-В

Учитель: Пушкина Т.С.

Цели: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения, работы с книгой; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, лаконично и литературно грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя.

Планируемые результаты

1. Знать основные нормы русского литературного языка;

2. Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные:

1. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

2. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делать обобщения, выводы.

1. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

2. Проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности .

I II. Объявление темы и целей урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Уберите посторонние предметы со своих столов, настройтесь на работу. Наш сегодняшний урок будет заключительным по древнерусской литературе. Сегодня мы обобщим все знания, полученные на предыдущих уроках, посвященных древнерусской литературе. Откройте свои тетради по литературе, запишите тему: Подготовка к домашнему сочинению по древнерусской литературе.

Вашим домашним заданием будет написание сочинений. Перед вами несколько тем.

Запишите их к себе в тетрадь. Дома поразмышляете о том, какая тема вам близка, что бы вы хотели отразить в своем сочинении.

I V . Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Какие ключевые слова темы определяют содержание будущего сочинения? (Человек и древнерусская литература).

2. Что следует сказать о древнерусской литературе во вступлении, что объясняло бы особенности нравственного облика героя древнерусской литературы?

а) Герой — отдельно взятый человек, а не обобщенная историческая личность, как в былинах.

б) Человек изображается не просто на жизненном пути (богатырь на дороге в былине), а в обычных житейских обстоятельствах (в крестьянской избе, на охоте; в обстановке зависти и коварства бояр при княжеском дворе и т. д.).

в) Если герой стал другим, то изменились и средства его изображения (другие жанры, язык произведения, другие особенности сюжетосложения).

5. Какие нравственные ценности исповедует древнерусский человек в личной жизни? (Трудолюбие, ум, знания, отвагу, любовь, верность и т. д.).

6. Выразить собственное отношение к какому-нибудь герою древнерусской литературы.

План можно записать в тетрадях учащихся (без пояснений).

Домашнее задание. Составить устное сочинение по данной теме.

Расскажите о значительном событии, явлении, человеке в стиле одного из жанров древнерусской литературы - Жития или сказания.


Я узнал, что русская литература X - XVII вв.

Развивалась в своеобразных условиях.

Она была рукописной.

А книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений.

До XVII века все произведения распространялись путём переписки.

Я также узнал, что писцы, которые переписывали, вносили свои поправки, изменения, сокращали рукописи, или добавляли своё к написанному.

Познание, изучение прошлого – это очень ответственно, нам дороги героические страницы истории.

В своей работе я рассмотрю вопрос возникновение древнерусской литературы, который поможет узнать исторические условия и причины её возникновения.

Зная это, я попытаюсь объяснить её жанровую систему, расскажу о сложных взаимоотношениях литературы с церковью.

Немного коснусь письменности, расскажу о славянской азбуки и школах грамотности.

Также на примере “Повесть временных лет” и “Слова о полку Игореве” расскажу о героических страницах в литературе, об идеях, которые нашли своё выражение в описаниях героической борьбы русских людей с иноземными захватчиками, о взглядах писателей того времени, об их мудрости и оптимизме.

Расскажу о разнообразии жанров древнерусской литературы, о периодизации истории, широком кругозоре писателей и читателей.

А также о высоком мастерстве древнерусских писателей, об особенностях поэтики литературы.

Без знания этого – нельзя правильно оценить уровень литературы русского средневековья.

В древнерусской литературе не было вымыслов : её героями были исторические лица (князья, цари, церковные служители, герои - воины), а предметом изображения были действительные события (битвы, сражения).

А в заключение своей работы опишу мир древнерусской литературы.

Где выделена главная мысль, что литература была средством познания и средством воспитания человека.

Литература – это искусство слова, она обогащает эстетический опыт человека, помогает человеку познать самого себя, раскрывает причины человеческих поступков и слов.

На героических примерах этой литературы мы учимся быть правдивыми, смелыми, быть послушными, уважать старших.

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

ВложениеРазмер
konspekt_po_literature_8kl._drevnerusskaya_literatura.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

- Докажите, что предания являются неотъемлемой частью УНТ, одним из его жанров.

ПРЕДАНИЕ - жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.

- В каких ещё жанрах УНТ ведётся разговор об исторических событиях, героями которых стали русские богатыри? (Былины)

Логичным продолжением в развитии фольклора стал период древнерусского искусства, древнерусской литературы. Сегодня мы попытаемся убедиться, что это цельный самостоятельный период в развитии русской культуры и литературы.

( Запись темы и эпиграфа)

Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья.

Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.

Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды".

Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:

истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);

ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);

ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);

жанры (под запись)

- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях,

- повесть – рассказ о важных исторических событиях,

- слово – образец торжественного красноречия,

- хождение – рассказ о далёких путешествиях,

- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Специфические черты древнерусской литературы (под запись):

В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Ей присущи следующие специфические черты:

Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла , литература основана на факте , героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица .

2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы

(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.

3 Церковный характер произведения:

Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи , менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.

5 Анонимичность древнерусской литературы:

Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:

1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)

2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.

Произведения переписывались , добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

7 В древнерусской литературе

Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.

8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.

Главная задача писателя прославление русской земли .

9 Символизм (Лихачев).


Лихачев выделяет периоды:

период середина 12 века - первая треть 13 века . Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы . Время начавшийся феодальной раздробленности.

1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ)

период конец 13 - начало 14 века . Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками , отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени.

период конец 14 - первая половина 15 века . Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).

период Середина 16 века . Главная особенность - господство публицистического стиля : время борьбы дворянства и боярства.

период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей ( появляется авторство, театр, поэзия ).

Этот приём называется м етафора , что подтверждает художественную ценность произведения. Знание его пригодиться вам при сдаче ЕГЭ по русскому языку. (Запись в тетрадь)

Метафора - переносное значение слова, когда нечто уподобляется другому, может быть использовано и

сходство и контраст.

2) вопрос № 2 с.26 (вверху).

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы?

3. Найти и выписать эпитеты в прочитанном отрывке (с.19 – 20).

4. Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? Почему?

5. Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)

Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов.

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе.

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в.

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска.


Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области.


Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Человек и история в древнерусской литературе.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Исторические события всегда находили отражение, как в судьбах народов, так и в их творчестве. Древнерусская литература не исключение из этого правила. Но что находится в центре событий произведений наших предков: история нашего государства и народа или жизнь человека – такого маленького фрагмента истории, маловажного и незаметного?

На расцвет древнерусской литературы выпадает множество бедствий связанных с нашим государством: нашествие монголо-татар, шведских инквизиторов, разрушительные набеги степных кочевников и бесконечные, кровопролитные походы русских князей. Не удивительно, что основной темой для произведений древнерусских писателей становится история развития Русского государства, русской народности, проникнутой героическим и патриотическим воодушевлением. Историзм – основной и наиболее разнообразный жанр древнерусской литературы, к нему можно отнеси и летописи, и исторические повести и баллады, и былины, в основу которых легли исторические сюжеты.

Но, тем не менее, на фоне грандиозных событий, разворачивающихся на территории Руси, простой человек – главный герой писцов. Древнерусский писатель прославляет моральную красоту русского человека, способного ради блага своего Отечества пожертвовать самое дорогое – жизнь.

Через натуру и деятельность личности, в древнерусских произведениях передаются высокие нравственные идеалы, патриотизм, вера в могущество человека и безграничное нравственное совершенствование. Достижение этой цели было бы невозможным без обращения древнерусских писателей к историческим личностям и простым людям. Ведь, человек – не капля в море и ему подвластно менять даже историю своего государства.

Читайте также: