Сочинение в деловом стиле 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

- научить оформлять справки, объяснительные записки, составлять инструкции;

- развивать умение правильного составления документов официально-делового стиля.

1. Введение в тему урока.

Ребята, я начала урок с того, что прочитала справку. И сделала я это не случайно. Приходилось ли вам получать и предъявлять справку? А сумеете ли вы её написать? Вот этому и многому другому мы будем учиться сегодня на уроке.

2. Прежде, чем мы начнём изучение новой темы, мы вспомним те стили речи, которые уже изучали. Итак, какие функциональные стили речи нам уже известны? Назовите их. (Художественный, разговорный, научный).

Функциональные стили речи различают в зависимости от цели высказывания. Давайте вспомним особенности каждого из названных вами функциональных стилей речи. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Вы получили карточки, в которых перечислены особенности одного из стилей речи. Определите, какой это стиль.

Задание для 1 группы:

Обменяться впечатлениями, сведениями, мыслями и чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми.

Уместен в домашней или дружеской обстановке, в дружеских письмах или посланиях. Характерна диалогичная, устная речь. Обиходный круг тем.

Большая роль отводится интонации, мимике, жестам. Часто можно услышать сокращения (физра, щас). Много простых предложений с большим количеством пропусков слов.

Задание для 2 группы:

Точная передача научных знаний (научной информации).

Используется в учебниках, словарях, энциклопедиях, научных статьях. Как правило, письменная форма.

Характерно использование терминов, сложных предложений. Строгость, точность. Много абстрактной лексики.

Задание для 3 группы:

Воздействовать на читателя или слушателя.

Используется в произведениях художественной литературы (стихи, рассказы, повести, романы и т.д.)

Писатель рисует словами картины и образы. Характерно широкое использование изобразительно-выразительных средств (метафоры, эпитеты, гиперболы, сравнения).

А теперь задание для групп несколько сложнее. Из двух предложенных на листах текстов выберите тот, который написан в том стиле, который вы только что определили.

Задание для 1 группы:

Однажды работая в ночную смену, таксист чуть было не совершил наезд на дерево. Причиной тому стал маленький котёнок, который сел ему на плечо и которого таксист принял за руку преступника. Здоровье мужчины подверглось в ту ночь серьёзному испытанию.

Задание для 2 группы:

Плавунчик – мелкий кулик на невысоких ногах и со сравнительно коротким клювом. На пальцах кожистые перепонки. Наблюдать плавунчиков чаще всего можно на воде, где они плавают, характерно кивая головой.

- Что за птиц я видел, - просто не пойму! Идёшь – все птицы от тебя удирают, разлетаются. А эти и не думают. Плавают у самого берега. Я подхожу – они не только не улетают, даже отплыть подальше не хотят. Кувыркаются головой под воду, как маленькие уточки.

Задание для 3 группы:

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Осень - время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

3. Как вы думаете, можно ли отнести справку, которую я читала в начале урока, к одному из перечисленных нами стилей? Правильно, это иной стиль речи, официально-деловой. Запишем тему урока в наших тетрадях.

Как вы думаете, каковы цели использования этого стиля речи? Где он используется?

Официально-деловой стиль речи – это книжный стиль, который функционирует в письменной форме.

Точная передача деловой информации.

Различные документы (справки, расписки, указы, приказы, объявления, инструкции, памятки).

Полное наименование государств, государственных органов, учреждений; точное обозначение дат, количеств; употребление слов только в прямом их значении. Характерно использование канцеляризмов – слов или выражений официально-деловой речи.

4. Каждый человек должен уметь правильно составлять деловые документы. Давайте попробуем вместе составить заявление о приёме в спортивную секцию.

МКОУ Рамонской СОШ № 2

Прошу зачислить меня в спортивную секцию с 1.10.2015г.

30.09.2015г Косякин В.

Ребята, обратите внимание, что фамилия и инициалы адресата пишутся в родительном падеже, а адресанта – в родительном, причем предлог от не пишется.

Вы знакомы со словами-паронимами адресат – адресант? Чем эти слова отличаются друг от друга? (Адресат – кому пишут, адресант – кто пишет).

5. Теперь вам предстоит в парах составить объяснительную записку.

МКОУ Рамонской СОШ № 2

30.09.2015г Копылова Л.

Директору МКОУ Рамонской СОШ № 2

от ученика Горбунова Юры

Я, Горбунов Юра, опоздал сегодня на урок не потому, что проспал, а благодаря сильному дождю, вследствие чего школьный автобус ходит нерегулярно. В результате чего произошло сильное накопление народа на остановке, и по этой причине ни в один общественный транспорт я влезть не смог, а денег на такси у меня не было, а пешком через лес мама не разрешает мне ходить. Исходя из вышеизложенного, прошу моё опоздание считать недействительным.

Ученик 6 класса Юра Горбунов 30.09.2015г

7. Ещё один жанр официально-делового стиля – это инструкция. Кто знает, что такое инструкция? (Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь).

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем – против часовой.

3. Сфокусируйте зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет.

1. Во время звукового сигнала организованно выйдите из кабинета.

2. Вместе с учителем без паники выходите по указанному направлению.

3. Покиньте здание школы.

4. Отойдите на безопасное расстояние, постройтесь классом, чтобы учитель мог вас пересчитать.

В конце урока мне хотелось бы, чтобы каждый из вас продолжил одно из предложений, которые вы видите на экране.

- Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем чувства, мы используем…

- Если сообщаем научные сведения, мы используем ….

- Если составляем документы, мы используем ….

- Когда мы изображаем, рисуем словами, мы используем …

10. Домашнее задание.

Цель урока: обобщить полученные знания о повествовании научного и делового стилей ; закрепить полученные знания о повествовании делового и научного стиля.

-научиться самостоятельно составлять тексты-повествования делового стиля (памятки, полезные советы, инструкции) .

-использовать необходимые глагольные формы в текстах-повествованиях.

Личностные УУ Д: личностное самоопределение.

Коммуникативные УУД : договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль,

слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в научно-учебном стиле.

Познавательные УУД : анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; производить отбор и систематизацию материала.

Тип урока : урок – развития речи

Межпредметные связи : история

Технология : Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный

1. Орг. Момент. Стадия вызова. Введение в тему.

-Ребята, здравствуйте. Меня зовут Анжелика Александровна. Я рада вас видеть. Желаю вам хорошо поработать и сохранить хорошее настроение на весь урок.

-На столах у вас есть листы с заданиями разных цветов и брать вы их будете по моей команде.

-Работать мы будем на рабочих листах белого цвета. Записываем дату и классная работа.

2. Постановка проблемы. Когда они будут дописывать, включить видео. ЗВУК ЗАЛПЫ САЛЮТА Слайд1 За 5 сек до окончания видео

- Что мы видим? САЛЮТ ( Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события).

(могут сказать, что фейерверк, огненная забава, потешные огни;

- Какие возникают ассоциации со словом салют (торжество, праздник)

-Знаете ли вы, какой праздник будет отмечать наша страна в мае этого года. (день победы) 75 – летие со дня окончания Великой Отечественной .

-В русском языке есть немало слов, связанных с этим событием. Мы их часто слышим. Я уверена, что вы их нередко используете.

-А все ли знают, как правильно они пишутся?

3.Словарная работа

-Возьмите из файла лист желтого цвета, на нем записаны слова, в которые вы должны вставить пропущенные буквы. Даю вам 1 минуту Включить слайд с заданием.

По окончании.

-Обменяйтесь листами с соседями по парте.

- А теперь, давайте прочитаем правильные ответы и исправим ошибки, если они есть.

Мария прочитает словарные слова с экрана.

(В,в)еликая (О,о) течественная (Вв)ойна, п…беда,с..лдат ,г..рои, в..тераны, с..лют.

Верните работы друг другу.

- А теперь поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Вы справились с заданием.

-Какое последнее слово в диктанте? Салют. Возьмите зеленый лист. Читаем тексты.

Оружейный салют , или артиллерийский салют — церемониальная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий или стрелкового оружия.

Троекратный салют — церемониальный акт. (из энциклопедии для школьников

При проведении артиллерийских салютов салютным подразделением уведомляется Правительство Москвы, ГУВД по г. Москве, Главное управление МЧС России по г. Москве для принятия необходимых мер по обеспечению безопасности и поддержанию общественного порядка в местах проведения праздничных артиллерийских салютов.

-Определите тему текстов. И в 1 и 2 тексте говорится о салюте. Одну и ту же информацию несут эти тексты? (нет)

- Какие стили речи знаете? (дети называют, появляется слайд)

-Чем отличается научный от официально делового?

- Давайте вспомним , какие типы речи вы знаете. К какому типу речи относятся наши тексты? повествование

-Докажите, выберите признаки этого типа речи и прикрепите на доску.

-Ребята, вспомните, о чем мы сейчас говорили и попробуйте сформулировать тему урока.

- Повествование в научном и деловом стиле . Молодцы! Давайте ее запишем.

- Какие задачи поставим перед собой?

- Да , Молодцы! В связи с этим сегодня на уроке мы научится различать повествование деловое и научное, и самое важное, закрепим навык анализа текста.

5. Сопоставительная работа в парах.

- О Вов снято огромное количество фильмов, написано много книг, опубликовано множество статей. Сегодня мы познакомимся с такими текстами –повествованиями о величайшем событии 20 века- победе над фашисткой Германией..

-Возьмите лист оранжевого цвета, на котором вы найдете такой текст. Прочитайте и выполните задание. 10 минут.

ТЕКСТ №1
ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего

В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначить 24 июня 1945 года в Москве на Красной Парад Победы.
На парад вывести сводные полки фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона.
Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову.
Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.
В соответствии с приказом организацию парада возложить на командующего войсками Московского Военного Округа .

Всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне заключается:

1) была завершена самая кровопролитная война в истории человечества;

2) была устранена угроза установления мирового господства со страны

государства гитлеровского блока;

3) народы Европы обрели свободу, восстановили свою государственность;

4) были ликвидированы диктаторские фашистские режимы.

К какому стилю относится каждый текст?

Какой текст дает нам достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки?

При подготовке используйте опорную схему.

Первый текст относится к ___________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля - сообщить __________________________. В этом тексте сообщается о том, что ________________ Во-вторых, здесь содержится информация, которая может помочь людям в сложившейся обстановке: всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения_____________________________________-. Этот текст может быть использован в _____________________________.

Второй текст относится к ____________________ стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить ___________________. В этом тексте говорится о _________________, поясняется значение этого явления: ________________________, _______________________, ____________________. Во-вторых, прочитав этот текст, мы понимаем, что _________________________________, потому что __________________. Этот текст может быть использован в ____________и __новостях__________

- 75 лет назад самой желанной новостью была победа над фашистской Германией.

Давайте встанем и поддержим радость советского народа аплодисментами . СЛАЙД

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Почувствовали тепло рук? И с новым зарядом позитива продолжаем работу.

- Какой вывод можно сделать по нашим текстам – повествования? Опираясь на карточку –информатор , сделайте вывод: в чем сходство , а в чем различие повествования в научном и деловом стилях, используя слова для справок. 3 минуты.

раскрываются научные понятия, излагаются научные теории.

Цель – расширить знания людей о мире,

Сведения имеют познавательную ценность.

Сведения имеют познавательную ценность.

( В научном Первый текст относится к официально-деловому стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить конкретные сведения из практической жизни. В этом тексте сообщается о том, почему нужно провести парад. Во-вторых, здесь содержится информация, которая помогает всем участникам парада определить свою роль и порядок действия в ходе его проведения. Этот текст может быть использован в газетах, в новостях.

Второй текст относится к научному стилю. Во-первых, задача этого стиля – сообщить достоверную информацию о событии (факте, процессе) посредством специальной терминологии с позиции соотвествующей науки (исторической, социологической и т.п.). В этом тексте говорится значении победы СССР в вов для всего мира. Этот текст может быть использован в энциклопедии, учебнике, монографии, диссертации.

- Действительно, эти тексты повествования в научном и деловом стилях очень похожи, но есть различия в назначении. Где используется повествование в научном стиле? ( Повествование в научном стиле – в научной статье, учебнике, научно-исследовательской работе). Повествование делового стиля? (используется, приказах, справках, законах, в инструкциях)

- Как вы понимаете, что такое инструкция?
- Где вам приходилось встречаться с инструкциями? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре).
Вывод:
Инструкция – это текст, в котором говорится о действиях и том порядке, в котором их следует выполнять СЛАЙД

6. Творческое задание.

- Я вам предлагаю взять синий лист на котором написан рецепт счастья Шалвы Амонашвили, прочитайте

-Возьмите чашу терпения.

- Налейте туда полное сердце любви.

-Бросьте две пригоршни щедрости.

- Плесните туда же юмора.

- Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте.

-Потом намажьте кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своём пути .

-Так что надо учесть при написании инструкции?
Вывод:

важную роль играют глаголы повелительного наклонения.

стоят в начале предложения (1,2 место)

употребляются в одной форме

-Наши деды и прадеды боролись за мирное небо для своих детей, внуков и правнуков. Наши деды хотели, чтобы мы были счастливы. Давайте попробуем составить рецепт сохранения мирного неба.

- Напишите ихна полосках бумаги и прикрепите на доску.

- Итак, дети, чтобы сохранить мирное небо , мы должны ( зачитываю листочки)

- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.

Белый голубь - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились различать тексты –повествования в научном и деловом стиле.

Голубой голубь - Старался, но были ошибки.

И поднимите руки вверх.

- Посмотрите сколько белых голубей. Это значит , что сегодня все хорошо потрудились

11. Домашнее задание

Официально-деловой стиль речи (далее – ОДС), наряду с тремя другими стилями – художественным, научным и публицистическим, – принадлежит к четырем основным функциональным стилям речи русского литературного языка. Данные стили применяются для передачи и обмена информацией в письменном виде. При устном общении в неформальной обстановке используется разговорно-бытовой стиль.

ОДС - это стиль, без которого невозможно обойтись при создании любых официальных бумаг. В ОДС ведется официальная переписка. На языке ОДС пишутся:

  • уставы,
  • приказы,
  • указы,
  • распоряжения,
  • заявления,
  • протоколы,
  • законы,
  • кодексы
  • прошения
  • дипломатические ноты
  • официальные письма и др.

Текст, созданный в ОДС, - это всегда документ. При создании документа в ОДС следует строго соблюдать принятые стандарты. Это касается структуры, синтаксиса и лексики.

К структуре документа необходимо относиться очень внимательно. Нужно помнить о соблюдении абзацев, правилах проставления дат, подписей, указания адреса в положенном месте и т.д.

Самый распространенный вид синтаксических конструкций в текстах, созданных в ОДС, – это сложные предложения с союзной связью. Сложные предложения с бессоюзной связью употребляются значительно реже.

Отклонение от стандарта при попытке изменения принятых языковых формул или синонимических заменах практически всегда приводит к грубым стилистическим ошибкам.

ОДС– это самый консервативный из всех стилей, поэтому при создании текстов в этом стиле часто используются архаизмы (верительная грамота, при сем прилагается и т.п.)

В рамках ОДС различают подстили. Их три:

  • дипломатический,
  • документальный,
  • обиходно-деловой

Тексты, созданные в ОДС, в основном, носят предписывающий характер. Нередко в официальных документах употребляется высокая лексика, а также этикетные формулы вежливости.

Элементы ОДС, примененные в рамках какого-либо другого стиля называются канцеляризмами. Примеры канцеляризмов: имеет место, во избежание, недовыполнение, в целях, вышеперечисленные.

Как канцеляризмы часто воспринимаются некоторые отглагольные существительные, образованные суффиксальным способом. Много таких существительные встречаются среди образованных при помощи суффиксов -ани-, -ени- : урегулирование, выявление; как канцеляризмы также часто воспринимаются и многие отглагольные существительные, образованные бессуффиксальным способом: угон, выпуск, вычет, недочет.

В текстах, созданных в ОДС, часто можно встретить следующие отыменные предлоги: за счет, в плане, в целях, по линии, в разрезе и т.п.

Под влиянием ОДС в языке образуются речевые штампы и шаблонные обороты речи (в современных условиях, на сегодняшний день и т.п.)

Употребления канцеляризмов, речевых штампов и шаблонных оборотов речи в речи необходимо избегать. Но при создании текста в ОДС нельзя допускать отклонения от его стандартов и использования разговорной, просторечной и жаргонной лексики.

Официально-деловой стиль речи

Популярные сегодня темы

М.И. Кутузов – выдающийся русский полководец. Он стал первым полным георгиевским кавалером. Приложил много сил для улучшения тактической и военной подготовки офицерского состава армии.

Месопотамия – древний регион, расположенный в Восточном Средиземноморье между двумя реками, Тигром и Евфратом. Представляют собой центр создания одной из первых цивилизаций.

Образование детей всегда было важно. Каждая страна со временем развивала сферу общего образования, но оно не может в полной мере удовлетворит потребность детей в познании других, не менее важ

Исаак Эммануилович Бабель – писатель, драматург, создатель сценариев. Родился 13 июля 1894 года в Одессе, Российская Империя. Закончил жизненный путь 27 января 1940 года в Москве

Клетка — наименьшая единица жизни, несущая гены и способная к обмену веществ, самовосстановлению и воспроизведению. Клетки служат кирпичиками для всех живых организмов и растений.

Одной из самых распространенных и востребованных профессий в мире является профессия бухгалтера. Любое предприятие обязано вести расчет доходов и расходов.

1. Организационный момент (записать в тетрадях для развития речи дату и тему урока, ознакомить учащихся с целями урока).

Дать понятие интерьера.

2. Вступительное слово учителя:

  • Выполнить устно упражнение 105 учебника (стр. 56).
  • Ответы на вопросы по прочитанному:

- Что такое интерьер?

- Какие два типа интерьера различают?

- Что относится к общественному интерьеру?

- Чем создается интерьер?

Сделать краткую запись на доске и в тетрадях:

3. Знакомство с деловым и художественным описанием помещения.

- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.

- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).

- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).

- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.

В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.

- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.

Текст №1

Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер .

(Из путеводителя)

Слово учителя:

- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?

- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.

- Прочитайте текст №2.

Текст №2

Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.

Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа. Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.

(В.Крапивин.)

Вопросы и задания к тексту:

- К какому стилю речи относится этот текст?

- Найдите языковые средства, характерные для данного стиля.

- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?

- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.

Слово учителя:

- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.

- Прочитайте текст №3.

Текст №3

У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.

Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.

(В.Крапивин)

4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.

  1. Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
  2. Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
  3. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от. налево от. у окна, над столом, в углу, слева от. возле, где-то и др.
  4. В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
  5. Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.

Анализ текста сочинения ученика 6 класса на тему “Моя комната”, устное исправление речевых ошибок.

Текст №4

Мы живем в старом деревянном доме. У нас одна комната и кухня. В комнате два окна. У окна, которое выходит в сад, стоит стол. Он покрыт красивой клеенкой. На этом столе я делаю уроки. У стола стоят три мягких стула. У печки стоят два больших кресла. У противоположной стены от окна, у самого входа, стоит старый шкаф. Рядом со шкафом стоит большая мягкая софа. Около старого окна на тумбочке стоит телевизор. На телевизоре лежит красивая салфетка, которую я связала сама. Дальше у стенки стоит сервант. В нем много интересных, хороших книг. На полу лежит теплый пушистый палас.

Мне моя комната очень нравится.

Вопросы для анализа:

- Удалось ли автору сочинения раскрыть тему и основную мысль?

- Выражает ли автор свое отношение к тому, что он описывает? Использует ли он при этом какие-либо языковые средства?

- Устраните неоправданные повторы в тексте сочинения.

6. Запись в тетрадях для развития речи примерного плана к описанию помещения.

План

  • Стены – (какие?).
  • Дверь – (какая?).
  • Полы – (какие?).
  • Окна – (какие?).
  • Стол – (какой?).
  • Стулья – (какие?).
  • Гардероб, шкаф – (какой?).
  • Диван – (какой?).
  • Другие предметы в комнате.

3. Как предметы расставлены, в каком порядке.

7. Итог урока. Обобщение по вопросам.

- Что такое интерьер?

- В каком стиле можно описать помещение?

- Какими средствами может быть выражено отношение автора к описываемому помещению?

Читайте также: