Сочинение о воскресенском соборе в череповце
Обновлено: 06.07.2024
Строительство храма началось в январе 1752 года как собора Череповецкого Воскресенского монастыря. В феврале 1756 храм был освящён во честь Воскресения Христова.
В 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен, соборный храм обращен в приходскую церковь, а в 1780 году - в городской собор.
К 1851 году храм был расписан местными художниками.
Первоначальный вид храма, как внутри, так и снаружи, довольно сильно отличался от современного. Впервые генеральная реконструкция храма была приурочена к столетию в 1855-1856 годах. Так, была полностью заменена пришедшая в негодность крыша. В результате чего, храм стал несколько ниже. Тогда же были почти вдвое увеличены оконные проёмы, которые первоначально были квадратными с круглыми просветами вверху.
В 1884 году с западной стороны устроена каменная пристройка с приделом в честь прп. Филиппа Ирапского.
В 1923 году храм был захвачен обновленцами.
В 1933 году власти закрыли храм. Убранство было разграблено, главы снесены, ограда уничтожена.
В годы войны в соборе была устроена слесарная мастерская, в которой ремонтировали авиационные двигатели. Для удобства транспортировки моторов в храм были проложены рельсы.
21 августа 1946 года было получено разрешение на открытие Воскресенской церкви в городе Череповце. 14 октября 1946 года Череповецкий горисполком передал "здание одноэтажной каменной Воскресенской церкви" верующим в пользование.
Оригинальный иконостас собора безвозвратно утрачен, современный иконостас был перенесён из закрытой в 1946 году церкви Воскресения Христова в селе Степановское, неподалёку от Череповца.
В 1947 году храм был открыт.
В 1965 году в храм было проведено электричество, в 1981 году - телефон.
В 1985 году были восстановлены купола.
В 1987 году храму был возвращен статус собора.
В 1992 году был позолочен иконостас. В том же году приходу переданы пристройки.
С 1993 года действуют воскресная школа и православная библиотека.
В 2000 году был положен каменный пол.
17 ноября 2003 года приход преобразован в архиерейское подворье.
В 2007 году произведен капитальный ремонт приделов.
В сентябре 2010 года здание Воскресенского собора было передано епархии в собственность "на безвозмездной основе для использования в религиозных целях" [1].
На территории Воскресенского собора в отдельном здании келий действует церковная лавка.
Архиерейскому Воскресенскому подворью принадлежит комплекс зданий Воскресенского собора, расположенных на Соборной горке, административные здания (Советский пр., 1 и 2) и здание воскресной школы (Советский пр., 3).
Духовенство Воскресенского собора окормляет людей, находящихся в городских больницах, детей в детских домах, Доме ребенка, Центре реабилитации инвалидов. В городских больницах работают прихожане-катехизаторы. На приходе развивается экскурсионная и паломническая деятельность, действует собственная издательская служба. Издаются газета для детей и родителей "Колокольчик" и Воскресенский листок по актуальным вопросам жизни Церкви и общества.
Святыни
Настоятели
- Иоанн Звёздкин (24 августа 1920 - 1924?)
- Иоанн Мальцев (1924 - 1931)
- Николай Балашов (1992 - 1994)
- Феодосий (Белов) (упомин. 2015)
Использованные материалы
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
На ней пять глав обиты зеленой черепицей на них кресты деревянные обиты железом покрыты тесом
1-й предел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи;
2-й Святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова
полы деревянные стены и своды подмазаны и подбелены;
В трех алтарях и дву пределах окошек шесть в них оконницы во всех стеклянные и решетки железные;
Во храме тринадцать окошек в пяти окошках решетки железныя и оконницы слюдяныя, а в прочих решеток не имеется а оконницы стеклянные.
Дверей церковных двоя у однех замок нутряной а у других северных изнутри заперто; снаружи двери стеклянные; с филенками
При оной церкви паперть деревянная обшита и покрыта тесом пол деревянной в ней окошек четыре оконниц стеклянных три и одна слюдяная двери створчатые
В него трои двери 1-е царские резные золоченыя … и над ними кивотец в коем писана на красках вечеря и два ангела на столпах …
2-я южныя над ними два клейма резныя и позолоченныя в коих написаны образы тайной вечери старинной иконной работы;
3-я северныя над ними два клейма в коих написано тайныя вечеря
Мерою олтарь в длину 3 сажени 5 четвертей шириной две сажени и два вершка;
В описи значатся также одежды, церковные сосуды,три напрестольных Евангелия, два напрестольных креста, кадила, подсвечники и так далее.
Из образов в алтаре Воскресенской церкви упоминаются следующие: на Горнем месте икона Христа Спасителя на престоле; за жертвенником – образ святого Иоанна Предтечи. На правой стороне – образ святителя Николая Чудотворца в серебряной чеканной ризе (дар воинской команды), а на левой –Тихвинская икона Божией Матери (вклад штабс-капитана Ивана Соловьева); образ святого апостола Сосипатра (вклад коллежского регистратора Николая Иванова в 1794 году). За престолом – Казанский образ Божией Матери.
Чины икон, указанные в описи, расположены в каноническом порядке. Среди местного ряда названы образы преподобного Кирилла Белозерского и преподобного Макария Унженского.
Возвращение городу статуса уездного центра привлекло в него местных помещиков, что, в свою очередь, способствовало улучшению благосостояния храма. В списках жертвователей можно увидеть имена не только местных дворян, но и приезжих – вологодских и великоустюжских.
У священников Воскресенского собора сложились хорошие отношения с городскими дворянами и чиновниками. Так, в апреле 1803 года городничий Череповца П.И. Комаровский обратился к протоиерею Глебу Розанову с просьбой передать в городническое правлению икону святителя Николая Чудотворца. Этот образ ранее принадлежал штатной воинской команде, которая считала святителя Николая своим небесным покровителем. После расформирования команды икона была передана в храм. Отец Глеб Розанов откликнулся на просьбу, о чем свидетельствует расписка следующего содержания:
В свою очередь, титулярный советник Комаровский вносил лепту в обустройство храма: он пожертвовал церковные облачения и плащаницу с образом Господа нашего Спасителя Иисуса Христа.
1809 году по резолюции Высокопреосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского, в Воскресенском соборе были определены следующие штаты: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Но реальный состав причта отличался от установленного. Так, по ведомости 1810 года настоятелем был протоиерей Глеб Розанов. Первым священником - Лука Петров, вторым - Иоанн Степанов, его племянник. Диаконом служил Стефан (Степан) Андреев. Должность первого дьячка занимал Алексей Лукин, а второго - Петр Степанов. Имелось два штатных и два заштатных пономаря [4] .
В приходе Воскресенского собора на начало XIX века числились горожане: штаб и обер-офицеры и их дети 13 душ мужского пола, унтер-офицеров и солдат – 63, разночинцев – 4 души мужского пола, дворовых людей – 12 душ мужского пола, купцов и их детей – 43 души мужского пола,мещан – 74 души мужского пола. Кроме черепан, были и экономические крестьяне деревень Матурино, Борок, Яконское, Большое Шубацкое и Обухово [5] .
Из-за отъезда части жителей общее число прихожан,по сравнению с 1780 годом, практически не изменилось и составляло около тысячи человек. Ежегодный доход собора достигал порой до 200 рублей, поэтому появилась возможность реконструировать некоторые служебные помещения. В 1809-1810 годах вместо деревянных монастырских келий были выстроены каменные. В одном из зданий разместилась просвирня, а в другом - богадельня во имя святого Николая Чудотворца, в которой содержалось от 7 до 20 престарелых и увечных.
Начало XIX столетия для Воскресенского собора было очень благоприятным. Так, церковные описи 1801-1809 годов постоянно фиксируют покупки собором церковной утвари, облачений и книг.
Продолжается строительство в приходе. В 1807 году, по благословлению Высокопреосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского, к теплому Троице-Сергиевскому храму был пристроен каменный придел во имя преподобного Кирилла Новоезерского.
Событием огромной важности для Череповца стало открытие в 1810 году Мариинской водной системы. Жители Череповца и уезда нанимались на работу лоцманами и бурлаками, держали тягловых коней для сдачи их в аренду. Резко увеличивается необходимость в лодках и железоскобяных изделиях. Появление Мариинского канала способствовало экономическому и культурному подъему города.
Мирное течение жизни было прервано 12 июня 1812 года, когда армия французского императора Наполеона перешла русскую границу. Русское духовенство, в его числе и священники Воскресенского собора, благословляли войска на борьбу с врагом.
В ознаменование победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года все священники были пожалованы памятным бронзовым крестом.
В 1824 году император Александр I совершил поездку по городам России. Он побывал на Урале, в городах Поволжья. Возвращаясь в столицу, Его Императорское Величество посетил и наш город. В Череповец он прибыл 18 октября 1824 года. Августейшую особу встречали предводитель уездного дворянства Г.А. Кудрявый, городничий П.И. Комаровский, представители купечества во главе с бургомистром Т.Е. Красильниковым. Было там и духовенство во главе с вновь назначенным священником собора Алексеем Образцовым. Отец Алексей был рукоположен в священники на место престарелого отца – благочинного собора Луки Петрова, всего за несколько дней до приезда в город императора. В противном случае, в соборе не осталось бы ни одного иерея!
На ночлег император остановился в доме купца третьей гильдии Тимофея Евдокимовича Красильникова. Оставшись довольным приемом, Его Величество подарил жене Красильникова и его невестке два бриллиантовых перстня.
Утром следующего дня Александр I молился за Божественной литургией в теплом Сергиевском приделе Троицкой церкви. Служили священники храма во главе с отцом Алексеем Образцовым. После завершения литургии император отбыл в путь и через четыре дня прибыл в Царское село.
Население Череповца увеличивается и, соответственно, увеличивается численность прихожан. В первой половине 1830-х годов она составляет более полутора тысяч человек. Храм Воскресения Христова становится тесным. В 1835-1836 гг. с западной стороны к нему был пристроен четырехколонный портик тосканского ордера [7] .
В 1830-1840-е годы улучшается благосостояние священнослужителей собора. Так, в начале 1830-х годов согласно завещания помещика и надворного советника Алексея Ивановича Георгиевского, храму были переданы сенные покосы, составлявшие около 1 десятины 2180 квадратных сажен [8] .
В 1843 году императором Николаем I были утверждены новые штаты епархий. Череповецкий Воскресенский собор был отнесен к 1-му классу с жалованьем в 212 рублей в год. Эти средства перечислялись из Новгородской духовной консистории и делились между причтом собора.
Таким образом, П.Е. Спиридонова пожертвовала собору 525 рублей серебром. [10]
Прасковья Спиридонова жертвовала храму не только деньги, но и предметы богослужения. Так, в Москве был приобретен и передан в собор набор серебряных церковных сосудов, состоящий из восьми предметов: потира, дискоса, звездицы, лжицы, двух блюдец, копия и чашечки.
Но материальные трудности на приходе оставались. Прежде всего, существовала проблема с жильем. Служебных помещений собор не имел, поэтому вновь назначенные священно и церковнослужители были вынуждены жить в съемных квартирах. Однако, главным для соборного причта была забота не о собственном благополучии, а о благолепии храма и высокой духовной жизни его прихожан.
Полковник Алексей Васильевич Верещагин являлся предводителем уездного дворянства с 1839 по 1841 гг. В 1842 году его сменил на этом посту младший брат – коллежский советник Василий Васильевич Верещагин.
В октябре 1842 года в Воскресенском соборе состоялось крещение второго сына предводителя дворянства – Василия, который в будущем станет великим художником. А тремя годами ранее, и тоже в октябре, протоиерей Петр Федотовский крестил старшего сына В.В.Верещагина – Николая, впоследствии ставшего основоположником маслоделия и кооперации в России.
В начале 1843 годов отец Петр был переведен на новое место службы, а обязанности настоятеля вновь исполнял священник собора отец Алексей Образцов. Настоятелем (старшим священником) он был утвержден только 31 декабря 1845 г. В марте 1846 г. епископом Старорусским Леонидом отец Алексей был возведен в сан протоиерея.
Отцу Алексею Образцову к тому времени уже исполнилось 65 лет. Сыновей у него не было, но младшая дочь Александра была замужем за Георгием Вознесенским, священником Христорождественской церкви и законоучителем уездного училища. Согласно традиции того времени, настоятель мог передать приход зятю. В 1844 году отец Георгий был переведен в Воскресенский собор вторым священником. Этот пост он занимал до 1856 года, то есть до смерти своего тестя.
[1] Архив ЧерМО Ф.8 Д.24
[2] Архив ЧерМО Ф.8 Д.24
[3] ГАВО Ф.1010 Оп.1.Д.12. Л.34-35
[4] ГИАНО Ф.480 Оп.1Д.2233 Л.1-2
[7] В архитектуре ордер -- определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Тосканский ордер – разновидность дорического ордера, одного из основных архитектурных ордеров. Но в отличие от дорического, колонны которого прорезаны вертикальными желобками и не имеют базы, в тосканском ордере имеется база, а ствол гладкий.
[8] Около 1,5 га. Считалось, что с 1 десятины можно накосить 10 копен сена. К сожалению, точное место покоса не установлено.
Октябрь 1917 года знаменует собой начало новой главы в истории Воскресенского собора в Череповце.
Гонения на Воскресенский собор и на все городское духовенство начались в Череповце уже в марте 1918 года. Собор решено было в целях усиления идеологической борьбы передать обновленцам. С 1923 года Воскресенский храм на целое десятилетие попал под власть раскольнической обновленческой церкви, получив статус кафедрального собора ее Череповецкой епархии.
Однако даже статус обновленческого храма не сумел защитить собор, к тому же на раскольников в 1930-е годы тоже начались гонения, как на не оправдавших идеологический эксперимент советской власти.
Закрыть Воскресенский храм горисполком Череповца постановил еще в феврале 1930 года, однако не получил разрешение вышестоящего начальства, поскольку в этот период город входил в состав Ленинградской области. Требовалось согласование с ее руководством, это заняло немало времени, и лишь в 1933 году городским властям удалось сначала добиться запрета на проведение богослужений в Воскресенском соборе, а потом и закрыть его.
Закрытие собора привело к еще большему его разорению. После того как власти распорядились снести купола, здание утратило облик православного храма. Ограду убрали, и в храм мог войти любой желающий и унести оттуда все, что ему заблагорассудится.
Чтобы помещение не пустовало, его стали использовать в качестве сборного пункта призывников перед отправкой в армию. С началом Великой Отечественной войны в здании разместили слесарные мастерские по ремонту моторов самолетов.
Уже в последние годы войны, по мере освобождения советских городов и сел стали открываться некоторые храмы. На этой волне перемен прихожане Череповца с 1944 года начали активно ходатайствовать об открытии Воскресенского собора. На третий год усилия верующих наконец-то возымели действие, хотя и с несколько неожиданным результатом - вернули Троицкий храм.
На тот момент собор представлял собой обезглавленное здание, практически полностью лишенное внутреннего церковного убранства, своего уникального исторического наследия. Началась кропотливая работа по восстановлению храма, продлившаяся до 90-х годов XX столетия.
В 1965 году в храме провели электричество, 15 лет спустя установили телефон. 1980-е годы стали порой активного восстановления здания, тогда оно вновь обрело купола и соответствующий церковный облик. В 1987 году храму Воскресения Христова был возвращен соборный статус.
В XIV веке ученики преподобного Сергия Радонежского - Феодосий и Афанасий Железный Посох основали Череповецкий Воскресенский монастырь, который превращается в центр округи. Монастырь быстро обрастает селами - Остинское, Никитино, Федосьево, Яконское.
Основание и развитие Воскресенского монастыря обусловливались двумя причинами: во-первых, необходимостью укрепления позиций православной церкви в этом районе Руси, во-вторых, монастырь был крупнейшей рыбной вотчиной московских патриархов и поставлял в Москву значительное количество рыбы.
Шексна испокон веков славилась своей рыбой - стерлядью, севрюгой и осетром, которые поставлялись к царскому столу. Промысел рыбы на Шексне в 15-17 веках имел огромное значение для экономики Череповецкого округа и Череповецкого Воскресенского монастыря.
В 1610 году Череповецкий Воскресенский монастырь был разграблен и сожжен польско-литовскими отрядами.
А Череповецкий Воскресенский монастырь, с огромным трудом каждый раз восстанавливаемый, еще несколько лет подвергался разорению недобитых отрядов поляков и литовцев.
В 17 веке при монастыре получили развитие ярмарки, которые играли огромную роль и привлекали к себе внимание купцов из дальних мест, что приносили местному монастырю хороший доход.
Сфера хозяйственной и административной деятельности монастыря расширялась. Так, в 1626 году монастырь имел 29 деревень и 18 погостов.
Череповецкий Воскресенский монастырь в 1713 году полностью сгорел от удара молнии, так как был полностью деревянный, после чего так и не смог восстановить своей былой мощи. По большей мере это связано с приходом к власти царя Петра I, при котором роль монастырей в России существенно уменьшилась.
В 1732 году началось строительство каменной соборной Воскресенской церкви, но из-за недостаточности монастырских средств, завершилось оно лишь к 1756 году. В настоящее время это - единственная монастырская постройка, сохранившаяся в Череповце, хотя и не в первозданном виде. В 1758 - 1761 годах была выстроена вторая теплая каменная церковь. Это и стало называться Воскресенским собором.
Таким образом, к 1764 году - времени закрытия Воскресенского монастыря - было заложено центральное ядро обители из двух каменных храмов в сочетании с деревянной постройкой и окружавшей их деревянной оградой с тремя башенками и церковью во имя Покрова Богородицы.
В 1764 году Череповецкий Воскресенский монастырь был упразднен. Но близлежащие села и выселки продолжаются развиваться, все более сливаясь и укрупняя единый населенный пункт - Череповец, который был официально провозглашен городом 4 ноября 1777 года Указом Екатерины II.
"Учредить при Череповецком монастыре для пользы водяной коммуникации город под наименованием Череповец". Екатерина II. Указ от 1777 года
Итак, символами старого Череповца были собор и церкви вдоль Воскресенского проспекта, который сейчас называется Советским. Большинства из этих церквей уже нет в современном Старом Череповце. Но проспект все равно ориентируется на Соборную горку с Воскресенским собором.
И сейчас покой города охраняет Воскресенский собор, который объединяет и разделяет Новейший и Старый Череповец. И частью которого, из них собор является - неясно. Воскресенский собор - живой символ всего Череповца.
Читайте также: