Сочинение о нравственности 8 класс с примерами из литературы

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы нравственности в современной литературе

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.
Наиболее интересными являются произведения, в которых поднимаются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Второй аргумент

Сочинение Проблема нравственной прочности по тексту К. Акулинина

Константин Акулинин поднимает проблему испытания героя на нравственную прочность. Всегда ли нужно проявлять честность, порядочность, благородство? Может быть, в повседневной жизни среди обычных людей не обязательны эти нравственные законы? Почему считается, что стойкость, защита своих принципов, убеждений должны проявляться только в экстремальных ситуациях, когда человек стоит перед проблемой выбора – умереть или спасти других людей?

Проблема выбора – нравственная проблема. Она очень важна и актуальна в современном обществе. Мы живем в мирное время, любим удобства, налаженный быт, живем по принципу “люби себя,” живи, чтобы было удобно, живи, как хочется.

Автор убежден, что истинно нравственный человек должен поступать всегда достойно, следуя нравственным законам. Он уважает своего героя за то, что тот выдержал испытание на нравственную прочность, хотя, если бы он поступил недостойно, никто бы не умер, ничья судьба бы не изменилась, может быть, люди бы не поняли, что он прошел вперед за деньги, и его бы никто не пристыдил. Автор считает, что человек должен быть чист перед своей совестью.

Не могу не согласиться с мнением писателя. Человек должен быть порядочным, честным и благородным. Важно соблюдать эти нравственные качества и в повседневной жизни. Обычному человеку в обыденной жизни нужно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Совесть – это внутренний голос человека, контролирующий наши поступки, мысли. Нравственные качества всегда нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством.

В рассказе К. Паустовского “Телеграмма” говорится об одинокой престарелой женщине и ее невнимательной дочери Насте. Дочь занята повседневной суетой: устраивает выставку художнику Тимофееву. Она не может найти время, чтобы послать весточку родной матери. Но нашелся человек, который по-настоящему заботился об Катерине Ивановне. Это сторож Тихон. Он сам написал телеграмму от имени Насти. Однако, Катерина Ивановна догадалась, что ее отправил Тихон, и была ему за это благодарна. Только когда мать умирает, приезжает Настя. Она опоздала на похороны и быстро уехала из деревни, чтобы ее никто не заметил. Я уверена, Настя никогда не простит себя за то, что не заботилась о родной матери. Она всю жизнь будет мучиться угрызениями совести.

В повести В. Никитина “Жизнь в другую сторону” главный герой Степан живет так, как ему хочется, как ему удобно. Степан – безнравственный человек. Он живет за счет сдаваемых в аренду помещений, оставшихся после развала организации. новые времена позволили ему в полной мере воспользоваться должностью отца, бывшего начальника этого безобразия, вовремя передавшего сыну права на солидные доходы. Он подло поступил с любимой девушкой, бросив ее ради другой, которая ему будет полезна.Герой этого произведения – наш современник – не живет по нравственным законам. У него нет совести, благородства и порядочности.

Оцените, на сколько материал был вам полезен
[Всего: 2 Средний: 5/5]

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч­ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото­рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми­ровой литературы.

игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про­должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом­нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол­стого, Достоевского, многие другие имена русских писа­телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж­дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью

и без­духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от­ветственностью обратиться к урокам нравственности.

Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина­рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб­роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно­душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос­ти и ненависти откроется перед ним.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите­ратура не может дать однозначного ответа. Литератур­ное произведение лишь представляет типичные проявле­ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами — реальными людьми, живущими в ре­альном времени.

Каждый из нас сталкивается с необходимостью нравственного выбора ежедневно: уступить ли место в автобусе, предложить ли помощь нуждающемуся, помочь ли родителям по дому? Даже эти обыденные ситуации заставляют нас задаваться вопросом: как правильно поступить? Чтобы ответить на него, необходимо понять, что же такое нравственный выбор. В этом Вам поможет Многомудрый Литрекон, который нашел литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

Аргументы на ОГЭ к сочинению 9.3 на тему: Сильный характер

Автор: Самый Зелёный · Published 21.01.2020

Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Преданность

Автор: Самый Зелёный · Published 26.07.2020

Аргументы для сочинения 9.3: Что такое мечта (ОГЭ по русскому языку)

Автор: Самый Зелёный · Published 13.12.2019

комментария 4

Спасибо огромное, очень полезно

Спасибо большое за информацию и помощь ♥️

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(8)' data-code='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' data-block='4'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(8)' data-code='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' data-block='5'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(1)' data-code='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' data-block='13'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(1)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTE0JyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMTQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0xNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0xNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0xNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='14'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(5)' data-code='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' data-block='15'>

ol:nth-of-type(1) > li:nth-child(5)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTE2JyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMTYgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0xNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0xNiIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0xNiIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='16'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(6)' data-code='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' data-block='17'>

ol:nth-of-type(2) > li:nth-child(6)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTE4JyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjEgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yMSIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yMSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yMSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='18'>

Многие авторы русской литературы, такие как Ф.М. Достоевский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин поднимали в своих произведениях вопросы противостояния добра и зла, проблемы нравственного выбора, верности долгу и чести.

Роман Александра Сергеевича “Капитанская дочка” является одним из произведений, которое насыщенно нравственными проблемами. Здесь каждый герой однажды встает перед выбором. Петр Гринев, молодой дворянин, отправленный отцом на службу, старается все свои поступки совершать так, чтобы не запятнать кодекс дворянской чести. Он помнит слова отца, что нужно в любой ситуации оставаться честным и порядочным. Не колеблясь, он отдает долг в сто рублей, который проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, а так же отдает свой тулуп неизвестному человеку. Петр всегда поступает, по совести. За клевету своего якобы друга Швабрина на любимую девушка Петра, он вызывает того на дуэль. Гринев готов умереть, но поступить правильно. Когда же Белгородскую крепость захватывает Пугачев, Петр не присягает ему на верность, он готов к смерти, лишь бы не опозорить дворянскую честь. Чего не скажешь о Швабрине, тот готов на все, лишь бы спасти свою шкуру. Родители Маши Мироновой тоже встают перед выбором во время штурма крепости. Отец, истекая кровью, отказывается присягнуть Пугачеву, мать, стоя у виселицы называет Емельяна беженцем. У таких родителей и дочь выросла честной и доброй. Она лучше умрет, но не выйдет замуж за ненавистного Швабрина, который мучает ее голодом, чтобы заставить сделать это. Маша любит Петра и верна ему до конца. Вроде бы и злодей Пугачев, который поднимает бунт должен быть беспринципным и жестоким, однако он милует Гринева в память о том подаренном тулупе, а так же помогает спасти Машу от Швабрина. В итоге все герои проходят путь, который проверяет их силу воли и порядочность. И оказывается, что Швабрин, который вроде бы и дворянин, но совести у него нет и душа у него гнилая. Ведь даже злодею Пугачеву не чуждо понятие чести.

Пример 2

Однако наиболее полно тема нравственности раскрывается на примере судьбы Маши Мироновой. Эта благородная девушка ставила честь и долг превыше всего на свете. Главная героиня романа Александра Сергеевича не вышла замуж за Алексея Швабрина, хотя до приезда Гринева иных кандидатур не было. Но истинное благородство души Маши показывается наиболее полно во время захвата крепости и в течение событий после. Главная героиня не слушается родителей и остается с ними в осаждаемой крепости. Это доказывает её смелость и стремление исполнить долг перед родителями и Отечеством. После захвата Белогорской крепости Машу Миронову выдают за племянницу попадьи. Если правда раскроется, это означает, что главную героиню, как дочь убитого коменданта, наверняка ждёт смерть. Тем не менее, отважная девушка под страхом смерти отказывается выходить за нелюбимого человека, потому что держит обещание, данное жениху. Этот высоконравственный поступок не может не вызывать уважения. Такое чувство долга, осознания собственного достоинства, желания поступать правильно, по совести, как бы ни было тяжело – всё это выдаёт в Маше Мироновой невероятно благородную и сильную личность.

Нравственный выбор

Сочинения

Одним из направлений ЕГЭ является нравственный выбор. Сочинение на эту тему подразумевает рассуждение о том, что заставляет людей поступать так или иначе, какие моральные законы и ценности ими руководят, почему один человек выбирает быть добрым и благородным, а другой — жестоким и подлым. Аргументы для написания эссе можно найти во множестве произведений Чехова, Пушкина, Куприна, Толстого и других отечественных писателей.

Роман А. С. Пушкина сфокусирован не столько на исторических событиях, сколько на внутренних переживаниях и моральных качествах героев. Каждый из них не раз стоит перед трудным нравственным выбором.

Капитанская дочка Петр Гринев

Главный герой — Петр Гринев — благородный и честный человек. Невзирая на увещевания Савельича, юноша бескорыстно делится тулупом с бродягой, выплачивает свой проигрыш. Извиняется перед слугой, хотя господствующее положение позволяет этого не делать. Во время восстания Пугачева Гринев не соглашается присягнуть в верности самозванцу, хотя и понимает, что за этим решением последует казнь.

Гринев проявляет благородство и во время суда, скрывая правду о своих отношениях с Машей Мироновой, хотя это может спасти его от казни. Ценой своей жизни он защищает возлюбленную. Маша тоже оказывается благородной героиней — не побоявшись угроз Швабрина, который грозит отдать ее в руки разбойников, она отказывается выйти за него замуж.

Пугачев, несмотря на то что Гринев отказывается подчиниться и обещает сражаться против него, вспоминает добрый поступок Петра — подаренный тулуп — и дарит ему жизнь. Прощает маленькую ложь о Машиных родителях, помогает освободить девушку от Швабрина. Отказывается сдаться и предпочитает умереть. Все это говорит о том, что Пугачев — хоть и бунтовщик, но тоже благородный человек. У него есть свои понятия о чести, которые не позволяют ему поступить несправедливо и ответить злом на добро.

Перед тяжелым выбором оказываются и родители Маши Мироновой — несмотря на угрозу смерти, они отказываются перейти на сторону Емельяна Пугачева. Мироновы предпочитают умереть, но остаться верными Отчизне.

Швабрин

Совершенно другие качества проявляет антагонист Швабрин — хотя он тоже является дворянином, но из корысти и ради спасения собственной жизни встает на сторону бунтовщика Пугачева, тем самым предав Родину. Описывая таких разных героев, Пушкин дает понять, что статус, воспитание и чин ничего не решают — истинное лицо человека показывает лишь выбор, который тот делает в критической ситуации.

Лена Бессольцева

Главная героиня — Лена Бессольцева — становится очевидцем предательства, которое совершает Димка Сомов — он рассказывает учительнице о том, что весь класс решил сбежать в кино. Лена жалеет мальчика и верит, что он смелый и добрый, поэтому она не выдает Димку и берет вину на себя. Делая такой тяжелый, но благородный выбор, Лена навлекает на себя гнев одноклассников и становится объектом травли. Но даже издевательства и унижения не могут заставить ее рассказать правду. Это говорит о Лене как о смелой и благородной личности.

Полной противоположностью являются одноклассники Лены:

Димка Сомов

Железная Кнопка

  • Димка Сомов не может выбрать: сознаться одноклассникам в своем поступке или продолжать молчать и сохранить свою репутацию. После долгих мучений и угрызений совести Сомов выбирает трусливое молчание. Видя, что Лену травят, он все равно боится открыть правду, потому что ему дороже собственное благополучие и безопасность. Лена рассказывает свою историю дедушке, и тот, с высоты своего жизненного опыта, уже видит, какая жалкая и ничтожная жизнь ждет Сомова.
  • Попов, который тоже слышал разговор Сомова и учительницы, молчит по приказу Шмаковой — он видит, что унижают честную и добрую девочку, но ради расположения одноклассницы не рассказывает правды — это говорит о его слабом и безвольном характере. Правда, позже он все же совершает благородный поступок, и рассказывает обо всем ребятам.
  • Железная Кнопка — один из самых страшных персонажей книги. Она, не разбираясь в мотивах, рубит с плеча: объявляет Лене бойкот. Девочка делит мир на черное и белое — в сердце Мироновой нет места жалости и милосердию. Пожалуй, эта позиция является самой жестокой, так как Кнопка даже не мучается выбором и с легкостью вершит чужие судьбы, не думая о том, к каким страшным последствиям это может привести.
  • Шмакова демонстрирует не менее страшное качество — равнодушие. Она знает, кто предатель, но из собственных корыстных соображений проявляет полное безразличие к судьбе Лены.

Дедушка Лены тоже совершает нелегкий выбор. Несмотря на то, что этот город причинил боль его внучке, он дарит все свои картины городу, а самую любимую — школе, надеясь, что полотно пробудит в ребятах милосердие и сострадание к ближнему.

Казалось бы, более естественно для Лены и дедушки было затаить злобу, отомстить, возненавидеть. Но благородные и великодушные Бессольцевы понимают, что зло разрушает человека и делает его таким же жестоким, как и одноклассники Лены.

Лиза и Эраст

Выбор, который делает Эраст, оказывается роковым — несчастная девушка решает утопиться в пруду. Узнав об этом, герой не может простить себя и до конца жизни остается несчастным. Куприн показывает, что выбор, который делает человек, может в корне изменить не только его судьбу, но и повлиять на жизнь других людей.

Именно поэтому важно тщательно взвешивать свои решения — всего один маленький шаг отделяет человека от света или тьмы.

Татьяна пишет письмо

Полюбив Евгения, Татьяна решается написать ему письмо. Решение очень смелое — в те времена общество непременно осудило бы девушку, которая первой признается мужчине в любви. Совершить такой поступок означало подставить под удар свою девичью честь, но Татьяна ради любви идет на этот шаг.

Годы спустя Татьяна встречает Онегина снова. Несмотря на то, что она все еще любит его, героиня отвергает его предложение и выбирает остаться с мужем. Наверняка это решение далось Татьяне очень нелегко, но она — благородная женщина, и понимает, что, выбрав Евгения, совершит предательство и нанесет страшный удар по репутации мужа. Татьяна остается верна супругу — ее поступок вызывает искреннее восхищение, ведь далеко не каждая женщина способна ради сохранения чести отказаться от своей любви. Именно поэтому Татьяна является нравственным идеалом Александра Сергеевича.

Встреча Онегина и Татьяны

Нравственный выбор совершает и Евгений Онегин. Он мог бы отказаться от дуэли с молодым Ленским, к которому питал истинные дружеские чувства. Но, побоявшись прослыть трусом и упасть в глазах окружающих, Евгений принимает вызов.

При этом Онегин не осознает, что именно боязнь, что его осудит презирамое им общество, и делает его трусом. Ценой его решения становится жизнь молодого дворянина.

Другие аргументы

Русских писателей всегда волновали душевные качества человека.

Проблема нравственного выбора поднимается во множестве литературных произведений, таких как:

Шолохов Судьба человека

Сочинение на тему нравственности — отличный повод для школьников порассуждать о том, что делает человека человеком, и почему так важно принимать взвешенные и ответственные решения, особенно когда на карте стоят жизни других людей.

Читайте также: