Сочинение о россии публицистического стиля

Обновлено: 02.07.2024

Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов.

ВложениеРазмер
teksty_i_sochineniya..doc 186 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для написания сочинений и задания к ним

  1. Являются ли образование и культура двумя разными сферами цивилизации или это одна и та же сфера?
  2. Какая область культуры сегодня особенно актуальна?
  3. В чем состоит, по мнению автора, главная проблема нашей эпохи?
  4. Что такое этические знания?
  5. Почему необходимо сделать этические знания лично значи мыми для каждого?

Общечеловеческие ценности и культура

Образованный человек должен быть культурным. Образование и культура не две разные сферы цивилизации, которые нужно соединить, а одно и то же. Образование - часть культуры, но часть особая, которая служит средством передачи всей культуры в ее структурной полноте от одного поколения к другому .Особенно актуальна сегодня область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности.

Недостаточно лишь знать, что такое хорошо и что такое плохо. Следует сделать этическое знание лично значимым для каждого. Хотя

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вари ант ответа.
  1. Культура как особая сфера цивилизации.
  2. Образование как часть культуры.

3) Ценностные ориентации личности.

  1. Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

1) Пока человек еще не вступил в большую жизнь, нельзя до пустить, чтобы он оставался ко всему равнодушным.

  1. Достаточно знать, что такое хорошо и что такое плохо.
  2. Само по себе знание, в котором воплощается ценностная ориентация личности, не является важным для человека.
  3. Моральные ориентиры человека меняются на протяжении всей истории человечества.
  1. Какое утверждение противоречит мнению автора, выска занному в тексте? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Образование - часть культуры, которая служит средством пе редачи всей культуры в ее полноте от одного поколения к другому.
  2. Особенно актуальна сегодня область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности.
  3. История о крашена в красны й цвет, цвет крови. Но ее не было бы больше, если бы общечеловеческие ценности оказались полностью перечеркнутыми.

4. Какую проблему автор считает главной проблемой нашей эпохи?

5. Считает ли автор выполнимой задачу борьбы с человеческим равнодушием? В каком абзаце содержится ответ на этот вопрос?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию, проблемам, отраженным в тексте

  1. Является ли актуальной, на ваш взгляд, тема, затронутая в тексте? Выскажите свое мнение и аргументируй"те его.
  2. Согласны ли вы с мнением автора, что сегодня актуальна та область культуры, которая связана с ценностными ориентациями личности?
  3. Разделяете ли вы точку зрения автора о том, что этическое знание следует сделать лично значимым для каждого человека?
  4. По мнению автора, над общечеловеческими ценностями в последнее время стало модным посмеиваться. Так ли это, с вашей точки зрения? Приведите доводы, подтверждающие высказанную мысль или опровергающие ее.

Языковой анализ текста

  1. Назовите предложение первого абзаца, которое присоединя ется к предыдущему с помощью лексического повтора.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

2. Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

Возможный вариант сочинения-рассуждения

Данный текст посвящен теме ценностной ориентации личнос ти. То, что связано с ценностной ориентацией личности, автор относит к области культуры и считает эту область сегодня особенно актуальной.

Я думаю, что моральные ориентиры чрезвычайно важны для человека. Тема, затронутая автором, на мой взгляд, важна и акту альна особенно в наше время, отличительной особенностью кото рого многие считают то, что нравственные и моральные устои в об ществе пошатнулись.

Чтение текста и выполнение заданий

О нравственной составляющей образования

Я как-то задумался над тем, что наше образование во многом лишено нравственной составляющей. Откуда это засилье рациональ ности, все более делового подхода к жизни и к знаниям? Думаю, это во многом идет от того, что нам преподают в школе и в институ те. В нас воспитывают самомнение, веру в то, что мы являемся ца рями природы, мы могучие, умные, мудрые, нам ведомы все тайны, мы все можем. Но это далеко не так. Люди во многом прими тивные создания, они чрезвычайно мало могут по сравнению с жи вотными. Вот, например, божьи коровки собираются, перелетают из нашего региона на Дальний Восток, там распределяются по аре алам, а осенью каким-то образом объединяются и возвращаются в свои родные места. Как у них осуществляется связь между со бой? Без всяких мобильников каким-то образом оповещаются де сятки тысяч особей! Наши сотовые телефоны с ретрансляторами, со спутниками - грубые, примитивные устройства.

Я думаю, что, когда ученикам преподают, допустим, биологию или ботанику; у них должно возникать чувство благоговения, смирения перед могуществом, красотой, тайной и окончательной не познаваемостью природы. Мы вовсе не должны претендовать на положение хозяев мира - и это касается не только биологии, но и физики, и литературы.

Это и есть иррациональная сторона образования, которое дол жно формировать не только то полушарие, что отвечает за логику, знания, но и другое, обеспечивающее нравственную составляющую любой нашей деятельности, которая необходима в том числе и для того, чтобы мы ощущали себя всего лишь небольшой, вовсе не са мой совершенной частью огромного удивительного мира.

Проверка понимания прочитанного текста

1. Какой теме посвящен текст? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Несовершенство современного образования.
  2. Нравственная составляющая образования.
  3. Человек как часть огромного удивительного мира.

2.Какое утверждение соответствует точке зрения автора? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Мы должны претендовать на положение хозяев мира.
  2. Когда ученикам преподают, допустим, биологию или ботанику, у них должна возникнуть уверенность, что мы являемся царя ми природы.

3) Мы вовсе не должны претендовать на положение хозяев мира — и это касается не только биологии, но и физики, и литературы.

3.Какое утверждение противоречит мнению автора, высказанному в тексте? Выберите правильный вариант ответа.

  1. Наше образование характеризуется наличием нравственной составляющей.
  2. Прикоснуться к прекрасному сегодня можно, в основном, в сфере образования.
  3. Нравственная составляющая образования необходима для того, чтобы мы ощущали себя лишь небольшой, вовсе не самой совершенной частью удивительного мира.

4. В каком абзаце автор дает ответ на вопрос: от чего зависит все более деловой подход сегодня к жизни и к знаниям?

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам проблемам

Выражение позиции учащегося по отношению к содержанию,

проблемам, отраженным в тексте

Языковой анализ текста

  1. Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, выпишите их, определите, с какой целью автор употребляет слова в переносном значении.
  2. Найдите в тексте вопросительные предложения, определите, являются ли они риторическими вопросами. Чем вы можете объяснить обилие вопросительных Предложений в тексте?
  3. Какие слова высокого стиля и с какой целью используются в тексте?
  4. Укажите синтаксические средства выразительности, которые употребляет автор
  1. Назовите предложения второго абзаца, которые присо единяются к предыдущему с помощью местоимения.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

Возможный вариант сочинения-рассуждения

Данный текст затрагивает значимую тему: о нравственной стороне образования. В связи с темой автор, используя антитезу, поднимает вопрос о рациональной и иррациональной стороне образования.

Именно иррациональная сторона образования, как совершенно справедливо считает Д. А. Гранин, есть основа любой деятельности человека. А если это так, то эта составляющая важна и значима. С эти нельзя не согласиться.

1. Чтение текста и выполнение заданий

Интеллигент: кто он?

Что же удерживает интеллигенцию в пределах интеллектуаль ной личной свободы? Ведь если интеллигент не подчиняется вне шним воздействиям, то не означает ли это, что он оказывается без руля и без ветрил? И что может объединять людей, не зависимых от внешних причин, не подчиняющихся навязанным им условиям? Не означает ли интеллектуальная свобода обреченности интелли гентов на полное одиночество?

Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессив ной идеологии вовсе не означает слабость, а, напротив, свидетель ствует о силе интеллигента, его способности сопротивляться, от стаивать свою честь, порядочность, завоевывать репутацию и быть, самое главное, личностью. Сила эта в нем самом — совесть. Со весть может объединить его с другими людьми совести, ибо со весть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу. Если человек под чиняется совести, то это означает, что в нем достаточно силы противостоять внешним требованиям.

Проверка понимания прочитанного текста

  1. Какой теме посвящена статья? Выберите правильный ва риант ответа.
  1. Интеллектуальное рабство образованных людей.
  2. Обреченность интеллигенции на полное одиночество.
  3. Что отличает интеллигента от других людей.
  4. Об интеллектуальной свободе интеллигента.

Выявление позиции автора по затронутым в тексте проблемам

Выявление позиции учащегося по отношении к содержанию, проблемам, отраженным в теисте

Языковой анализ текста

  1. Укажите в первом абзаце предложение, которое присоединя ется к предыдущему с помощью местоименной замены.
  2. Укажите, какой тип связи соединяет предложения третьего абзаца.

Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста

  1. Используя информацию первого и третьего абзаца текста, сформулируйте. какие основные вопросы автор затрагивает в тексте.
  2. Запишите, какой теме посвящен текст.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и пере числены основные мысли текста.
  4. Прокомментируйте выделенные вами основные мысли текста, выявляя при этом авторскую позицию. Используя следующие язык вые клише: по мнению автора, важное значение имеет . ; автор о б ращает внимание на то, что . запишите ваш комментарий.
  5. Сформулируйте и запишите вашу точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции, используя следующие языковые клише: по моему мнению, злобод не в н остъ затронутой автором проблемы заключается в том, что. ; я считаю, что.
  6. Используя выявленные вами средства выразительности, сформулируйте выводы об особенностях языка текста.
  7. Напишите основную часть сочинения, в которой должны быть] конкретизированы основные мысли текста и прокомментирована вами авторская позиция, указаны языковые средства выразительности и их роль, а также высказана собственная точка зрения на затронутые проблемы.
  8. Сформулируйте основные выводы по прочитанному тексту и запишите их.
  9. Напишите заключение. В заключении может быть указано, какую основную мысль хочет донести автор до читателя, а также в чем убеждает вас все изложенное в тексте.

Возможный вариант сочинения-рассуждения.

В заключение хочется подчеркнуть, что затронутые в тексте вопросы побуждают к размышлению. С помощью обилия ритори ческих вопросов, из которых состоит весь предпоследний абзац, автор приглашает читателей к диалогу. Свою точку зрения Д. С. Лихачев выражает ярко, эмоционально, используя эпитеты (злодейское государство, зафрахтованный человек; властная, тираничная партия), афоризмы ( без руля и без ветрил), неологизмы (образованец) антитезу ( интеллектуальная свобода - интеллектуальное рабство) . Образности языка способствует привлечение внимания читателя к поставленным проблемам.

Читайте также: